УДК 332.145

ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Ёлшина Анна Александровна
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Санкт-Петербург)

Аннотация
В данной статье автором рассматриваются городские агломерации, а именно зарубежный опыт и специфика развития городских агломераций в России. На основе изучения теоретического аспекта данного вопроса и зарубежного опыта были выявлены особенности процесса. Автор утверждает, что процесс образования агломераций в России характеризуется существенными различиями по сравнению с зарубежными аналогами. Значительное внимание уделяется детальному анализу исторических этапов протекания процесса в России, тем самым обосновывается мысль о том, что в нашей стране процесс формирования агломераций имеет глубокую историческую подоплёку. Также автор приходит к выводу, что сравнительно небольшое число сформировавшихся агломераций на территории РФ является причиной несовершенства теоретической и правовой базы, касаемо данного процесса. В статье проанализированы особенности данного процесса в зарубежных странах, опыт которых можно считать успешным, для выявления характеристик препятствующих аналогичному развитию в России. Итогом исследования является обоснование причин, которые объясняют более медленный темп роста числа городских агломераций в РФ по сравнению с зарубежными странами, таких как отсутствие единой теоретической базы, несоответствие статистических данных предмету исследования и неразвитости правового аспекта данного понятия.

Ключевые слова: агломерационное мышление, агломерационный процесс, городские агломерации, критерии делимитации, межмуниципальные взаимодействия, правовое регулирование агломераций, теоретические проблемы агломерационных процессов


URBAN AGGLOMERATIONS: THEORETICAL PROBLEMS AND THE ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE

Yolshina Anna Aleksandrovna
National Research University "Higher School of Economics" (Saint-Petersburg)

Abstract
In this article, the author discusses urban agglomerations, namely, international experience and the specification of the development of urban agglomerations in Russia. Based on the theoretical background and foreign experience the key features of the process have been established. The author argues that the formation of agglomerations in Russia is characterized by significant differences with foreign analogues. Considerable attention was paid to the detailed analysis of the historical stages of the process in Russia; thereby author confirms the idea that in our country the formation of agglomerations has a deep historical background. Also author concludes that a relatively small number of agglomerations formed on the territory of the Russian Federation is the cause of the imperfections of theoretical and legal framework to this process. The article analyses the peculiarities of this process in foreign countries, whose experience can be considered successful, to identify the characteristics of preventing similar development in Russia. The result of the study is the definition of the reasons that explain the slower rate of growth in the number of urban agglomerations in Russia in comparison with other countries. Among the reasons are the lack of a unified theoretical framework, statistical discrepancy subject matter and lack of development of the legal aspects of this concept.

Keywords: inter-municipal cooperation, regulation agglomerations Agglomeration thinking, sintering process, the criteria for delimitation, theoretical problems of agglomeration processes, urban agglomeration


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ёлшина А.А. Городские агломерации: теоретические проблемы и анализ зарубежного опыта // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56419 (дата обращения: 19.11.2016).

Развитие городских агломераций (ГА) становится все более актуальной темой для изучения. В первую очередь это связано с увеличением числа агломераций по всему миру. Кроме того, результатом многочисленных исследований является подтверждение того, что современный этап развития общества привел к сжатию социально-экономического пространства, увеличению концентрации населения и хозяйственной деятельности на территории крупнейших городов и их периферийных зонах. Неравномерная концентрация экономической деятельности и плотности населения, неравновесная инфраструктурная и транспортная обеспеченность территорий, высокая поляризация социально-экономического развития повышают актуальность и значимость изучения агломерационных процессов как формы пространственного устройства хозяйства и расселения. На примере европейских стран, первыми применивших агломерационные пути развития, было доказано, что городские агломерации являются наиболее рациональными формами организации территорий. Результатом создания таких форм служит формирование целостного социально-экономического и инвестиционного пространства, объединенного унитарным социальным, транспортным и инженерным обслуживанием.

Целью данной статьи является анализ агломерационных процессов в зарубежных странах и выявление ключевых особенностей протекания данного процесса в России. Актуальность темы исследования связана с необходимостью поиска инструментов для обеспечения территориального развития нашей страны, поскольку от решения этой проблемы зависит конкурентоспособность национальной экономики и создание достойных условий жизни граждан [1], [2], [3].

Исследование процесса развития агломераций в регионах России становятся все более актуальными, тем самым инициируя создание новых методик для исследования специфических особенностей данного процесса. Не смотря на то, что данный процесс происходит в России уже достаточно долгое время и теоретические аспекты хорошо изучены, единой методической базы исследования до сих пор нет.  Кроме того, понятие «агломерации» не закреплено в нормативно-правовых актах и является только теоретическим. Это обуславливает существование множества различных классификаций, методологий и отсутствие единого перечня существующих агломераций, а также усложняет практическое применение методик для качественной оценки городских агломераций.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации существует от 50 до 100 городских агломераций, находящихся на разных этапах развития. Принято выделять 52 агломерации, 83% из которых расположены в Европейской части страны. Однако, некоторые исследователи, выделяют гораздо большее число сформированных агломераций на территории России, что так же является результатом несовершенства теоретической базы.

Историческое развитие территорий и поселенческих групп обуславливает формирование ГА. Эффективное развитие ГА требует государственных ресурсов и управленческого воздействия. Если же происходит стихийное развитие неподготовленных территорий, то это зачастую приводит к негативным последствиям, например, к дорожным пробкам, к увеличению разрыва между доходами муниципальных единиц, находящихся ближе к центру и на периферии, к увеличению затрат на строительство и содержание дорожных и инфраструктурных единиц.

В основе развития ГА в зарубежных странах, которое является успешным и результативным, лежит «агломерационное мышление». Это формирование взгляда на территорию как на единое целое, а не на совокупность частей; развитие территории целиком, а не предпочтительно центра; а так же стремление к согласованию интересов всех участников процесса (жителей, администраций муниципалитетов, частного предпринимательства и т.п.).

У каждого участника агломерационного процесса есть свои интересы. Центральные города боятся уменьшения финансирования, города на периферии заинтересованы в сохранении унитарности, элита находится под угрозой снижения власти и статуса. Учитывая существующий, абсолютно всегда, тот или иной конфликт интересов, целью грамотного и успешного развития ГА становится создание всех условий для компенсирования имеющихся издержек. Так, например, теряя унитарность, муниципальные образования получают взамен блага, которых у них не было при независимом развитии.

В зарубежных странах можно найти множество примеров стимуляции улучшения межмуниципальных взаимодействий. Например, муниципалитетам во Франции,  которые реализуют совместный проект по созданию агломерации, предоставляется финансовая компенсация в размере от 10 до 50%. Японским муниципалитетам, объединившимся в агломерацию, выплачивают дополнительные 25% к их бюджету на протяжении пяти лет. Европейские страны, реализовав в 70–80-е годы XX века проекты «Большой Париж» и «Большой Лондон», доказали эффективность и целесообразность таких программ как комплексное градостроительное, инфраструктурное, в особенности транспортное, и социально-экономическое развитие .

В 2008 году правительство Франции учредило конкурс проектов комплексного развития «Большого Парижа» среди международных архитектурных бюро. Целью модернизации является решение трех ключевых проблем: реорганизация транспортных сетей, интеграция пригородных территорий и учет охраны окружающей среды при развитии. Наиболее перспективным типом агломерации в данном случае является полицентрический, поэтому помимо основного города-ядра на территории агломерации будут созданы еще несколько ядер, в которых так же будет концентрация бизнес центров, музеев, жилых комплексов. Проект планируют реализовать к 2030 году.

Еще один проект на территории ЕС будет реализован в Рейнско-Рурской агломерации (Германия). Проект «Экологический город будущего» будет воплощен в трех городах данной агломерации: Ахен, Хамм и Херне. Целью данного проекта является демонстрация современной экологической перестройки города. Данная агломерация уже не первый раз проводит проекты, основанные на экологии и улучшении качества жизни горожан. Следует отметить программу по улучшению депрессивных территорий. Городской бюджет выделяет средства для покупки земель, находящихся в непригодном для жизни состоянии, территория очищается от загрязнений. Далее выбираются проекты зданий, которые отбираются горожанами, и строятся на очищенных территориях. Только после этого новые сооружения распродаются или сдаются в аренду, тем самым возвращая деньги в бюджет. Результатом такой программы является старый порт в Дюссельдорфе, который за несколько лет преобразовался в модернизированный город в городе, ставший достопримечательностью.

В подавляющем большинстве городских агломераций в мире стараются сохранить автономию и своеобразие муниципалитетов, входящих в их состав. Примером являются Большой Стокгольм и Большой Лондон, создавшие внутри ГА МО «второго уровня», тем самым обеспечив сохранение ранее существовавших муниципалитетов.

В США большую популярность приобретает применение специализированных округов (органов созданных для оказания услуг) с целью управления работой систем общественного транспорта, канализации и водоснабжения, контроля над работой больниц, вокзалов, аэропортов. Наряду с этим действует и другой проект (например, в Лос-Анджелесе) сутью которого является предоставление базовых услуг муниципалитетам агломерации посредством центрального города.

Следует так же отметить, что понятие «агломерация» связано не только с мегаполисами и городами-миллионниками. Оно может быть применено и к средним и к малым городам, которые имеют для этого объективные условия. Так, например, во Франции не является исключением случай, когда небольшие города (до 100 тысяч) объединяются и создают агломерацию для организации развития пригородов, строительства жилья, создания рабочих мест, улучшения качественных показателей жизни горожан. Примером может послужить и Канада, где существует всего шесть ГА с численностью населения более 1 млн. чел и более чем 80 городских объединений с меньшим населением.[4]

Обобщая все вышесказанное, ключевыми особенностями развития городских агломераций в зарубежных странах являются:

  • Рассмотрение развиваемой территории как единого целого, а не группы поселений, находящихся под влиянием крупного города;
  • Развитие территории целиком, а не только города-ядра;
  • Согласование интересов всех участников процесса;
  • Стимуляция процессов межмуниципального взаимодействия (субсидирование);
  • Развитие территорий на проектной основе;
  • Создание агломераций из группы небольших городов для улучшения качества жизни;
  •  Наличие правового обеспечения агломерационных процессов.

Говоря о развитии агломерации в России, следует упомянуть, что в нашей стране тенденции расселения населения имеют глубокую историческую подоплёку. К концу ХVIII территорию России более или менее равномерно покрыла сеть губернских и уездных городов, где за каждым крупным городом была закреплена достаточно большая территория для опеки. Это было результатом реформы, задевшей административно-территориальные устои Российской Империи, которая была проведена Екатериной II в 1775–1785 гг. Одним из последствий реформы стало отдаление на значительные расстояния друг от друга городов, выполнявших административные функции.

Первые предпосылки появления ГА в России начали появляться в XIX веке, как результат становления капиталистических отношений. Наиболее важными предпосылками можно назвать индустриализацию, быстрый рост важнейших городов и расцвет железнодорожного строительства.  Вопреки тому, что российская система городов была еще слабо развита, в 1913 году были сформированы и развиты 4 крупных города: Москва, Рига, Санкт-Петербург и Одесса. Уже тогда в пригородах и близлежащих территориях были расположены фабричные и мануфактурные сёла и посёлки (к примеру, в окрестностях Москвы располагались Балашиха, Мытищи и Орехово-Зуево). Однако, в это время цикл производства и труда был закрытым, изолированным и не выходил за пределы муниципальной единицы (города, села, поселка). Между крупным городом и окрестными территориями не были завязаны ни производственные, ни трудовые, ни социально-культурные связи, так же отсутствовала маятниковая миграция (регулярные циклические поездки, например, с рабочими или торговыми целями).[5]

Полноценные агломерации в России начали появляться только в ХX веке. Единственным исключением является Санкт-Петербург. Город-ядро и города-спутники создавались и развивались одновременно. Причиной тому являлось первоначально задуманное разделение функционала городов-спутников. Например,: Петергоф, Гатчина, Царское село – резиденции; Кронштадт – крепость; Сестрорецк, Колпино – центры промышленности. Шло развитие не только близлежащих спутников, но и отдаленных, примером чего является Лодейное Поле, ставшее колыбелью Балтийского флота.[6]  Агломерация Санкт-Петербурга, возникшая намного раньше, чем агломерации получили повсеместную распространенность, была феноменом в способах расселения городского населения, продолжала развиваться, являясь уникальным примером городского устройства.

На рубеже XIX–XX веков бурное развитие промышленности сменило тенденцию размещения фабрик и заводов на территории крупных городов на новую тенденцию – расположение предприятий в пригородах городов, а именно в сёлах, поселках вблизи ЖД-станций. Данные изменения были отражены уже во «Всероссийской переписи населения» 1926 года – бывшие сёла уже имели статус городов, например: Кунцево, Люберцы, Орехово-Зуево, Пушкино, Щелково, Мытищи, Кусково в пригороде Москвы. Эти бывшие сёла и стали впоследствии городами-спутниками.

Урбанизация советского времени благодаря активной индустриализации усиливалась с огромной скоростью, но вторая мировая война послужила причиной замедления процесса появления и развития агломераций в нашей стране.[7]

Однако в послевоенные годы происходил своеобразный рывок для дальнейшего развития. В годы после окончания второй мировой войны наблюдался рост числа городских агломераций, в наибольшей степени в районах, бывших тыловыми во время войны. За 60-е и 70-е годы сформировалось множество городских агломераций, общая совокупность возросла вдвое, более половины городских жителей страны проживали в агломерациях.

Особая интенсивность агломерационных процессов в СССР наблюдалась в 70-е гг. Тогда были сформированы шесть двухъядерных (полицентрических) агломераций: Крымская (Симферопольско-Севастопольская), Днепропетровско-Днепродзержинская, Горьковско-Дзержинская, Ярославско-Костромская, Кавминводская, Фергано-Маргиланская. Наблюдался рост территорий городов-ядер, а также формирование мощных городов-спутников в периферийной зоне, что способствовало росту агломераций в целом. В 80-е гг. общая тенденция роста численности населения и площадей агломераций продолжилась. Начался процесс усиления роли пригородов, так же стали укрепляться и формироваться связи пригородов, периферийных зон, городов-спутников с центральными городами агломераций.

Началом следующего этапа развития ГА в России можно назвать распад СССР. Из числа агломерации Российской Федерации выбыла 31 агломерация, в виду нахождения в независимых государствах, ранее являвшихся союзными республиками.

Этот этап сопровождался уменьшением числа городских жителей, а также значительным снижением скорости процесса формирования и развития агломераций на территории России.

Тот факт, что агломерационный процесс снизил обороты, имеет ряд причин. Основными из них являются:

•Во-первых, с 1990 по 1996 гг. наблюдался высокий уровень убыли населения, что в свою очередь повлияло на уменьшение численности населения агломераций и снижение коэффициента развитости агломераций. В 1990 году рождаемость составила 2 млн. чел., в то время как смертность составила около 1,7 млн. чел. К 1996 году ситуация ухудшилась – резкий рост смертности до 2,2 млн. чел. Сопровождался снижением рождаемости до 1,2 млн. чел.

•Во-вторых, в этот период времени страна находилась в глубоком экономическом кризисе. В 90-е годы произошла массовая миграция населения из городов, преимущественно находящихся на Севере и Востоке, а также с территорий бывших советских республик в сёла и посёлки. Данное перераспределение человеческих ресурсов по территории России способствовало так же усилению региональных различий. Многие города, находящиеся в регионах Севера, Дальнего Востока, Восточной Сибири, являвшиеся потенциальными агломерациями были лишены возможности подобного пути развития в связи с массовым оттоком населения.

Тенденция переселения больших потоков населения в европейскую часть России, дает этой территории дополнительные импульсы к формированию и развитию ГА. Территориальное местоположение агломерации по территории страны полностью соответствует основной полосе расселения населения, а уровень их развития возрастает с востока на запад. По данным 2009 года, 43 из 52 (83%) российских агломераций расположены в Европейской части страны. Несмотря на описанную выше ситуацию в районах Дальнего востока и Сибири находятся 9 ГА: 8 из них в Сибири и только одна на Дальнем Востоке (Владивостокская агломерация). Большой потенциал имеет город Новосибирск как центр Сибири в связи с динамичным развитием Новосибирской ГА.

В европейской части страны наблюдается концентрация городских агломераций, имеющих высокий уровень развитости, определяемый с помощью коэффициента развитости.[8] Высокоразвитыми агломерациями, имеющими коэффициент выше 10,0, являются, например, Тульская (27,8), Ростовская (17,2), Волгоградская (10,2) и  Ярославская (14,7).  На данной территории России можно видеть не только большое количество развитых агломераций, а густую сеть ГА в целом. В Центральном Федеральном округе подавляющее большинство столиц субъектов являются ядрами агломераций. Причиной этому является удобное транспортное расположение, территориальная близость и доступность наиболее развитых центров, а также благоприятные природные и климатические условия, что и послужило факторами, привлекшими большие потоки населения на данную территорию. Не мало важным фактором служит интенсивность развития науки, способствующее привлечению населения в эти регионы, образованию густой сети городских территориальных единиц, что в свою очередь влияет на формирование ГА.[9] На сегодняшний день тенденция агломерационных процессов видоизменилась и имеет качественно иные характеристики и цели, чем в 70-е гг., когда происходило массовое формирование новых ГА.[10] Этап интенсивного роста числа городских агломераций и формирования сети ГА в России практически завершен. Исходя из анализа тенденций, возникновение новых ГА в России на этом этапе маловероятно.

Последующее развитие агломерационного процесса заключается в качественном улучшении и реструктуризации ГА России, как в частном, так и в общем отношении. Формируются и усиливаются связи внутри сформированных агломераций, увеличивается число маятниковых миграций, что повышает уровень развитости ГА. Можно сказать, что Россия перешла на этап, где на смену количественному росту пришел качественный рост сформировавшихся городских агломераций.

В XXI веке такая форма территориального расселения населения как агломерация претендует на превращение в основу организации урбанистического пространства, главным типом расселения городских жителей, который концентрирует в себе ключевую составляющую жизнедеятельности человека. Улучшение территориальной единицы входящей в состав ГА влечет за собой ряд преимуществ, таких как:[11]

  • концентрация научных и экономических потенциалов, реализация административно-организационных функций, обширный выбор услуг, улучшение качественных показателей жизни и культуры;
  • максимально эффективное применение трудовых ресурсов, большое количество рабочих мест и отраслей, снижение уровня безработицы;
  • наиболее рациональное использование потенциала экономико-географического расположения и ресурсов данной территории;
  • потенциал для регулярного использования культурных ценностей;
  • максимально интенсивное и эффективное применение имеющейся территории.

На сегодняшний день процессы появления и развития ГА хорошо изучены. Разработано множество методик, позволяющих отнести территорию к ГА. Не смотря на то, что агломерации в России существуют, и вопросы их изучения имеют большое практическое значение, понятие «агломерации» как таковой является теоретическим, отсутствует какая-либо законодательная база для данного явления. Это обуславливает большое количество разнообразных методик и споров касательно обоснованности применения термина «агломерация» к тем или иным территориям. Отсутствие единого общепринятого метода для анализа статистических данных, а порой и отсутствие качественно собранных и обработанных данных усложняет делимитацию ГА, а в последствии и ее качественное изучение.

В каждой стране используются разные критерии для делимитации. Они во многом схожи, но различаются по числовым показателям, например, минимальная численность населения, в зависимости от уровня развития страны. Основой делимитации является сосредоточение на замкнутой территории недельного цикла деятельности жителей. В список наиболее распространенных критериев входят: наличие города-ядра, показатель плотности населения, доля населения не задействованная в сельском хозяйстве, интенсивность маятниковых миграций, наличие постоянной связи с городами отдаленными от ядра, кротчайшее время, затрачиваемое на дорогу от города-ядра, рост численности населения.[12]

Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод, что главной причиной малого числа регионов с высоким уровнем агломерационного развития является отсутствие правового обеспечения данного процесса. Результатом этого служит отсутствие единой теоретической основы, недостаток качественных статистических данных, отсутствие правительственных мер по стимулированию процессов межмуниципального взаимодействия, развитие только крупных городов, которые в свою очередь «тянут» за собой периферийные территории. Можно сказать, что понятие «городская агломерация» в России на данный момент является в большей степени теоретическим определением для оценки особенностей пространственного развития регионов. А отсутствие правового обеспечения и официального статуса «агломерация» лишает органы местного самоуправления крупных городов стимула для развития, отстающих в социально-экономическом развитии, муниципалитетов региона.


Библиографический список
  1. Ходачек А. М. Стратегическое развитие Северо-Западного федерального округа // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 1. – С. 241-243.
  2. Миндлин Ю. Б., Шедько Ю. Н. Инновационные стратегии экономического развития региона // Образование. Наука. Научные кадры. – 2011. – № 4. – С. 156-161.
  3. Котляров И. Д. Геоэкономическое значение трансевразийского транспортного коридора // Записки Горного института. – 2009. – Т. 184. – С. 225-230.
  4. Орлова Е. Когда 1+1=3//Сити менеджер, №8, 2012.
  5. Полян П.М. Методика выделения и анализа опорного каркаса расселения. М.: ИГ АН СССР, 1988. Ч. 1.
  6. Лаппо Г.М. Городские агломерации СССР-России: особенности динамики в XX веке // Удобное пространство для города. Российское экспертное обозрение, №4-5,–СПб, 2007.
  7. Г.Лаппо, П.Поляна и Т.Селивановой «Откуда есть пошли агломерации»//Демоскоп, № 407-408
  8. Кразв.= Р *(М*m + N*n), где Р – численность городского населения агломерации; М и N – количество городов и поселков городского типа соответственно; m и n – доли в городском населении агломерации. (Методология Иститута географии РАН СССР)
  9. Г.Лаппо, П.Поляна и Т.Селивановой «Фаза экстенсивного развития сети агломераций в России завершена»//Демоскоп, № 407-408, 2010
  10. Петров Н.В. Городские агломерации: состав, подходы к делимитации // Проблемы территориальной организации пространства и расселения в урбанизированных районах. Свердловск, 1988.
  11. Лаппо Г., Полян П. и Селиванова Т. Агломерации России в XXI веке. URL: http://www.frrio.ru/uploads_files/Lappo.pdf (дата обращения: 03.02.2015).
  12. Вишневский А.Г. Понятие и границы городских агломераций // Градостроительство. Вопросы расселения: Междуведомственный республиканский научно-технический сб. Киев, 1996.


Все статьи автора «AnnaYoll»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация