УДК 130.2

ДИНАМИКА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Пучкова Дарья Вячеславовна
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Аннотация
Статья посвящена анализу тенденций и противоречий современной отечественной культуры, развитие которой в последнее десятилетие проходит под лозунгом демократизации.

Ключевые слова: деградация, динамика, культура, субкультура


DYNAMICS OF MODERN YOUTH CULTURE: TENDENCIES AND CONTRADICTIONS

Puchkova Darya Vyacheslavovna
Nizhny Novgorod state agricultural Academy

Abstract
Article is devoted to the analysis of tendencies and contradictions of modern domestic culture which development takes place under the slogan of democratization in the last decade.

Keywords: culture, degradation, dynamics, subculture


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Пучкова Д.В. Динамика современной молодежной культуры: тенденции и противоречия // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58022 (дата обращения: 02.10.2017).

Для нынешней молодежи, культура, как инструмент возделывания своего характера, поведения, воспитания, давно начала меняться. Возможно, это связано с большими изменениями, произошедшими в странах СНГ за последние 25 лет [1]. Ведь столько успело измениться за этот короткий период времени. Менялась и сама культура, в конце концов. Но почему же молодежь так отдалилась от классической составляющей культуры? Ведь известно, что в советские времена огромная роль воспитанию молодежи отдавалась именно культурному развитию, здоровью не только физическому, но и умственному. Поменялось ли что-нибудь с тех времен? Есть ли шанс улучшить культуру среди молодого поколения, и как можно это сделать?

В настоящее время молодежь начинает отдаляться от тех моральных и культурных принципов, что были ранее [2]. Этому содействуют реклама и СМИ, которые призывают открыть себя миру, показать себя не таким как все, выделиться [3]. Рекламные призывы типа «меняйся» не оставляют равнодушными молодежь, и те под влиянием подобных слов начинают выказывать свою «особенность». Они пытаются привлечь к себе внимание способами, которые не несут в себе ничего кроме самолюбования. Стало «немодным» выделяться одаренностью и талантами, вместо этого стали предпочитать выделяться внешним видом.  К нынешним проявлениям своей особенности относятся и субкультуры [4].

Они стали появляться в последние десять-пятнадцать лет. Странные, необычные, они не понятны и не воспринимаются старшим поколением, да и часто сверстниками членов этих субкультур. Среди них так называемые «эмо», «хипстеры», «готы»,  и т.д. Хотя различные субкультуры существовали и ранее, нынешние, возможно, являются более контрастными и имеющими различный по самовыражению характер [5]. Что могло поспособствовать развитию этих субкультур? Может быть наступили времена, при которых молодежь начинает чувствовать себя отчужденными от общества, чувствовать себя «чужими» в целом мире, видеть незаинтересованность родителей в их развитии? А возможно это обычная вседозволенность, при которой человек начинает ощущать излишнюю свободу и отдаляться от стандартов обычной жизни? А может это все то же нежелание «быть как все», желание выделиться из толпы и показать свою необычность? Желание самовыражения, максимализм, конечно, все это было свойственно молодежи во все времена. Но почему же тогда во времена общности соседних народов, во времена главенства труда и дружбы, было так мало молодежи – членов субкультур? Мало странных, непонятных нам людей, и намного больше трудолюбивых, хорошо воспитанных, ценящих себя и свое будущее? Задавая этот вопрос, в голову приходит и мысль о том, а хорошо ли то, что молодежь все чаще стала показывать себя миру посредством субкультур? Есть ли от этого хоть какая-то польза обществу или самому человеку? Возможно ли так, что от большого желания выделиться будут появляться все больше талантливой и яркой молодежи? Или же увлечение субкультурами и желание не быть как все можно отнести только к трате времени и безделью? Попытки показать себя  посредством наложения яркого макияжа, переодевания в экстравагантные одежды, некультурное поведение, являются ничем иным, как тратой времени и выставлением себя напоказ. Это отнимает время и силы, которые можно было потратить с умом, потратить на саморазвитие, интересные и полезные хобби. Такие увлечения есть не что иное, как недостаток культурного развития молодежи.

Если и увлекаться чем-то подобным то, не стоит отдавать этому всего себя и слепо следовать идеологии конкретной субкультуры. Следует взвесить, а принесет ли мне это хоть какую-то пользу? Любое проявление себя посредством субкультур является простой тратой времени. Это время стоит потратить с пользой, отдать себя чему-то действительно важному и полезному, чему-то большому. Ведь подобные сообщества создаются лишь для развлечения и привлечения внимания, что, конечно может быть неплохо, но не дает ничего практически важного.

С другой стороны, возникает вопрос, а почему вообще начали появляться эти субкультуры? Возможно, это частое безделье молодежи, у которой появился избыток свободного времени, как следствие недоступности спортивных секций, музыкальных школ, дальность молодежи от театра, кино, живописи.

Одной из важнейших задач в поднятии общего уровня жизни, в повышении развития народа, является воспитание правильных культурных черт у молодежи. Это целый комплекс мероприятий, которые должны применяться повсеместно. Ведь во времена, когда росли родители было огромное количество различных кружков в школах, секций, к которым не относились как сейчас, халатно, с неохотой, «на отвяжись». Ребята с радостью занимались незатейливыми кружками, каждый имел хобби типа склеивания моделей авиатехники, рисования, вязания, плетения, вырезания по дереву. Мало того, что нынешняя молодежь слишком погружена в виртуальную реальность, отчего нам не хватает времени на полезные занятия, так при этом у молодых пропадают хобби, навыки. Сейчас далеко не каждая девушка может похвастать умением готовить, а не каждый парень сможет гвоздь забить. А ведь когда-то это было просто необходимо и воспринималось обществом как должное. Теперь же, когда среди нас встречаются ребята, обладающие множеством умений и навыков по хозяйству, или увлекающиеся хобби, они воспринимаются как удивительное, как то, что сейчас могут только «избранные».

Как же могло случиться так, что вырастая, мы не сможем «дом построить и детей правильно воспитать», не сможем быть такими же образованными, культурно развитыми как наши родители. Появляется страх, что общество, строящееся на современной молодежи, катится назад. Все меньше и меньше молодых людей, которые будут двигать человеческий прогресс, все меньше серьезных, целеустремленных, идейных людей, готовых положить свою жизнь на изучение и развитие важного жизненного вопроса, науки, культуры.

Мы теряем молодое поколение, теряем себя. Конечно, это не обо всех. Но если спросить на улице молодого человека, когда он в последний раз бывал в музее, театре, что он ответит? Замешкается и постарается уйти от ответа. Приходя в театр, печально видеть, что большинство аудитории – это люди старшего поколения. Люди, которые выросли в другой стране, в мире, где главенствовала книга, а не виртуальная реальность. Нужно правильно ограничивать трату времени молодежи в интернете, соцсетях. Это сложно сделать. Создавая больше спортивных, хобби-секций в образовательных учреждениях, в правильном подборе преподавателей, которые будут вовлекать молодежь в то, что знают. Ведь для нас учитель, который болеет своим делом, может увлечь в него раз и навсегда. Это можно отнести и к школе, когда ребята, занимаясь у прекрасного преподавателя по физике, увлекаются ею и затем избирают этот предмет как ключ к своей будущей профессии. В таком случае появляется проблема подготовки квалифицированных преподавателей, которые будут обращать за собой молодое поколение, увлекать их ума в изучении новых наук, в развитие культуры в душе человека. Ребенок, уважающий своего учителя, будет благоговейно слушать все его слова, внимать им, и соответственно будет расти в том направлении,  которое выгодно обществу. Но это уже другой вопрос.

Отдавая свое свободное время ненужному, начинаешь забывать о том, что мог бы сделать нечто полезное. Тратя время в интернете, забываешь о том, что завалялась книжка, которую уже давно хотел прочитать. Не имея нужных друзей, перестаешь ходить в театры, на культурные выставки, редко выходишь из дома. Стало очень сложно подобрать себе человека по душе, того, кто разделит твои взгляды и интересы. Молодые уходят «в никуда», пропадает заинтересованность в своем будущем, в том, как ты посмотришь на себя по прошествии лет, какой след ты увидишь за собой и будешь ли им доволен. Молодым стало неинтересно даже знать историю своей страны. Они не знают, кем был Иван Грозный; какую идеологию нес В.Ленин, отчего и почему велась Первая Мировая война. Им не интересны науки, они не находят себя в общеобразовательных предметах, учеба идет будто из-под палки. Сейчас, даже странно стало сделать предложение парню или девушке пойти в театр. Возникает большая вероятность, что он или она просто не поймет зачем же это. И ведь действительно, мы не понимаем, зачем ходить на культурные мероприятия, зачем посещать хотя бы раз в месяц театр, зачем интересоваться новыми правильными художественными картинами, а не тем мусором, который снимает современный кинематограф. Да и кому нужно это саморазвитие, если вокруг столько людей, которые не стараются сделать из себя ничего, не хотят лепить из себя «большого» человека в этом мире. А ведь знания, как говорили в школе – это свет. Это то, что помогает развиваться высшему существу внутри нас, то, что возвышает нас над всем живым, то, что открывает неизведанные дороги. В конце концов, это дает лучшую жизнь.

Порой начинаешь чувствовать себя одиноким человеком, становится не с кем поговорить о чем то, что отличается от повседневной жизни, не часто встречаешь молодого человека развитого, с которым хочется общаться не отрываясь. Если молодежь не хочет развиваться по своему желанию, стоит делать это принудительно: водить детей классом в музеи, детские театры, устраивать обязательные концерты и посещения интересных мест города, рассказывать об истории своего города, страны, народа. Делать это так, чтобы это не было так «сделал и забыл», а действительно интересовало молодых. Возможно, стоит привлечь к этому современные технологии, стоит чаще применять современную технику, хорошо оборудовать кабинеты химии, биологии, физики. Ведь даже намек на современность начинает цеплять наш ум. Так уж сложилось, что мы хотим видеть современность во всем, хотим видеть достижения науки даже в своем маленьком классе в школе. Ведь  в школах не всегда бывает хоть один рабочий микроскоп, проектор или компьютеры в классе информатики. Возможно, инструментом к привлечению молодежи как раз и станет современный прогресс.

Таким образом, можно будет из фактора, заставляющего нас деградировать, сделать оружие против деградации.


Библиографический список
  1. Гогерчак С.Ю. Молодежь как феномен культуры: автореф.дис…канд.филос.наук. Ростов-на-Дону, 2004. 24 с.
  2. Стебляк В.В. Традиции и инновации в русской культуре XXI века. Омск, 2008.
  3. Кочнова К.А. Речевая культура интернет-среды // Актуальные проблемы обучения русскому языку, культуре речи и дисциплинам специализации. Нижний Новгород, 2014. С.78-80.
  4. Рахимова Л.А. Политическая социализация молодежи: механизмы и модели: автореф.дис…канд.полит.наук. Уфа, 2006. 25 с.
  5. Кочнова К.А. Культурология: Учебное пособие. Н.Новгород: НГСХА, 2014. 196 с.
  6. Лосский Н.О. Характер русского народа. М.: Даръ, 2005.
  7. Кочнова К.А. Язык культуры: концептуальный анализ языка // Тенденции развития языка СМИ: актуальные проблемы. Тамбов, 2010. С.179-182.
  8. Щукин А.М. Ценности современного российского общества в правовой культуре молодежи: социологический анализ: автореф.дис…канд.социол.наук, Майкоп, 2011. 28 с.
  9. Хутиева О.А. Духовная культура современной российской молодежи: культурфилософский анализ: автореф.дис… канд.филос.наук. Ставрополь, 2009. 24 с.


Все статьи автора «Пучкова Дарья Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: