УДК 321.021

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ

Черемная Татьяна Сергеевна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
аспирантка, кафедра политологии и политического управления

Аннотация
В статье определено понятие общественного объединения бизнеса, а также анализируются этапы их становления в нашей стране. Представлена историческая классификация общественных объединений бизнеса, а также типология общероссийских и региональных объединений бизнеса на современном этапе.

Ключевые слова: анализ, Классификация, предпринимательские союзы, производственные объединения


PUBLIC ASSOCIATIONS OF BUSINESS IN MODERN RUSSIA: PECULIARITIES OF FORMATION AND INTERACTION WITH AUTHORITIES

Cheremnaya Tatiana Sergeevna
Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation
postgraduate student, Department of political science and political administration

Abstract
The article defines the notion of Association business, and also analyzes the stages of their development in our country. Historical classification of public associations business and also the typology of national and regional business associations at the present stage.

Keywords: analysis, classification of business alliances, production Association? общественные объединения бизнеса, public Association of business


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Черемная Т.С. Общественные объединения бизнеса в современной России: особенности формирования и взаимодействия с органами власти // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56528 (дата обращения: 04.06.2017).

Общественные объединения бизнеса (ООБ) представляют собой не только и не столько форму защиты интересов, которая выражается в режиме конфронтации, сколько форму выстраивания своего особого места в обществе при наличии режима социального партнерства, который уже представлен цивилизованным способом функционирования и развития бизнеса в государстве.

Роль общественных объединений бизнеса на современном этапе развития заключается в том, что они представлены эффективной коммуникативной площадкой как внутри бизнес-сообщества, так и вне его, что позволяет формировать и реализовывать солидарную позицию в вопросе взаимодействия с властью и иными общественными структурами. Кроме того, смысл существования общественных объединений бизнеса состоит также в объединении и сплочении бизнес-единиц в единую социальную группу, члены которой вместе, сообща способны отстаивать и продвигать общие интересы [1, с.129-140].

Общественное объединение бизнеса определим как добровольное объединение бизнес-единиц, формирующих целостное пространство ценностей и целостных компонентов социального слоя предпринимателей, способствующих инновационному социально-экономическому развитию и политической стабильности современного российского общества.

Если мы обратимся к исторической классификации, то по мере развития рыночных отношений оформляется и понятийный аппарат, связанный как с общественными объединениями в целом, так и появлением общественных объединений бизнеса.

Так, в контексте существующих классификаций общественных объединений выделим попытки включения в неё общественных объединений бизнеса, представленных в таблице 1.

Таблица 1 – Исторические классификации общественных объединений бизнеса

Наименование классификации, автор

Характеристика

Классификация В.М. Гессена, на рубеже XIX – ХХ вв Выделил частно-правовые общественные объединения, среди которых он называет общества, которые имеют своей целью развитие хозяйственной жизни населения [2, с.607-628].
Классификация в отчете НКВД за 1922 – 1923 гг. «Об обществах и союзах» Были выделены всероссийские общества, под которыми понимали научно-промышленные, сельскохозяйственные, а также местные, среди которых появились общества инженеров и строителей
Классификация в статистическом отчете НКВД на 1 янв. 1928 г. Появляются сельскохозяйственные, а также массовые добровольные общества.
В середине 30-х гг. с вступлением в силу Конституции СССР 1936 г. Появляются первые кооперативные объединения.

 

С вступлением в силу Конституции СССР в 1977 г. Определены профсоюзы, а также кооперация.

 

С.А. Солдатов Выделены профсоюзы, предпринимательские союзы.
Классификация А.Д. Степанского Экономические организации (сельскохозяйственные общества, торгово-промышленные); общества взаимопомощи, кооперативные организации.
Бердли Дж [3, с.34] Дополнил это разделение производственными.

Проанализировав исторические классификации общественных объединений бизнеса, можно выявить, что самое первое их упоминание было в XIX веке, когда они представляли собой общества по развитию общественной жизни. Однако у них еще сложно проследить особенности деятельности в силу их аморфности.

Далее в ХХ веке общественные объединения бизнеса появляются больше как сельскохозяйственные, а также объединения производителей. Безусловно, на характер объединений бизнеса влияло и состояние российской экономики, в тот период экономики СССР. Однако именно такие организации положили начало сегодняшним крупным объединениям бизнеса. С 1905 года появляются профсоюзы. И хотя они представляют собой объединения работников, но формируются внутри бизнес-единиц, а потому для нас также представляют интерес. Позже развитие и сила профсоюзов все больше набирает свою мощь. Наряду с профсоюзами в это же время появляется кооперация, которая представлена объединением предприятий и взаимодействием ради выполнения той или иной задачи.

Таким образом, в историческом контексте классификации общественных объединений можно выделить следующие основные типы общественных объединений бизнеса: общества по развитию общественной жизни; объединения производителей; профсоюзы; кооперация; производственные объединения.

Современные общественные объединения бизнеса функционируют как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, однако на каждом из них прослеживается своя специфика. Так, федеральные общественные объединения бизнеса имеют больше ресурсов для продвижения интересов своих членов; максимально приближены к органам государственной власти; имеют большое количество членов, что говорит о высокой поддержке их деятельности. Такие общественные объединения бизнеса играют существенную роль в процессе формирования государственной политики, в том числе политики социально-экономического развития.

Региональные общественные объединения бизнеса разделим на четыре типа:

1 тип: Региональные отделения общероссийских общественных объединений (например, Архангельское региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», региональные ТПП и т.д.);

2 тип: Межрегиональные отраслевые общественные объединения (например, Межрегиональная общественная организация «Московская ассоциация предпринимателей»);

3 тип: Региональные отделения общероссийских отраслевых объединений бизнеса (например, Региональное отделение ООР «Союз машиностроителей России»);

4 тип: Региональные общественные объединения бизнеса (например, Белгородская областная ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов «БелАККОР»).

Специфика региональных общественных объединений бизнеса состоит в том, что, с одной стороны, отделения крупнейших общероссийских объединений бизнеса в субъектах РФ серьезно включаются в работу по взаимодействию с органами региональной власти. Отделения отраслевых общественных объединений бизнеса носят поддерживающий характер и являются связующим звеном между региональным отделением и головным, своеобразным каналом передачи информации.  Региональные и областные объединения бизнеса являются более значимым звеном на региональном уровне, поскольку их взаимодействие существенным образом влияет на принятие бюджета, распределение средств в рамках Инвестиционной программы, лоббирование региональных нормативно-правовых актов, в том числе в сфере социально-экономического развития.

Следующим звеном можно назвать местные (территориальные) общественные объединения бизнеса на уровне муниципальных образований (Местная общественная организация «Объединение предпринимателей округа Муром», Владимирская область). Соответственно местные общественные объединения бизнеса оказывают существенное влияние на политику муниципальных властей, зачастую совсем не затрагивая федеральный и региональный уровни, но их деятельность напрямую отражается на жизни людей данной территории, муниципального образования.

Общественные объединения бизнеса сами по себе ещё не гарантируют социальной справедливости, развития, политической и экономической стабильности. Для этого должны быть найдены эффективные средства поддержки демократических преобразований во взаимоотношениях внутри самих организаций, их взаимоотношений с органами власти и централизации негативных явлений. Однако, несмотря на существующие механизмы взаимодействия ООБ и органов государственной власти при принятии программ развития регионов и реализации крупных инвестиционных региональных проектов, существует ряд проблем, которые препятствуют процессу включенности ООБ: законодательные ограничения, связанные с тем, что ООБ представляют собой субъекты гражданского общества и не наделены полномочиями по принятию решений, их мнение носит рекомендательный характер; наличие недоверия между бизнесом и властью; недостаточный вес региональных ООБ, низкая активность, а потому и нет заинтересованности органов власти к взаимодействию с данными объединениями.

 


Библиографический список
  1. Кашпур В.В., Негруль С.В. Активность участия в профессиональных общественных объединениях и ассоциациях в малом и среднем бизнесе как параметр субъективного потенциала регионального предпринимательства.Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 1. – С. 129-140.
  2. Гессен В.М. Общества // Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. 1890-1900. Репринтное издание. Ярославль, 1992. Т. 42. – С.607-628.
  3. Бредли Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России // Общественные науки и современность. 1994. №5. – с.34.


Все статьи автора «TatianaC»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: