УДК 004

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МОБИЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА

Ходаковский Феликс Васильевич
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
аспирант кафедры информационных технологий и систем

Аннотация
Данная статья посвящена обзору существующих средств оценки качества мобильного интернета. Описываются их преимущества и недостатки. В настоящее время мобильный интернет получил огромное распространение и используется ежедневно в повседневной жизни. Кратко описываются термины Качество обслуживания и Качество восприятия. Подчеркивается важность отслеживания качества восприятия мобильного интернета конечными пользователями.

Ключевые слова: интернет, качество восприятия, качество обслуживания., мобильный интернет, сеть, смартфон, сотовый оператор


MODERN MEANS OF ASSESSING THE QUALITY OF MOBILE INTERNET

Khodakovsky Felix Vasilievich
Vladivostok State University of Economics and Service
postgraduate student of the Department of information technology and systems

Abstract
This article focuses on the review of existing tools for assessing the quality of mobile Internet. Describe their advantages and disadvantages. Currently the mobile Internet is widely spread and is used daily in everyday life. Briefly describes the terms service Quality and Quality perception. Stresses the importance of tracking the quality perception of mobile Internet end users.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ходаковский Ф.В. Современные средства оценки качества мобильного интернета // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56313 (дата обращения: 19.11.2016).

Сегодня сотни миллионов людей пользуются услугами сети Интернет. Если первоначально Интернет использовался, в основном, как средство передачи данных, то сейчас есть все основания рассматривать его в качестве универсального транспортного средства, используемого в равной степени, как для передачи данных, так и для передачи мультимедийного контента. Вместе с планомерным увеличением скоростей передачи данных в телекоммуникациях увеличивается доля интерактивного трафика, крайне чувствительного к параметрам среды транспортировки. Увеличиваются объемы передаваемого трафика. Мобильный интернет с каждым годом набирает все большую популярность. Объемы мобильного трафика растут. Эта услуга очень близка к потребителю и используется ежедневно. Следовательно, качество такой услуги должно быть на высшем уровне.

Для обеспечения высокого качества услуг сетями связи операторам необходимо постоянно проводить тестирование используемых систем. Средствами тестирования сетей являются аппаратно-программные комплексы от известных производителей, таких как Ericsson, ASCOM, Rohde&Schwartz. К существенным недостатком таких комплексов относится обязательное присутствие квалифицированных специалистов за пультом управления измерительного комплекса. Для внедрения и сопровождения такой системы специалистов необходимо обучить. Исключением является комплекс TEMS Automatic, осуществляющий сбор данных с абонентского терминала без ведома пользователя. Однако его ограничением является, например то, что при тестировании активного соединения будут тратиться средства со счета абонента. Также для тестирования определенного региона необходимо, чтобы абонент находился именно в этом регионе.

Задача обеспечения качества услуг мобильной связи, в частности мобильного интернета, является весьма важной. Основополагающим фактором в выборе оператора связи становится именно качество обслуживания (Quality of Service – QoS). Под термином QoS понимается способность сети обеспечить необходимый сервис заданному трафику в определенных технологических рамках. Наиболее важными параметрами необходимого сервиса являются:

  • Bandwidth – полоса пропускания, описывает номинальную пропускную способность среды передачи информации, определяет ширину канала. Измеряетсяв bit/s (bps), kbit/s (kbps), mbit/s (mbps).
  • Delay – задержка при передаче пакета.
  • Jitter – колебание задержки при передаче пакетов.
  • PacketLoss – потери пакетов. Определяет количество пакетов, отбрасываемых сетью во время передачи.

Сотовые операторы постоянно отслеживают параметры качества обслуживания сети, использую для этого специализированное оборудование и программное обеспечение описанное выше. Но необходимо отслеживать не только качество сети, но и качество услуг предоставленных абонентом. Насколько соответствует то, что получено при тестировании качества обслуживания сети тому, что, в конечном счете, получает абонент.В этом направлении используются сервисы измерения скорости для абонентов. Эти сервисы позволяют непосредственным потребителям услуг «Мобильный интернет» проверить скорость передачи данных. Преимуществами сервисов такого рода является то, что они позволяют выявить проблемы связи у конкретного абонента. Одним из самых распространенных  является сервис SpeedTest компании Ookla, который позволяет измерять скорость обмена данными с различными серверами по всему миру. Билайн и Мегафон именно этот текст. Остальные подобные сервисы рассматривать не имеет смысла, поскольку все они устроены одинаково, за исключение того, что большинство сервисов измерения скорости используют для замеров какой-то один конкретный сервер. Этим же и отличаются сервисы предоставленные операторами связи. Например, компания Билайн в 2013 году представила проект MobileQualityAnalyzer. Проведение и снятие результатов измерений осуществляется с помощью специального мобильного приложения, устанавливаемого на смартфон с операционной системой Android. Каждые 5 минут скачивается тестовая картинка формата jpeg. Вне зависимости от региона России скачивание всегдапроизводится с централизованного ресурса, расположенного в Москве. Недостатками этого решения является то, что оно потребляет большое количество трафика, что делает его неприменимым для коммерческих абонентов. Замеры скорости передачи данных производятся только с одним сервером, с которым в повседневном пользовании интернетом абонент может и вовсе не взаимодействовать. Это приложение было использовано внутри компании и тестирование проводилось привлечением сотрудников.

Чтобы выявить то, насколько качественно услуга была предоставлена абоненту, используется понятие – Качество восприятия (Quality of Experience, QoE). Данный термин становится все более актуальным. Проводитсядостаточно много исследований  по созданию новых методов определения качества восприятия пользователей, того или иного сервиса или услуги. Популярность эта связана с тем, что коммерческие компании заинтересованы в определении качества восприятия своих сервисов и услуг, которые они предоставляют. Из этого строится их конкурентное преимущество. Качество восприятия зависит от множества различных факторов. Основными факторами качества восприятия мобильного интернета являются:

  1. Контекст. Качество восприятия зависит от того, какие цели преследуются абонентом при использовании мобильного интернета. Например, целью может быть периодическая проверка почты, или иная цель — постоянное общение через месседжеры, просмотр большого количества мультимедийных файлов.
  2. Пользователь. Данный уровень включает  в себя ожидания пользователя, основанные на предыдущем опыт. Следующий фактор — это время, через которое загрузится http-страница, начнет воспроизводиться видео-поток, откроется изображение.
  3. Система. К этому уровню относятся влияние всевозможных сетевых параметров, таких как полоса пропускания, сетевая задержка и потеря пакетов. Сюда также относится тип используемого для просмотра устройства и программного обеспечения (веб браузер и др.). Например, использование устройства со слабым процессором для получения мультимедийного потока с большой битовой скоростью будет неизбежно вести к потере кадров, а как следствие ухудшение Качество восприятия.
  4. Контент. Качество восприятия зависит от типа контента  и разворачивающегося сценария. Например, если пользователь смотрит футбольный матч и команда, за которую он болеет, выигрывает, то Качество восприятия скоростимобильного интернета будет лучше. Также сюда можно различный тип мультимедийного контента на загружаемых страницах. Долгая загрузка страницы нагруженного сайта оставит меньшее восприятие, чем быстрая загрузка простой страницы.

Существующие на данный момент средства оценки качества мобильного интернета больше сосредоточены на параметрах качества обслуживания (QoS). Измерение скорости обмена данными производится с одним сервером. Качество восприятия (QoE) строится из всего процесса использования интернета абонентом и следовательно взаимодействия с множеством серверов. Рассмотренные в данной статье средства оценки качества интернета потребляют коммерческий трафик, что делает затруднительных их постоянное применение для коммерческих абонентов. Оценка качества мобильного интернета должна больше двигаться в сторону оценки качества восприятия услуг. Такой сервис необходимо распространять на коммерческих абонентов и вести мониторинг скорости передачи данных с тех серверов, с которыми реально идет обмен трафиком. Постоянный поток информации о качестве мобильного интернета от коммерческих абонентов даст субъективную оценку качества восприятия каждым абонентом, что в целом будет объективным измерением качества мобильного интернета.



Все статьи автора «Ходаковский Феликс Васильевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация