УДК 316.613

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КНР

Ставропольский Юлий Владимирович
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии

Аннотация
Эффективность обучения помимо всего прочего зависит от эффективно-сти изучаемого материала, от эффективности регулирования обучения, от эф-фективности метода обучения, от эффективности сообщения изучаемой ин-формации, от эффективности обучающей коммуникации. С одной стороны, исследовательские достижения обогащают психологию преподавания, с другой стороны, они прямо связаны с реальными ситуациями, возникающими в классном обучении, обеспечивая теоретическую и техническую поддержку эффективности обучения.

Ключевые слова: мораль, обучение, преподавание, психология, развитие, учитель, эффективность


PSYCHOLOGICAL REFORMING OF THE EDUCATION SYSTEM IN THE PRC

Stavropolsky Yuliy Vladimirovich
Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky
Ph. D. (Sociology), Associate Professor of the General & Social, Psychology Department

Abstract
All other tings equal the education efficiency depends upon the learning material efficiency, the education regulation efficiency, the education way efficiency, the learning information communication efficiency, the training communication efficiency. On the one hand the research achievements enrich the education psychology, on the other hand, they are directly related to the actual situations arising in the classroom education, thus ensuring a theoretical and technical support of the education efficiency.

Keywords: development, education, efficiency, learning, morals, psychology, teacher


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ставропольский Ю.В. Психологическое реформирование системы образования в КНР // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/57455 (дата обращения: 24.11.2016).

На основе теоретических исследований, были сформулированы подходы к основанию теоретической системы психологии преподавания, нацеленные на природу психологии преподавания, на масштаб исследования, на базисное содержание, на педагогические принципы, на диалектические отношения между обучающим и обучаемым, психологический механизм овладения знаниями и навыками, и основополагающая тенденция развития области, окружающей субъекта.

В отношении формирования содержательной системы, исследования по психологии преподавания сгруппированы в пять категорий, включая исследования когнитивного развития студентов, студенческие некогнитивные психологические сучжи, исследования преподавания и сучжи преподавателей, эффективное обучение и обучающая среда. Сучжи означает индивидуальные основополагающие и устойчивые качества. Психологические сучжи означают умственные свойства, наделенные производными функциями и тесно связанные с адаптивным, развивающим и креативным поведением, и характеризующиеся устойчивостью, первосущностью и имплицитностью. Психологические сучжи включают в себя три компонента: когниция, личность и адаптивность [1].

Главная задача преподавания и первоочередной аспект психологии преподавания – передача знания по определенным тематическим разделам студентам. Исследования тем психологии обучения опирается на теорию научения и рассматривает конкретные области  и условия научения с целью выявления характерных особенностей студенческих знаний и развития научных концепций, развития субъектных способностей к научению, учебной мотивации субъекта и влияющих на неё факторов, и психологического механизма развития способности к решению проблем и влияющих на неё факторов.

Относительно реформы преподаваемых предметов, огромное значение имеет научное исследование. Сегодня исследования академического преподавания в Китае обращены к психологии преподавания конкретных научных дисциплин, в том числе преподавания в начальной и в средней школе китайского языка, математики, физики и иностранных языков. Локальную китайскую проблему образует преподавание психологии на китайском языке. Исследователи изучают китайский вокабуляр психологии обучения, способность читать и обучать чтению фраз и предложений, структуру текстов и навыки чтения и понимания, когнитивные стили, а также психологию чтения и психологию обучения сочинению. Исследования по психологии преподавания математики нацелены на структуру применения математического вопроса, на математические концепции учеников, на развитие у учеников операциональных навыков, на преподавание психологии алгебры и психологии геометрии. На основании полученных исследовательских данных, выдвигаются релевантные стратегии эффективного преподавания [2].

Внимание психологии преподавания обращено к эффективной организации классной комнаты. Китайскими исследователями выдвигались теория структурированного и ориентированного обучения, теория обучения, основанного на классификации знания, правила повышения качества классного обучения, средства и методы внедрения стратегического обучения в предметно-специализированной классной комнате, формирование способности учителя проводить мониторинг обучения. Педагогические психологи также выстроили эффективные модели преподавания различного контента, включая обучение под научным руководством, обучение на основе открытий, обучение на основе сотрудничества, разработали эффективные методы обучения для разных типов обучаемых, в том числе обучение всего класса, обучение подгрупп и индивидуальное обучение.

Эффективность обучения помимо всего прочего зависит от эффективности изучаемого материала, от эффективности регулирования обучения, от эффективности метода обучения, от эффективности сообщения изучаемой информации, от эффективности обучающей коммуникации. С одной стороны, исследовательские достижения обогащают психологию преподавания, с другой стороны, они прямо связаны с реальными ситуациями, возникающими в классном обучении, обеспечивая теоретическую и техническую поддержку эффективности обучения.

Важной характерной особенностью развития образования выступает диверсифицированное образование. Проходящая в Китае реформа учебных планов совершается в направлении отказа от простых положений в сторону ориентиров холистического развития и диверсификации. На языке учебных планов, это означает чтение обязательных и факультативных курсов, курсов с культурным компонентом и курсов с всеобщим компонентом, общие и мультифакторные цели учебных планов, в том числе усвоение знаний, развитие интеллекта, всесторонние таланты, реализация трёхмерных знаний и навыков, процессов и методов, эмоций и ценностей. Диверсифицированное содержание учебных планов обеспечивает учащимся знакомство с более живыми знаниями, имеющими отношение к жизни, науке и технологии.

Оценка учебного плана включает в себя диверсифицированную субъектную оценку, диверсифицированную контентную оценку, диверсифицированную методическую оценку. Осуществление учебного плана происходит в диверсифицированном режиме, а именно обучающая деятельность акцентирует специфические требования к учебному плану. Требование диверсификации учебных планов способствует холистическому улучшению всех студенческих сучжи, тем самым способствует развитию студента во всех отношениях.

После проведения реформ и открытия для внешнего мира, китайская система образования переживала стремительное развитие и увеличение количества учителей. По мере углубления реформы образования, люди начинают обращать своё внимание не только на количество учителей, но и на сучжи учителей. Поэтому систематические и многоаспектные исследования по психологии преподавания способствуют прояснению характерных особенностей психологии преподавания и стимулируют профессиональное развитие учителей. Исследования психологии преподавания нацелены главным образом на три аспекта: психологические сучжи учителей, профессиональное развитие учителей и психическое здоровье учителей. К психологическим сучжи учителей исследователи зачастую относят преподавательскую эффективность, преподавательскую способность и личностные особенности.

Исследования демонстрируют, что преподавательская эффективность учителей способна влиять на степень их профессиональных усилий и на их психическое здоровье. Обучающая эффективность учителей формируется и развивается в преподавательской практике. Общая эффективность учителей обычно уменьшается с возрастом, тогда как их личная эффективность с возрастом постепенно увеличивается [3].

Обучающую способность учителей исследователи сгруппировали в четыре категории: когнитивная способность, операциональная способность, мониторинговая способность, динамическая система. Что касается личностных характеристик учителей, то исследователи изучают главным образом типичные характеристики отличных учителей. Установлено, что к типичным характерным особенностям выдающихся учителей относятся возраст и учительский стаж, пол, образование, профессиональное звание и т. п. факторы. Кроме того, личностные особенности учителей влияют на их психическое здоровье и на академическую успеваемость учеников. Исследования профессионального развития учителей с применением инновационного компаративного метода показали, что учитель-эксперт отличается от начинающего учителя структурой знаний, эффективностью обучения, способностью к обучению, и иными аспектами психологических сучжи. Кроме того, исследователи пытаются найти ответ на вопрос о том, что требуется молодому учителю для того, чтобы стать учителем-экспертом, что служит научной основой учительского развития. Поскольку общество нуждается в учителях высшего профессионального качества, то социетальное внимание всё сильнее обращается к психическому здоровью учителя. Установлено, что в различных профессиональных категориях психическое здоровье учителей неодинаково [4]. Например, воспитатели детских садов, учителя начальной школы и преподаватели университетов испытывают проблемы, связанные с развитием и адаптируемостью, тогда как учителя старших классов средних школ испытывают лишь проблемы, связанные с адаптируемостью. Была проанализирована литература и установлено, что на психическое здоровье учителей оказывают влияние стаж, пол и тип учебного заведения, также установлена взаимосвязь между психическим здоровьем учителей и личностными характеристиками, социальной поддержкой и стилем копинга.

Исследования по моральной психологии образуют основу для обучения морали, и нацелены на структуру моральной психологии, на формирование и развитие морали, на культивирование морали. С точки зрения структуры психологии морали, ранние исследования тяготели к анализу структуры морали в статической перспективе. В последние годы исследователи обратились к рассмотрению взаимоотношений между моральными факторами, к анализу структуры морали с динамической точки зрения, выдвинув несколько динамических моделей. Имеющиеся исследовательские данные формирования и развития морали сосредоточены на когнитивных, эмоциональных и поведенческих характеристиках подростковой морали.

Морально-когнитивные исследования полномасштабно изучили особенности развития моральных суждений у китайских подростков и выявили различия в когнитивном развитии между китайскими и западными подростками. Кроме того, китайскими исследователями изучены индивидуальные и социальные факторы, влияющие на когнитивное развитие подростков, и установлено, что моральные суждения в детском возрасте до некоторой степени соотносятся с уровнем образования, с взаимоотношениями в семье и взаимоотношениями с ровесниками. Исследованиями обнаружено, что в среднем звене учащихся развитие моральных эмоций имеет тенденцию к усложнению и с возрастом постепенно увеличивается. Исследованиями морального поведения установлено, что альтруистическое поведение в детском возрасте усиливается с возрастом и подвержено влиянию со стороны моральной ответственности, принятия ролей, эмпатии и иных субъективных факторов, а также родительских методов обучения, взаимоотношений со сверстниками и прочих объективных факторов.

С точки зрения морального культивирования, программа исследования внешних и внутренних факторов и динамической системы развития морали у учащихся, опирается на применение экспериментов из педагогической и социальной психологии с целью изучения психологического процесса и факторов, влияющих на моральное поведение учащихся. В первую очередь исследовались факторы, влияющие на моральное развитие. Китайскими педагогическими психологами проведено множество психологических исследований по выявлению китайских особенностей психологии морали и по улучшению качества воспитания моральных сучжи.

Развитие учащихся не ограничивается когнитивным развитием, но предполагает также социальное развитие. Социальное развитие индивида тесно связано с обучением нормам. Обучение нормам соответствует процессу трансформации внутренних поведенческих требований, определяемых социальной регуляцией, во внутренние поведенческие требования, иными словами, интернализации регуляции. Есть мнение, что научение нормам включает в себя множество аспектов, таких как мышление, мораль, право, установки и т. д. Другие исследователи полагают, что научение нормам не только включает в себя когнитивное содержание, но также эмоции и поведение. Научение и принятие норм включает в себя три последовательных стадии: согласие, одобрение и убеждение. Кроме того, на каждой стадии обучение происходит в новых условиях: социальное развитие учащихся, включая развитие таких качеств, как мораль, установки и концепции, рефлексируется благодаря процессу принятия норм, а именно когнитивных, эмоциональных и поведенческих норм. Установлено, что комбинирование когнитивного тренинга с поведенческим тренингом эффективно стимулирует принятие норм учащимися. В теоретических мнениях и экспериментальных исследованиях отмечается позитивная направленность социального развития учащихся среднего звена в процессе холистического развития, в особенности – культивирования социальных навыков.


Библиографический список
  1. Wang Z., Li X. Y. & Zhang D. J. On the Research into Teachers’ Psychological Health in China in the Recent 20 Years // Psychological Science, 2010. No. 33. P. 380 – 383.
  2. Huang X. T. Report on the Development of Philosophy and Social Science in Chinese Colleges and Universities (1978–2008) Psychology. Nanning: Guangxi People’s Publishing House, 2008.
  3. Li Y. X., Yang X. & Shen J. L. The Relationship between Teachers’ Sense of Teaching Efficacy and Job Burnout // Psychological Science, 2007. No. 30. P. 952–954.
  4. Yu G. L., Jin D. X. & Zheng J. J. A Study on Development of Teachers’ Mental Health Scale and its Status // Psychological Development and Education, 2010. No. 3. P. 295–301.


Все статьи автора «Ставропольский Юлий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация