УДК 004

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАНИИ

Конькова Дарья Сергеевна1, Матвеев Владислав Андреевич1, Комиссарова Оксана Романовна1, Мусин Руслан Фархадович1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студент

Аннотация
В данной статье рассмотрено влияние экспертных систем в образовании.

Ключевые слова: образование, Экспертная система


ANALYSIS OF THE USE OF EXPERT SYSTEMS IN EDUCATION

Konkova Daria Sergeevna1, Matveev Vladislav Andreyevich1, Komissarova Oksana Romanovna1, Musin Ruslan Farhadovich1
1Magnitogorsk State Technical University. G.I. Nosov, student

Abstract
This article examines the impact of expert systems in education.

Keywords: IDEA


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Конькова Д.С., Матвеев В.А., Комиссарова О.Р., Мусин Р.Ф. Анализ применения экспертных систем в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60271 (дата обращения: 22.11.2016).

В настоящее время автоматизация, каких бы то ни было процессов охватывает все сферы нашей жизни. Не обошла она стороной и формализацию знаний экспертов.

Экспертная система (ЭС) в простом понимание представляет собой программу, которая по конкретным знаниям специалистов, способна принимать решения, за эксперта- профессионала в какой-то узкой, конкретной, предметной области. 

Рисунок 1- Формирование экспертной системы

На рисунке 1 наглядно показано, как формируется экспертная система, на какой информации она простроена.

Важнейшей особенностью экспертной системы является ее интерпретация под конкретную задачу. Достаточно вложить в ЭС знания определенной направленности, и система за счет того, что перебирает множество альтернатив имеет большую эффективность, в сравнении с экспертом.

Для образования, возможность создания экспертной системы, которая бы была лишена человеческих предрассудков и ставила оценки- исходя из знаний обучаемого, была бы полезна, особенно для школьного уровня образования. Именно в школе бывают случаи, в которых происходит оценивание по так называемой «симпатии» учителя к ученику. Учителя старательно вытягивают наиболее симпатизируемых им учеников, намеренно завышая им оценки.

При создании таких систем, необходимо создать некую базовую модель знаний ученика. Поэтому работа ЭС сводится к сравнению базовой (существующей) модели, и в случае необходимости существующая модель восполняет «пробелы» в своих знаниях, а также оценивает знания ученика по уже имеющимся, накопленным знаниям.

Данный вид оценивания ученика благотворно влияет как и на систему, которая будет совершенствоваться, так и на ученика. Непредвзятость в оценке «умственного багажа», который человек уносит с собой после пройденного обучения, повышает количество качественных специалистов в будущем.

Реальный опыт создания обучающей системы в образовании можно привести на примере инструментальной среды «IDEA». Она была разработана для создания интеллектуальных систем обучения с заданной степенью сложности поведения. Программа состояла из двух основных модулей: авторской системы и системы ученика, которая передаётся ученику вместе с готовым курсом и служит интерпретатором данных, подготовленных с помощью авторской системы.

Интеллектуальные системы обучения, созданные на основе идеологии автоматного моделирования, могут автоматически настраиваться на ученика с учетом его индивидуальных особенностей (типа памяти, сосредоточенности, утомляемости, способности и т.п.) и оптимально осуществлять презентацию учебного материала [1-4].

Рисунок 2- Технологическая схема процесса дистанционного обучения на основе IDEA

Главной целью проекта «IDEA» была разработка доведение до практического использования такой компьютерной системы обучения, которая моделировала бы всех участников образовательного процесса  – учителя, ученика, учебный материал и организовывала оптимальное их взаимодействие. В проекте были заложены механизмы для формирования модели учителя и ученика, введен определенным образом организованный учебный материал с элементами мультимедиа. На этой основе имитировался процесс реального обучения с учетом таких характеристик его особенностей, как взаимная настраиваемость учителя и ученика, способности ученика, оптимальность стратегии дозировки знаний учеником, продолжительность и устойчивость его активного состояния [5-9].

Внедрение экспертных систем в образование, скорее всего, будет положительно влиять на учебный процесс, так как умение самостоятельно приобретать знания, и потом их анализировать – будут этому способствовать. Проблемам  использования новых методов и систем в образовательном процессе уделяется внимание многими учеными, педагогами [10-12]. Данные технологии хороши  для дистанционного обучения.


Библиографический список
  1. Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В. Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. -Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 297-302.
  2. Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. Описание управления бизнес-процессами предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм / Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, О.Е. Масленникова, И.Д. Белоусова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 318-322.
  3. Петеляк В.Е., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Агдавлетова А.М. Data Flow Diagramming: особенности построения моделей описания управления потоками данных в организационных системах / В.Е. Петеляк, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова, М.В.Махмутова, А.М. Агдавлетова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 323-327.
  4. Савельева Т.А. Анализ типовой информационной и технической инфраструктуры отделов социальной поддержки населения для внедрения АИС «Социальная защита» / Т.А. Савельева, И.Д. Белоусова, Л.З. Давлеткиреева // Современные научные исследования и инновации. -2013.- № 11 (31). -С.4.
  5. Махмутова М.В. Организация воспитательной и профориентационной работы со студентами направления «Прикладная информатика» в процессе организации и контроля учебных и производственных практик / М.В. Махмутова, И.Д. Белоусова, А.М. Агдавлетова. – Актуальные проблемы современной науки, техники и образования, 2015. Т.2. № 1. С. 152-155.
  6. Агдавлетова А.М. Повышение эффективности образовательного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов / П.Н. Кандина, А.А. Дубовских, А.М. Агдавлетова.// Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 682-684.
  7. Агдавлетова А.М., Инашвили С.Я. Использование электронных образовательных ресурсов для подготовки школьников в области информатики и ИКТ // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6-1 (46). С. 75-78.
  8. Белоусова И.Д. Информационный менеджмент как новая методология построения системы управления информацией//Современные научные исследования и инновации. -2014. -№ 9-1 (41). -С. 12-15.
  9. Белоусова И.Д. Особенности применения технологий в рамках подготовки будущих ИТ-специалистов в сфере информационного менеджмента // Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург.- 2015. С. 28-31.
  10. Белоусова И.Д. Модель методики преподавания курса «Информационные системы и технологии» бакалаврам прикладной информатики/ Белоусова И.Д.Брылева А.С. // Сборник научных трудов Sworld. -2013. Т. 27. -№ 4. -С. 74-77.
  11. Гузаева М.Ю. Развитие творческих способностей учащихся старших классов посредством элективного курса «Легоконструироввание»: учебно-методическое пособие / М.Ю. Гузаева, И.Д. Белоусова, Т.Е.Климова. – Магнитогорск: МаГУ, 2008.- 80 с.
  12. Лактионова Ю.С. Реализация в образовательном процессе учебно-дидактических комплексов развивающего обучения информатике//Мир науки, культуры, образования. 2010. № 2. С. 163-165.


Все статьи автора «Конькова Дарья Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация