УДК 372.881.1

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АВТОНОМИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Карамурзоев Сергей Сергеевич
Московский государственный университет пищевых производств
старший преподаватель кафедры лингвистики и профессионально-ориентированной коммуникации

Аннотация
В статье рассматриваются некоторые проблемы формирования автономии студентов при обучении иноязычной коммуникативной компетенции. Выделяется ведущая роль обучающегося как активного субъекта образовательного процесса. Подчеркивается важность внутренней мотивации в условиях автономного обучения.

Ключевые слова: автономия обучающегося, иноязычная коммуникативная компетенция, метакогнитивные стратегии, мотивация


SOME ASPECTS OF LEARNER AUTONOMY IN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

Karamurzoev Sergej Sergeevich
Moscow state university of food production
senior lecturer, department of linguistics and profession-oriented communication

Abstract
The article considers some of the problems of formation of the autonomy of students in the process of foreign language communicative competence acquisition. The leading role of the student as an active subject of the educational process is pointed out. The importance of intrinsic motivation in terms of autonomous learning is emphasized.

Keywords: foreign language communicative competence, learner autonomy, metacognitive strategies, motivation


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Карамурзоев С.С. Некоторые аспекты автономии обучающихся при изучении иностранного языка // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56726 (дата обращения: 21.11.2016).

Проблема автономии обучающихся не является новой, в широкий обиход в сфере обучения иностранным языкам термины «автономия обучающегося», «автономный обучающийся» вошли в семидесятых годах прошлого века. Ранее были предпочтительны термины «индивидуализация», и «самостоятельность обучающегося».

Роль обучающегося как активного субъекта процесса обучения явилась одним из основных направлений методики обучения иноязычной коммуникативной компетенции, а центральным понятием стало понятие «автономия/автономный обучающийся».

Существуют различные определения термина «автономия», однако, как правило, под автономией понимается «способность обучающегося брать ответственность за свое обучение [1, 2].

Автономный обучающийся в большей степени мотивирован, а развитие автономии предполагает более высокие результаты при овладении иноязычной коммуникативной компетенцией.

С точки зрения некоторых исследователей существует три базовых метода повышения автономии обучающегося:

1) метод проблемного изложения, заключающийся в том, что преподаватель формулирует задачу перед изложением материала, показывая пути ее решения;

2) эвристический метод, суть которого состоит в организации поиска путей решения задач, при этом преподаватель наводит обучающегося на решение задачи радом вопросов;

3) исследовательский метод, предполагающий самостоятельное изучение литературы и выполнение других действий поискового характера обучающимися [3].

Практика преподавания немецкого и французского языков  в различных неязыковых вузах показывает, что отсутствие внутренней мотивации является одним из ключевых факторов, препятствующих овладению иноязычной коммуникативной компетенции студентами. В нашей стране студенты слишком зависимы от преподавателя. Поэтому преподавателю следует обратить внимание на то, как помочь студентам развить учебную автономию и как стимулировать их внутреннюю мотивацию.

Разный уровень владения иноязычной коммуникативной компетенцией является одним из ключевых проблем при обучении. Проблема подобных групп также заключается в том, что в группе одновременно могут обучаться до 30 человек, имеющих разный уровень мотивации. Данная проблема в условиях автономного обучения может быть решена при использовании двухуровневого/разноуровневого учебника [4, 5, 6].

Развитие у обучающихся автономии предполагает использование метакогнитивных стратегий [7, 8], среди которых выделяются: планирование своих действий при выполнении учебных заданий; постановка промежуточных целей; адекватная саморефлексия; самооценка; гибкость, для выбора нужной стратегии обучения. Развитие данных стратегий готовит обучающегося к автономному обучению.

Таким образом, современный обучающийся не ждет указаний от преподавателя, а способен организовать свое собственное обучение. Роль преподавателя в условиях автономного обучения сводится к роли наставника, тьютора, руководителя и советчика, который помогает обучающимся выбрать оптимальный способ изучения того или иного явления.

 


Библиографический список
  1. Holec H. Autonomy in foreign language learning. Oxford, 1981. P. 3.
  2. Benson P. Teaching and researching autonomy in language learning. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press. 2005. P. 2.
  3. Алексеева М.Ю. Развитие творческого мышления младших школьников средствами арт-терапии (на материале обучения иностранному языку): дисс. … канд. пед. наук (13.00.01) / Курский гос. Ун-т. Курск. 2007.
  4. Нефёдов О.В. Перспективы создания учебника для больших разноуровневых групп студентов неязыкового вуза // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (266). С. 229-231.
  5. Нефёдов О.В. Формирование автономии студента в процессе обучения английскому языку в неязыковом вузе // Приволжский научный вестник. 2014. № 3-1 (31). С. 101-104.
  6. Нефёдов О.В. Обучения языкам в мультикультурной аудитории // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 8-2 (38). С. 106-110.
  7. Education pour l’autonomie: un nouveau modèle d’enseignement? // L’approche actionelle des langues, onze articles pour mieux comprendre et faire le point. Paris: Editions des langues, 2003.
  8. Kakpo S., Netter J. L’aide aux devoirs. Dispositif de lutte contre l’échec scolaire ou caisse de résonance des difficultés non résolues au sein de la classe? // Revue française de pédagogie, №182. 2013.


Все статьи автора «Карамурзоев Сергей Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация