УДК 34

УЖЕСТОЧЕНИЕ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ДЕКЛАРАЦИЙ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В 2015 ГОДУ

Мартынченко Павел Александрович
Российская Государственная Академия Правосудия

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы ужесточения камеральных налоговых проверок по налогу на добавленную стоимость в 2015 году.

Ключевые слова: камеральные налоговые проверки, налог на добавленную стоимость, НДС


TIGHTENING OF CAMERAL TAX AUDITS OF VALUE ADDED TAX RETURNS IN 2015

Martynchenko Pavel Aleksandrovich
Russian State Academy of Justice

Abstract
This article is about tightening of cameral tax audits of value added tax in 2015.

Keywords: cameral tax audits, value-added tax


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мартынченко П.А. Ужесточение камеральных налоговых проверок деклараций по налогу на добавленную стоимость в 2015 году // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57957 (дата обращения: 20.11.2016).

В 2105 году вступили в силу поправки в часть первую налогового кодекса Российского Федерации, существенно усложнившие жизнь налогоплательщиков, новые нормы расширяют полномочия налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок и вводят ряд новых обязанностей для налогоплательщиков.

На фоне ужесточения налогового контроля в первом квартале 2015 наблюдается рост собираемости налогов, на 11,6 % выросли налоговые поступления в бюджет Российской Федерации относительно того же периода 2014 года.[1]

1) Меры налогового администрирования камеральных проверок по НДС

Камеральная налоговая проверка – это одна из форм налогового контроля, осуществляемая налоговой инспекцией, на основании представленных налогоплательщиком декларации и документов, а так же других документов которые имеются у налогового органа на предмет соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС закреплен в ст. 88 НК РФ. Так согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводиться  по месту нахождения налогового органа при представлении налогоплательщиком декларации. Её проводят уполномоченные на это сотрудники налогового органа в течение трёх месяцев со дня подачи соответствующей декларации абз. 1 п. 2 ст. 88 НК РФ.

До вступления в силу 01 января 2015 года поправок в ст. 88, 92 НК РФ расширяющих полномочия налоговых органов в рамках проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС, инспектора могли выставить требование к проверяемому лицу о предоставлении им письменных и устных пояснений в срок не превышающий пяти дней (п. ст. 88 НК РФ), а так же о предоставлении документов подтверждающих право на применение налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ) и налоговых вычетов по НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ) в срок, не превышающий десяти дней.

Касаемо третьих лиц, которым могут быть известны какие либо сведения о налогоплательщике, уполномоченные сотрудники налоговых органов  в соответствии с положениями п. 1 ст. 93.1 НК РФ могут истребовать сведения о проверяемой организации у его контрагентов или у других лиц располагающих информацией о проверяемом лице, например у банка в котором у проверяемого лица открыт расчетный счет.

2)    Введение новых методов налогового контроля

С вступлением 01 января 2015 года в силу изменений в ст. 88 НК РФ введённых Федеральным законом № 348 от 04 ноября 2014 года, полномочия налоговых органов существенно расширились.

Благодаря вышеназванной законодательной инициативе теперь во время проведения камеральной налоговой проверки по НДС у уполномоченных сотрудников налоговой службы появилось больше возможностей к применению права на истребование дополнительных сведений и документов о проверяемом лице.

Так же законодатель предоставил налоговым органам право на проведение осмотров территории и помещений налогоплательщика.

3) Расширение полномочий налоговых органов в части истребования документов

С 2015 года инспектора, которые проводят проверку могут воспользоваться правом на истребование дополнительных документов в следующих случаях:

1) При обнаружении противоречий между сведениями, содержащимися в налоговой декларации по НДС. (Такими могут быть, например противоречия между сведениями которые содержаться  в декларации по НДС по необлагаемым налогом операциям и сведениями содержащимися в документах предоставленных налогоплательщиком);

2) В случае если инспектора обнаружат несоответствия сведений по операциям которые содержаться в декларации по НДС представленной налогоплательщиком от сведений по тем же операциям но содержащихся в декларации по НДС, которую представляет в налоговую инспекцию другой налогоплательщик или лицо которое в соответствии с законодательством обязано представлять декларацию по НДС;

3) Если налоговый орган выявит несоответствия между сведениями об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком и сведениями об этих же операциях содержащихся в журнале учёта полученных и выставленных счетов-фактур представленном в налоговую инспекцию лицами на которых в соответствии с г. 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность.

Таким лицами, например могут являться юридические лица состоящие на упрощённой системе налогообложения, следовательно не признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость при осуществлении ими  предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии или агентских договоров.

Однако истребовать такие документы налоговый орган вправе только в случае, если выявленные противоречия и несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

4) Расширение полномочий налоговых органов в части проведения осмотров

Законом 134 – ФЗ законодатель внёс изменения в п. 1 ст. 92 НК РФ и с 2015 года у инспекторов появилось право на проведение осмотра территорий, помещений проверяемого налогоплательщика, документов и предметов.

Теперь налоговый орган может проводить осмотры не только при проведении выездной налоговой проверки но и в рамках камеральной что фактически расширило полномочия инспекции и в некоторой степени уравняло камеральные проверки и выездные.

Согласно нововведениям налоговый орган может осуществлять осмотр при проведении  камеральной проверки декларации по НДС в следующих случаях:

1) Если налогоплательщик представил декларацию по НДС с заявленной суммой налога на добавленную стоимость к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);

2) При выявлении налоговыми органами противоречий и несоответствий свидетельствующих о занижении НДС к уплате или завышении налога к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

4.1) Права и обязанности сторон при проведении процедуры осмотра

Осмотры проводятся при обязательном присутствии понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ).

Кроме того при проведении инспекторами осмотра со стороны налогоплательщика может участвовать лицо в отношении которого проводиться мероприятия налогового контроля или его представитель. При поведении осмотра также могут участвовать специалисты, обладающие специальными знаниями и навыками  и не заинтересованные в исходе дела (абз. 2 п. 3 ст. 92 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 92 НК РФ, по завершению осмотра инспектора должны составить протокол осмотра помещений, территорий, предметов и документов по установленной форме (приложение № 4 к приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@).

После чего данный протокол должны подписать все лица участвующие в процессе осмотра.

Необходимо отметить, что в процедуре осмотра в ходе камеральной и выездной проверки есть существенное различие и выражается оно в том, при проведении  выездной проверкой для доступа на территорию или в помещение налогоплательщика инспекторам необходимо вместе с удостоверениями предъявить решение о проведении выездной проверки (абз. 1 п. 1 ст. 91 НК РФ), а при проведении камеральной проверки мотивированное постановления уполномоченного лица, осуществляющего эту проверку.

При этом данное постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа или его заместителем.

Таким образом, новации изменившие налоговый кодекс расширили полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля, что существенным образом отразилось на поведении налогоплательщиков, как видно из приведённой в начале статьи статистики собираемость налогов возросла в 2015 году несмотря на продолжающийся кризис в экономике страны.

Однако с ростом поступлений налогов в бюджет в первом квартале 2015 года так же наблюдается рост количества банкротств на 22 % [2]  в том числе и по инициативе налоговых органов. [3]

Вместе с тем наблюдается общее ухудшение инвестиционного климата в Российской Федерации [4].

Поэтому полагаем, что рост налоговый поступлений в бюджет явление временное и в долгосрочной перспективе ужесточение налогового контроля может привести к спаду экономического развития в стране и как следствие снижению поступлений в бюджет Российской Федерации.


Библиографический список
  1. http://kremlin.ru/events/president/news/49227
  2. http://www.gazeta.ru/business/2015/04/08/6630857.shtml
  3. http://yakutsk.bezformata.ru/listnews/yakutii-vozroslo-kolichestvo-protcedur/29088607/
  4. http://m.echo.msk.ru/blogs/detail.php?ID=1513656


Все статьи автора «Мартынченко Павел Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация