УДК 378

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ» В КУРСЕ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Неделяева Анна Вячеславовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина
кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и БЖ человека

Аннотация
В настоящей статье рассмотрено понятие «здоровье» как одно из основных понятий безопасности жизнедеятельности. Обсуждение разных аспектов понятия здоровья предложено организовать в рамках «круглого стола» по дисциплине «Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности». Рассмотрены знаниевый, деятельностный и ценностный подходы при формировании понятия «здоровье».

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, знаниевый и деятельностный компоненты учебной работы., понятие здоровья


SOME ASPECTS OF THE FORMATION OF THE CONCEPT OF "HEALTH" IN THE COURSE "THEORETICAL FOUNDATIONS AND CONCEPTUAL APPARATUS OF LIFE SAFETY"

Nedeliaeva Anna Vyacheslavovna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Candidate of biological sciences, assistant professor of the physiology and human safety department

Abstract
This article describes the concept of "health" as one of the basic concepts of safety. Discussion of various aspects of the concept of health proposed to organize as a "round table" on the subject "Theoretical Foundations and conceptual apparatus of life safety." In the formation of the concept of "health" it's necessary to focus on knowledge-, activity and value aspects of the training work.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Неделяева А.В. Некоторые аспекты формирования понятия «здоровье» в курсе «Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60662 (дата обращения: 05.06.2017).

В Нижегородском государственном   педагогическом университете имени К. Минина проводится обучение студентов по направлению «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности». Содержание образования педагогов в области безопасности жизнедеятельности (БЖД) в системе высшего профессионального образования определяется следующими компонентами, находящимися в тесном взаимодействии: знаниевый, деятельностный, ценностный компонент и др. Знаниевый компонент БЖД включает в себя гуманитарные, социально-экономические, естественнонаучные и ноксологические теории, закономерности, законы, понятия, научные факты и примеры [1, с.11 ].

В курсе «Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности» студенты изучают такие понятия как опасность, безопасность, чрезвычайная ситуация, экстремальная ситуация, риск, единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, культура безопасности жизнедеятельности, а также понятие, которое является базовым в знаниевом компоненте БЖД – понятие «здоровье».

В Уставе Всемирной организации здравоохранения (1958 г.) дается следующее определение: здоровье – это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». В курсе БЖД анализ понятия здоровья имеет первостепенное значение, так как от состояния здоровья и безопасности каждого человека зависит безопасность жизнедеятельности всего общества.

В учебном пособии Айзмана Р.И. с соавт. «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности» здоровье населения рассматривается как фактор личной и национальной безопасности страны [2].

Авторы отмечают, что здоровье с позиции личной безопасности нужно рассматривать в трех аспектах: возрастном, историческом и индивидуальном. Для каждого возрастного этапа должны существовать свои критерии адаптации и безопасности [2]. Согласно Айзману Р.И. с соавт., «в определении здоровья в историческом аспекте необходимо учитывать, что человек для поддержания своей жизни все меньше использует свои функциональные резервы». Однако следует заметить, что при всех преимуществах, которые дает человеку научно-технический прогресс,  является существенным «минусом» уменьшение этих природных резервов.

По мнению Бусыгина А.Г., Бусыгиной А.Л., «необозримость формулировок» понятия здоровья заставила классифицировать их в несколько моделей (подробно эти модели описаны в первоисточнике): медицинская модель здоровья, биомедицинская модель, биосоциальная модель, ценностно-социальная модель здоровья [3].

В трактовке Бусыгина А.Г., Бусыгиной А.Л. здоровье — ценность для человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное Всемирной организацией здравоохранения [3].

При формировании такого сложного понятия как «здоровье» у студентов могут быть использованы знаниевый, деятельностный и ценностный подходы. Не вызывает сомнений, что формирование этого понятия происходит не сиюминутно, а на протяжении длительного времени, начиная этот процесс еще в школе.

Как мы уже упоминали, Айзман Р.И. с соавт. рассматривают здоровье населения как фактор личной и национальной безопасности страны. С целью более глубокого осмысления данной темы нами предложено  проведение семинара по типу «круглого стола», где могут быть вынесены на обсуждение самые сложные и дискуссионные вопросы.

Для изучения когнитивного уровня отношения к здоровью перед формулировкой вопросов семинара мы предлагаем провести опрос студентов. Нами был проведен опрос студентов-первокурсников по определению понятия «здоровье» в их собственном понимании этого термина.   Нами использовалась методика проведения опроса, описанная Маясовой Т.В. с соавт. [4].

Согласно нашим исследованиям, чаще всего встречались ответы, что здоровье – это психологическое и физическое развитие человека (40%), на втором месте – гармония физического и психического состояния (20%), на третьем месте – отсутствие болезней, болезненных ощущений (10%), здоровый образ жизни (10%). Эти данные отличаются от данных, полученных Маясовой Т.В. с соавт.  Однако, по мнению данных авторов,  многообразие точек зрения на сущность «здоровья» не противоречит  тому положению, что в современной науке существуют абсолютно разные трактовки здоровья [4].

После проведения опроса могут быть сформулированы вопросы «круглого стола» в формате долгосрочного задания (со временем на подготовку 14 дней).

Вопросы для «круглого стола»:

  1. Разные подходы к понятию здоровья – медицинская модель здоровья, биомедицинская модель, биосоциальная модель, ценностно-социальная модель.
  2. Основные факторы, формирующие здоровье и безопасность человека.
  3. Культура здоровья.
  4. Здоровье как фактор личной и национальной безопасности.

Рассмотрение вопроса №1 можно построить на основе идей  Бусыгина А.Г., Бусыгиной А.Л. [3]. При рассмотрении вопроса №2 необходимо обязательно уделить внимание факторам риска здоровья, определенным экспертами ВОЗ в 80-х годах 20 века.

Вопрос «Культура здоровья» можно рассмотреть согласно трактовкам Л. Волошиной (2006), З.И. Тюмасевой с соавторами (2004), О.Л. Трещевой (2003) и уделить внимание культуре здоровья с социальных позиций (Колычева З.И., 2002).

В вопросе «Здоровье как фактор личной и национальной безопасности»  следует уделить внимание не только индивидуальному здоровью, но и показателям общественного здоровья – рождаемости, смертности, продолжительности жизни и др. По этому вопросу студенты могут найти статистические данные по этим показателям за последние годы, проанализировать причины смертности среди разных групп населения, уровень заболеваемости. Особое внимание следует обратить на социально значимые болезни.

Если мы достаточно подробно рассмотрели знаниевый подход к понятию здоровья (разные трактовки понятия здоровья, определение здоровья как фактора личной и национальной безопасности), то нельзя обойти вниманием  деятельностный и ценностный подходы.

Реализации деятельностного подхода при изучении школьного курса ОБЖ уделено внимание в статье Жирнова С.С. По мнению автора, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимо не только изучать теоретически, но и активно, целенаправленно вырабатывать у молодежи практические умения и навыки. Учащиеся должны приобрести не просто знания, а приобрести готовность к безопасному поведению, т.е. компетентность, которая сделает их жизнь максимально безопасной [5].

Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, в то время как учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость [6].
Нами был описан пример реализации деятельностного подхода через организацию деятельности студентов при подготовке и в ходе дискуссии по теме «Здоровье как фактор личной и национальной безопасности».

Ценностный компонент понятия здоровья тесно связан с представлением о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений, развитием мотивации здорового образа жизни и повышения уровня здоровья. По мнению Трещевой О.Л., должно быть совершенствование свойств и качеств личности, обеспечивающих активную жизненную позицию по отношению к здоровью[7].
Как показал наш опыт, при обсуждении проблемы «Здоровье населения как фактор личной и национальной безопасности страны» занятие по дисциплине «Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности» в форме «круглого стола» может считаться достаточно эффективным и продуктивным.

Таким образом, переосмысление понятия здоровья очень важно в формировании культуры безопасности жизнедеятельности.  На этапе знакомства с понятийным аппаратом безопасности жизнедеятельности меняются целевые установки не только студентов, но и педагогов,  использование знаниевого подхода дополняется деятельностным и ценностным компонентами.


Библиографический список
  1. Абрамова С.В. Модель подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015 №1 (119).  С.7-13.
  2. Айзман Р.И., Петров С.В., Ширшова В.М. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие.  Новосибирск: АРТА, 2011.  208 с.
  3. Бусыгин А.Г., Бусыгина А.Л. Спираль потребностей как основа теории здоровья здорового человека или «Строил ли когда-нибудь Абрахам Маслоу «Пирамиду потребностей Маслоу» URL: http://desmoecology.narod.ru/statya.files/spiral.htm (дата обращения 19.10.2015)
  4. Маясова Т.В., Лекомцева А.А., Юсифов К.Д. Проблема отношения к здоровью и здоровому образу жизни студентов-первокурсников. Вестник Мининского университета. 2015. №3.
  5. Жирнов С. С. Развитие практических умений безопасности жизнедеятельности как реализация деятельностного подхода / С. С. Жирнов // Молодой ученый.  2014.  №5.1.  С. 23-25.
  6. Киселева Э.М., Гаврилова Л.А. Возможности курса ОБЖ в формировании знаний по экологической безопасности школьников // Вестник Орловского гуманитарного университета. 2013. №5(34).
  7. Трещева О.Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания // Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. Омск, 2003.


Все статьи автора «Неделяева Анна Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: