УДК 159.923

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ РАЗНЫМИ МЕТОДАМИ

Шарафутдинова Кристина Эдгаровна1, Шигабетдинова Гузель Мирхайзановна2
1Ульяновский государственный технический университет, студент 2 курса специальности «Издательское дело и редактирование»
2Ульяновский государственный технический университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Политология, социология и связи с общественностью»

Аннотация
Рассматривается понятие копинг-стратегий и то, какие из них наиболее преобладают у человека.

Ключевые слова: копинг-стратегии, психодиагностика, психологическое благополучие, Стресс


DETERMINATION OF COPING-STRATEGIES DIFFERENT METHODS

Sharafutdinova Kristina Edgarovna1, Shigabetdinova Guzel Mirhayzanovna2
1Ulyanovsk State Technical University, 2nd year student of the specialty "Publishing and editing"
2Ulyanovsk State Technical University, candidate of pedagogical sciences, professor of "Political science, sociology and public relations"

Abstract
The concept of coping-strategies and what kind are the most prevalent a human.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шарафутдинова К.Э., Шигабетдинова Г.М. Определение копинг-стратегий разными методами // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61440 (дата обращения: 20.11.2016).

Современный мир полон стрессовых факторов. Как известно, стресс помогает организму поддерживать внутреннюю среду неизменной, постоянной, поддерживая в организме гомеостаз. Стресс реакция развивается не только на негативные воздействия, но и на позитивные, если только они существенно меняют ситуацию для организма.

Как человек выходит из этого состояния, несомненно, важно. От копинг-стратегий напрямую зависит то, как индивид справляется с трудностями в своей жизни, как преодолевает и борется с ними. Данное исследование направленно на изучение влияния копинг-стратегий на борьбу со стрессом. Цель работы: изучение способов выхода из стрессовых ситуаций.

Само понятие «стресс» появилось с начала 30-х годов ХХ века. Введено оно было Уолтером Кэнноном для обозначения «нервно-психического» напряжения. Позже, в 1936 году, канадский физиолог Ганс Селье в своей работе по общему адаптационному синдрому долго избегал употребления понятия стресс. Только в 1946 году Г. Селье начинает систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения. Сам стресс Селье определяет как «неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования» [2]. То есть он рассматривал стресс, как ответ на физиологические раздражители.

Другое определение стресса предложил Ричард Лазарус.  Он предложил связать стресс с психологическими воздействиями на организм. Он предположил, что индивид изначально воспринимает стресс как угрозу, а после, в зависимости от степени угрозы и своих психологических особенностей, выбирает пути преодоления стресса. В результате этого процесса, как считает Лазарус, формируются определенные типы поведения. В 1966 году в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» он описал эти типы поведения как осознанные стратегии преодоления стресса и кризисных ситуаций.

Стресс – состояние физического и психического напряжения, являющееся реакцией на раздражитель – неблагоприятный фактор. В основе этой реакции лежат защитные механизмы организма, однако стрессовые ситуации могут стать причиной физического, или психического нездоровья. В связи с этим у человека формируются защитные психологические реакции на стресс. Р.С.Лазарус, изучая их, обнаружил ряд популярных стратегий защиты от негативных эмоций в стрессовых ситуациях – копинг-стратегии.

Копинг – непрерывно меняющиеся поведенческие попытки человека справиться со стрессом, который оценивается как чрезмерный, или превышающий ресурсы человека: негативными эмоциями – его следствием, или причиной по которой он возник.

В настоящее время под копингами понимают, как правило, произвольные и сознательные действия [9], хотя некоторые исследователи в возрастной психологии придерживаются более широкого определения. В последнем случае к копингам относятся все проявления регуляции эмоционального состояния, включая те непроизвольные процессы, которые обусловлены различиями в темпераменте и привычном поведении.

В целом копинги – это изменчивые процессы. Устойчивые паттерны копингов формируют копинг-стратегии, или личностные стили. По результатам факторного анализа было выделено два вида копингов: проблемно-ориентированные (направленные на преодоление самого источника стресса) и эмоционально-ориентированные (направленные на преодоление эмоционального возбуждения, вызванного стрессором). В последнее время оба вида копингов чаще рассматриваются в контексте эмоциональной регуляции: пусковым механизмом активных действий всегда служит эмоциональное возбуждение, вызванное стрессором.

В ходе эмпирического исследования мы поставили задачу – определить копинг-стратегии разными методами и, сопоставив оба результата, сделать общий вывод. Для проведения эксперимента было использовано два метода: распечатанный опросник Р. Лазаруса, содержащий 56 вопросов, и заранее составленный перечень вопросов для интервью, включающий в себя 21 вопрос на тему стресса и выбора стратегий копинга.

По данным интервью респондент чаще всего упоминал при ответах на вопросы стратегию избегание. Стратегия избегание предполагает попытки преодоления личностью переживаний за счет уклонения: отрицания проблемы, неоправданных ожиданий, отвлечения. При предпочтении данной стратегии могут наблюдаться такие формы поведения в стрессовых ситуациях, как отрицание либо полное игнорирование проблемы, пассивность, вспышки раздражения, переедание, употребление алкоголя и т.п., с целью снижения мучительного эмоционального напряжения. На основании всего выше изложенного можно сделать вывод о занимании пассивного положения в решении стрессовой ситуации. Испытуемый редко берет на себя инициативу принятия о совершении либо несовершении какого-либо действия, предпочитая переждать происходящее вокруг.

По данным опросника WCQ большинство шкал попали под категорию средних значений указанных норм. То есть все стратегии, кроме стратегии избегание менее предпочтительны при выборе испытуемым в затруднительном положении.

Сравнение результатов метода интервью и бланкового опроса выявили наличие общих результатов. И в процессе опроса, и в процессе интервью самым ярким и предпочитаемым вариантом является стратегия избегания. Таким образом, метод интервью и метод опроса Лазаруса при определении копинг-стратегий приведут к походящим друг на друга результатам.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что чаще всего человек в стрессовой ситуации прибегает к стратегии избегания. Но это не значит, что она наиболее эффективна. В повседневной жизни люди мало информированы о копинг-стратегиях и их эффективном использовании для борьбы со стрессом. Это вызывает необходимость проводить тренинги  и лекции на эту тему в школах и университетах, информировать подростков о том, как справляться со стрессом перед экзаменами. Знание копинг-стратегий поможет учащимся правильно моделировать свое поведение и преодолевать стресс с наименьшими для себя потерями.


Библиографический список
  1. Аверьянов Л. Я. Искусство задавать вопросы – М., 1998.
  2. Селье Г. Стресс без дистресса – М., 1982.
  3. Лазарус Р., Фолькман С. Психологический стресс и процесс совладания – М., 1966.
  4. Джидарьян И. А. Представления о счастье в российском менталитете – СПб.: Алетейя, 2001.
  5. Каменецкий Д. А. Неврозология и психотерапия – М. : Гелиос, 2001.
  6. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения – Кострома: Авантитул, 2004.
  7. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей –СПб.: Речь, 2001.
  8. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы – Кострома: Авантитул, 2007.
  9. Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы / Под ред. Журавлева А. Л. и др. – М.: ИП РАН, 2008.
  10. Иванов П. А., Гаранян Н. Г. Апробация опросника копинг-стратегий (COPE) // Психологическая наука и образование. – 2010. – N 1. – С. 82–93.
  11. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление – М.: ПЕР СЭ, 2006.
  12. Вассерман Л. И. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями – СПб, 2009.
  13. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М.: Ин-т психологии РАН, 1995.


Все статьи автора «Шарафутдинова Кристина Эдгаровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация