УДК 159.99

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Урутина Татьяна Михайловна
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
студентка 3 курса направления «Психолого-педагогическое образование»

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема психологической готовности ребенка к школе, а также представлены результаты экспериментального исследования по данной проблеме.

Ключевые слова: диагностика, психологическая готовность к школе, ребенок


THE QUESTION OF THE CHILD'S PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SCHOOL

Urutina Tatyana Michailovna
Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
3th year student of direction "Psycho-pedagogical education"

Abstract
This article deals with the problem of psychological readiness of the child to school, as well as the results of an experimental study on the issue.

Keywords: child, diagnostics, psychological readiness for school


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Урутина Т.М. К вопросу о психологической готовности ребенка к школьному обучению // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/57007 (дата обращения: 20.11.2016).

Проблема готовности ребенка к школьному обучению имеет как теоретическое, так и практическое значение. Готовность ребенка к школе определяется широким кругом параметров. К ним относятся определенный уровень развития познавательных способностей, эмоционально-волевой сферы, а также психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Как правило, развитие старшего дошкольника отвечает большинству формальных требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам ребенка. Однако чаще всего ребенок оказывается неготовым к школе именно в психологическом плане. Проблема состоит в том, что ситуация школьного обучения серьезно отличается от того, что переживал ребенок в дома или в детском саду. Изменения касаются, прежде всего, распорядка дня, роста учебной нагрузки, смены окружения. При этом добавляется еще и социальный компонент. Осваивая новую роль ученика, ребенок сталкивается с тем, что его действия начинают получать оценку окружающих и влиять на классный коллектив в целом. В соответствии с этим возрастает также ответственность ребенка за свои поступки.

Изучением готовности ребенка к школьному обучению занимались как отечественные, так и зарубежные авторы. Среди них Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А. Керн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин; особенности развития личности в старшем дошкольном возрасте представлены в работах Н.И. Гуткиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной.

Некоторые родители считают главным показателем готовности ребенка к школьному обучению широту знаний и представлений, которые ребенок приобрел в период своего детства. Такая точка зрения является неверной. Готовность ребенка к обучению в школе выражается не только в общем запасе знаний и представлений, но и в уровне развития всей психической деятельности, и в первую очередь в развитии мышления.

Процесс обучения в школе требует от ребенка умения пользоваться мыслительными операциями: обобщением, синтезом, анализом и т.д. Однако этим не ограничивается интеллектуальная готовность ребенка к обучению. Школьное обучение требует от ученика умения систематически выполнять все домашние задания, независимо от желания самого ребенка.

Кроме организации процесса усвоения знаний, ребенку нужно быть готовым к новому образу жизни, к новому взаимоотношению со взрослыми людьми. Если ребенок не приучен работать в коллективе, не выполнял до школы определенных трудовых обязанностей в семье, он не умеет руководствоваться общественными интересами, считаться с требованиями коллектива.

Ребенок должен быть готов к обучению и в волевом отношении. Необходимо научить детей действовать в соответствии с отдаленными целями, проявлять выдержку и настойчивость в течение длительного времени.

Дети должны к приходу в школу уметь сдерживать свои желания, долгое время сосредотачивать свое внимание на каком-либо деле, должны уметь слушать объяснения учителя и т.п.

В данной работе представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения уровня готовности ребенка к школьному обучению. Исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения первомайской средней общеобразовательной школы. В исследовании приняли участие воспитанники подготовительной группы в количестве 17 человек, из них 7 мальчиков и 10 девочек. В качестве основных психодиагностических методик были выбраны «Ориентационный тест школьной зрелости» А. Керна-Я. Йирасека [1] и «Рисунок школы» Н.В. Нижегородцевой [4].

В результате применения методики «Ориентационный тест школьной зрелости» А. Керна-Я. Йирасека были получены следующие данные о готовности детей к школе, которые представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования общей подготовленности старших дошкольников к школе по методике «Ориентационный тест школьной зрелости»

Анализ данных исследования показывает, что только 23,5% старших дошкольников (4 чел.) имеют высокий уровень готовности к школе. Эти дети с интересом выполняли задания и набрали наименьшее число баллов. Все три предложенных упражнения не вызвали серьезных трудностей у этих детей.

Средний уровень готовности к школе был выявлен у 53% детей (9 чел.). Дети также с интересом выполняли предложенные задания, но справились с ними не в полной мере. Это выражается в рисовании фигуры (рисунок не представляет единого контура) и копировании надписи.

Низкий уровень готовности к школе выявлен у 23,5% детей (4 чел.). У детей наблюдалась низкая заинтересованность в результатах работы, они часто отвлекались, иногда просили повторить задание. При рисовании фигуры старшие дошкольники использовали готовые элементы. Руки и лицо нарисованы схематично, изображение не представляет единого контура. При копировании надписи дети смогли воспроизвести большинство букв, однако, линии букв неровные.

Следовательно, мы можем сделать вывод, изучение общей подготовленности старших дошкольников к школе показывает, что только 4 ребенка полностью готовы к обучению. Можно предположить, что родители уделяют серьезное внимание развитию этих детей и занимаются с ними. Значительная часть дошкольников – 9 детей, характеризуются средним уровнем готовности к школе. Их развитие соответствует возрастной норме, однако недостатки, выявленные при выполнении заданий, свидетельствуют, что умения и навыки, необходимые для школьного обучения еще не развиты на достаточном уровнем. Скорее всего, подготовке детей к школе в семье уделяется недостаточное внимание, поэтому переход к учебной деятельности у этих детей будет связан с определенными трудностями и потребует более длительного периода адаптации. И 4 детей показали по итогам методики неблагоприятные результаты, что говорит о неготовности к школе.

Результаты диагностика старших дошкольников по методике «Рисунок школы» Н.В. Нижегородцевой представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Изучение эмоционального отношения детей к школе и обучению по методике «Рисунок школы»

Анализ результатов исследования показывает, что у 35% старших дошкольников (6 чел.) наблюдается высокий уровень тревожности. В рисунках детей преобладают темные тона, нарисовано только здание школы, отсутствуют детали здания. Такие рисунки могут говорить о негативном отношении к школе, страхе перед новым коллективом и условиями деятельности.

У 47% детей (8 чел.) выявлен средний уровень тревожности. Изображение отчетливо прорисовано. Школа занимает центральное место на листе. На изображении присутствует фигура учителя. При этом в рисунках достаточно много темных тонов, что может говорить о боязни детей.

18% старших дошкольников (3 чел.) характеризуются низким уровнем тревожности. Рисунки детей отчетливы в них много ярких цветов, всегда присутствуют люди. Изображения отличаются большим количеством деталей. Это говорит о положительном эмоциональном отношении к школе и готовности к смене вида деятельности.

Следовательно, по результатам методики можно сделать вывод, что только у небольшой части детей (3 чел.) наблюдается полное отсутствие тревоги по отношению к школьному обучению, т.е. дети психологически готовы к школе. У старших дошкольников сложились представления о школьном обучении, поэтому страхов по отношению к школе не наблюдается. В то же время у большей части детей (8 чел.) присутствует средний уровень тревожности по отношению к школе. Рисунки этих детей говорят об отрицательных переживаниях в связи с переход к учебной деятельности. Такое положение дел может быть вызвано несформированностью представлений о школе или негативных опытом обучения старших членов семьи. Это может быть преодолено за счет расширения знаний ребенка о школе и формирования адекватных представлений об учебе. Особого внимания заслуживают дети с высоким уровнем тревожности (6 чел.), так как это может привести неприятию учебных задач, отказу от учебной деятельности и трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Полученные данные говорят о том, что старшие дошкольники нуждаются в помощи в формировании готовности к школе. Воспитатели детских садов и родители должны использовать дошкольное детство для хорошей подготовки детей к школьному обучению.


Библиографический список
  1. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) – Волгоград: Учитель, 2011. – 297 с.
  2. Венгер Л.А. Готов ли Ваш ребенок к школе – М.: Знание, 2009. – 192 с.
  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
  4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.


Все статьи автора «Урутина Татьяна Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация