ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА ПРИ ОБНОВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Амшокова Марина Хажалиевна
Кабардино-Балкарский государственный университет
Колледж информационных технологий и экономики Института информатики и управления преподаватель Цикловой комиссии Экономики и Управления

Аннотация
На сегодняшний день, с учетом состояния экономики России и уровня развития ее производственного потенциала, следует рассмотреть такой возможный способ обновления основных фондов, материально-технической базы предприятий, как лизинг.

Ключевые слова: Аренда, лизинг, лизинговые компании, финансирование


FEATURES OF LEASING COMPANIES WHEN UPGRADING OF FIXED ASSETS

Amshokova Marina Hazhalievna
Kabardino-Balkaria State University
College of Information Technology and Economics Institute of Informatics and Management teacher cyclic commission of Economics and Management

Abstract
To date, given the state of the Russian economy and the level of development of its productive capacity, it should be considered a possible way to upgrade fixed assets, material and technical base of enterprises such as leasing.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Амшокова М.Х. Возможности использования лизинга при обновлении предприятиями основных фондов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/61586 (дата обращения: 10.04.2024).

С целью исследования возможности использования лизинга предприятиями России, необходимо определить, что означает «лизинг», в чем его уникальность и особенности, которые формулируют особые требования к его использованию.

Согласно определения Европейской ассоциации лизинговых компаний: «Лизинг – это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных сферах арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право собственности на весь период лизингового договора» [2].

По Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге [3], финансовый лизинг определяется как операция, которая имеет такие характерные признаки:

- лизингополучатель определяет оборудования и выбирает поставщика, в большинстве случаев не руководствуясь опытом и мнением лизингодателя;

- оборудование, купленное лизингодателем в связи с договором лизинга, который, насколько известно поставщику, или заключен или должен быть заключен между лизингодателем и лизингополучателем;

- лизинговые платежи, которые подлежат уплате по договору лизингу, рассчитываются таким образом, чтобы учесть, в том числе, амортизацию всей или части стоимости оборудования.

Следует учесть, что отсутствует универсальное определение лизинга, поскольку в каждой стране существуют разные законодательные и налоговые модели, которые влияют на организацию и осуществление лизинговых отношений.

За общепринятым определением, лизинг – это соглашение, заключенное между двумя сторонами, согласно которому одна сторона (лизингодатель) предоставляет в пользование другой стороне (лизингополучателю) имущество на определенный срок и за плату.

Однако следует учесть, что указанное определение лизинга может дать характеристику лизинговой операции, но оно не объясняет, как работает лизинг. Для того, что бы определить этот механизм, необходимо рассмотреть два вида лизинга: оперативный и финансовый.

Финансовый и оперативный лизинг существенно отличаются по экономическим и бухгалтерским признакам, и определяются в международном и национальном законодательстве каждой страны.

Как при оперативном, так и при финансовом лизинге, имущество передается в пользование. Главное отличие состоит в том, что при финансовом лизинге лизингополучатель намерен или купить имущество или пользоваться им на протяжении всего срока пользования. Операционный лизинг похож именно на аренду, и лизингополучатель намерен именно использовать имущество во время выполнения определенного задания или реализации проекта.

В России, правоотношения в области лизинга регулируются, кроме вышеуказанной Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге [3], также Гражданским кодексом Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ [1] (далее – Гражданский кодекс) и Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 г. №164-ФЗ [5] (далее – Закон о лизинге).

Согласно, Гражданского кодекса, лизинг – это финансовая аренда, особенностью которой является то, что для передачи в аренду лизингополучателю предмета лизинга, лизингодатель обязуется приобрести его по указанию лизингополучателя [1]. При этом договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.

Такое же определение дано в Законе о лизинге [5]. Но в то же время, в нем уточнено, что лизингополучатель обязуется по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи. Кроме того, согласно Закону о лизинге, договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон. Таким образом, сторонам договора лизинга предоставляется право предусмотреть покупку предмета лизинга лизингополучателем (финансовый лизинг).

Таким образом, можем сделать вывод, что российское лизинговое законодательство определяет лизинг – как форму аренды, однако допускает существенную свободу договорных отношений между сторонами лизинговой сделки, что позволяет максимально учитывать интересы обеих сторон и тем, самым, урегулировать отношения лизинга на свое усмотрение в пределах законодательно установленных пределах.

Рассматривая возможности финансирования предприятий в России путем обновления их основных средств, для начала проанализируем тенденции, статистику и практику лизинговой деятельности на сегодняшний день.

Согласно информации, предоставленной Рейтинговым агентством RAEX вместе с Объединенной Лизинговой Ассоциацией по результатам исследования рынка лизинга в России за 9 месяцев 2015 года, по состоянию на сентябрь 2015 года, сумма новых лизинговых договоров составила около 580 млрд руб., что меньше показателей прошлого года на 23%. Лизинговый портфель за последние 12 месяцев составил около 2,95 трлн руб. [4].

Это, в частности, видно по рейтингу лизинговых компаний по итогам 9 месяцев 2015 года, изображенных в Таблице 1.

Таблица 1. Обзор показателей лизинговой деятельности ведущих лизинговых компаний по состоянию на сентябрь 2015 год*

Место по новому бизнесу (стоимости имущества)

Наименование Лизинговой компании

Объем нового бизнеса за 9 мес. 2015г (сумма стоимости предметов лизинга по новым сделкам, без НДС), млн. руб.

Темпы прироста нового бизнеса 9 мес.2015г./ 9 мес.2014г.

Сумма новых договоров финансового и оперативного лизинга за 9 мес. 2015г., млн. руб.

Объем лизингового портфеля на 01.10.2015, млн. руб.

01.10.15 01.10.14
1 2 ВТБ Лизинг 52 540,0 -32,8% 71 897,0 442 296,5
2 1 «ВЭБ-лизинг» 50 549,1 -41,1% 81 664,1 771 411,4
3 5 «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) 40 638,0 75,4% 74 059,9 369 199,0
4 11 «Государственная транспортная лизинговая компания» 34 529,4 222,4% 60 807,8 173 329,1
5 3 Европлан 17 630,7 -45,6%  Нет данных 42 72,4

*Источник: [4].

Как видим, прирост лизинговой деятельности наблюдается лишь в двух компаниях, «ВЭБ- лизинг» и «Сбербанк-лизинг». В остальных показатели уменьшились. При этом прирост лизинговой деятельности в указанных компаниях был связан с госсубсидированием автомобильного и авиализинга.

По общим показателям, именно за счет авиализинга, наблюдается рост в абсолютном объеме (+29%).

В то же время, неутешительные показатели задолженности по лизингу. По состоянию на 01.10.2015 год задолженность составила около 12% (10% на 01.10.2014), а доля просроченных платежей – не менее 6% (годом ранее 4%) [4].

Помимо невысокой платежной дисциплины клиентов из розничного сегмента, к значительному росту проблемной задолженности на рынке привели банкротство и технические дефолты крупных компаний, таких как «Трансаэро», «МЕЧЕЛ» и другие. Следует учесть, что двумя годами ранее объем проблемных сделок был менее 4%, а на сегодняшний день составляет около 12 %.

По оценке экспертов, за 9 месяцев 2015 года лизингодатели изъяли значительный объем переданной ранее в лизинг техники (около 53 млрд рублей, что почти на 90% больше, чем двумя годами ранее). Подавляющая часть конфискованного оборудования, как правило, реализуется на вторичном рынке (около 90% за январь-сентябрь 2015 года). Однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года лизингополучатели стали активнее брать в лизинг подержанное оборудование: его доля в объеме изъятой техники за последние 12 месяцев выросла с 6% до 10% [4].

Подводя общие итоги, сокращение объема новых договоров лизинга и потери от проблемных сделок сказались на финансовом результате лизингодателей за последние два года. Так, рентабельность капитала компаний за 9 месяцев 2015 года в среднем по рынку составила 6,2% против 11% за аналогичный период 2014 года. Рентабельность активов, несмотря на их сокращение, также снизилась и за январь-сентябрь составила 0,5% (годом ранее 1,1%).

Кроме того, будущие прогнозы лизинговой деятельности указывают на то, что объем нового бизнеса не превысит 510 млрд. рублей. В частности, на половину сократится железнодорожный сегмент, а в авиасегменте за счет государственной поддержки в виде субсидирования лизинга российских самолетов прирост объема нового бизнеса составит около 14%. Государственная программа по льготному лизингу автотранспортных средств окажет поддержку автолизингу, но не удержит его от сокращения (на 20%). Сжатие прочих сегментов рынка составит около 30% [4].

При этом как указывают аналитики, динамика рынка лизинга в 2016 году во многом будет зависеть от масштабов и эффективности антикризисных госпрограмм. Однако из-за отсутствия фундаментальных предпосылок для восстановления лизингового рынка объем нового бизнеса в следующем году, сократится на 10–15% и составит около 440 млрд. рублей [4].

Поэтому, с учетом такой ситуации на рынке лизинговых услуг, лизингодатели ужесточают условия для предоставления услуг лизинга. В частности, на сегодняшний день значительно труднее получить в лизинг оборудование для обновления предприятием основного фонда.

В целом, при выборе предприятием из разных форм и способов своего финансирования, следует учесть следующие преимущества использования именно финансового лизинга при обновлении своих основных фондов, а именно:

1) Более простые схемы обеспечения, поскольку имущество, которое передается в лизинг, одновременно является и основным залогом. В связи с этим, при предоставлении имущества в финансовый лизинг для лизингодателя в большинстве случаев не берет во внимание наличие или отсутствие у лизингополучателя другого имущества. В этом преимущество финансового лизинга перед банковским кредитованием.

2) Доступность к новому современному оборудованию. Лизингодатели, в большинстве случаев, специализируются на определенных видах оборудования, в том числе, иностранных, принимая при этом на себе часть кредитного риска при предоставлении лизингового имущества. Таким образом, предоставляется возможность предприятиям – лизингополучателям, покупать современное качественное оборудование по умеренным ценам.

3) Гибкость. Платежи по договору финансового лизинга можно построить соответственно к денежному потоку лизингополучателя. Лизингодатели меньше интересуются вопросами ликвидности, чем банки, и могут уравнивать часовые рамки своих активов (лизинговых соглашений) и пассивов (кредитные линии банков и торговые кредиты).

В то же время, использование финансового лизинга предопределяется и определенными рисками.

Как и при кредитовании и инвестировании, существует риск неплатежеспособности лизингополучателя (о состоянии задолженности на рынке лизинговой деятельности в России было сказано выше). Только в случае лизинга, убытки от этого несут не только лизингодатель, но и продавец (изготовитель) предмета лизинга.

При этом, как показывает практика, на сегодняшний день к лизинговому платежу, кроме оплаты стоимости предмета лизинга, который рассчитывается в зависимости от срока амортизации, также включены проценты по кредиту (если за кредитные деньги лизингодателем покупалось оборудования для лизингополучателя), вознаграждение лизингодателю, возмещение страховых платежей за страхование предмета лизинга и иные платежи, предусмотренные договором. В совокупности такие платежи могут превышать норму средней прибыли в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, и соответственно, не иметь реальной возможности их оплаты.

Более того, часто лизингодатели требуют крупный невозвращаемый аванс, обеспечение залогом предмета лизинга (стоимость которого может быть завышена на 30 %), а также, в последнее время, и дополнительное залоговое обеспечение иного имущества лизингополучателя (акции, недвижимость и прочее).

Как показывает практика, дополнительно могут быть использованы следующие обеспечительные меры: заключен договор гарантии поставщика о возмещении ущерба лизингодателю, обязательство поставщика выкупить оборудование по фиксированной цене в случае невыполнения лизингополучателем обя­зательств по контракту; ценовые гарантии и прочее.

Все это следует иметь ввиду предприятию при определении способов и форм финансирования своей деятельности.

Анализируя основные положения лизинговых соглашений, практику ведения лизинговой деятельности, мы можем прийти к выводу, что по своей сути лизинг – комплексное понятие, которое имеет широкую, сложную экономическую основу, при этом включает в себя особенности как кредитной, инвестиционной, так и арендной деятельности, которые тесно взаимодействуют и образуют новый организационно-правовой вид хозяйственной деятельности.

Учитывая состояние лизинговой деятельности в России на сегодняшний день, условия, по которым предоставляется в лизинг имущество, можем заключить, что лизинг является удобным и гибким инструментом развития и расширения бизнеса, поскольку имеет возможность в короткие сроки получить современное оборудование для использования в хозяйственной деятельности. То есть, лизинг является оптимальной формой обновления основных фондов предприятиями, которым необходимо скорейшее осуществление тех­нического перевооружения производства для выпуска конкурентоспо­собной продукции. Но чтобы получить в лизинг оборудование, предприятие должно вести достаточно стабильную хозяйственную деятельность на протяжении нескольких лет.

В то же время, учитывая «дороговизну» лизинга, дополнительные меры обеспечения и иные, установленные для его оформления, условия, считаем, что на сегодняшний день, лизинг не целесообразно и не выгодно использовать новосозданными или малыми предприятиями, с учетом отсутствия (или недостаточности) у них своего имущества, оборотных средств, значительной прибыльности. Кроме того, учитывая нестабильную экономическую ситуацию в России и прогнозы по развитию лизинговой деятельности, есть вероятность того, что лизинговые компании – лизингодатели не пойдут на снижение стоимости лизинговых услуг или уменьшения обеспечительной нагрузки на лизингополучателей. Что, соответственно, не даст возможности малым и новосозданным предприятиям воспользоваться лизингом как способом финансирования своей деятельности.


Библиографический список
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996.- № 5.
  2. Европейская ассоциация лизинговых компаний // Режим доступа: http://www.leaseurope.org/ (дата обращения 03.02.2015).
  3. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 года // Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=194 (дата обращения 03.02.2015).
  4. Лизинг в России: итоги 9 месяцев 2015 года // Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/leasing_9m2015/ (дата обращения 03.02.2015).
  5. О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон от 29.10.1998 г. №164-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -  1998. – № 44.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Амшокова Марина Хажалиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация