УДК 331

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ НЕКРУПНОГО ЖИЛИЩНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Голубев Александр Андреевич
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
студент кафедры организации и управления производственными комплексами (нефтегазохимическим, строительным и транспортным)

Аннотация
Статья посвящена проблемам современного состояния строительного бизнеса в неравновесных условиях функционирования российской экономики. Исследован зарубежный опыт развития малых бизнес-субъектов в сфере некрупного жилищного муниципального строительства. Проанализированы особенности развития строительного рынка в России в условиях малого бизнеса.

Ключевые слова: бизнес-субъект, жилищное муниципальное строительство, строительная сфера, строительный рынок


APPLIED ASPECTS OF CREATION OF CONDITIONS FOR EFFECTIVE FUNCTIONING OF SMALL CONSTRUCTION ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF MEDIUM-SIZED MUNICIPAL HOUSING CONSTRUCTION IN RUSSIA

Golubev Aleksandr Andreevich
Saint-Petersburg state University of Economics
student of the department of organization and management of production systems (petrochemical, construction and transport)

Abstract
The article is devoted to the problems of the modern state of the construction business in non-equilibrium conditions of the Russian economy. Studied foreign experience of development of small business entities in the sphere of medium-sized housing and municipal construction. Analyzed the features of the development of the construction market in Russia in conditions of small business.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Голубев А.А. Прикладные аспекты создания условий для эффективного функционирования малых строительных организаций в сфере некрупного жилищного муниципального строительства в России // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/57951 (дата обращения: 20.11.2016).

Когда речь заходит об анализе мирового строительного рынка, становиться очевидным, что строительный рынок в России имеет свою специфику, которая обусловлена многими географическими, геологическими, историческими, социокультурными, политическими, законодательными и финансово-политическими  особенностями [1, с. 321]. В этих особенностях можно найти большой потенциал, опыт и наработки, которые позволяют проводить реализацию крупных строительных проектов. Однако те же самые особенности в настоящий момент времени могут препятствовать росту объемов жилищного строительства в стране и перекосу стоимости жилищного строительства в тех регионах, где темпы строительного производства наиболее высоки [2, с. 99].

Целесообразность крупных строительных конгломератов и холдингов в мире проявляется только при реализации масштабных строительных объектов национального инфраструктурного значения, таких как: государственные университеты, крупные бизнес- и торговые центры, небоскребы, мосты, военные объекты. При этом, в большинстве таких объектов, принимают участие транснациональные строительные компании, которые обеспечивают существенное снижение издержек за счет эффекта от масштаба, большой синергии и, в условиях специализации стран на выработке определенных строительных ресурсов, обеспечивается снижение снабженческих издержек [3, с. 10]. В качестве примера транснациональной компании хотелось бы привести строительный концерн Hochtief, основанный в 1874 году и зарегистрированный в немецком городе Ессен. Начало деятельности компании было положено с организации мелкого строительного кооператива, который за счет реализации стратегий по привлечению региональных финансов путем выхода на биржу, а в последствии создания сети закупки труднодоступных материалов, вышел на национальный уровень и участвовал в проектировании и строительстве национально значимых объектов [4]. В 2007 году долю в компании приобрела также российская группа компаний «Базовый Элемент», а в 2010 году Hochtief окончательно перешел на транснациональный уровень войдя в испанскую строительную фирму Actividades de Construccion, обеспечив тем самым свою капитализацию в размере 5,7 млр. евро.

Однако даже существование компании без значительного роста целесообразно в долгосрочном периоде за рубежом, так как созданы налоговые условия и есть особенности менталитета, позволяющие использовать преимущества как небольших строительных организации, так и крупных строительных компаний за счет создания предпринимательских сетей, гибридных предприятий и филиализации отдельных небольших компаний [5, с. 109]. Например, строительная фирма регионального значения Gebrbrun, зарегистрированная в мелком немецком городе Хайден (с населением 8 тысяч человек) существует на региональном рынке уже более 40 лет и обеспечивает постоянную занятость 115 специалистам, а также другим горожанам Хайдена [6]. Изначально специализирующаяся на строительстве частных жилых двухэтажных домов компания вышла также на рынок строительства муниципальных объектов каркасно-балочным способом. До недавнего времени строительная компания Gebrbrunспециализировалась на развитии сталебетонного муниципального строительства, так как данная фирма имеет преимущества в закупке материалов и эффективного использования дорогостоящего строительного оборудования (технологии share economy) за счет кооперации подобных небольших строительных фирм округа в предпринимательскую сеть. Однако этим летом произошли изменения в стратегии развития компании из-за резкого увеличения спроса на дешевое жилье в регионе, связанного с большим потоком беженцев из арабских и африканских стран. Поэтому акцент в дальнейшем развитии компании был сделан на строительстве преимущественно дешевого жилья, которое может обеспечить мелкий строительный кооператив и в короткий срок.

Из приведенных примеров возникает вопрос, почему же в России не распространено развитие мелких региональных строительных фирм, занимающихся жилищным строительством, если такая практика оправдывает свою рациональность за рубежом, тем более в условиях резкого роста спроса на жилье и недостаточных темпах строительного производства в стране[7, с. 278]. Для исследования проблемы, связанной с переносом зарубежного опыта на российскую практику рассмотрим региональную компанию ООО «Взлет-строй“, занимающимся жилищным строительством в Ленинградской области и зарегистрированную в Санкт-Петербурге. После выхода на рынок жилищного строительства частных домов компания столкнулась с давно известными проблемами российского строительного рынка: нехваткой квалифицированных кадров, низкой квалификацией рабочих, необходимостью больших объемов первоначальных вложений и др. Для преодоления трудностей на начальном этапе жизненного цикла компанией, было использовано финансирование проектов за счет средств холдинга «Взлет», в который изначально входила фирма. При этом было принято решение направить ресурсы на элитное жилищное строительство в пригородах Санкт-Петербурга, так как по прогнозам на 2005 год, именно в этом сегменте рынка должен был произойти рост спроса на частные жилые дома [8, с. 26] и благодаря чему компания могла бы накопить конкурентные преимущества и опыт жилищного строительства, а затем выйти на частное строительство сравнительно недорого жилья без финансовой зависимости от холдинга. Но после кризиса 2008 года и резкого падения спроса на элитное частное жилье, все резервы компании пошли на погашение долга банкам, а продажи уже застроенных «пятен» прекратились, поэтому компании снова пришлось прибегнуть к финансам холдинга. До сих пор компания не занимается новой застройкой и лишь пытается сбыть уже построенные объекты [9]. Так, на первый взгляд, в рациональной стратегии развития организации, ключевую роль в ее неуспешности сыграли следующие факторы: резкие колебания спроса, постоянная финансовая зависимость от другой организации, высокая ставка банковского кредита и сложность в реализации дешевой типовой застройки, так как не было реализовано ни одно преимущество накопленного опыта строительства ни в сферах снабжения сырьем, формирования собственных строительных бригад, самостоятельного воспроизводства основных фондов, самообеспечения финансами за счет прибыли или привлечения большого количества инвесторов и др.

Таким образом, ответ на вопрос об эффективности деятельности малого предприятия на российском строительном рынке напрашивается отрицательный, так, как видно из примера функционирования строительной организации «Взлет-строй», компания действовать в высоко рисковой среде российского рынка самостоятельно эффективно не может. Но, возможно, проблема заключается не в наличии конъюнктурных условий в процессе функционирования малого строительного предприятия, а в способах его формирования. В приведенном примере формирование малого строительного предприятия «Взлет-строй» проходило путем филиализации от холдинга «Взлет», что повлияло на стратегию развития малого предприятия и его изначальную ориентацию не на доступное, а на элитное жилье. Это привело к тому, что строительная организация не сумела вовремя использовать преимущества своей гибкости как малого предприятия и переориентироваться на другой сегмент рынка, как это в нынешних условия сделала компания Gebrbrun. Малое строительное предприятие только тогда будет работать эффективно, когда оно будет использовать как возможности своей гибкости, так и возможности кооперации с другими малыми предприятиями [10, с. 72]. Проблема состоит в первоначальном финансировании такой деятельности. На наш взгляд, необходимо создание финансовых условий для существования мелких строительных организаций и в первую очередь, через доступное кредитование такой деятельности.


Библиографический список
  1. Селютина Л.Г., Митягина Н.В. Особенности инновационно-инвестиционных процессов в современном строительстве // Проблемы экономики и управления строительством в условиях экологически ориентированного развития. Материалы Всероссийской научно-практической онлайн-конференции с международным участием и элементами научной школы для молодежи. Иркутск, 2014. С. 319-323.
  2. Пайгусов А.А. Инновационный подход к развитию строительной сферы // Приволжский научный вестник. 2015. № 7 47). С. 98-100.
  3. Селютина Л.Г. Значение информационного моделирования строительных процессов и объектов проектирования в современных условиях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 1. С. 9-10.
  4. Концерн Hochtief: [сайт]. URL: http:// http://www.hochtief.de.
  5. Петрова А.В. Современные аспекты формирования инновационно-инвестиционной стратегии развития предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 (41). С. 107-111.
  6. Строительная компания «Gebrüder Brun GmbH»: [сайт]. URL: http://www.gebr-brun.de.
  7. Селютина Л.Г. Организация строительного производства. Учебник: Изд-во СПбГИЭУ. СПб. 2012. 534 с.
  8. Селютина Л.Г. Развитие инвестиционно-строительного комплекса России: проблемы и решения // Актуальные проблемы управления экономикой региона. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2010. С. 26-29.
  9. Строительная компания «Взлет-Строй»: [сайт]. URL: http://http://www.vzljot-stroy.ru.
  10. Селютина Л.Г. Системный подход к решению задач в сфере проектирования и управления строительством // Kant. 2015. № 2 (15). С. 71-72.


Все статьи автора «Акунина Ольга»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация