ТВОРЧЕСКОЕ ПИСЬМО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Гузь Ю.А.1, Титова Т.О.2
1Южный Федеральный университет, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой филологии
2Южный Федеральный университет, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, студентка 4 курса

Аннотация
Современная школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в условиях динамично развивающегося общества. В связи с этим можно говорить о том, что учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на выполнение нового социального заказа – формирование творческой социально-адаптированной личности, воспитание ее самостоятельности, инициативы, ответственности, способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности.

Ключевые слова: иностранные языки, мотивация, самодеятельность, самообразование, творческая активность, эффективная организация занятия


CREATIVE WRITING AS A MEANS OF INCREASING STUDENT MOTIVATION IN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

Guz Y.A.1, Titova T.O.2
1Southern Federal University, Ph.D., assistant professor of German philology
2Southern Federal University, 4th year student

Abstract
Modern school aims to prepare the young generation for life and work in a dynamic society. In this regard, we can say that the educational process should focus on implementation of the new social order - forming a creative socio-adapted personality, upbringing of her independence, initiative, responsibility, creativity in a variety of fields.

Keywords: creative activity, effective organization of classes, foreign languages, initiative and self-education, motivation


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гузь Ю.А., Титова Т.О. Творческое письмо как средство повышения мотивации учащихся в обучении иностранному языку // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/61323 (дата обращения: 18.04.2024).

Знаете ли Вы, что первоначально слово «школа»,  произошедшее от греческого «сколе», обозначало «досуг»? Действительно, в те далекие времена в школах собирались для приятного времяпровождения, ведения бесед и дискуссий, обмена мыслями и идеями, передачи знаний от старших к младшим в непринужденной обстановке. Почему же увлекательные занятия и радужные учебные дни превратились в серое однообразие, следование монотонной рутине, начинающейся со слов «Дети, открываем учебник» и заканчивающейся фразой «Закрываем учебник»? Все потому, что творческим подходом к обучению пренебрегли в пользу «шаблонов» и «стандартов», делающих учебный процесс удручающим и тягостным как для учеников, так и преподавателей.

К счастью, ситуация не критична. В последнее время образовательный процесс претерпевает существенные изменения. Человечество постепенно осознает, что модернизация процесса обучения должна заключаться в поиске таких педагогических методов и приемов, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на творческую деятельность. Учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на выполнение нового социального заказа – формирование творческой социально-адаптированной личности, приспособленной к жизни и труду в условиях динамично развивающегося общества. Ключом к созданию такой личности является творчество.

Что же мы понимаем под творчеством? Можно, конечно, обратиться к трудам известных ученых, которые видят сущность творческого процесса «в реорганизации имеющегося опыта по формированию на его основе новых комбинаций» (А. Матейко, с. 300), как «создание с помощью действия нового продукта» (К. Роджерс, с. 74 ) или как «деятельность человека по преобразованию действительности (как природной, так и социальной), завершающаяся созданием нового оригинального продукта; процесс конструктивных преобразований информации и созидания инновационных результатов, субъективно и объективно значимых» (Ильин, с. 12). В педагогическом контексте творчество – это способ положительной мотивации обучения, призванный развить в учащихся повышенную интеллектуальную познавательную активность, внутреннюю потребность в новых знаниях, настойчивость, трудоспособность, умение самостоятельно ставить цели и находить пути их достижения. А можно, опираясь на собственный опыт и понимание данного термина, самим составить ассоциограмму к данному слову.

В З А И М О Д Е Й С Т В И Е                  
            И Н Д И В И Д У А Л Ь Н О С Т Ь  
                Э М О Ц И О Н А Л Ь Н О С Т Ь
                  О Р И Г И Н А Л Ь Н О С Т Ь
                  У Ч А С Т И Е              
      В О О Б Р А Ж Е Н И Е                  
      У Д О В О Л Ь С Т В И Е                
        И Н И Ц И А Т И В Н О С Т Ь          
          Д Е Й С Т В И Е                    
                С П О Н Т А Н Н О С Т Ь      

 

                A С t i o n        
          I n t e r a k t i v i t y
I n i t i a t i v e                
        S p o n t a n e i t y      
    I m a g i n a t i o n          
          E m o t i o n s          
          I n d i v i d u a l i t y
              O r i g i n a l i t y
         C o m p e t e n c e        
          E n j o y m e n t        

 

            I n t e r a K t i o n              
                    S t r a t e g i e n        
          E m o t i o n e n                    
                      S a c h k o m p e t e n z
                S p o n t a n e i t ä t        
                    O r i g i n a l i t ä t    
        I n i t i a t i v e                    
              D y n a m i k                    
                  F a n t a s i e              
I n d i v i d u a l i t ä t                    
                    Ä s t h e t i k            

В педагогическом контексте творчество – это способ положительной мотивации обучения, призванный развить в учащихся повышенную интеллектуальную познавательную активность, внутреннюю потребность в новых знаниях, настойчивость, трудоспособность, умение самостоятельно ставить цели и находить пути их достижения. При традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы деятельности. Задача преподавателя заключается в создании таких условий обучения, которые постоянно бы направляли детей на«творческий»путь решения поставленной проблемы. Неслучайно одним из дидактических принципов был провозглашен деятельностный характер обучения, который выражается во внутренней (когнитивной) активности, а также внешней активности учащегося. Развитие творческой активности возможно только при непосредственном взаимодействии человека с окружающей действительностью и  другими участниками творческого процесса, в результате которого у детей есть возможность проявить собственную инициативность, индивидуальность и оригинальность. На уроках творческая работа учащихся является способом установления коммуникации между преподавателем и классом, каждым учеником в отдельности, а также среди всех учащихся. Действенность организации творческой деятельности в рамках учебного процесса обуславливается не проведением игры или оформлением стенгазеты как таковыми, а ее построением по доступным для детей правилам, атмосферой непосредственности и раскованности, которую она создает, заинтересованностью участников, их готовностью к групповой деятельности и обмену идеями, использованием ими своего воображения. Применяя к своим занятиям креативный подход, преподаватель тем самым  вызывает у учащихся устойчивый интерес к своим занятиям, поскольку творческий вид работы не может не приносить удовольствие. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что высокоэффективной творческая деятельность на уроке будет лишь в том случае, если она носит спонтанный характер, а не обсуждается заранее с учащимися.

В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Этот акт не всегда вполне сознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъёмом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний и умений, высокой значимостью коллективной работы и в то же время проявлением собственной индивидуальности и креативности.

Иностранный язык один из предметов, который может помочь ребенку максимально раскрыть свой творческий потенциал. Причина этому – специфика иностранного языка как учебной дисциплины, которая определяется его отличием от всех других школьных предметов по целому ряду характеристик. В процессе обучения ученик при помощи преподавателя создает  коммуникативные ситуации из реальной жизни, включая свое переживание, воображение и отношение к определенному повседневному сюжету. Создавая свои иллюстрации к тем или иным диалогам, высказывая свое мнение, разрабатывая проекты, сочиняя сказки и истории, составляя эссе и т.п., учащиеся модифицируют предложенное учебником содержание и тем самым становятся подлинными соавторами творческого учебного процесса.

Впрочем, и у методики обучения иностранному языку ей свои неразрешенные проблемы. Такова, например, проблема обучения творческому письму. Некоторые преподаватели придерживаются строгой последовательности: сначала изображение, затем чтение, только потом письмо. Исследователи в области письма, однако, утверждают, что свободное, творческое письмо развивает способности и представляет собой, как и чтение, аналитическую языковую деятельность, являясь не рецептивным, а продуктивным видом речевой деятельности. Это значит, что письмо не изолировано от других видов речевой деятельности, а напротив, является комплексным навыком. Само собой разумеется, что в центре задачи обучения творческому письму изначально должны находиться такие задания, которые соответствуют возрасту и уровню развития учащихся, вызывают их особый интерес и желание высказаться, в том числе и в письменной форме. Преподавателям следует понимать, что в центре этой работы апробация собственных сил ученика, а не целенаправленный поиск ошибок как повод для наказания за его попытку.

Творческие письменные задания не должны быть угрозой, а должны помогать научить завязывать контакты с представителями другой культуры и выражать себя через письменную речь на иностранном языке. Значение этого умения в век электронной почты, факсимильной и компьютерной связи очень велико. Поэтому с первых шагов обучения иностранному языку необходимо давать письменные творческие задания, от очень простых до написания писем, сочинений, составления наблюдений и т.д.

Путь к свободному письменному выражению, по мнению многих методистов, идет от слова к предложению, от предложения – к тексту. А модель процесса обучения творческому письму должна включать в себя фазы постановки задачи,  подготовки к ее выполнению и лишь затем переключение на непосредственную работу над данной задачей. На наш взгляд, будут очень эффективны задания следующего плана: детям предлагается написать письмо другу или подруге о том, как прошел их день рождения. Далее необходимо активизировать необходимые лексические единицы и речевые средства. Учитель пишет на доске ключевое слово “Birthday” и вместе с учениками составляет ассоциограмму.

Следующий этап – на ее основе упорядочить полученный лексический материал; сформулировать вслух или про себя, устно или письменно, отдельные фразы, предложения, сочетания. Детям должно быть предоставлено достаточное количество времени для того, чтобы поразмыслить над правильным формулированием своих мыслей, составлением по возможности целостного рассказа.

Очень действенным на ранних стадиях обучения, как нам кажется, является прием «передачи контроля» детям. Не секрет, что даже самый непослушный ребенок станет «шелковым», если создать для него видимость, что он является организатором деятельности, что он главный. Так, например, каждому ребенку можно поручить нарисовать серию картинок, изображающих какую-либо историю, а затем предложить остальным составить и написать по ним небольшой рассказ, пусть и не из распространенных, а простых предложений. Поскольку подобные задания предполагают владение учащимися определенной лексической базой, учителю следует тщательно обдумать тему для рисунков, а значит и рассказов.

В заключение хотелось бы отметить, что творческий потенциал каждого ученика должен быть распознан и раскрыт преподавателем посредством применения к своим урокам иностранного языка креативного подхода, стимулирования и мотивирования детей к творческой деятельности, построения занятий по принципу доброжелательности, позитивного отношения к ученикам и всему учебному процессу. Современное образование должно быть ориентировано на  свободу мыслей и действий, что чрезвычайно важно при обучении иностранному языку и в частности творческому письму. Все полученные знания учащиеся должны уметь самостоятельно осмысливать и применять на практике, не боясь ошибиться и мыслить не «по стандарту». Неслучайно в китайской культуре существует пословица: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Позволь мне сделать – и это навсегда останется моим».


Библиографический список
  1. Роджерс К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994. С. 74
  2. Матейко А. Условия творческого труда. М., 1970. С. 300
  3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. : Питер; СПб.; 2009. С. 12


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гузь Юлия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация