УДК 37

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ АРГУМЕНТАЦИИ В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Попова Анна
Московский городской педагогический университет
Институт Иностранных Языков, магистрант

Аннотация
В статье рассмотрена технология обучения аргументации в основной общеобразовательной школе на уроке английского языка.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, общеобразовательная школа., технология обучения аргументации, урок английского языка


TECHNOLOGY OF TEACHING ARGUMENTATION IN AN ENGLISH LESSON IN A SECONDARY SCHOOL

Popova Anna
Moscow City Pedagogical University
Institute of Foreign Languages, undergraduate

Abstract
The article describes the technology of teaching argumentation in primary school on English lesson.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Попова А. Технология обучения аргументации в основной общеобразовательной школе на уроке английского языка // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61400 (дата обращения: 19.11.2016).

Научный руководитель – Меркулова Майя Геннадьевна.

В современной методике обучения иностранному языку существует проблема формирования речевых навыков, в частности навыков аргументированного высказывания. Аргументированный дискурс в теории аргументации разработан довольно подробно, например, в работах Ревенко О.А., Калашниковой С.В. [1], [4]. Однако место и функциональные особенности аргументации в рамках ситуации учебного взаимодействия требуют более чёткого описания и определения.

Цель данной статьи заключается в анализе методических приемов обучения аргументированному дискурсу как умению решать поставленные коммуникативные задачи. Следует отметить, что обучение аргументированию на иностранном языке является сложным процессом, который  помимо усвоения грамматического и лексического материала требует развития ситуативного и творческого мышления, умения высказывать свою точку зрения четко и понятно для окружающих.

Традиционно аргументация рассматривалась как составная часть логики, представляющая собой способ рационального убеждения людей в ходе дискуссии, полемики или диспута, т.е. способ, в котором опора делается на разум, а тем самым на рационально-логические методы, правила убеждения и принципы [4, с.57].

В коммуникативном плане аргументация есть процесс передачи, истолкования и внушения реципиенту информации, зафиксированной в тезисе аргументатора. Целью обучения аргументированному дискурсу является формирование определенных монологических умений, а именно: правильно с точки зрения языковых средств, логично и последовательно, с достаточной полнотой, коммуникативно-мотивированно и творчески пользоваться усвоенным языковым материалом для выражения своих мыслей на иностранном языке.

В рамках данного исследования мы рассматриваем аргументативный дискурс как связную речь одного лица, которая ставит перед собой основную цель — сообщение о каких-либо фактах и явлениях объективной действительности, что характеризует его как активный вид речевой деятельности, главной задачей которого является стать объектом восприятия и внимания кого-либо [5, с.98].

Чтобы сформулировать аргументированное высказывание обучающимся нужно приложить много усилий. Причины этого кроются в ограниченных временных возможностях обучения, в личностных особенностях обучающихся, в их лингвистическом опыте, недостаточной сформированности у школьников умений осуществлять речевую деятельность, в отсутствии интереса. Нейтрализовать эти причины можно за счет активизации обучения иностранному языку. Как отмечает Р.П. Мильруд, аргументированное высказывание является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания [2, с.101].

Для формирования навыка аргументированного высказывания используются речевые упражнения, которые в первую очередь обеспечивают мотивированную инициативность обучающегося на решение определенной речемыслительной задачи, например, упражнения с опорой на текст и без. При выполнении речевых упражнений обучающимся предлагаются различные опоры, помогающие порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с их жизненным и речевым опытом.

Для развития умений аргументированного высказывания используются речевые упражнения, отличительными признаками которых являются наличие речевой стратегии и тактики говорящего. Стратегическая направленность проявляется в том, что у говорящего есть определённая «сверхзадача», та линия, которую он проводит в общении. Каждая составляющая его фраза будет выполнять какие-то тактические задачи. Адекватными средствами для решения задач являются речевые упражнения (РУ) [3, с.156].

Речевые упражнения на формирование умений подготовленной и неподготовленной речи предполагают видоизменение и дополнение высказывания: с опорой на формальные признаки (ключевые слова, план, заголовок); с опорой на источники информации (картинка, фильм, текст);  с опорой на изученную тему. Например: воспроизвести высказывание с изменением начала или конца; составить рассказ (по ключевым словам, плану); определить и кратко обосновать тему прочитанного или прослушанного рассказа.

С целью развития навыков аргументированных высказываний обучающихся можно попросить воспроизвести высказывание с изменением начала или конца;  составить рассказ (по ключевым словам, плану);  определить и кратко обосновать тему прочитанного или прослушанного рассказа;  выделить основные смысловые части рассказа и озаглавить;  пересказать либо близко к тексту, либо кратко; перевести диалог в монологическую речь.

Речевые упражнения на развитие неподготовленной речи включают следующие задания: придумать заголовок к тексту и обосновать; описать картину, которая не связана с изучаемой темой; составить ситуацию с опорой на ранее прочитанное, услышанное; определить суть высказывания; охарактеризовать действующих лиц, место действия; составить краткое объявление, тексты открыток [7].

Социальные сети являются одним из основных инструментов общения для обучающихся, поэтому чаты были выбраны для составления системы упражнений по формированию навыка аргументированного высказывания, т.к. чаты являются более доступным и простым способом общения между обучающимися. Данный комплекс упражнений основывается на определенном алгоритме. За основу были взяты отдельные высказывания  обучающихся в переписке друг с другом на английском языке, которые стимулируют реакции собеседника и мотивируют к дальнейшему общению. [1]

Учитывая это, были отобраны следующие реплики-стимулы из чатов : What kind of transport do you use most? What about having 10-days holidays after New Year? What is your relation to drugs? What do you do in your free time? What type of music do you prefer? Why?

Исходя из этого, разработан комплекс упражнений, в результате выполнения которых обучающиеся смогут участвовать в общении со своими сверстниками на английском языке, при том аргументировано и корректно реагировать на любые реплики-стимулы своих собеседников. Выполнение упражнений осуществляется поэтапно.

Topic 1. What kind of transport do you use most?

Этап 1. Активизация лексико-грамматических структур.

Exercise 1.  Read and translate into Russian.

an  airship

a  spaceship

a  bicycle

a  car

a  horse

a  helicopter

a double-decker

a bus

a  motorcycle

a  van

a  plane

a  train

a  coach

a  ship

a  hot-air  balloon

underground

a  boat

Активизация тематических лексических единиц служит опорой и тактической задачей для выполнения последующих упражнений.  На данном этапе происходит подготовка к активному использованию речевых образцов.

Этап 2. Построение высказывания на уровне фразового единства.

Exercise 2. Make up your own sentences using the words in the chart.

Лексико-синтаксическая схема является содержательной опорой для построения нескольких предложений (возможно связанных друг с другом), она помогает строить высказывания по заданной теме, проблеме. На данном этапе решается и другие задача: правильное использование лексико-грамматических структур для построения микро-высказываний.

Этап 3. Выполнение речевых упражнений.

Exercise 3. Make up a dialogue using the following questions.

Where are you from?/ Where do you come from? What is your place famous for? How do you get to your capital city from your place? Do you like living there? Why? What kind of transport do you prefer? Prove your choice.

Диалог-расспрос актуализирует взаимоотношения участников общения, т.е. данное упражнение ориентировано на стимулирование взаимного общения. На данном этапе развивается умение переходить от предыдущих речевых образцов к следующему этапу, добиваясь при этом логической связи предложений по изученной теме.

Exercise 4. Give arguments while answering the following questions.

  1. What kind of transport do you use most?
  2. Why not only go by car?

Use the following words and word combinations: I think that… As for me…  I believe that… I guess that… I`m not sure that… I don`t think that… I would say that…

Adjectives: Cheap, Fast, Slow, Safe, Noisy, Quiet, Clean, Dangerous, Expensive, Interesting, Comfortable, Entertaining.

For example: As for me traveling by plane is fast and comfortable.

  1. ____________________________________________________
  2. ____________________________________________________
  3. ____________________________________________________
  4. ____________________________________________________

Данное упражнение включает в себя элементы рассуждения и более полную аргументацию. Обучающиеся пытаются развить умение выражать свое личное отношение к фактам или событиям, формулировать критическую оценку и доказывать правильность личного выбора; привлекать к своей речи элементы рассуждения, аргументации, используя смысловые опоры.

Процесс развития умения аргументирования также выстраивается на материале текста. В данном случае алгоритм работы включает в себя три этапа. Комплекс упражнений на материале текста:

Этап 1Предтекстовый этап.

Topic 2. What about having 10-days holidays after New Year?

Exercise 1. Before reading the text, suggest your answers to the following questions:

- When do you start getting ready for this holiday?-Why is New Year a family holiday?- Why do you enjoy this holiday?- What do you usually do during this holiday?

Вопросы помогают создать учебно-речевую ситуацию, а также мотивируют высказывания обучающихся. Отвечая на некоторые вопросы, обучающиеся должны объединить 2-3 фразы в сверхфразовое единство.

Этап 2. Текстовый этап.

Exercise 2. Read the text “Russians happier after “10 days of New Year’s horror””January 14, 2013 Dadan Upadhyay, specially for RIR.

Exercise 3. Find the sentences which express the main idea. Underline them.

Подчеркнутые предложения будут служить опорой, которая в дальнейшем поможет при высказываниях обучающихся.

Этап 3. Послетекстовый этап.

Exerxise 4. Give your arguments for and against using the ideas in the chart.

Это упражнение характеризуется новыми логическими задачами и обязательным увеличением объема высказывания. При этом для ответа могут быть использованы аргументы из текста. Здесь обучающиеся должны включать элементы рассуждения и более полной аргументации. Развиваются умения выражать свое личное отношение к фактам или событиям, о которых выражается обучающийся.

Exercise 4. Compare different points of view and give your arguments.

- What is your opinion about 10days holidays after New Year. Do you approve of it?

- As for me, I think it is not bad to have 10days holidays after celebrating New year. I’m not against.

- I don’t like 10 days off. It’s a waste of time. Nothing to do for people.

В упражнении обучающиеся учатся обосновывать свою точку зрения, приводить аргументы и контраргументы, логично связывать предложения, используя смысловые образцы, которые мотивируют обучающихся к логичному и последовательному высказыванию.

В настоящей работе был рассмотрен процесс формирования навыка аргументированного высказывания, что является одной из основных практических целей обучения иностранному языку, служит основным источником получения информации, обеспечивает при этом сохранность и пополнение запаса знаний и возможность использовать их в любых обстоятельствах.

Обучение аргументированному высказыванию на основе сверхфразового единства составляет сложность на этапе развития речевого умения. Таким образом, для эффективного обучения аргументированному дискурсу следует соблюдать строгую последовательность методических действий, необходимых и достаточных для успешного овладения данным видом речевой деятельности. Знание особенностей организации речевых упражнений позволяет организовать учебные занятия таким образом, чтобы процесс обучения способствовал повышению мотивации и познавательной активности обучающихся.


[1]    Айгуль Шафигуллина : Hi! Happy new year everyone! I’m from Tatarstan. It is -10C in Kazan. I want to know your opinion about 10days holidays after New year, do you approve it?Vladimir Belikov: One more attempt of a topic. Especially for younger people. Do you use narcotics? Have you tried narcotics at least once? If you have never tried narcotics and you are offered to try some, would you try? Do you think taking illegal drugs (narcotics) is cool? You do not need to answer all questions, one or two would be not too bad for a start.


Библиографический список
  1. Калашникова С.В. Лингвистические аспекты стилей мышления в аргументативном дискурсе. Дис. канд. фил. наук: 10.02.19 Калуга, 2007.
  2. Мильруд  Р.П.,  Максимова  И.Р.  Современные  концептуальные  принципы  коммуникативного  обучения  ИЯ//Иностранные  языки  в  школе,  №  4,  2000.
  3. Пассов Е.И. Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение. – 2012.
  4. Ревенко О.А. Диалог-спор в лингвистической теории аргументации (на материале совр. англ. языка): Дис. канд. филол. наук. Красноярск: Красноярск. гос. ун-т, 1999.
  5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002.
  6. Clyne M. Intercultural communication at work .Cultural values in discourse. – New York: Cambridge University Press, 1994.
  7. http://tutorblog.ru/metodika-prepodavaniya/o-kommunikativnom-podxode-v-prepodavanii-inostrannyx-yazykov.html


Все статьи автора «Анна Попова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация