УДК 316.4.057.2

ТРИ ЭСКИЗА К ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ СИМВОЛОВ В КУЛЬТУРЕ

Демин Тимофей Сергеевич1, Фауль Богдан Владимирович1
1Санкт-Петербургский государственный университет, магистрант кафедры теории и истории социологии факультета социологии

Аннотация
На протяжении человеческой истории вместе с социальными изменениями происходит изменение символов. Трансформация символов в культуре связана с изменениями основ, на которых существует культура социума. В данной статье рассмотрено, каким образом проходят эти процессы. Для анализа этого явления были выбраны конкретные символы из нашего исторического опыта.

Ключевые слова: массовая культура, радуга, свастика, символ, трансформация символов


THREE SKETCHES TO THE TRANSFORMATION OF SYMBOLS IN CULTURE

Demin Timofei Sergeevich1, Faul Bogdan Vladimirovich1
1St Petersburg State University, Master's program student, the Department of Theory and History of Sociology Faculty of Sociology

Abstract
Throughout human history, social changes are going along with the symbol transformations. The process of symbol transformation is connected with the change in the society basis, the culture of society exists on. In this article those processes are discussed. To analyze this phenomenon, were selected the specific symbols of our historical.

Keywords: mass culture, symbol, symbols transformation, the rainbow, the swastika


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Демин Т.С., Фауль Б.В. Три эскиза к трансформации традиционных символов в культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57779 (дата обращения: 19.11.2016).

Затрагивая тематику трансформации символов, важно отметить, что трактовка такого понятия как символ, приобретает разные значения, в зависимости от школ, в которых оно трактуется. В современной традиции, различие между символом и знаком стирается. Если раньше символ указывал или связывал реальное и сверхреальное, то сейчас, символ и знак практически не отличаются и провести границу между ними действительно не легко [3, С.176].  В рамках этой работы, нами будут рассмотрены символы актуальные, достаточно распространенные и всем известные.  Важно добавить к понятию символа следующее уточнение: в символе «означающее и означаемое обязательно смыкаются в одной точке, как бы они различны ни были сами по себе. По своему субстрату они – разные, а по своему смыслу – одно и то же» [5]. Происходит субстанциальное тождество, соответствие идеи и вещи. Мы будем пользоваться этим теоретическим ходом для анализа традиционных символов. Нас интересует то, как трансформируются идеи, к которым символ оперирует. Изменение внешнего образа символа бесспорно значимо и является частью социального мира[1]. Однако мы будем затрагивать этот аспект в меньшей степени. При каких условиях происходит процесс трансформации традиционных символов? Какие явления сопутствуют изменению традиционных символов? Откуда исходит этот процесс? На все эти вопросы едва ли будет дан исчерпывающий ответ. Скорее вопросов возникнет больше чем ответов. Тема требует глубокой теоретической проработки, и выработки понимания того, какие последствия несут подобного рода процессы. Для разработки этой темы были избраны следующие традиционные символы: свастика, радуга, а также символы сил добра и зла (ангелы и демоны) в христианской культуре. Причина выбора таких символов кроется в их актуальности, и значимости протекающих процессов, сопряженных с этими символами.

Свастика. Свастика являлась одним из древнейших символом, пришедшим в культуру человечества из палеолита. Согласно археологическим данным – это древнейший символ благополучия и успеха [7]. Наделенный разными смысловыми значениями, он существовал в культуре огромного количества народов мира, от ариев до скифов, среди эллинов и жителей Месопотамии. Мы не будем рассматривать трансформацию этого символа в древнейшие времена, объектом нашего изучения будет свастика в культуре третьего Рейха. Причины, по которым символом рейха была избрана именно свастика, называются разные. В качестве доводов в пользу этого выбора называется связь этого символа с культурой ариев, его древность, позитивный образ, которым наделялся этот символ; среди прочих мнений существуют и те, которые обосновывают появление этого символа в связи с оккультными движениями [1, c. 10]. Гипотеза состоит в следующем: трансформация символа происходит при изменении мировоззренческих основ. Второе необходимое условие – символ не может быть трансформирован в сообществах, в которых он имеет иные основания, в том случае, если не меняются эти основания. То есть нельзя изменить смысловое наполнение креста у верующих, не изменив представления о самом кресте, идейном содержании веры. Чем устойчивей представление, тем менее возможным представляется процесс трансформации. На момент принятия Гитлером символа «мотыгообразного креста», при распространенности символа на территории Европы, на него не было «монополии» у той или иной группы, таким образом в Германии он не наделялся одним для всех смыслом в широких слоях общества, и принятие этого символа не вызвало значительных осложнений [1, c. 11]. Сегодня символ свастики ассоциируется с нацизмом, имея в этом случае, как правило, негативное смысловое наполнение. Вот что об это пишет большая советская энциклопедия: «Гитлер и немецкие фашисты сделали свастику своей эмблемой. С тех пор она стала символом варварства и человеконенавистничества, неразрывно связанных с фашизмом» [2, с. 375].

Радуга. Радуга, равно как и свастика была распространенным по всему миру символом. Нас интересует, прежде всего, радуга, как символ в христианской культуре, так как именно на ней основывалось европейское (в том числе и Российское) общество. Радуга в христианстве стала символом завета Бога и человечества. «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.  И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.» (Быт. 9: 14-17). В современном мире радугу в качестве символа использует несколько явлений. Наиболее значительное и представляющее интерес для европейской культуры – радуга как символ борьбы за права сексуальных меньшинств [6]. К сожалению, на данный момент не существует данных об осведомленности смысла радуги в представлениях людей, придерживающихся христианской культуры. Наше предположение состоит в низкой степени осведомленности по этому вопросу. В противном случае принятие радуги в качестве главного символа ЛГБТ-движения вызвало бы явный протест со стороны христианского большинства во многих странах. Также подобного рода изменение – результат изменения мировоззрения, так как в христианской культуре гомосексуализм является пороком и поэтому осуждается. Процесс дестигматизации сексуальных меньшинств хорошо заметен в современном общественном дискурсе (проще всего его зафиксировать на уровне медиа) и подтверждает представление о том, что символ трансформируется вслед за трансформацией мировоззрения общества, в котором этот символ существует.

Символы сил добра и зла. Силы зла в христианской культуре (и не только) отождествляются с демонами, силы добра – с ангелами. Противостояние добра и зла символически может реализовываться в борьбе ангелов и демонов, например, за человеческие души. Современная массовая культура эксплуатирует этот образ. Для иллюстрации мы возьмем в пример два современных крупнобюджетных фильма, рассчитанных на массовую аудиторию: «Ной» режиссера Дарена Ароновски и «Я, Франкенштейн», режиссера Стюарта Битти. В фильме «Ной» классической формы противостояния нет, однако существуют падшие ангелы. В христианской культуре Европы – это воплощение представлений о зле, так уместно называть Сатану. По фильму падшие ангелы – добрые создания, которые стремились помочь людям, вследствие чего ослушались воли Бога и стали весьма непривлекательными существами, однако оставшись добрыми по своей сути. В частности, они помогли Ною построить ковчег, а затем ценою своей жизни искупили себя перед Богом, защищая Ноя и его семью от порочного человечества. Симптоматично, что фильм скорее напоминает по своему идейному наполнению больше докртину «зеленых» нежели христианскую притчу.

В другом фильме «Я, Франкенштейн» в противостоянии ангелов и демонов, ангелов заменили на горгулий, которые с эстетической точки зрения напоминают скорее злых монстров, чем добрых существ. Орден горгулий борется с принцем тьмы и вокруг этого развивается весь сюжет. Интересно, что символом горгулий является искаженный вид креста – три параллельных линии (верхняя линия больше остальных), через которых перпендикулярно проходит четвертая – стержень креста.

Заключение. Три истории о трансформации традиционных символов дают некоторое представление о сложном процессе, позволяя делать некоторые предположения через наброски к анализу, которые мы попытались продемонстрировать. Эти истории показывают, как затрагиваются глубоко укорененные в сознании образы, идет трансформация культурных основ. Напрашивается следующий ход: выделить идеальный тип таких трансформаций, а затем спроецировать его на наше будущее. Мы получим разрушение традиционных основ, атомизацию и дефрагментацию символического поля, общество постмодерна. Научные изыскания на эту тему способны выявить и другие тенденции, закономерности, перспективы, убедительно доказывая или опровергая, в том числе и предположения, выдвигаемые в данной работе.


[1] Идея того, что вещи, в данном случае материальное воплощения символов – это часть социального мира, часть программы крупного направления в современных социальных науках под названием Акторно-сетевая теория. См. например «Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию» [5].


Библиографический список
  1. Багдасаров Р. Свастика: священный символ / Этнорелигиоведческие очерки, Белые Альвы; М. 2001
  2. Большая советская энциклопедия. М, 1944.  Т. 50.
  3. Гиренок Ф. И. Аутография языка и сознания. — М.: МГИУ, 2010.
  4. Латур, Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 384 с.
  5. Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. http:// graphic.org.ru/articles/Losev_Problema_simvola_i_realisticheskoe_iskusstvo.rtf  (дата обращения: 10.09.2015)
  6. Symbols. // An Encyclopedia of Gay, Lesbian, Bisexual, Transgender, and Queer Culture http://www.glbtq.com/arts/symbols,4.html  (дата обращения 15.04.2015)
  7. Wilson T. The swastika, the earliest known symbol and its migrations with observations on the migration of certain industries in prehistoric times. Washington, 1894 (2nd ed.: 1896)


Все статьи автора «Демин Т. С., Фауль Б. В.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация