СПОСОБЫ СЕМАНТИЗАЦИИ НОВЫХ СЛОВ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Баскаева Жанна Хасанбековна1, Габуева Милана Заурбековна2
1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования
2Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, студентка 3 курса психолого-педагогического факультета

Аннотация
Данная статья посвящена обзору способов семантизации новой лексики на уроках русского языка в начальной школе. Проведенное исследование позволяет утверждать, что выбор способа толкования слова должен проводиться с учетом выделенных аспектов в структуре его лексического значения, а также познавательной ценности лексической единицы.

Ключевые слова: лексическое значение слова и его аспекты, пополнение и активизация словаря младших школьников, способы семантизации новой лексики или неизученных ЛСВ многозначного слова


METHODS SEMANTIZATION NEW WORDS AS AN IMPORTANT ASPECT OF LEXICAL WORK AT RUSSIAN LESSONS IN ELEMENTARY SCHOOL

Baskayeva Zhаnnа Khasanbekovna1, Gabueva Milan Zaurbekovna2
1North Ossetian State University of Costa Levanovich Khetagurov, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of primary and pre-school education
2North Ossetian State University of Costa Levanovich Khetagurov, 3rd year student of the Faculty of Psychology and Education

Abstract
This article provides an overview of ways semantization new vocabulary at Russian lessons in primary school. The study suggests that the choice of method of interpretation of the word should be based on selected aspects of the structure of its lexical meaning, as well as the cognitive value of the lexical unit.

Keywords: lexical meaning of the word and its aspects, replenishment and activization of the dictionary of younger school students, ways of a semantization of new lexicon or not studied LSV of a polysemantic word


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Баскаева Ж.Х., Габуева М.З. Способы семантизации новых слов как важный аспект лексической работы на уроках русского языка в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/60951 (дата обращения: 13.03.2024).

Развитие речи младшего школьника является одним из важнейших показателей его общего развития. Развитие речи, по определению М.Р. Львова, ― это процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилистикой) и механизмами речи (ее восприятием и выражением своих мыслей); иными словами, это овладение совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме [1].

Речевое развитие учащихся начальных классов привлекало внимание таких исследователей, как Т.А. Ладыженская [2], М.Р. Львов [1, 3], А.Н. Матвеева [4], Н.И. Политова [5], М.С. Соловейчик [6] и др. Все ученые-методисты отмечали, что в работе по развитию речи упражнениям над словом необходимо уделять особое внимание в связи с тем, что лексикон младших школьников обычно небогат, редко выходит за рамки обиходно-бытовой лексики. Обычно дети знают прямое значение слов, но не могут использовать те же слова в переносном смысле. Это обстоятельство значительно обедняет их речь, делает ее мало выразительной. Учащиеся начальных классов еще не могут полностью осмыслить такие важные категориальные лексико-семантические отношения, как многозначность, синонимия, антонимия.

Таким образом, рассматривая проблему развития речи учащихся начальных классов, прежде всего следует остановиться на работе над словом, его лексическим значением как базовым компонентом языка и речи. Поэтому среди разнообразных упражнений по развитию речи существенную роль играют лексические упражнения. Они направлены на расширение словарного запаса учащихся, на выработку у них умения выбирать для выражения своих мыслей такие слова, которые будут наиболее точными, уместными выразительными в конкретной речевой ситуации.

В ходе словарных упражнений перед младшими школьниками раскрываются лексические возможности русского языка и его изобразительно-выразительных средств, детьми осваивается большое количество слов, грамматических форм и те оттенки смысла, которые связаны с усвоением формы слова. Параллельно младшие школьники учатся употреблять новые слова в собственной речи, используя их сначала в составе

Таким образом, развитие речи младших школьников на лексическом уровне имеет особое значение для обогащения их словарного запаса. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», – писал известный учёный-методист А.В. Текучев [7, 98].

Важным аспектом лексической работы на уроках русского языка в начальной школе признается активизация словаря. А следовательно, учитель должен помочь учащимся начальных классов усвоить сочетаемость и сферу применения пассивной лексики, то есть перевести ее в активный словарный запас. Лексическую единицу можно считать активизированной, если она была употреблена учащимся в беседе, пересказе, изложении, сочинении и т. д., так как владение словом подразумевает не только знание его семантики, но и синтагматики, а также сферы употребления.

Методикой разработаны различные приемы толкования лексических значений незнакомых слов, с которыми младшим школьникам приходится сталкиваться в своей учебной деятельности. Какие именно приемы целесообразно использовать учителю в каждом конкретном случае прежде всего зависит от особенностей лексической семантики слова. Поэтому в содержательном отношении лексическая работа включает в себя предъявление и семантизацию лексических единиц, их группировок и свойств, так как правильность именно этих процедур создает необходимые условия для адекватного усвоения лексики.

Предъявление и семантизация могут быть правильными только в том случае, если учитель хорошо представляет себе их объект и его внутреннее устройство. Поэтому, в первую очередь, необходимо выяснить, какую интерпретацию лексических единиц, их группировок и свойств можно считать целесообразной в педагогическом отношении.

Прежде всего, определим, что такое слово и как мы понимаем термин «лексическое значение слова».

Слово – это звук или комплекс звуков, имеющий значение и употребляющийся в речи как некое самостоятельное целое.

Отличительной особенностью слова является единство лексического и грамматического значения. Значение слова определяется рядом факторов:

1)                 соотнесенностью с соответствующим логическим понятием;

2)                 обусловленностью свойствами той части речи, к которой принадлежит слово;

3)                 зависимостью от общественно осознанных и устоявшихся контекстов употребления слова, от конкретных синтагматических связей с другими словами в тексте;

4)                 обусловленностью парадигматическими связями (синонимия, антонимия и т.п.) [8, 40].

Лексическое значение слова – это специфически языковое отражение реалии, ее краткая характеристика. Если главное предназначение понятия – дать полное научное описание предмета (явления), то основная функция значения – экономно и эффективно намекать на определенное внеязыковое содержание, на специальные знания, имеющиеся в человеческом опыте [8].

С методической точки зрения, на наш взгляд, важен учет различных аспектов лексического значения, взаимосвязанных друг с другом в пределах единого целостного объекта.

1. Сигнификативное, или абсолютное, значение лексической единицы представляет собой специфически языковое отражение действительности. Именно этот аспект значения раскрывается в толковых словарях. По определению А.И. Смирницкого, это – «известное отображение предмета, явления или отношения в сознании… так называемой внутренней его стороны, по отношению к которой звучание слова выступает как материальная оболочка…» [9, 50].

2. Структурное значение – это формальная характеристика слова, которая демонстрирует его место в лексико-семантической подсистеме языка. В основе структурного значения лежит отношение знаков друг к другу. Следует различать два типа структурного значения: синтагматическое и парадигматическое. Синтагматическое значение характеризует речевые, линейные отношения слова, его сочетаемость с другими единицами в речевой цепи. Поэтому это одна из важнейших характеристик, раскрывающая закономерности употребления слов в контексте, без учета которой невозможно построение эффективной лексической работы в начальной школе, так как для активизации слова в собственной речи ребенок должен знать не только значение, но и особенности сочетаемости, употребления в речи лексической единицы.

Парадигматическое структурное значение характеризует языковые нелинейные отношения лексических единиц, образующих в силу их семантической общности определенный класс (парадигму в широком смысле этого слова). Это способность слова иметь синонимы, антонимы, омонимы, входить в тематические группы, семантические поля и т. п.

3. Эмотивное значение – это эмоционально-оценочный, экспрессивный компонент слова, который выражается, как правило, с помощью стилистически маркированных лексических единиц, например, лик, очи. Оно носит прагматический характер и определяется как отношение говорящих к словам и к тому, что они обозначают, закрепленное в языковой практике, а также соответствующее воздействие слов на людей. Лексические единицы, обладающие эмотивной ценностью, не только понимаются, но и эмоционально переживаются. Поэтому работа над подобным аспектом значения слов должна начинаться уже в начальной школе, так как без этого невозможно добиться образной, эмоциональной речи.

4. Денотативное (предметное) значение характеризует прямую или опосредованную (переносную) связь слова с обозначаемым предметом. Здесь уместен вопрос: «Что обозначает слово в данном случае, в данной ситуации?».

Таким образом, различные аспекты значения, отражая разные стороны одного и того же объекта – лексического значения – оказываются тесно взаимосвязанными. Сигнификативное значение лексической единицы отражает связь с окружающим миром, структурное – фиксирует ее место в языковой системе, эмотивное – выражает эмоционально-экспрессивную оценку обозначаемого, денотативное – характеризует актуальную соотнесенность слова с предметом (ситуацией).

Суммируя сказанное, значение слова в качестве объекта учебной семантизации можно представить в виде таблицы.

Таблица – Аспекты значения слова как объекта учебной семантизации

Аспекты значения слова

Сигнификатив-ное (абсолютное) значение

Структурное значение

Эмотивное значение Денотативное значение
Синтагматиче-ское значение Парадигматическое значение
Соотнесенность с логическим понятием и реалией, а также сумма привычных ассоциаций Сочетаемость и валентность (потенциальная сочетаемость) слова. Возможности контекстного окружения Место слова в системе, его групповые связи: синонимические, антонимические, тематические и др. Наличие оттенков в значении слова, которые выражают различные эмоционально-экспрессивные характеристики Связь слова с соответствующей реалией, прямая или опосредованная

 

Рассмотрим этапы работы над лексическим значением слова в целом и над многозначностью слов в частности. На первом этапе происходит предъявление и семантизация лексической единицы, затем проводится закрепление полученных знаний в системе упражнений и, наконец, контроль за усвоением.

Семантизация это процесс и результат сообщения таких сведений о слове, которые дают возможность использовать его в том или ином виде речи. Основным требованием, которое предъявляется к учебной семантизации, является адекватность, то есть соответствие потребностям того вида речевой деятельности, для осуществления которого необходима данная языковая единица (слово).

С этой точки зрения семантизация лексических единиц, предназначенных для использования в продуктивных видах речевой деятельности, есть сообщение сведений о всех компонентах значения (то есть о сигнификативной, структурной, денотативной и эмотивной ценности слова).

Проблема семантизации имеет два аспекта теоретический и практический. В теоретическом отношении семантизация рассматривается как сложная деятельность, которая определяется целым рядом лингвистических и методических факторов. В практике преподавания мы обычно сталкиваемся с конкретными приемами семантизации, применение которых позволяет отразить какой-нибудь один элемент значения или некоторую их совокупность. Кратко охарактеризуем каждый прием.

1. Использование наглядности. В методике различают три типа наглядной семантизации:

1) предметная, когда детям демонстрируется предмет, обозначаемый предъявляемым словом;

2) изобразительная, которая состоит в предъявлении рисунка, схемы и назывании изображенной реалии;

3) моторная, то есть демонстрация действия и его называние.

С помощью наглядности эффективнее всего семантизируются слова, обозначающие конкретные предметы, геометрические формы, пространственные понятия и т.п. Особенно широкое применение наглядность находит на начальном этапе обучения, особенно в первом классе.

2. Использование описания. Описание абсолютной ценности, или синтагматического значения, нового слова обычно выражено в виде либо толкования с помощью словосочетания, простого или сложного, либо комментария.

3. Использование перечисления. Суть данного приема заключается в перечислении слов, обозначающих часть того, что названо семантизируемым словом (целое через части), или видовое понятие (род через вид). Например: фрукты – это яблоко, слива, груша и т.п. Перечисляемые слова, которые используются для толкования лексического значения изучаемого слова, должны быть уже известны младшим школьникам.

4. Указание на родовое слово. Данный прием семантизации заключается в отнесении рассматриваемого слова к соответствующей лексической группе без комментирования свойств, отличающих обозначаемый им предмет от предметов, которые обозначаются другими лексическими единицами той же группы, например: труба — духовой музыкальный инструмент. Указание на родовое слово применяется при разовой семантизации при осуществлении детьми рецептивных видов речевой деятельности.

5. Использование синонимов – один из самых распространенных приемов учебной семантизации новых слов. Он применяется, когда учащимся уже известно другое слово, которое значит то же самое, что и вновь вводимое слово. В качестве синонима, с помощью которого производится семантизация, могут выступать:

а) слова, не отличающиеся по сигнификативной и стилистической (эмотивной) ценности от семантизируемого слова (например, правописание и орфография);

б) стилистические синонимы (например, глаза и очи);

в) идеографические синонимы (красивый и прекрасный);

г) семантико-стилистические синонимы (бежать и нестись). Толкование значения слова с помощью синонимов всегда приблизительно, так как в языке трудно найти слова, полностью совпадающие в значении.

6. Использование антонима возможно, если он уже известен младшим школьникам. Данный прием можно применять на всех этапах обучения. Однако следует учитывать многозначность слов и демонстрировать семантизирующий антоним в том же контексте, что и вводимое слово (например, разрезать батон поперёк – разрезать батон вдоль).

7. Указание на словообразовательную ценность (значение) слова. Такая семантизация может принимать вид:

а) сообщение учащимся словообразовательного значения. Например: медвежонок, зайчонок – суффикс «онок» в составе подобных слов обозначает детенышей животных;

б) указания на словообразовательную цепочку. Например: учительница → учитель → учить; «учительница» − это учитель женского пола, «учитель» − это тот, кто учит.

в) указания на морфемный состав. Например, «подоконник» − это предмет (значение суффикса «ник») прямоугольной формы, закрепленный под окном.

8. Указание на внутреннюю форму в качестве основного приема семантизации используется довольно редко, так как слов с яркой внутренней формой не так уж много. В этом случае, однако, если слово обладает очевидной внутренней формой и она ясно указывает на лексическое понятие, то ее обнаружение обычно дает хорошие результаты. Например: подушка – это то, что подкладывают под ухо, когда спят.

9. Использование сильного семантизирующего контекста заключается в представлении изучаемого слова в таком контексте, который даст возможность младшим школьникам самим догадаться о значении слова или его лексико-семантического варианта. Например, ввести глагол «блеять» можно в следующем контексте: Петух кукарекает, корова мычит, а овечка блеет. Однако следует помнить, что догадка по контексту далеко не всегда обеспечивает точное понимание семантизируемого слова.

Особой и интересной проблемой является работа над семантизацией многозначного слова. Программа предусматривает последовательное введение предназначенных к усвоению лексико-семантических вариантов слова (ЛСВ), так что достаточно полное представление о слове может сложиться у младших школьников только в конце всего курса обучения. Однако, как показывает практика, путь от общего к частному также имеет свои преимущества. Так, можно сообщить учащимся все значения нового слова, а потом сосредоточиться на одном из них. Во-первых, это даст представление об общей «идее» слова; во-вторых, это интересно; в-третьих, мы заранее готовим почву для будущего введения других ЛСВ данного слова; в-четвертых, мы получаем весьма желательный эффект избыточности, то есть увеличивая количество ЛСВ вводимого слова, мы создаем своего рода «контекст» для вводимого ЛСВ.

Итак, это только некоторые способы введения новых слов. Для того чтобы решить, какой именно путь выбрать в каждом конкретном случае, какую дополнительную информацию о слове целесообразно сообщить, можно «повертеть» слово и, всмотревшись в его «грани», выбрать ракурс показа, исходя из эффективности, целесообразности, интереса и познавательной ценности лексической единицы. Кроме того, необходимо учитывать для активного или пассивного использования предназначается вводимое слово.


Библиографический список
  1. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985.
  2. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. М.: Просвещение, 1992.
  3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2012.
  4. Матвеева А.Н. Элементы лексики в начальном обучении русскому языку// Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. М.: Педагогика, 2007.
  5. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1994.
  6. Соловейчик М.С. К тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей// Начальная школа. 2004. № 5. С. 41-44.
  7. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.
  8. Современный русский язык. Теоретический курс. Лексикология/ Под редакцией Л.А. Новикова. М: Русский язык, 2007.
  9. Смирницкий, А. И. Лексикология английского языка. М, 1998.
  10. Дзусова Б.Т. Система изучения этнокультуроведческой лексики русского языка в осетинской школе. Владикавказ, 2006.
  11. Баскаева Ж.Х., Бароева З.З. Фразеологическая работа на уроках русского языка в начальной школе как средство развития речи младших школьников //В сборнике: ПМНО: Поиск. Мастерство. Новаторство. Опыт. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Владикавказ, 2013. С. 60-68.
  12. Баскаева Ж.Х., Качмазова М.А. Пути активизации работы над устаревшей лексикой на уроках русского языка в начальной школе //В сборнике: ПМНО: Поиск. Мастерство. Новаторство. Опыт. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Владикавказ, 2013. С. 69-75.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Баскаева Жанна Хасанбековна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация