УДК 316.624

СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЬИ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВАНДАЛИЗМОМ (НА ПРИМЕРЕ ГРАФФИТИ)

Дружинин Георгий Александрович1, Кубышкина Марина Владимировна2
1Северный (Арктический) федеральный университет им М.В. Ломоносова, магистрант
2Северный (Арктический) федеральный университет им М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Аннотация
В статье описывается взаимосвязь социальных характеристик семьи с мотивационными стремлениями подростков, занимающихся вандализмом. В исследование включены 60 человек, 30 подростков имели склонность к такому виду вандализма как граффити и 30 подростков такой склонностью не обладали. Выявлен ряд социальных характеристик, присущих семьям субъектов вандальных действий, а также взаимосвязь данных характеристик с мотивационными особенностями этих субъектов.

Ключевые слова: Вандализм, мотивация, подростки, социальные характеристики семьи


SOCIAL CHARACTERISTICS OF FAMILY AS SUPPOSITIONS OF TEENS MOTIVATION DEVELOPMENT TO VANDALIZE (USING THE EXAMPLE OF GRAFFITI)

Druzhinin Georgy Aleksandrovich1, Kubishkina Marina Vladimirovna2
1Northern (Arctic) Federal University, Master's Degree Student
2Northern (Arctic) Federal University, Candidate of Psychological, Assistant Professor in Psychology

Abstract
The article describes the relationship of the social characteristics of families with motivational aspirations of teenagers involved in vandalism . The study included 60 people , 30 teenagers have a tendency to this type of vandalism, graffiti , and 30 adolescents a tendency not. A number of social characteristics inherent to the families of the subjects vandalnyh action , and the relationship of these characteristics with motivational features of these entities.

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дружинин Г.А., Кубышкина М.В. Социальные характеристики семьи как предпосылки развития мотивации подростков, занимающихся вандализмом (на примере граффити) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61530 (дата обращения: 19.11.2016).

Разрушение и порча имущества в местах общего и частного пользования становится в наше время довольно частым явлением. Портятся лифты, стены, памятники культуры, оскверняются могилы, в ход даже пускаются инструменты.

Вандализм разрушающе действует на сознание подростков. Молодежь всё чаще пробует себя в актах вандализма. Среди людей, склонных к вандализму, как показывают многочисленные исследования и статистические данные, подавляющее большинство  это именно подростки.

Существуют различные определения вандализма как явления. Взяв за основу дефиницию С.А. Кузнецова, мы будем определять вандализм как беспощадное разрушение памятников культуры и искусства, бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.[5]

Анализ научных трудов показал, что в настоящее время эмпирические исследования, посвящённые данному вопросу, практически отсутствуют. Вместе с тем, изучение данного явления крайне необходимо, так как за последнее время в России количество проявлений молодежного вандализма резко увеличилось. Ущерб от него исчисляется сотнями миллионов рублей, вандализм наносит огромный урон личному и государственному имуществу.[1,2,3,4] Требуется более глубокое осмысление проблемы вандального поведения, затрагивая при этом все сферы, в том числе семью.

В настоящем исследовании нас волновали следующие вопросы:

1. Существуют ли особые социальные характеристики семей и подростков, которые можно рассматривать как предпосылки формирования мотивов к вандальным действиям? 2. Какие из социальных характеристик семьи связаны с мотивационными особенностями подростков, занимающихся вандализмом? 3. Каковы ведущие личностные мотивы подростков занимающихся вандализмом?

Наше исследование преследовало две цели: выявить социальные характеристики семей подростков, склонных к вандализму (граффити) и описать взаимосвязь этих характеристик с мотивационными особенностями личности подростков

Были выдвинуты предположения, что существуют определенные социальные характеристики семей подростков, которые могут рассматриваться как предпосылки к формированию мотивов их вандального поведения, к ним относятся: неполная семья и склонность к алкогольному поведению родителей, которые способствуют ослаблению родительского контроля и отстранению родителей от проблем развития личности подростков. В качестве дополнительной гипотезы выступило  предположение, что важными личностными мотивами подростков, занимающихся таким видом вандализма, как граффити, является нереализованные творческие потребности, стремление к самоутверждению, отдыху и развлечениям.

Исследование проходило в период с марта по май 2013 года. Респондентами стали подростки города Архангельска. Выборка респондентов осуществлялась случайным образом и составила 60 человек в возрасте от 14 до 15 лет. Были выделены экспериментальная и контрольная группы: 30 подростков, имеющих склонность к вандализму входило в первую группу, и 30 подростков, не имеющих такой склонности во вторую.

Цели и задачи исследования определили необходимость использования следующих методик:

1)       Опросник «Мотивационный профиль личности», авторская методика М.Л. Кубышкиной. Эта методика позволяет измерить 32 мотива личности, связанных с социальной и предметной сферами деятельности. Преимуществом данной методики является то, что она измеряет целый ряд мотивов личности и позволяет изучить ведущие потребности подростков, занимающихся граффити в контексте двух составляющих мотива, а именно интенсивность эмоционального переживания потребности и действенность мотива, насколько он действительно побуждает  к той или иной деятельности.

2)       Анкета для подростков по выявлению основных социальных характеристик семьи, разработанная под руководством М.Л.  Кубышкиной. Анкета позволяет выяснить, какими социальными характеристиками обладают семьи респондентов, какой эмоциональный фон присутствует в семье, а также основные воспитательные меры, функционирующие внутри семьи по отношению к детям.

Для статистической обработки полученных результатов применялся пакет программ SPSS Statistics 17.0 в котором были использованы следующие процедуры: однофакторный дисперсионный анализ, t-критерий Стьюдента и хи-квадрат.

На первом этапе исследования была предпринята попытка эмпирического изучения связи мотивационно личностных особенностей подростков с социальными характеристиками семей, где они проживают. Первоочередной задачей ставилось выявление тех социальных характеристик семей, по которым семьи подростков, склонных к граффити отличаются от подростков, не обладающих таковой склонностью. Данная задача была поставлена для того, чтобы выявить, есть ли существенные различия в социальных характеристиках семей обычных детей и детей-граффитчиков.

Были выявлены социальные характеристики, по которым подростки, склонные к граффити, отличаются от подростков, не обладающими таковой склонностью:

Подростки, склонные к граффити имеют больше влияния со стороны братьев и сестер, по сравнению с подростками, не имеющих склонности к граффити. С братьями и сестрами живет 66.7% граффитчиков, когда как процент обычных подростков, живущих со своими братьями и сестрами, составляет 46.7%.

Процент занятости родителей граффитчиков ниже, по сравнению с процентом занятости родителей обычных детей. Так, в 51% семей подростков, занимающихся граффити, работают оба родителя, когда как в 70% семей обычных подростков работают оба родителя.

Говоря о присмотре за подростком обоими родителями, мы увидели, что за 66.7% обычных подростков присматривают оба родителя, когда как у подростков-граффитчиков этот показатель составляет всего 26.7%.

Исследуя количество проведенного времени внутри семьи(Рис.1), можно сказать, что гораздо большее число граффитчиков, по сравнению с обычными детьми, проводят очень малое количество времени внутри семьи, что может пагубно отразиться на развитии личности данных подростков.

 Рисунок 1. Время, проведенное внутри семьи.

В большинстве семей граффитчиков отсутствует равное отношение друг к другу. Только 30% подростков, склонных к граффити указали на то, что в семье все равны и все вопросы решаются совместно, когда как  50% обычных детей указали на то же самое.

Количество граффитчиков, у которых отсутствует контроль учебы, больше чем в два раза превосходит количество обычных детей с таким же признаком (36.7% против 16.7%).

У 76.7% обычных детей, контролем над учебой занимаются родители, когда как в семьях с подростками, склонных к вандализму, этот процент составляет 53.3%, то есть всего лишь у чуть больше половины граффитчиков учебу контролируют родители.

В семьях граффитчиков, большее число респондентов ответило, что в их семьях мать иногда употребляет спиртные напитки, когда как в семьях обычных детей, этот показатель в два раза ниже, это объясняется тем, что в семьях обычных детей большинство респондентов ответило, что их мать крайне редко употребляет спиртные напитки, а в семьях граффитчиков количество ответивших также на этот раз в два раза меньше.

Конфликты, связанные с особенностями проведения досуга, возникают чаще в семьях, где воспитывается подросток, склонный к граффити. 30% граффитчиков отметили, что у них довольно часто возникают конфликты в семье, причиной которой служит проведение своего свободного времени, а именно досуга. Когда как всего 10% обычных детей ответили так же.

После выявления различий наша следующая наша задача состояла в том, чтобы оценить значимость признаков, по которым были получены различия в социальных характеристиках семей подростков. С целью выявления зависимости признаков был применен критерий Хи-квадрат. Были выявлены следующие статистически значимые зависимости между  признаками (Табл.1).

Таблица 1. Оценка значимости признаков социальных характеристик семей подростков. (г.Архангельск, 2013, n=60)

Социальные характеристики семьи

χ2

p-level

Присматривают оба родителя

9.643

0.02

Употребление спиртных напитков матерью

6.729

0.081

Конфликты в связи с особенностями проведения  досуга

3.750

0.053

Нет контроля над учебой

3.068

0.08

Контролируют учебу родители

3.590

0.058

Исходя из того, что была выявлена всего одна значимая переменная,  нами было принято решение выбрать переменные с уровнем значимости p<0.09, объясняя это тем, что такое малое количество значимых переменных может быть обусловлено малой выборкой.

На основе полученных вычислений, мы можем с точностью утверждать, что по перечисленным выше социальным характеристикам семей существуют значимые различия, и мы можем сказать, что они не случайны, а имеют четкую взаимосвязь.

Следующим нашей задачей являлся анализ мотивационно-личностных особенностей граффитчиков и подростков, не имеющих склонности к граффити. Для этого необходимо было провести анализ метрических данных, полученных при проведении методики по выявлению мотивационно-личностных особенностей подростков. Анализ необходимо было провести по двум количественно равным группам (N=60). В используемой методике описываются мотивы по трем составляющим:

1)  Интенсивность эмоционального переживания потребности.

2)  Действенность мотива, насколько он действительно побуждает  к той или иной деятельности.

3)  Суммарный мотив.

В данной статье мы будем рассматривать только целостный мотив (Табл. 2), так как значительных различий между мотивом интенсивности эмоционального переживания потребности и действенности мотива обнаружено не было. Для выявления различий между группами был применен Т-критерий Стьюдента для независимых выборок, поскольку по всем мотивационным переменным в обеих группах распределение близкое к нормальному.

Таблица 2. Различия в мотивационных стремлениях подростков. (г.Архангельск, 2013, n=60)

Мотив

F

t

p-level

Стремление к творчеству

0.732

-10.050

0.00

Стремление к познанию

1.701

3.274

0.002

Стремление к известности

0.057

-3.240

0.002

Стремление к острым ощущениям

0.076

-3.831

0.00

Стремление к риску

0.000

-3.414

0.001

Избегание опасности

15.977

2.543

0.014

Исходя из анализа того, как мотив выражается в целом, можно сделать вывод о том, что деятельность граффитчиков определяется следующими мотивами: стремлением к творчеству, стремлением к известности, стремлением к острым ощущениям, стремлением к риску. Наименее выраженным мотивом, по сравнению с обычными подростками выступил мотив избегания опасности и стремление к познанию.

Исходя из целей нашего исследования, нам необходимо было выявить взаимосвязь социальных характеристик подростков, по которым мы получили значимые различия с мотивационно-личностными особенностями подростков, по которым также были получены значимые различия. В качестве сравниваемого мотива был выбран суммарный мотив. Для выявления значимости различий была проведена процедура однофакторного дисперсионного анализа. Напомним, что выборка составила 30 человек – ими являются подростки, склонные к граффити. (Табл.3)

Таблица 3. Взаимосвязь социальных характеристик семей подростков с мотивационно-личностными особенностями подростков. (г.Архангельск, 2013, n=30)

SS

MS

p-level

Нет контр. над учебой – стр. к творчеству

4.188

0.381

0.017

Присматривают оба родителя – стр. к познанию

3.702

0.411

0.056

Досуговые конфликты – стр. к острым ощущениям

3.844

0.129

0.010

В результате проведенной процедуры были выявлены следующие связи:

1) Между переменными «нет контроля над учебой» и «стремление к творчеству» заметна прямая связь. Критерий значимости составляет p=0.017 На основании этого мы можем утверждать, что при недостаточном контроле над учебой, или же вовсе его отсутствии может появляться стремление к творческому самовыражению. Чем это может быть вызвано: во-первых, при отсутствии контроля над учебой, у подростка появляется много свободного времени, которое он должен занять какой-либо деятельностью, в результате этого, он может пробовать себя в различных проявлениях творческого самовыражения, одним из таких проявлений может выступать граффити. Во-вторых, возможно, что в результате отсутствия контроля над учебой, ребенок не получает должного общения с родителями, в результате чего он может испытывать дискомфорт и легкие проявления депрессии. Чаще всего, при депрессии и подавленном настроении стремление к творчеству усиливается, ребенок может начинать писать стихи, с негативным содержанием, либо он может начать рисовать на стенах домов, разница состоит лишь в инструментах самовыражения.

2) Между переменными «присматривают оба родителя» и «стремление к познанию» была замечена прямая связь (p=0.056). Данные переменные наименее выражены у подростков, склонных к граффити. Вообще, на основе полученных данных о различиях мотивационных особенностей подростков, склонных к граффити, и обычных подростков, мы можем утверждать, что стремление к познанию более выражено у обычных детей, которые не имеют склонности к граффити. При этом, заметна такая тенденция, что при ситуации, когда за ребенком присматривают оба родителя, стремление к познанию будет соответственно более выражено, по сравнению с теми подростками, за которыми ведется присмотр только одним родителем. Это связано с тем, что при присмотре за ребенком обоими родителями, осуществляется более полный контроль над различными сторонами жизнедеятельности ребенка. При таком контроле, ребенку может прививаться тяга к получению новой информации, то есть к познанию. Важно сделать так, чтобы ребенок сам захотел искать и получать эту информацию. Но если полного контроля над ребенком не осуществляется, возможны некоторые негативные последствия в воспитании ребенка, в том числе, пониженное стремление к познанию, как в нашем случае с подростками, склонными к граффити.

3) Между переменными «досуговые конфликты» и «стремление к острым ощущениям» была выявлена прямая связь. (p=0.010). На основе полученных данных, мы можем утверждать, что в результате частых конфликтов, связанных с особенностями проведения досуга, может появляться стремление к острым ощущениям. Такая связь обусловлена, на наш взгляд, тем, что при досуговых конфликтах, ребенку постоянно будут указывать, что делать и как делать, причем основной из форм проявления конфликта будет окрики и ругань. Такие предположения по поводу формы конфликта были основаны на результатах ответов опрошенных подростков, склонных к граффити, на наличие преобладающего конфликта в семье. При окриках и ругани, нарушается эмоциональный фон подростка, его эмоциональное самочувствие. Негативные эмоции могут остаться в ребенке, и подросток может от них избавиться, заменив их острыми ощущениями, так, например, занятиями граффити.

Проведенный нами анализ позволил сделать следующие выводы:

  1. Значительная группа социальных характеристик семьи подростка (полная/неполная, условия проживания, доход, т.д.) не обнаружили связи с занятием им граффити и не могут рассматриваться как условия развития этого вида девиантного поведения.
  2. Среди социальных и социально-психологических характеристик семей подростков есть те, которые могут рассматриваться как условия (предпосылки) развития у подростка склонности к вандализму типа граффити. Наиболее значимыми из них являются: употребление алкоголя матерью, недостаток совместного родительского присмотра за поведением и жизнью подростка, отсутствие контроля за его учёбой, конфликты, связанные с тем, как он проводит досуг.
  3. Выявленные характеристики семей связаны как с формированием у подростка устойчивой склонности к граффити (продолжительность занятий, их частота), развитием амбивалентных переживаний (творческий подъём плюс злость), так и со становлением у него идентичности трудного подростка.
  4. Дополнительными характеристиками семьи, которые могут выступать факторами развития склонности к вандализму, является недостаток общения между членами семьи и отсутствие отношения к подростку как к равному. Для уточнения роли этих характеристик необходимо дополнительное исследование на расширенной выборке.
  5. Мотивационно-личностными особенностями подростков-граффитчиков является выраженное стремление к творчеству и известности, признанию в сочетании с тягой к острым ощущениям, риску, стремлением к отдыху и развлечениям, слабым избеганием опасности и низким стремлением к познанию. Комплекс мотивов, занимающих важное место в направленности личности подростка, реализуются в занятиях граффити и не находят реализации в других (социально одобряемых) видах активности.

6. Социальные и социально-психологические особенности семей подростков, занимающихся вандализмом, не являются специфическими для развития данной девиации и скорее выступают как предпосылки развития общего «неблагополучия» подростка.  Специфическим для развития склонности к граффити может быть сочетание выявленных семейных характеристик и природной склонности (биологических предпосылок) ребенка к творчеству, риску и острым ощущениям.

Решение проблем вандализма тесно связано с серьезным научным осмыслением противоправного поведения как девиантного поведения личности. Прежде всего, особое внимание нужно уделять семье, где воспитывается ребенок, склонный к вандализму. Ведь именно семья, социальные характеристики, которой ей присущи, могут являться предпосылками к развитию мотивации к вандальной деятельности. Семья может направить ребенка на правильный путь, привить те ценности, которые должен уважать каждый здравомыслящий человек. Но семья может также превратиться в силу, калечащую личность ребенка, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям асоциальности как вандализм.

Таким образом, мы рассмотрели роль семьи в воспитании личности подростка через призму таких понятий как: вандализм, мотивация деятельности и социальные характеристики семьи.


Библиографический список
  1. Арчаков  М.К. Психологические проблемы экстремистской деятельности. : Вестник амурского государственного университета. Серия: гуманитарные науки.-  2011.- №52.- С.50-54
  2. Волков Е.Н.  Феномен деструктивных культов и контроля сознания. -М.: Журнал практического психолога. – 1996.- № 2.- С. 24
  3. Попова В.В. Кризис современной семьи с точки зрения права и психологии. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. – 2012. – №2. – С.94-98
  4. Скворцова С.Б. Вандализм объектов культурно-исторического наследия и его профилактика. :  Вестник московского государственного областного университета. Серия: педагогика М.: 2010 . – №3.-  С. 73-77
  5. Целуйко, В. М. Психология современной семьи. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.- С. 225


Все статьи автора «Дружинин Георгий Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация