УДК 159.922.7

РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Истратова Оксана Николаевна1, Болясова Наталия Сергеевна2
1Южный федеральный университет, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности
2Южный федеральный университет, студент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности

Аннотация
Данная статья посвящена изучению проблемы формирования защитного поведения детей младшего школьного возраста в зависимости от семейного отношения к ребенку. Выявлены основные жизненные ситуации, фрустрирующие младших школьников. Определены основные типы копинг-поведения для детей из гармоничных и дисгармоничных семей.

Ключевые слова: защитное поведение, младший школьный возраст, родительское отношение к ребенку, фрустрация


THE ROLE OF FAMILY IN THE DEVELOPMENT OF DEFENSIVE BEHAVIOR OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Istratova Oksana Nikolaevna1, Bolyasova Natalia Sergeevna2
1Southern Federal University, Ph.D., associate professor of Department of Psychology and Safety of Existence
2Southern Federal University, Student of Department of Psychology and Safety of Existence

Abstract
This article is devoted to the problem of formation of the protective behavior of children of primary school age depending on family attitude. The basic life situations that frustrate younger students are reviewed. The main types of coping behaviors for children of harmonious and disharmonious families are identified.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Истратова О.Н., Болясова Н.С. Роль семьи в становлении защитного поведения младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60549 (дата обращения: 19.11.2016).

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-36-01006.

Актуальность и значимость проблемы психологической защиты младших школьников связана с происходящими в настоящее время социально-экономическими, культурными, политическими изменениями. Дети попадают в ситуацию глобальной нестабильности, как со стороны социума, так и со стороны своей внутренней жизни. Справиться с трудными жизненными ситуациями им помогают формирующиеся защитные механизмы. Их становление начинается в раннем детстве и активно продолжается в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте, в связи с поступлением в школу, у детей растет напряженность, что сказывается не только на его физическом здоровье, но и на поведении. Поэтому важно знать, какими способами младший школьник справляется с трудными жизненными ситуациями. Важную роль в развитии личности ребенка и становлении его защитных механизмов играет семья [3, 5]. В этом случае защитные механизмы возникают у ребенка как результат усвоения демонстрируемых родителями образцов защитного поведения или негативного воздействия со стороны родителей [2]. В современной психологии накоплен значительный материал, раскрывающий динамику, механизмы и факторы становления психологических защит в более старших возрастах, однако эмпирических исследований, посвященных изучению разных видов психологической защиты в младшем школьном возрасте, еще крайне мало.

Недостаточная изученность защитного поведения в младшем школьном возрасте у детей из семей с разным родительским отношением к ребенку обусловила постановку проблемы исследования: каковы особенности защитного поведения детей младшего школьного возраста из семей с разным типом родительского отношения к ребенку? Решение данного вопроса и определило цель исследования. Объектом исследования стали младшие школьники в возрасте от 8 до 10 лет. Предметом исследования является защитное поведение младших школьников из семей с разным типом отношения родителя к ребенку. В основу исследования были положены следующие предположения:

˗  чем дисгармоничнее тип отношения родителя к ребенку, тем неконструктивнее реакция ребенка на фрустрирующую ситуацию;

˗  наиболее частые в использовании будут такие копинг-стратегии, которые удовлетворяют базовые потребности младшего школьника в заботе, безопасности, творчестве и общении.

В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики: «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин) [6], «Опросник копинг-стратегий школьного возраста» (И.М. Никольская, Р.М. Грановская) [3], рисуночно-фрустрационный тест (С. Розенцвейг) [4], методика «Рисунок семьи» [6]. При анализе данных применялся критерий Фишера.

По результатам методики «Рисунок семьи» и «Опросник родительского отношения» были выявлены следующие типы родительского отношения (РО) к ребенку: диктат (10%), невмешательство (2%), опека (25%) и сотрудничество (63%).

Рисунок 1. Результаты диагностики родительского отношения к ребенку

При изучении реакции детей на фрустрирующую ситуацию (рис. 2) было выявлено, что у младших школьников из семей с типом РО «сотрудничество» доминируют импунитивные реакции с фиксацией на препятствии: при переживании фрустрации ребенок хоть и акцентирует на них свое внимание, но не прибегает к обвинению окружающих и самого себя. У детей из семей с типом РО «диктат», «опека», «невмешательство», отмечается преобладание экстрапунитивных реакций с фиксацией на препятствии: реакция ребенка направлена на осуждение внешнего мира, нередко ребенок требует разрешения ситуации от других лиц.

Рисунок 2. Типы реакций по результатам методики «Рисуночно-фрустрационный тест С. Розенцвейга» в семьях с разными типами РО

При изучении причин нарушения душевного равновесия ребенка было выявлено, что для большинства детей из всех типов РО характерны три основные причины я: «Напряженные отношения с родителями и другими членами семьи», «Травмы и опасные для жизни ситуации», «Плохие школьные отметки» (рис. 3).

Рисунок 3. Причины нарушения душевного равновесия ребенка

В теоретическом исследовании мы выяснили, что для всех младших школьников важно, чтобы удовлетворялись базовые потребности в признании, принятии и безопасности [5]. Неудовлетворенность хотя бы одной базовой потребности ведет к нарушению душевного равновесия ребенка. Таким образом, мы можем сделать вывод, что независимо от типа РО защитное поведение младших школьников связано с базовыми потребностями в признании, принятии и  безопасности, что подтверждает нашу гипотезу. Однако мы можем выделить несколько особенностей, касающихся каждого типа родительского отношения. Так, для детей из семей с родительским отношением «сотрудничество» особенно травматичны плохие школьные отметки. Это является типичной неприятной ситуацией для младшего школьника, так как она связана с его ведущей деятельностью. Душевное равновесие детей из опекающего типа особенно сильно нарушают «травмы и опасные для жизни ситуации». Мы можем предположить, что это связано с тем, что родители чрезмерно заботятся и опекают своих детей настолько, что весь мир кажется им угрозой. Поэтому они часто говорят: «Не беги, упадешь», «Не трогай то, не трогай это», что и приводит к такой тревожности по поводу травм и у детей. Для детей из семей с родительским отношением «диктат» особенно травматичны «отношения с родителями и близкими взрослыми». В этих семьях происходит подавление чаще всего взрослыми воли и стремлений ребенка. Частые ссоры и наказания, как сопутствующие факторы такому типу родительского отношения, приводят к нарушению душевного равновесия. Для детей из семей «невмешательство» особенно травматично потерять близких. Можно объяснить это тем, что, хотя между ребенком и родителями есть определенная дистанция, ребенок все равно стремится ее уменьшить. Он и так один в своем мире, а остаться без близкого – это значит остаться в полном одиночестве.

При изучении способов поведения в трудной жизненной ситуации и их эффективности (помогает/не помогает) было выявлено следующее: дети из семей с сотрудничающим и опекающим типами родительского отношения используют конструктивные способы поведения, однако вторым помогают деструктивные способы поведения. В поведении детей из семей с типом родительского отношения «диктат» наблюдаются деструктивные способы поведения, которые также являются для них эффективными. Они представляют собой аффективный акт, направленный на разрядку эмоционального напряжения. Дети из семей с типами родительского отношения «сотрудничество» и «диктат» имеют различия, как в часто используемых, так и в помогающих копинг-стратегиях. Дети из второго типа родительского отношения чаще используют такие стратегии, как «борюсь или дерусь», «говорю с кем-нибудь». Последняя стратегия направлена на поиск поддержки, совета, помощи. Однако ребенку из семей с родительским отношением «диктат» эта стратегия не помогает, так как поговорить ему не с кем, внутри семьи его не принимают и он не чувствует понимание, безопасность и любовь. Особый интерес представляет собой группа «невмешательство». Копинг-стратегии, которые используют дети в этой группе, отличаются яркой деструктивностью. Копинг-стратегии «Плачу и грущу», «Кусаю ногти», «Говорю сам с собой», «Бью, ломаю» являются для них стопроцентно используемыми и стопроцентно помогающими, что не наблюдалось ни в одной другой группе. Мы можем предположить, что это связано с попыткой ребенка обратить на себя внимание. А также, в связи с определенной отстраненностью от жизни родителей, ребенок может просто не знать как себя вести, т.к. родители могут вообще не показывать никаких образцов поведения. Однако, для того, чтобы сделать однозначные выводы, необходимо увеличение выборки. Тем не менее, уже сейчас мы можем выделить тенденцию к использованию ярко деструктивных способов поведения в трудной ситуации

Для детей, рассматриваемых нами в младшем школьном возрасте, очень важно чувствовать заботу, безопасность, поддержку со стороны близкого взрослого. В том случае, если у ребенка не удовлетворены эти базовые потребности, он начинает искать тех, кому сможет доверять и быть в безопасности. Таким образом, он теряет эмоциональную связь с семьей и уходит в себя, переживая при этом все внутри. При этом надежные эмоциональные отношения с отзывчивым и ответственным взрослым могут повысить толерантность к стрессу в будущем [1].


Библиографический список
  1. Виленская Г.А. Роль взаимодействия с родителями в раннем онтогенезе контроля поведения. [Электронный ресурс] / Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. № 2(2). http://www.psystudy.ru/index.php/component /content/article/16-n2-2/102-vilenskaya2.html (дата обращения: 31.01.2013).
  2. Головина С.Г. Особенности становления психологической защиты в младшем школьном возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук / Головина С.Г. М., 2008. 24 с.
  3. Грановская P.M. Психологическая защита. СПб.: Речь, 2007. 476 с.
  4. Истратова О.Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 : Таганрог, 1998. – 182 c.
  5. Истратова О.Н. Развитие младшего школьника в условиях эмоционального отвержения его родителями // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2012. – № 10 (135). – С. 186-193.
  6. Истратова О.Н., Широкова Г.А., Эксакусто Т.В.. Большая книга детского психолога. – Ростов-на-Дону, 2008. Сер. Серия “Психологический практикум” (Изд. 2-е). 568 с.


Все статьи автора «Истратова Оксана Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация