УДК 159.99

УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА, СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И САМОСОЗНАНИЕ: ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОТРИЦАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Дружилов Сергей Александрович
Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний
Новокузнецк, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела Экологии человека

Аннотация
Предметом анализа является профессиональное развитие человека как проявление диалектического закона двойного отрицания. В качестве фактора профессионального развития рассматривается профессиональное самосознание. При анализе используются два вида триад: последовательные и вложенные. При первом варианте демонстрируется траектория профессионального развития как последовательное прохождение укрупненных уровней профессионализма. При втором варианте имеется возможность анализа промежуточных уровней профессионализма и профессиональной компетентности.

Ключевые слова: диалектическое отрицание, профессионализм, профессиональная компетентность, профессиональное самосознание, спиралевидная траектория развития, триады, троичный цикл, уровни профессионализма


LEVELS OF PROFESSIONALISM, STAGES OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE AND PROFESSIONAL SELF-AWARENESS: MANIFESTATION OF THE LAW OF DIALECTICAL NEGATION IN THE PROFESSIONALIZATION

Druzhilov Sergei Aleksandrovich
Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases
Novokuznetsk, PhD of Psychological Sciences, Associate Professor, leading scientific worker of the Department of Human Ecology

Abstract
In the article analyzes the professional development of the person as a manifestation of the dialectical law of double negation. As an important factor of professional development is considered a professional self-awareness. At the analysis of are used two kinds of triads: sequential and nested. In the first variant demonstrates trajectory of professional development as a successive passing amalgamated level of professionalism. In a second variant it is possible to analyze the intermediate levels of professionalism and of professional competence.

Keywords: a three cycle, dialectical negation, levels of professionalism, professional competence, professional self-awareness, professionalism, spiral trajectory of development, triads


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дружилов С.А. Уровни профессионализма, стадии профессиональной компетентности и самосознание: проявление закона диалектического отрицания в профессионализации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58815 (дата обращения: 19.11.2016).

Профессионализация рассматривается нами как процесс и результат вхождения человека в профессию, овладения конкретным видом профессиональной деятельности и, как следствие, приобретение им необходимых профессиональных качеств (профессиональных знаний, умений, навыков, профессионального самосознания, профессиональных ценностей, профессиональной мотивации и др.) – становление профессионализма. Профессионализация сопровождается изменением человека в целом – развитием его индивидных, личностных, субъектных качеств, формированием индивидуальности.

Профессионализм представляется нам в качестве интегральной характеристики человека, проявляющейся профессиональной деятельности, а также в поведении и общении. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и требованиям. Под профессиональной мы понимаем любую сложную деятельность, которая предстает как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения. Профессионализм – это не только достижение человеком высоких показателей труда (качества, надежности, эффективности и др.), но и особенности его профессиональной мотивации, профессионального мышления, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда – того, что составляет профессиональное самосознание [1].

Становление индивидуального профессионализма мы рассматриваем как процесс профессионального развития человека-профессионала, достижения им определенных уровней, имеющих количественно-качественное измерение. В психологии (Н.В. Кузьмина, А.А. Реан) выделяют профессионализм деятельности и профессионализм личности [2]. Мы считаем, анализ профессионального развития человека – это один из немногих случаев, когда такое искусственное разделение может быть полезно – поскольку в процессе становления профессионализма развитие выполняемой человеком деятельности и развитие его личности может идти не синхронно.

Нельзя исключать из рассмотрения случаи, когда сформированные и закрепленные навыки выполнения операций в деятельности обеспечивают специалисту на данном этапе профессионального пути и привычных условиях успешное решение данной типовой профессиональной задачи – с высокой эффективностью труда, достижением необходимого качества и надежности получаемых результатов. Здесь имеет место профессионализм деятельности, который является некоторой операциональной характеристикой профессионализма человека. Но для сохранения стабильности результатов при изменении профессиональной среды и профессиональной ситуации, возникновении вариативности профессиональной задачи, появлении иных смыслов в выполняемой деятельности (а также возникновении иных «возмущающих» факторов) необходим профессионализм личности.

Навыки решения типовых профессиональных задач, выполнения быстрых, точных и скоординированных операций деятельности, зачастую без осмысленного понимания того, что, как и зачем делается («автоматизированные» навыки) могут сформироваться раньше, чем происходит формирование профессиональной компетентности, соответствующей данному уровню профессионализма. Но для профессионального роста, который невозможен без достижения необходимой профессиональной компетентности, необходимо осознание человеком недостаточности его знаний.

Кроме того, следует различать профессионализм как психологический феномен и профессиональную квалификацию – как формальный уровень подготовки, включая категории и разряды, подтвержденные соответствующими документами (дипломом, сертификатом, удостоверением и др.). Человек приобретает квалификацию (квалификационный документ) в результате обучения, но он еще не стал профессионалом, либо овладел лишь основами профессионализма, которые могут быть развиты – или не развиты.

Профессиональное развитие есть частный случай развития, рассматриваемого в науке как закономерный процесс необратимого, направленного и закономерного изменения объекта при его взаимодействии с действительностью. Особенности и движущие силы процессов развития выражают основные законы диалектики – «единства и борьбы противоположностей», «перехода количественных изменений в качественные», «отрицания отрицания». Развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния объекта – новым, нового – новейшим, в результате чего развитие сочетает преемственность и цикличность.

Законы диалектики распространяются и на психику людей которая выступает нематериально отраженной сутью объективного мира человеческой деятельности. Понимание этого находит отражение в научных психологических публикациях при описании и анализе как общепсихологических процессов и явлений [3], так процессов профессионального развития человека. Согласно диалектическому закону «единства и борьбы противоположностей» основным источником профессионального развития является возникновение и разрешение внутренних противоречий личности, что убедительно показано в психологических исследованиях развития профессионализма специалистов различного профиля – операторов атомных электростанций [4] и учителей [5].

Предметом рассмотрения данной статьи является профессиональное развитие человека как проявление диалектического закона «отрицания отрицания» (двойного отрицания).

В качестве важнейшего (фундаментального) условия прогрессивного профессионального развития рассматривается переход профессионального самосознания на более высокий уровень [6]. В широком смысле профессиональное самосознание определяется как комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу. Профессиональное самосознание включает в себя систему осознанных человеком профессионально-необходимых знаний об объекте, целях, средствах и способах профессиональной деятельности, параметров и норм оценки ее эффективности, об особенностях профессионального взаимодействия. Нам представляется, что самосознание в качестве необходимой составляющей включает рефлексию человека (саморефлексию), отражающую осознание того, какими необходимыми для деятельности знаниями (профессиональной компетентностью) он пока еще не обладает.

Профессиональная компетентность – обладание совокупностью профессиональных знаний и понимание возможности их применения для решения профессиональных задач. Понятием «профессиональная компетентность» обычно определяется глубина и характер осведомленности работника относительно определенной профессиональной деятельности и профессионального поля, в котором он действует, а также способность к эффективной реализации в практической деятельности своей профессиональной квалификации и опыта.

Следует различать смысл понятий «компетентность» и «квалификация». Присвоение квалификации специалисту требует от него не опыта в этой профессии, а соответствие приобретенных при обучении знаний и умений образовательному стандарту. Квалификация – это степень профессиональной подготовленности, позволяющий специалисту выполнять заданные функции на определенном рабочем месте. Человек приобретает квалификацию прежде, чем начнет складываться соответствующий профессиональный опыт, являющийся необходимым условием высокого профессионализма.

В качестве исходных данных для анализа диалектического развития профессионализма будем использовать обобщенную модель профессионального обучения, предложенную нами в 1998-2000 гг. и в дальнейшем опубликованную в статьях, учебных пособиях и монографиях. В результате совмещения в этой модели стадий профессиональной компетентности (по уровню их осознания субъектом) с уровнями профессионализма получена шкала с рядом градаций, представленная в табл. 1.

Таблица 1 – Сопоставление уровней профессионализма и сформированности профессиональной компетентности (приводится по [7])

Уровни и подуровни
профессионализма
Уровни сформированности
профессиональной
компетентности

Высший

«Оптимальный»

(или «перспективный»)

«9» Осознаваемая компетентность
(«Я знаю, что я знаю»)
«8» Осознаваемая некомпетентность
(«Я знаю, что я не знаю»)
«7» Неосознаваемая некомпетентность
(«Я не знаю, что я не знаю»)
Средний

«Основной»

(или «нормативный»)

«6» Осознаваемая компетентность
(«Я знаю, что я знаю»)
«5» Осознаваемая некомпетентность
(«Я знаю, что я не знаю»)
«4» Неосознаваемая некомпетентность
(«Я не знаю, что я не знаю»)

Начальный

«Учебный»

(или «потенциальный»)

«3» Осознаваемая компетентность
(«Я знаю, что я знаю»)
«2» Осознаваемая некомпетентность
(«Я знаю, что я не знаю»)
«1» Неосознаваемая некомпетентность
(«Я не знаю, что я не знаю»)

Приступаю к обозначенному предмету исследования, мы исходим из понимания того, что отрицание в психике человека носит диалектический характер и подчеркивает поступательное развитие внутреннего мира человека. Имеется в виду диалектическое отрицание, предполагающее уничтожение только части свойств объекта, которые уже не нужны или стали вредными. При этом сохраняются полезные свойства, обеспечивающие существование системы в настоящее время, а также появляются принципиально новые свойства, что определяет возможность скачкообразного перехода.

Таким образом, развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния объекта новым, нового – новейшим, в результате чего в развитие сочетает восходящее движение с преемственность и цикличность. Категория «отрицание» выражает некоторый этап развития, означающий превращение объекта посредством скачка в нечто иное, определённым образом связанное с отрицаемым объектом. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями объекта (или явления) и выступает как самоотрицание.

Диалектический закон двойного отрицания («отрицания отрицания») характеризует развитие с позиций его направленности и результата. Согласно этому диалектическому закону развитие есть процесс, состоящий из определённых циклов.

Общая структура диалектического развития была предложена еще Гегелем в виде «троичного цикла» (триады): «исходное положение» – «первое отрицание» – «второе отрицание», являющееся как бы возвратом к исходному положению на другом (новом) уровне. В различных явлениях и процессах обычно отмечают наличие триады как таковой и далее их связь в виде последовательности, когда за первой триадой следует вторая триада, за второй – третья и т. д. Таким образом, развитие идет путем разворачивания троичного цикла.

В предыдущей нашей публикации [8] на различных примерах было показано, что возможны две формы связи триад. Первая форма представляет собой последовательные триады.

В последовательных триадах всегда третье звено, т.е. второе отрицание, является первым звеном (исходным положением) – для следующей триады.

Последовательные триады можно изобразить графически в виде некоторой плоской спирали. Спираль представляет синтез цикла (круга) и прямой линии. Таким образом, спералевидное развитие является, с одной стороны, линейным, так как происходит изменение от простого – к сложному; с другой стороны, циклическим, но конец цикла, при этом, не полностью возвращается в начало, а приобретает новые черты.

Иллюстрация спиралевидного развития индивидуального профессионализма человека в виде последовательных триад на спирали Архимеда приведена на рис. 1. Через полюс (точка О) спирали проведена секущая прямая линия («линия отрицаний»). Последовательные точки пересечения этой прямой со спиралью обозначают взаимно отрицающие состояния.

Рисунок 1 – Спираль профессионального развития «линия отрицания»: последовательные триады

 Профессиональное развитие идет путем приобретения человеком новых профессиональных качеств на основе частичного отрицания старых, уже имеющихся у него качеств. При этом сохраняются полезные свойства, обеспечивающие существование системы в настоящее время, а также появляются принципиально новые свойства. Это определяет возможность скачкообразного перехода. Далее при анализе характерных точек спирали профессионального развития используется обозначение уровней профессионализма, приведенные в табл. 1.

Точка A0 – исходное состояние «допрофессионализма», человек еще не является профессионалом, но имеет задатки (индивидуальный ресурс или потенциал) и определенные перспективы стать профессионалом (обрести профессионализм).

Точка A1начальный («учебный», или «потенциальный») уровень профессионализма. Переход в из точки A0 в точку A1 характеризуется отрицанием состояния А0 («допрофессионализма»), т.е. обретения начального профессионализма (1-й уровень профессионализма; он может иметь и подуровни). По сути, это уровень «молодого специалиста» или адаптанта (по классификации Е.А. Климова [9]), соответствующий стадии «первичной профессионализации» (по классификации Э.Ф. Зеера [10]). К концу этой стадии молодой специалист осваивает и продуктивно выполняет нормативно одобряемую деятельность, определяет свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений.

Точка A2 – характеризует средний («основной» или «нормативный») уровень профессионализма, отрицающий предыдущее «учебное» состояние профессионализации (точка A1), и являющееся, как бы, «возвратом» к исходному стоянию (точке А0), но на новом уровне. Человек уже по всем нормативным параметрам является хорошим, добротным специалистом в своем деле (2-й уровень профессионализма), при этом он имеет задатки («обогащенный» индивидуальный ресурс) и перспективы подняться на следующий, более высокий уровень профессионализма.

Это уровень интернала (по Е.А. Климову), соответствующий стадии «вторичной профессионализации» (по Э.Ф. Зееру). Специалист входит профессиональную группу в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать и выполнять требования на нормативно заданном уровне; теперь коллеги воспринимают специалиста как «своего среди своих». Специалист для различных вариантов профессиональных задач может выбрать типовой нормативно-установленный способ решения, приводящий к приемлемым результатам. Специалисту присуща социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка.

Следующий пункт в диалектике профессионального развития связан с выходом специалиста за пределы деятельности «добротного профессионала» и достижение уровня «суперпрофессионализма», или, иначе Мастерства.

Точка A3высший («оптимальный» или «перспективный») уровень профессионализма, отрицающий предыдущее состояние «нормативного» профессионализма (точка A2), и являющееся, как бы, «возвратом» к исходному стоянию (точке А1 – «потенциальный» уровень профессионализма), но на новом уровне, с открывающимися новыми (потенциальными – для Мастером качественно нового уровня) перспективами. Способы реализации профессиональной деятельности имеют отчетливо выраженный индивидуальный характер. Выполнение профессиональных задач характеризуется творческим и инновационным уровнем. При выполнении профессиональной задачи специалист использует разные варианты достижения наилучших результатов деятельности; при этом постоянно происходит поиск (самообучение) лучших способов, видит вариативное – в нормативном. Специалист знает не только то, как правильно нужно делать, но и в каких пределах можно отступить от существующих нормативов деятельности (3-й, высший, уровень профессионализма).

О специалисте, находящемся на «оптимальном» уровне, можно сказать, что он «лучший среди обычных и хороших», он заметно выделяется на общем фоне: может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые не всем коллегам по плечу, его результаты стабильно хороши, и специалист имеет основания считать себя незаменимым работником. Основным движущим фактором профессионального развития личности специалиста становится потребность в самоосуществлении, самореализации.

Рассматриваемый здесь (в точке A3 на рис. 1) уровень профессионализма, обозначенный нами как «оптимальный» (или «перспективный»), исследователи (Е.А. Климов; Э.Ф. Зеер) называют стадий мастера. Уровня мастерства достигает далеко не всякий специалист. Все-таки профессиональный (кадровый) потенциал любого общества определяется, по-видимому, численностью добротных профессионалов, выполняющих свое дело, свое ремесло. Мастер же выводит выполняемое им дело на уровень искусства. И, как образно писал поэт Михаил Дудин, «Все совершенное на свете изготовляют Мастера» (М. Дудин, Молодому мастеру).

Точка A4 характеризует следующий, потенциально возможный уровень. Это уровень – наставника, Учителя. Выход на это уровень требует не только способностей к осмыслению, обобщению, систематизации и вербализации специалистом своего многолетнего опыта, но и желания (духовной потребности) распространить его на новое поколение профессионалов, выращивать из учеников – добротных профессионалов. Достижение специалистом уровня наставника, Учителя – признак не только профессионального долголетия, это признак профессиональной мудрости.

Известно, что диалектическое развитие характеризуется последовательными триадами: «исходное положение» (первое, начальное звено) – «первое отрицание» (второе, среднее звено) – «второе отрицание» (третье, конечное звено диалектической триады). При этом третье (конечное) звено в триаде является начальным (исходным положением» для следующего цикла (триады) развития. Соответственно, при укрупненном рассмотрении процесса профессионального развития человека, в этом процессе можно выделить следующие два цикла, описываемых последовательными триадами.

Первый цикл (триада «А0»–«А1»–«А2»): «допрофессионализм» – «учебный уровень профессионализма» – «основной уровень профессионализма» («оптант» – «адаптант» – «добротный профессионал»).

Второй цикл (триада «А2»–«А3»–«А4»): – «основной уровень профессионализма» – «высший уровень профессионализма» – «уровень наставника» («добротный профессионал» – «мастер» – «наставник»).

Если рассматривать только профессиональный период жизни человека, то в качестве основной целесообразно выделить триаду: «учебный уровень профессионализма» – «основной уровень профессионализма» – «высший уровень профессионализма» («адаптант» – «добротный профессионал» – «мастер» («суперпрофессионал»).

Профессионализм человека на каждом из рассматриваемых уровней  характеризуется некоторым набором значимых признаков. Мы исходим из понимания того, что переход специалиста на более высокую ступень профессионализма невозможен без осознания того, в чем он еще не компетентен (или, иначе – недостаточно компетентен). Поэтому далее будем исходить из предпосылки, согласно которой профессионализм человека на том или ином уровне характеризуют два значимых признака 1) необходимая профессиональная компетентность (наличие или отсутствие таковой, иначе – полярная диада «компетентность – некомпетентность»); 2) осознание своей компетентности/некомпетентности (полярная диада «осознание – неосознание»).

С учетом этого при профессионализации переход субъекта с состояния «некомпетентность» в состояние «компетентность» с учетом осознания в виде следующей последовательной цепи: («неосознаваемая некомпетентность» – «осознаваемая некомпетентность» – «осознаваемая компетентность», что соответствует так называемой «вложенной триаде».

На примере обозначенного выше первого цикла («оптант» – «адаптант» – «добротный профессионал») рассмотрим процесс осознания/неосознания человеком своей профессиональной некомпетентности/компетентности на данной фазе профессионального развития. При дальнейшем анализе будем использовать вторую форму триад – так называемые вложенные триады, рассмотренные в предыдущей нашей публикации [8].

Спиралевидная кривая (годограф, т.е. геометрическое место точек), иллюстрирующая циклы профессионального развития в виде вложенных триад, приводится на рис. 2. При анализе рисунка в тексте используются обозначения уровней профессионализма и подуровней профессиональной компетентности, приведенные в табл. 1.

Рисунок 2 –  Спиралевидная кривая профессионального развития, отображающие вложенные триады

Пусть точка А0 характеризует исходное состояние оптанта как неосознаваемой некомпетентности в сфере профессиональной деятельности (субъект еще не осознает, чего он не знает). Переход из точки А0 в точку А1 характеризует осознанием своей некомпетентности (неосознанность состояния отрицается его осознанностью). Точка А1 является необходимым, но промежуточным состоянием на траектории движения от оптанта – к адаптанту (в обозначениях Е.А. Климова). И лишь затем осуществляется переход в точку А1‘ – состоянию, характеризующемуся обретением профессиональной компетентности (некомпетентность отрицается некомпетентностью), необходимой на данном уровне профессионализма, которая осознается субъектом. Мы считаем, что лишь при развертывании указанной включенной диалектической триады (А0 – А1 – А1‘) завершается стадия «первичной профессионализации» (по обозначению Э.Ф. Зеера).

Таким образом, начиная с обретения оптантом профессиональных намерений и включения его в процесс профессионализации (профессиональную подготовку и «учебную» деятельность), на начальном («учебном» или «потенциальном») уровне профессионализма можно выделить три подуровня, которые указаны в табл. 1.

Движение от первичной профессионализации к точке А2, характеризующей основной уровень профессионализма («добротного профессионала») также начинается с промежуточной точки А1” (состояния неосознаваемой некомпетентности, когда специалист еще не осознает, чего он не знает, чтобы выйти на уровень мастерства в своем деле). По сути, уже здесь происходит «как бы» возврат к исходной точке А0, но уже на новом, более высоком уровне профессионализации человека (уровне достигнутого профессионализма).

При этом точка О1‘ графически отображает так называемый «особый», или «собственный» полюс, вокруг которого разворачивается «включенная» триада, характеризующая диалектическое развитие профессионализма человека на этапе его первичной профессионализации.

Переход к точке А2 происходит при осознании человеком того, в чем он еще не компетентен (иначе – недостаточно компетентен) – но уже на новом уровне его профессионализма, соответствующему витку его профессионального развития. При нормальном профессиональном развитии такое осознание предстает как необходимое условие и внутренний мотив овладения новыми профессиональными знаниями, обретения нового уровня профессиональной компетентности.

Подчеркнем принципиально важный момент: переход специалиста на более высокую ступень профессионализма невозможен без осознания им того, в чем он еще некомпетентен ( или недостаточно компетентен). А такое осознание обусловлено наличием у человека развитой рефлексивной культуры.

Сопоставление выделенных в табл. 1 подуровней сформированности профессиональной компетентности (обозначенных цифрами от «1» до «9») человека с отображенных на рис. 2 состояний осознания/неосознания им своей некомпетентности/компетентности (точки на кривой, обозначенные буквами Аi j, где i –подстрочный индекс, j – надстрочный индекс в виде одинарного или двойного апострофа), позволяет отметить их соответствие.

Для начального, «учебного» уровня профессионализма: подуровню «1» соответствует точка А0 на годографе; подуровню «2» – точка А1; подуровню «3» – точка А1‘; рассматриваемая вложенная триада имеет внутренний полюс в точке О1‘.

Для следующего, среднего («основного») уровня для изображенного на рис. 2 участка кривой имеет место следующее соответствие: подуровню «4» – соответствует точка А1”; подуровню «5» – точка А2. Логика развертывания второй вложенной триады следующей точкой на траектории диалектического развития, соответствующей подуровню «6», с необходимостью должна быть точка А2‘ (не изображена на рис. 2), «отрицающая» предыдущее состояние и являющаяся как бы «возвратом» А1‘ – состоянию «осознаваемой компетентности», но на новом уровне. Таким образом вторая триада, характеризующая становление и диалектическое развитие «добротного профессионала», разворачивается вокруг своего «собственного» полюса (некоторой точки О2‘).

Соответственно, в используемой логике, для высшего, «оптимального» уровня профессионализма закономерным является образование следующей вложенной триады (внутреннего цикла, представляющего развертывание состояния А3 обозначенного на спирали рис. 1). Эта триада, начинаясь в точке, соответствующей подуровню «6» («осознаваемой компетентности» – в табл. 1), должна проходить через точку, характеризующую подуровень «7» (в табл. 1), являющуюся как-бы возвратом состоянию в А1”, но на новом уровне профессионализма с последующим обретением новой компетенции и выходом на точку, характеризующей под уровень «8» – осознанной компетентности, соответствующей высшему уровню профессионализма. Дальнейшая траектория развития связана с «автоматизацией» навыков (подуровень «9»), обретением необходимости осознания новых горизонтов, потребности обобщения, систематизации, вербализации и передачи своего опыта  – выходом на уровень наставника. Но это дано не каждому.

Изображенный на рис. 2 годограф является плоской спиралевидной фигурой, условно отображающую траекторию профессионального развития в виде вложенных триад. Нам представляется что полюс О (на рис. 1 и рис. 2), а также полюсы О1‘ , а также О2‘ и др. «собственные» полюсы (на рис. 2), вокруг которых разворачиваются вложенные триады, связаны с ценностно-смысловой сферой специалиста.

Цикличность процесса профессионализации мы связываем с разрешением человеком внутренних противоречий, вызванных диалектическим отрицанием сформированного у него ранее отношения к деятельности при переходе субъекта на новый, более высокий уровень. А отношение человека к выполняемой им деятельности, к своей профессиональной роли зависит от его профессиональной «Я-концепции», от его уровня самосознания.

Рассмотренный подход дает возможность для анализа того, на каком этапе профессиональной компетенции находится данный человек, какие точки по «указанному маршруту» уже пройдены субъектом профессиональной деятельности, деятельности и что можно прогнозировать в будущем.

Нам представляется, что рассмотренный диалектический подход к анализу профессионального развития (как перехода от одной стадии профессиональной компетентности – к другой на основе осознания своего профессионального подуровня) может быть использован и при анализе развития внутренней (психической) концептуальной модели деятельности в процессе становления профессионализма. Концептуальная модель профессиональной деятельности (КМПД) рассматривается как важнейшее внутреннее средство деятельности человека. Было показано, что КМПД содержит три основные составляющие, находящиеся во взаимодействии: 1) образную; 2) понятийно-смысловую; 3) действенную. В процессе профессионализации человека, формировании его профессионализма, происходит изменение (развитие) его индивидуальной КМПД [11].

Есть основания предполагать, что развитие КМПД также может быть представлено в качестве спиралевидной кривой, включающей ряд вложенных триад, характеризующих циклическое движении от неосознаваемых образов – к понятийно-смысловым схемам – последующей их осмысленной реализации; затем – переходу на новый, более высокий уровень, следующему циклу «двойного отрицания» и т.д. Естественно, что при этом следует учитывать и два других диалектических закона – «единства и борьбы противоположностей» и «перехода количественных изменений в качественные».


Библиографический список
  1. Дружилов С.А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. № 1 (21). С. 2. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012n1-21/621-druzhilov21.html
  2. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности.. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. 238 с.
  3. Колташов В.Г. Диалектическая психология. URL: http://lit.lib.ru/k/koltashow_w_g/text_0020.shtml
  4. Машин В.А. Проблемы исследования профессионализации операторов АЭС // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 63-71.
  5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. 200 с.
  6. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие человека как стратегическая задача непрерывного образования // XI международная научно-практическая конференция «Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования». СПб.: Нестор-История, 2015. С. 17-24.
  7. Дружилов С.А. Критерии и уровни индивидуального профессионализма // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. С. 282. URL: http://www.science-education.ru/101-5446
  8. Дружилов С.А., Абкин А.И. О формах связи триад в диалектическом законе двойного отрицания («отрицания отрицания») // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8(48). С. 163-168. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12416
  9. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.
  10. Зеер Э.Ф. Психология профессий.  М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
  11. Дружилов С.А. Освоение студентами модели профессии и профессиональной деятельности как необходимое условие профессионализации // Образовательные технологии и общество. 2010. Т. 13. № 4. С. 299-318. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i4/pdf/4r.pdf


Все статьи автора «Дружилов Сергей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация