В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Уплата налога представляет собой односторонний процесс и носит обязательный, безвозвратный характер для определённого налогоплательщика, однако при этом значительная часть оплаченных налогов в той или иной форме косвенно возвращается в экономику в виде дотаций, субсидий, государственных вложений в разные отрасли экономики, путем обеспечения функционирования здравоохранения, образования и разных форм социальной помощи.
Доходная часть бюджетов страны формируется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. Налоги имеют существенное значение при формировании доходной части бюджетов разных уровней, но при этом следует различать государственное и местное налогообложение [1].
За счет налоговых платежей и сборов происходит формирование финансовых ресурсов бюджетов разных уровней. Для обеспечения своевременного и полного финансирования расходов как государства, так и муниципальных образований необходимо обеспечить полную собираемость налогов.
Учитывая особенности текущей экономической ситуации в РФ, обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей считается приоритетной задачей российских налоговых органов на всех уровнях и является одним из критериев качества государственных и муниципальных финансов.
Местные налоги и сборы, согласно Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 132), устанавливаются органами местного самоуправления, что отнесено к числу важнейших вопросов местного значения, позволяющих муниципальным органам проводить во многом самостоятельную от государства и в интересах населения налоговую политику, оказывающую сильное влияние на экономическую, социальную, политическую, экологическую, криминальную и т.д. ситуации, складывающиеся на территории муниципального образования [2].
Проблемы местного налогообложения исследованы в трудах Кузьмичовой И.А. Основной функцией местного налогообложения является регулирование развития местного общества, кроме того налогообложению присущ упор на фискальную функцию [3].
На местном уровне проблема наполняемости бюджета (в том числе за счет налоговых поступлений) является наиболее острой. Это обусловлено особенностями действующего налогового законодательства, недостаточной экономической базой муниципалитетов и снижением инвестиционной активности.
Во всех муниципалитетах вопрос собираемости налогов является актуальным, т.к. проблемы собираемости местных налогов усугубляются общим экономическим спадом, что в результате приводит к существенному сокращению налоговых поступлений. Вопрос собираемости налогов особенно важен для муниципалитетов в связи с необходимостью улучшения основных показателей социально-экономического развития. Показатель собираемости налогов является одним из критериев, характеризующих качество социально-экономического развития муниципального образования и состояние системы муниципальных финансов в целом.
Вопросом повышения собираемости налогов на местном уровне занимаются как органы местного самоуправления, так и администраторы соответствующих доходов.
Исследуем вопросы собираемости налогов на муниципальном уровне по данным Межрайонной инспекции ФНС России №10 по Приморскому краю г. Артём за 2014 год. Отметим, что в зону ответственности МИ ФНС России №10 входят так же Надеждинский район и Хасанский муниципальный район.
Город Артем расположен в Приморском крае. Как административно оформленный населенный пункт, город Артем существует с 1916 года. В 1938 году Артем получил статус города. В соответствии с Законом Приморского края от 10.11.2004 № 157-КЗ муниципальное образование город Артем наделен статусом городского округа, входящего в состав Приморского края.
В РФ одним из показателей, характеризующих эффективность налоговой системы как в целом, так и по отдельным налогам в частности, используется показатель собираемости налогов. В наиболее общем виде он характеризует степень использования налогового потенциала территории за определенный промежуток времени.
Собираемость налогов — соотношение между величиной реально собранных налогов и величиной налогов, которые должны быть собраны в соответствии с величиной налогооблагаемой базы и налоговыми ставками, предусмотренными налоговым законодательством страны [4].
Собираемость налогов рассчитывается по формуле:
Ус = (Фнс / Мнп) * 100% (1)
Где: Ус – уровень собираемости налогов
Фнс – фактически поступившие налоги
Мнп – максимальный налоговый потенциал, представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов, исчисленных в условиях действующего законодательства.
По такому методу можно рассчитать собираемость налогов на уровне субъекта РФ и муниципального образования.
Для того что бы корректно проанализировать показатели собираемости налогов, необходимо осуществлять комплекс мероприятий по планированию налоговых поступлений. В Межрайонной ИФНС №10 г. Артема вопросы планирования и анализа собираемости налогов относятся к компетенции аналитического отдела, который анализирует и формирует прогнозы по налоговым поступлениям на следующий финансовый год.
Работа по планированию и прогнозированию налоговых поступлений базируется на положениях налогового законодательства РФ, регламентирующего в первую очередь, налоговые доходы местных бюджетов. В соответствии с бюджетным кодексом РФ, к местным бюджетам относятся бюджеты:
- городских поселений;
- муниципальных районов;
- городских округов;
- городских округов с внутригородским делением;
- внутригородских районов;
- сельских поселений.
В соответствии с действующим законодательством, к налоговым доходам городских округов (в том числе Артемовского ГО) относятся [5]:
1. Местные налоги:
- земельные налоги – по нормативу 100 %;
- налоги на имущество физических лиц – по нормативу 100 %.
2. Федеральные налоги и сборы, в том числе налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами:
- налоги на доходы физических лиц – по нормативу 15%;
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 100%;
- единый сельскохозяйственный налог – по нормативу 100%;
- налоги, взимаемые в связи с применением патентной системы налогообложения, – по нормативу 100%.
Нормативы отчислений от региональных и федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, устанавливаются законами субъектов РФ.
Рассмотрим в таблице 1 динамику налоговых доходов консолидированного бюджета за 2013-2014 года на основе аналитической записи МИФНС №10 г. Артём.
Таблица 1 – Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета, администрируемых МИФНС №10 г.Артем за 2013-2014 гг
Показатель |
2013 |
2014 |
Отклонение |
Темп роста % |
||
Сумма |
Уд. вес.(%) |
Сумма |
Уд. вес.(%) |
|||
Федеральные налоги |
97579 |
4,15 |
153511 |
6,2 |
+55932 |
157,3 |
Прибыль |
33421 |
34,2 |
28573 |
18,6 |
-4848 |
85,5 |
НДС |
-15505 |
-15,9 |
42143 |
27,4 |
+57648 |
271,8 |
Водный налог |
1041 |
1,06 |
479 |
0,3 |
-562 |
46,0 |
Транспортный налог |
78622 |
80,5 |
82316 |
53,6 |
+3694 |
104,7 |
Налоги субъекта РФ |
1947285 |
83 |
1960246 |
80,4 |
+12961 |
100,6 |
Налог на прибыль |
527758 |
27,1 |
379946 |
19,3 |
-147812 |
72,0 |
Налог на доходы физ. лиц |
1023152 |
52,5 |
1123176 |
57,2 |
+100024 |
109,8 |
Налог на имущество организаций |
160659 |
8,2 |
242031 |
12,3 |
+81372 |
150,6 |
акцизы |
6070 |
0,3 |
9282 |
0,4 |
+3212 |
152,9 |
УСНО |
218281 |
11,2 |
200486 |
10,2 |
-17795 |
91,8 |
НДПИ |
11293 |
0,5 |
5164 |
0,2 |
-6129 |
45,7 |
Игорный бизнес |
72 |
0,003 |
161 |
0,008 |
-89 |
223,6 |
Доходы Артемовского ГО |
303641 |
12,9 |
323679 |
13,2 |
+20038 |
106,5 |
Земельный налог |
157131 |
51,7 |
187468 |
58 |
+30337 |
119,3 |
ЕНВД |
130274 |
42,9 |
114417 |
35,3 |
-15857 |
87,8 |
Налог на основе патентной системы |
0 |
0 |
2681 |
0,82 |
+2681 |
0 |
Налог на имущество физических лиц |
15496 |
5,1 |
17431 |
5,3 |
+1935 |
112,4 |
Единый сельскохозяйственный налог |
740 |
0,2 |
1682 |
0,5 |
+942 |
227,3 |
Налоговые доходы консолидированного бюджета |
2348505 |
100 |
2437436 |
100 |
+88931 |
103,7 |
В таблице 1 представлен анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета, администрируемых МИФНС №10 г.Артем за 2013-2014 гг.Темп прироста налоговых поступлений составил 103,7%. Из данной таблицы мы видим, что в 2014 году удельный вес федеральных налогов в общей сумме поступлений 6,2%, налогов субъекта РФ – 80,4%, и доходов Артемовского ГО – 13,2%. Наибольший удельный вес в налоговых поступлениях местного бюджета в 2013-2014 годов приходится на земельный налог (51,7% и 58% соответственно). При этом поступления данного налога увеличились за исследуемый период на 30337 тыс.руб. или на 19,3%. Существенный прирост поступлений отмечается по налогу на основе патентной системы, налогу на имущество физических лиц, единому сельскохозяйственному налогу. Отрицательная динамика наблюдается по поступлению ЕНВД, так, за рассматриваемый период поступления сократилась на 15857тыс.руб. или на 87,8%.
В соответствии со ст.15 НК РФ к налогам, зачисляемым в 100% объеме в местный бюджет относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц, таким образом проведем анализ двух местных налогов по плановым и фактическим показателям, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Анализ плановых и фактических показателей земельного налога и налога на имущество физических лиц (по данным МИФНС №10 г.Артем 2012 – 2014 годы)
Показатель |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Абс. Откл. за 2012 г. |
Абс. Откл. за 2013 г. |
Абс. Откл. за 2014 г. |
||||
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
|||||
Налог на имущество физ.лиц |
5 727 |
5 794 |
21769 |
15496 |
22582 |
17431 |
+67 |
-6273 |
-5151 |
|
Земельный налог |
21 566 |
92 026 |
154721 |
157131 |
159236 |
187468 |
+70460 |
+2410 |
28232 |
|
Всего налоговых поступлений по двум налогам. |
20 839 |
97 820 |
176490 |
172627 |
181818 |
204899 |
+76981 |
-3863 |
+23081 |
|
В таблице 2 представлен анализ плановых и фактических показателей земельного налога и налога на имущество физических лиц (по данным МИФНС №10 г.Артем 2012 – 2014 годы). Как мы отмечали выше, земельный налог оказывает существенное влияние на формирование доходной базы местного бюджета. За счет роста собираемости данного налога в 2014 году, происходит общее перевыполнение плановых показателей собираемости местных налогов.
В таблице 3 проведен анализ собираемости местных налогов за 2014 год.
Таблица 3– Анализ собираемости налогов: Динамика и показатель собираемости земельного налога и налога на имущество физических лиц (по данным МИФНС №10 г.Артем 2013 – 2014 года)
Налоги |
2013г. |
2014г. |
Коэффициент собираемости, % |
Темп роста % |
||||
начислено |
поступило |
начислено |
поступило |
2013г. |
2014г. |
|||
ВСЕГО |
176490 |
172627 |
181818 |
204899 |
97,8 |
112,7 |
118,7 |
|
Налог на имущество физ.лиц |
21 769 |
15 496 |
22582 |
17431 |
71,2 |
77,2 |
112,4 |
|
Земельный налог |
154 721 |
157 131 |
159236 |
187468 |
101,6 |
117,7 |
119,3 |
|
В таблице 3 представлены показатели собираемости налогов, комплексного показателя, характеризующего работу налоговых органов. В 2014 году местных налогов было собрано на сумму 204899 тыс. руб., при начислении за этот же период в сумме 181818тыс.руб., что сформировало показатель собираемости местных налогов на уровне 112,7%.
При этом, из-за неуплаты начисленных по сроку 01.11.2014г. сумм по налогу на имущество физических лиц, показатель его собираемости составил 77,2%. Влияние собираемости налога на имущество физических лиц на общие показатели собираемости местных налогов не существенно в силу его небольшого удельного веса в общей суме поступлений. По земельному налогу собираемость в 2014 году составила 117,7%, что обусловлено уплатой авансовых платежей рядом налогоплательщиков, которые переплатили налог на землю.
Для того чтобы собираемость местных налогов оставалась на высоком уровне, необходимо последовательное внедрение и исполнение следующих мероприятий:
- сделать налоговые процедуры максимально удобными и комфортными для людей, для участников бизнеса;
- усиление стимулирующей роли местных налогов – прежде всего для структурного обновления экономики муниципальных образований;
- обеспечение устойчивыми налоговыми поступлениями местных бюджетов за счет развития стабильной налоговой базы;
- гарантия предсказуемости и стабильности налоговой системы на местном уровне, как важнейшего условия успешной реализации долгосрочных планов социально-экономического развития муниципальных образований.
Для увеличения собираемости местных налогов в бюджет необходимо постоянное, системное и последовательное выполнение ряда действий:
- информирование населения о законодательстве по имущественным налогам;
- доставка конвертов с налоговыми уведомлениями в рамках соглашения с ФНС;
- способствование устранению ошибок и неточностей в начислениях местных налогов;
- анализ налоговых ошибок, выявление причин их возникновения, поиск возможностей их устранения;
- включение специалистов администрации АГО в состав комиссии по недоимке по местным налогам;
- работа по выявлению недоимки, невозможной к взысканию (по причине смерти налогоплательщика, необоснованного начисления, за двоения налогоплательщиков, неверной кадастровой оценки, неприменения льгот) местных налогов;
- оповещение граждан – недоимщиков;
- проведение дней открытых дверей, для повышения эффективности взаимодействия с налогоплательщиками по исчислению и уплате местных налогов.
Таким образом, через реализацию комплекса действий по повышению собираемости местных налогов, возможно решить проблему наполняемости бюджета Артемовского городского округа за счет земельного налога и налога на имущество физических лиц. При этом общая проблема недостатка доходных источников местного бюджета не будет решена в полной мере из-за ряда законодательных, административных и экономических факторов.
Библиографический список
- Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и ее влияние н развитие предпринимательства / О.Ю. Ворожбит // Территория новых возможностей: Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – №5. – С.9-16.
- Муниципальное управление: учебник для студентов вузов, обуч. по специальности “Государственное и муниципальное управление” / А. Н. Широков, С. Н. Юркова. – М. : КНОРУС, 2010. – 248 с.
- Кузьмичёва И.А., Закирова М.А. Собираемость местных налогов в Приморском крае / И.А. Кузьмичёва, М.А. Закирова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-4. – с. 928-932
- Современный экономический словарь: [около 12 000 терминов] / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева ; под общ. ред. Б. А. Райзберга. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 512 с.
- Бюджетный кодекс РФ. Часть первая : Федеральный закон от 17 июля 1998 г. № 145- ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс»
- Устав Артемовского городского округа [Электронный ресурс] // Администрация Артемовского городского округа: официал. сайт. – Режим доступа: http://artemokrug.ru/ustav.php.
Количество просмотров публикации: Please wait