УДК 37.08

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ ШКОЛ СМОЛЕНСКА

Сильченкова Светлана Владимировна1, Кошевенко Светлана Вячеславовна2, Сазонова Наталья Николаевна3
1Смоленский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики
2Смоленский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента
3Управление образования и молодежной политики Администрации города Смоленска, начальник информационно-методического отдела

Аннотация
В статье приведена авторская методика определения уровня информационной культуры образовательного менеджера. Описаны некоторые результаты опроса образовательных менеджеров школ города Смоленска по данной методике.

Ключевые слова: информационная культура образовательного менеджера, компоненты информационной культуры образовательного менеджера, образовательный менеджер, уровни информационной культуры образовательного менеджера.


DETERMINING THE LEVEL OF INFORMATION CULTURE OF EDUCATIONAL MANAGEMENT SCHOOLS OF SMOLENSK

Silchenkova Svetlana Vladimirovna1, Koshevenko Svetlana Vyacheslavovna2, Sazonova Natalya Nikolayevna3
1Smolensk State University, Ph.D., associate professor of economics
2Smolensk State University, Ph.D., associate professor of management
3Department of Education and Youth Policy of the Administration of Smolensk, Head of the information and methodology department

Abstract
The article describes the author's method of determining the level of information culture of the educational manager. We describe some of the results of a survey of educational managers of schools of the city of Smolensk by this method.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сильченкова С.В., Кошевенко С.В., Сазонова Н.Н. Определение уровня информационной культуры образовательных менеджеров школ Смоленска // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61904 (дата обращения: 27.11.2016).

Публикация подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом научного проекта № 15-16-67005

В современном образовательном учреждении важно ответственно подходить к подбору и развитию персонала, к построению индивидуальных траекторий карьерного роста сотрудников, организации их корпоративного обучения. Данные функции относятся к профессиональным обязанностям образовательного менеджера.

Образовательный менеджер – это профессионал-управленец, обладающий инновационным поведением и способный активировать интеллектуальный потенциал организации на основе менеджмента знаний [2, с. 335]. Данный специалист также должен оказывать информационно-педагогическое сопровождение педагогов, создавать и мотивировать группы для работы в проектах, помогать руководителю в принятии решений кадрового менеджмента. Миссия образовательного менеджера в образовательной организации определяется нами как развитие организации посредством развития её персонала.

Поскольку образовательный менеджер выполняет множество функций, связанных с информационной деятельностью, предъявляются высокие требования к уровню его информационной культуры. Информационная культура образовательного менеджера – это совокупность ценностей, знаний, умений, формируемого информационного мировоззрения, а также готовности и способности к самореализации в профессиональной деятельности образовательного менеджера и удовлетворению профессиональных информационных потребностей [1, с. 41].

Для определения уровня информационной культуры образовательного менеджера Кошевенко С.В и Сильченковой С.В. разработана анкета, в структуру которой входят восемь функциональных компонентов информационной культуры образовательного менеджера: мотивационный, нормативно-ценностный, познавательно-операционный, коммуникативный, информационный, критический, креативный и образовательный.

В приведенной ниже таблице представлены вопросы, способствующие выявлению уровня информационной культуры образовательного менеджера с группировкой их по ее компонентам.

Респондент должен оценить степень выраженности у себя каждого из указанных в таблице качеств по шестибальной шкале (от 0 до 5), отметив в таблице выбранный балл удобным способом, например, выделением цветом.

Шкала оценки качеств имеет следующий вид:

0 – полное отсутствие качества;

1 – низкая степень проявления качества;

2 – степень проявления качества ниже среднего;

3 – средняя степень проявления качества;

4 – степень проявления качества выше среднего;

5 – высокая степень проявления качества.

1. Мотивационный компонент

1.1. Наличие интереса к профессиональной деятельности

0 1 2 3 4 5

1.2. Наличие мотивации на достижение результата в профессиональной деятельности

0 1 2 3 4 5

1.3. Понимание необходимости повышения своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора

0 1 2 3 4 5

1.4. Положительный настрой на учебную деятельность, стремление к самосовершенствованию и самообразованию

0 1 2 3 4 5

1.5. Наличие интереса к новым информационным технологиям

0 1 2 3 4 5

2. Нормативно-ценностный компонент

2.1. Понимание ценности информации в процессе принятия решений в профессиональной деятельности

0 1 2 3 4 5

2.2. Знание и соблюдение норм и правил информационной этики

0 1 2 3 4 5

2.3. Понятие об эргономических основах автоматизированного рабочего места и способность организовать его в соответствии с нормативными требованиями

0 1 2 3 4 5

2.4. Понимание ценности и значимости информации для развития личности

0 1 2 3 4 5

2.5. Знание и соблюдение нормативно-правовых актов в профессиональной деятельности образовательного менеджера

0 1 2 3 4 5

3. Познавательно-операционный компонент

3.1. Уровень профессиональных знаний в области образовательного менеджмента и управления человеческими ресурсами

0 1 2 3 4 5

3.2. Знания о видах и источниках информации в профессиональной деятельности

0 1 2 3 4 5

3.3. умение организовать информационную деятельность (сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации)

0 1 2 3 4 5

3.4. Умение работать в библиотеке

0 1 2 3 4 5

3.5. Владение информационными и коммуникационными технологиями на уровне уверенного пользователя в профессиональной деятельности образовательного менеджера

0 1 2 3 4 5

4. Коммуникативный компонент

4.1. Культура речи

0 1 2 3 4 5

4.2. Владение навыками делового общения и готовность к деловой коммуникации

0 1 2 3 4 5

4.3. Владение навыками деловой коммуникации на иностранном языке

0 1 2 3 4 5

4.4. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других, избегая конфликтов

0 1 2 3 4 5

4.5. Способность работать в группе, к сотрудничеству и сотворчеству в профессиональной деятельности

0 1 2 3 4 5

5. Информационный компонент

5.1. Осознание неизбежности перехода к информационному обществу, выделение его характерных особенностей

0 1 2 3 4 5

5.2. Понимание роли информации в информационном обществе и в профессиональной деятельности

0 1 2 3 4 5

5.3. Понимание информации как фактора управления общественным развитием

0 1 2 3 4 5

5.4. Осознание необходимости управления информационными потоками посредством новых информационных технологий в профессиональной деятельности

0 1 2 3 4 5

5.5. Понимание роли человеческого капитала при переходе к знаниевой экономике

0 1 2 3 4 5

6. Критический компонент

6.1. Владение навыком аналитической обработки информации (анализ, систематизация, структурирование, выделение главного, интерпретация)

0 1 2 3 4 5

6.2. Способность ставить под сомнения поступающую информацию и собственные убеждения

0 1 2 3 4 5

6.3. Самостоятельная оценка своих возможностей, достоинств и недостатков как профессионала в области образовательного менеджмента

0 1 2 3 4 5

6.4. Способность и готовность к анализу результатов профессиональной деятельности, в том числе и самоанализу

0 1 2 3 4 5

6.5. Осознание себя как творческой личности, способной изменить профессиональную среду, окружающий мир

0 1 2 3 4 5

7. Креативный компонент

7.1. Способность к распознаванию проблем, определению их возможных причин и путей решения

0 1 2 3 4 5

7.2. Способность к творческому поиску решений профессиональных проблем, умение генерировать идеи

0 1 2 3 4 5

7.3. Умение составить текущий и перспективный план образовательной и профессиональной деятельности

0 1 2 3 4 5

7.4. Способность использовать профессиональные знания, сформированные умения, навыки и опыт деятельности для получения объективно новой информации в профессиональной деятельности

0 1 2 3 4 5

7.5. Способность легко ориентироваться в различных предметных областях, используя информационную деятельность (сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации) как интегративное основание любой науки

0 1 2 3 4 5

8. Образовательный компонент

8.1. Способность аккумулировать и использовать опыт деятельности коллег

0 1 2 3 4 5

8.2.  Готовность и способность к обучению в течение всей жизни

0 1 2 3 4 5

8.3. Готовность к обеспечению процесса приобретения сотрудниками новых знаний и навыков

0 1 2 3 4 5

8.4. Готовность к организации научной исследовательской деятельности и оформлению её результатов

0 1 2 3 4 5

8.5. Способность к контролю и координации деятельности

0 1 2 3 4 5

Поскольку на данный момент в школе нет специалиста-профессионала, который активно занимался бы развитием персонала, эти функции возложены частично на руководителя образовательной организации, частично на его заместителей. В связи с этим, участие в мониторинге принимали руководители образовательных организаций и те их заместители, одним из направлений деятельности которых является развитие персонала организации.

Анкетный опрос на муниципальном уровне проводился под руководством Сазоновой Н.Н. Всего опрошено 52 человека из 26 школ города Смоленска, из них директоров – 26 человек, заместителей директоров – 26 человек.

При анализе итоговых результатов вычислялся средний бал по анкете. Если средний балл от 0 до 2, это соответствует адаптивному уровню информационной культуры респондента; средний балл от 2 (включительно) до 4 – эвристический уровень информационной культуры; средний балл от 4 (включительно) до 5 – креативный уровень информационной культуры.

В целом все опрошенные показали креативный уровень информационной культуры, средний балл по выборке составляет 4,2. По компонентам средние баллы распределились следующим образом:

-       мотивационный – 4,7 балла;

-       нормативно-ценностный – 4,3 балла;

-       познавательно-операционный – 4 балла;

-       коммуникативный – 3,7 балла;

-       информационный – 4,5 балла;

-       критический – 4,1 балла;

-       креативный – 4,1 балла;

-       образовательный – 4,3 балла.

Таким образом, образовательные менеджеры школ города Смоленска демонстрируют высокий уровень сформированности мотивационного компонента (4,7 балла). Это говорит о том, что респонденты имеют интерес к своей профессиональной деятельности и к использованию в ней новых информационных технологий, ярко выраженную мотивацию к достижению результата, стремятся к самосовершенствованию и самообразованию.

Также на высоком, креатином уровне сформировано большинство компонентов информационной культуры образовательных менеджеров, принимавших участие в опросе. Средние баллы по этим компонентам от четырех и выше.

При обработке материалов анкеты было выявлено, что самый низкий балл имеет коммуникативный компонент информационной культуры  – 3,7 балла, что соответствует эвристическому уровню сформированности данного компонента. Это связано с отсутствием готовности опрошенных к деловому общению на иностранном языке (средний балл по этому вопросу – 1,13), в отдельных случаях с неспособностью избегания конфликтов и аргументированного отстаивания своей точки зрения. Общая негативная тенденция была выявлена и в ответе на вопрос об уровне профессиональных знаний в области образовательного менеджмента и управления человеческими ресурсами, а также в ответе на вопрос о готовности к организации научной исследовательской деятельности и оформлению её результатов.

Покомпонентный анализ результатов опроса показал некоторые проблемы в формировании информационной культуры образовательных менеджеров. При рассмотрении индивидуальных ответов на конкретные вопросы можно выявить тех руководителей, уровень информационной культуры которых находится на эвристическом (среднем) уровне. В дальнейшем авторами будет предложена к всеобщему рассмотрению система мероприятий, направленных на повышение уровня информационной культуры образовательных менеджеров города Смоленска.


Библиографический список
  1. Кошевенко С.В. Структурно-содержательные и уровневые характеристики информационной культуры образовательного менеджера // Высшее образование сегодня. 2015. № 7. С. 39–42.
  2. Образовательный менеджмент: учебное пособие для магистратуры по направлению «Педагогика» / Е.В. Иванов, М.Н. Певзнер, П.А. Петряков, Г.А. Федотова, Р.М. Шерайзина, А.Г. Ширин / сост. и общ. ред. Е.В. Иванова, М.Н. Певзнера. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. – 412 с.


Все статьи автора «Сильченкова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация