УДК 33

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 ГОД И ЕГО АНТИКРИЗИСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Владимиров Никита Андреевич
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Аннотация
В статье рассматриваются пути повышения эффективности и результативности бюджета Российской Федерации. Исследуются экономические показатели федерального бюджета на 2016 год. При этом особое внимание уделяется антикризисным бюджетным мерам.

Ключевые слова: бюджет, бюджетная политика, дефицит, инфляция, налоги, экономический кризис


THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR 2016 AND ITS ANTI-RECESSIONARY ORIENTATION

Vladimirov Nikita Andreevich
Plekhanov Russian University of Economics

Abstract
This article discusses ways to improve the efficiency and effectiveness of the Russian Federation budget. Explores the economic parameters of the federal budget for the year 2016 . With special attention to anti-crisis budget measures.

Keywords: budget, deficit, economic crisis, fiscal policy, inflation, taxes


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Владимиров Н.А. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2016 год и его антикризисная направленность // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61949 (дата обращения: 19.11.2016).

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства , и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения.

По экономической сущности государственный бюджет – это денежное отношение, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для удовлетворения наиболее важных общественных потребностей [7].

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают , прежде всего , такие фискальные рычаги воздействия , как налоги , государственные расходы , трансферты, госзакупки и госзаймы [2].

В процессе составления основного финансового плана государства Федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий , организаций и населения в виде налогов , сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета , которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

При рассмотрении бюджета в первом чтении Государственная Дума утвердила следующие параметры федерального бюджета на 2016  год.  Доходы бюджета запланированы на уровне 13,738   триллиона рублей , расходы – 16,098 триллиона рублей. Дефицит бюджета составит 2,36 триллиона рублей , или 3 процента ВВП. Прогноз на инфляцию , на котором основываются параметры довольно оптимистичный – 6,4 процента , то же касается и среднегодовой цены на нефть марки Urals – 50 долларов за баррель .

Объем Резервного фонда планируется на уровне 5,507   триллиона рублей . Именно он определен в качестве основного источника финансирования дефицита: на его покрытие из фонда в 2016 году планируется потратить 2,137 триллиона рублей.

Кроме того, документ предусматривает выделение бюджетных ассигнований на создание Фонда поддержки отраслей экономики в объеме до 150 миллиардов рублей. Объем внутренних заимствований в 2016 году не должен превысить 300  миллиардов рублей , внешних – 3 миллиарда долларов [1].

Приоритетное значение среди перечисленных показателей имеет общая сумма доходов . Их структура представлена на рисунке 1.

Основная часть доходов формируется за счёт налогов и прежде всего за счёт налоговых поступлений от добычи полезных ископаемых . В последние годы минерально -сырьевой комплекс России обеспечивает около 10% валового внутреннего продукта и около 30% доходов федерального бюджета. Более половины валютных поступлений Российская Федерация получает за счёт экспорта минерального сырья , прежде всего нефти и природного газа . Наиболее значительный налоговый потенциал среди отраслей промышленности, связанных с эксплуатацией минеральных ресурсов, имеют нефтяная и газовая промышленность, чёрная и цветная металлургия , угольная промышленность [5].

Рисунок 1. Структура доходов федерального бюджета по разделам в 2016 году , %

Выйти на прогнозируемый уровень доходов федерального бюджета планируется за счет изменений налогового и таможенного законодательства . В частности , речь идет о сохранении в 2016  году ставки вывозной таможенной пошлины на нефть на уровне 2015  года, а также повышении налога на добычу полезных ископаемых по газу и газовому конденсату для «Газпрома». Кроме того , в прогнозе доходов не учитываются дополнительные поступления от управления средствами Резервного фонда и ФНБ в федеральный бюджет и повышение до 90% доли прибыли ЦБ, зачисляемой в федеральный бюджет.

Создавая бюджетный фонд , государство имеет возможность маневрировать финансовыми ресурсами , сосредотачивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны [7].

Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования социально-экономического развития , которым располагает государство. Доля расширенного консолидированного бюджета , включающая средства государственных внебюджетных фондов, составляет почти 40% всего валового внутреннего продукта .

При правильной бюджетной политике, с учётом мультипликативного эффекта многих статей , бюджет более чем на 50% определяется как экономический, так и социальный рост страны. И напротив , неэффективный государственный бюджет может превратиться в тормоз экономического роста и ухудшить социальное положение граждан . Именно такую негативную роль , по нашему мнению, стал играть наш бюджет в 2012  – 2015 годах , выступив одной из основных причин перехода России к стагнации в 2013 – 2014 годах и рецессии в 2015  году, к ускоренному росту инфляции и возникновении крайне негативного процесса стагнации . После 10 – 15% роста в 2010  – 2012 годах государственный бюджет , темпы роста которого в 2 – 3 раза превышали инфляцию , в период стагнации и рецессии стали неуклонно сокращаться и всё сильнее тянуть экономику и социальную сферу вниз [3].

Геополитические риски, вызвавшие проблемы экономического характера не единственная проблема. Существующая рецессия – это результат эффективности принятия управленческих решений в данной сфере, в частности , Банком России . Рост инфляции в значительной степени спровоцирован ответными санкциями и девальвацией рубля, недостаток кредитных ресурсов вызван долговременной политикой Центрального Банка РФ по демонетизации экономики , низкий уровень вкладов физических лиц – результат по отзыву лицензий и падению рубля [8].

Современная и прогнозируемая бюджетная политика Российской Федерации имеет значительное количество проблем при достаточном количестве финансовых ресурсов и возможности выбора модели его дальнейшего развития . Курс радикальной либерализации экономики не достиг долгосрочных устойчивых показателей развития государства. В целях предотвращения возможных катастрофических последствий очередного мирового экономического кризиса и защиты экономики государства необходимы энергичные шаги по корректировке финансово -экономического курса страны [4].

Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала , характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал , который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства ). В государственном бюджете на 2016 год содержатся меры по смягчению последствий финансового кризиса.

Как уже отмечалось , плановая сумма расходов бюджета на 2016  год почти на 2,4 триллиона рублей превышает сумму доходов. Доля отдельных разделов расходов представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов в 2016  году, %

Как видно на рисунке 2, наибольшую долю в общей сумме расходов занимают расходы на социальную политику , национальную оборону и национальную экономику. Однако несмотря на некоторое повышение суммарной доли расходов на социальный блок, бюджет 2016  года нельзя назвать «социальным» с точки зрения заботы о развитии социальной сферы . Основные изменения в части пенсий свелись к сокращению масштабов запланированной индексации (до 4%, что означает реальное сокращение пенсий на 3–4% при ожидаемой в 2016 году среднегодовой инфляции 7,4%) и очередной (третий год подряд) заморозке накопительной части. Назревшие реформы в этой сфере (в частности , повышение пенсионного возраста) были вновь отложены, несмотря на снижение темпов роста доходов (по итогам первого полугодия 2015 года объем налогов и страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд , вырос всего на 4,8%).

Рост доли затрат по разделу «Национальная экономика » обусловлен включением в него резерва в 342млрд . руб. для реализации мероприятий, осуществляемых на основании отдельных решений Президента России. При этом по большинству подразделов раздела «Национальная экономика » расходы снижаются . Например, расходы на прикладные научные исследования в области национальной экономики снижаются почти вдвое .

Еще в большей степени отход от «социального» характера бюджета проявился в динамике расходов на образование и здравоохранение , вытеснение которых приняло системный характер и проявляется в опережающем сокращении этих расходов и по доле в бюджетных расходах , и в номинальном, и в реальном выражении . Расходы на образование в проекте федерального бюджета сокращаются в 2016  году, по сравнению с 2015  годом – в номинальном выражении – на 8,5%. Частично это объясняется тем, что федеральный бюджет «сбрасывает» расходы на дошкольное и профессиональное образование , которые, в соответствии с разделением бюджетных полномочий должны финансироваться с регионального бюджетного уровня . Следует отметить , что возможности для финансирования дополнительных обязательств в сфере образования у региональных бюджетов зачастую отсутствуют . Уже в 2015 году в условиях недостатка доходов и источников финансирования дефицита , многие регионы приступили к номинальному сокращению расходов. В январе -августе 2015  года по сравнению с тем же периодом прошлого года объем номинальных расходов сократили 18 регионов. При этом 27 регионов за тот же период сократили в номинальном выражении расходы на образование, 9 из них более чем на 5%.

Стратегический путь повышения роли бюджета в социально -экономическом развитии страны должен стать переход к новой экономической политике , к ускоренному росту по 5 – 6 % в год. Это возможно при одном обязательном условии – следует резко повысить долю инвестиций в ВВП, которая у нас сегодня одна из самых низких (около 20%) и при которой не может возобновиться нормальный экономический рост за счёт внутренних источников.

Роль инвестиций в экономике страны состоит в том, что они создают условия для дальнейшего расширения производства и технологического перевооружения путём использования инновационных технологий.

Конечной целью проведения государственной инвестиционной политики является обеспечение роста параметров социально -экономического развития государства. В условиях кризисных явлений , которые характерны настоящему периоду , важное значение имеет интенсификация инвестиционной деятельности [6].

Возрастающие инвестиции эффективно направить в основном на технологическое обновление действующих предприятий , на развитие высокотехнологических отраслей , на создание развитой транспортной инфраструктуры, на увеличение объёмов жилищного строительства, на развитие импортозамещения.

При такой новой экономической политике с модернизацией народного хозяйства заметный экономический рост может начаться уже с 2018 года.


Библиографический список
  1. Бюджет – 2016 прошел первое чтение после долгих споров о судьбе страны – Татьяна Замахина – Российская газета http://www.rg.ru/2015/11/13/budjet-site.html
  2. Бюджет и бюджетная система : учебник / Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов ; под ред. Мст. П. Афанасьева ; [предисловие А. Л. Кудрина]. — 3-е изд., стереотип. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 777 с. — Серия : Университеты России.
  3. Абел Аганбегян. Как оздоровить бюджет //Экономическая политика.2015. Т10 №4.С
  4. Гордиенко М. С. Анализ бюджетной политики Российской Федерации до 2020 года. Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014 №6 – 2, С. 284
  5. Я. Я. Иванова и др. – Налогообложение добычи твёрдых полезных ископаемых в Российской Федерации. Проблемы и пути совершенствования: монография/[Я. Я. Иванова и др.]. – М.:ЮНИТИ–ДАНА, 2015. – 175с.
  6. Литвиненко В. А. ООО Инвестиционные подходы и направления к интенсификации инвестиционных процессов для совершенствования парадигмы Российской экономики/Аудит и финансовый анализ №3. 2015. С. 280.
  7. Лупей Н. А., Соболев В. И. Финансы: учеб. пособие/Н. А. Лупей, В. И. Соболев. – М.: Магистр: ИНФРА-М. 2012, С 77 – 74.
  8. Соболев В. И. Финансовая политика Российской Федерации в 2015 – 2017 гг./–М. Экономика и предпринимательство. № 12. 2014. С. 59.


Все статьи автора «Владимиров Никита Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация