УДК 336.14

СОБИРАЕМОСТЬ НАЛОГОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

Печенкина Юлия Евгеньевна1, Бондаренко Татьяна Николаевна2
1Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса, студент кафедры «Международного бизнеса и финансов»
2Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса, старший преподаватель кафедры «Международного бизнеса и финансов»

Аннотация
В условиях нестабильной экономической ситуации в РФ во всех уровнях бюджетной системы усугубляется проблема формирования доходной части бюджетов. Особенно вопрос собираемости налогов проявляется на уровне отдельных муниципальных образований, как наименее обеспеченных собственными налоговыми поступлениями. Вопросы собираемости местных налогов рассмотрены на примере бюджетных данных Артемовского городского округа Приморского края, так-же в статье определена роль местных налогов при формировании доходов бюджета.

Ключевые слова: доходы местного бюджета, земельный налог, местные налоги, местный бюджет, налог на имущество физических лиц, налоги, собираемость налогов


TAX COLLECTION AS A TOOL OF REPLENISHMENT OF LOCAL BUDGETS (FOR EXAMPLE, ARTEM CITY DISTRICT OF PRIMORSKY KRAI)

Pechenkina Yulia Evgenyevna1, Bondarenko Tatyana Nikolaevna2
1Vladivostok State University of Economy and Service, student of chair "International business and finance"
2Vladivostok State University of Economy and Service, senior teacher of chair "International business and finance"

Abstract
In the conditions of an unstable economic situation in the Russian Federation in all levels of the budgetary system the problem of formation of revenues of budgets is aggravated. Especially the question of a collecting of taxes is shown at the level of separate municipalities, as the least provided by own tax revenues. Questions of a collecting of local taxes are considered on the example of the budgetary data of the Artemovsky city district of Primorsky Krai, also in article the role of local taxes when forming the income of the budget is defined.

Keywords: collecting of taxes, income of the local budget, land tax, local budget, local taxes, property tax of natural persons., taxes


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Печенкина Ю.Е., Бондаренко Т.Н. Собираемость налогов как инструмент пополнения местных бюджетов (на примере Артемовского городского округа Приморского края) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56130 (дата обращения: 19.11.2016).

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Уплата налога представляет собой односторонний процесс и носит обязательный, безвозвратный характер для определённого налогоплательщика, однако при этом значительная часть оплаченных налогов в той или иной форме косвенно возвращается в экономику в виде дотаций, субсидий, государственных вложений в разные отрасли экономики, путем обеспечения функционирования здравоохранения, образования и разных форм социальной помощи.

Доходная часть бюджетов страны формируется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. Налоги имеют существенное значение при формировании доходной части бюджетов разных уровней, но при этом следует различать государственное и местное налогообложение [1].

За счет налоговых платежей и сборов происходит формирование финансовых ресурсов бюджетов разных уровней. Для обеспечения своевременного и полного финансирования расходов как государства, так и муниципальных образований необходимо обеспечить полную собираемость налогов.

Учитывая особенности текущей экономической ситуации в РФ, обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей считается приоритетной задачей российских налоговых органов на всех уровнях и является одним из критериев качества государственных и муниципальных финансов.

Местные налоги и сборы, согласно Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 132), устанавливаются органами местного самоуправления, что отнесено к числу важнейших вопросов местного значения, позволяющих муниципальным органам проводить во многом самостоятельную от государства и в интересах населения налоговую политику, оказывающую сильное влияние на экономическую, социальную, политическую, экологическую, криминальную и т.д. ситуации, складывающиеся на территории муниципального образования [2].

Проблемы местного налогообложения исследованы в трудах Кузьмичовой И.А. Основной функцией местного налогообложения является регулирование развития местного общества, кроме того налогообложению присущ упор на фискальную функцию [3].

На местном уровне проблема наполняемости бюджета (в том числе за счет налоговых поступлений) является наиболее острой. Это обусловлено особенностями действующего налогового законодательства, недостаточной экономической базой муниципалитетов и снижением инвестиционной активности.

Во всех муниципалитетах вопрос собираемости налогов является актуальным, т.к. проблемы собираемости местных налогов усугубляются общим экономическим спадом, что в результате приводит к существенному сокращению налоговых поступлений. Вопрос собираемости налогов особенно важен для муниципалитетов в связи с необходимостью   улучшения основных показателей социально-экономического развития. Показатель собираемости налогов является одним из критериев, характеризующих качество социально-экономического развития муниципального образования и состояние системы муниципальных финансов в целом.

Вопросом повышения собираемости налогов на местном уровне занимаются как органы местного самоуправления, так и администраторы соответствующих доходов.

Исследуем вопросы собираемости налогов на муниципальном уровне по данным Межрайонной инспекции ФНС России №10 по Приморскому краю г. Артём за 2014 год. Отметим, что в зону ответственности МИ ФНС России №10 входят так же Надеждинский район и Хасанский муниципальный район.

Город Артем расположен в Приморском крае. Как административно оформленный населенный пункт, город Артем существует с 1916 года. В 1938 году Артем получил статус города. В соответствии с Законом Приморского края от 10.11.2004 № 157-КЗ муниципальное образование город Артем наделен статусом городского округа, входящего в состав Приморского края.

В РФ одним из показателей, характеризующих эффективность налоговой системы как в целом, так и по отдельным налогам в частности, используется показатель собираемости налогов. В наиболее общем виде он характеризует степень использования налогового потенциала территории за определенный промежуток времени.

Собираемость налогов — соотношение между величиной реально собранных налогов и величиной налогов, которые должны быть собраны в соответствии с величиной налогооблагаемой базы и налоговыми ставками, предусмотренными налоговым законодательством страны [4].

Собираемость налогов рассчитывается по формуле:

Ус = (Фнс / Мнп) * 100%                                                      (1)

Где:   Ус – уровень собираемости налогов

Фнс – фактически поступившие налоги

Мнп – максимальный налоговый потенциал, представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов, исчисленных в условиях действующего законодательства.

По такому методу можно рассчитать собираемость налогов на уровне субъекта РФ и муниципального образования.

Для того что бы корректно проанализировать показатели собираемости налогов, необходимо осуществлять комплекс мероприятий по планированию налоговых поступлений. В Межрайонной ИФНС №10 г. Артема вопросы планирования и анализа собираемости налогов относятся к компетенции аналитического отдела, который анализирует и формирует прогнозы по налоговым поступлениям на следующий финансовый год.

Работа по планированию и прогнозированию налоговых поступлений базируется на положениях налогового законодательства РФ, регламентирующего в первую очередь, налоговые доходы местных бюджетов. В соответствии с бюджетным кодексом РФ, к местным бюджетам относятся бюджеты:

-       городских поселений;

-       муниципальных районов;

-       городских округов;

-       городских округов с внутригородским делением;

-       внутригородских районов;

-       сельских поселений.

В соответствии с действующим законодательством, к налоговым доходам городских округов (в том числе Артемовского ГО) относятся [5]:

1. Местные налоги:

-       земельные налоги – по нормативу 100 %;

-       налоги на имущество физических лиц – по нормативу 100 %.

2. Федеральные налоги и сборы, в том числе налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами:

-       налоги на доходы физических лиц – по нормативу 15%;

-       единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 100%;

-       единый сельскохозяйственный налог – по нормативу 100%;

-       налоги, взимаемые в связи с применением патентной системы налогообложения, – по нормативу 100%.

Нормативы отчислений от региональных и федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, устанавливаются законами субъектов РФ.

Рассмотрим в таблице 1 динамику налоговых доходов консолидированного бюджета за 2013-2014 года на основе аналитической записи МИФНС №10 г. Артём.

Таблица 1 – Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета, администрируемых МИФНС №10 г.Артем за 2013-2014 гг

Показатель

2013

2014

Отклонение

Темп роста %

Сумма

Уд. вес.(%)

Сумма

Уд. вес.(%)

Федеральные налоги

97579

4,15

153511

6,2

+55932

157,3

Прибыль

33421

34,2

28573

18,6

-4848

85,5

НДС

-15505

-15,9

42143

27,4

+57648

271,8

Водный налог

1041

1,06

479

0,3

-562

46,0

Транспортный налог

78622

80,5

82316

53,6

+3694

104,7

Налоги субъекта РФ

1947285

83

1960246

80,4

+12961

100,6

Налог на прибыль

527758

27,1

379946

19,3

-147812

72,0

Налог на доходы физ. лиц

1023152

52,5

1123176

57,2

+100024

109,8

Налог на имущество организаций

160659

8,2

242031

12,3

+81372

150,6

акцизы

6070

0,3

9282

0,4

+3212

152,9

УСНО

218281

11,2

200486

10,2

-17795

91,8

НДПИ

11293

0,5

5164

0,2

-6129

45,7

Игорный бизнес

72

0,003

161

0,008

-89

223,6

Доходы Артемовского ГО

303641

12,9

323679

13,2

+20038

106,5

Земельный налог

157131

51,7

187468

58

+30337

119,3

ЕНВД

130274

42,9

114417

35,3

-15857

87,8

Налог на основе патентной системы

0

0

2681

0,82

+2681

0

Налог на имущество физических лиц

15496

5,1

17431

5,3

+1935

112,4

Единый сельскохозяйственный налог

740

0,2

1682

0,5

+942

227,3

Налоговые доходы консолидированного бюджета

2348505

100

2437436

100

+88931

103,7

В таблице 1 представлен анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета, администрируемых МИФНС №10 г.Артем за 2013-2014 гг.Темп прироста налоговых поступлений составил 103,7%. Из данной таблицы мы видим, что в 2014 году удельный вес федеральных налогов в общей сумме поступлений 6,2%, налогов субъекта РФ – 80,4%, и доходов Артемовского ГО – 13,2%. Наибольший удельный вес в налоговых поступлениях местного бюджета в 2013-2014 годов приходится на земельный налог (51,7% и 58% соответственно). При этом поступления данного налога увеличились за исследуемый период на 30337 тыс.руб. или на 19,3%. Существенный прирост поступлений отмечается по налогу на основе патентной системы, налогу на имущество физических лиц, единому сельскохозяйственному налогу. Отрицательная динамика наблюдается по поступлению ЕНВД, так, за рассматриваемый период поступления сократилась на 15857тыс.руб. или на 87,8%.

В соответствии со ст.15 НК РФ к налогам, зачисляемым в 100% объеме в местный бюджет относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц, таким образом проведем анализ двух местных налогов по плановым и фактическим показателям, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Анализ плановых и фактических показателей земельного налога и налога на имущество физических лиц (по данным МИФНС №10 г.Артем 2012 – 2014 годы)

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Абс. Откл. за 2012 г.

Абс. Откл. за 2013 г.

Абс. Откл. за  2014 г.

План

Факт

План

Факт

План

Факт

Налог на имущество физ.лиц

5 727

5 794

21769

15496

22582

17431

+67

-6273

-5151

Земельный налог

21 566

92 026

154721

157131

159236

187468

+70460

+2410

28232

Всего налоговых поступлений по двум налогам.

20 839

97 820

176490

172627

181818

204899

+76981

-3863

+23081

В таблице 2 представлен анализ плановых и фактических показателей земельного налога и налога на имущество физических лиц (по данным МИФНС №10 г.Артем 2012 – 2014 годы). Как мы отмечали выше, земельный налог оказывает существенное влияние на формирование доходной базы местного бюджета. За счет роста собираемости данного налога в 2014 году, происходит общее перевыполнение плановых показателей собираемости местных налогов.

В таблице 3 проведен анализ собираемости местных налогов за 2014 год.

Таблица 3– Анализ собираемости налогов: Динамика и показатель собираемости земельного налога и налога на имущество физических лиц (по данным МИФНС №10 г.Артем 2013 – 2014 года)

Налоги

2013г.

2014г.

Коэффициент собираемости, %

Темп роста %

начислено

поступило

начислено

поступило

2013г.

2014г.

ВСЕГО

176490

172627

181818

204899

97,8

112,7

118,7

Налог на имущество физ.лиц

21 769

15 496

22582

17431

71,2

77,2

112,4

Земельный налог

154 721

157 131

159236

187468

101,6

117,7

119,3

В таблице 3 представлены показатели собираемости налогов, комплексного показателя, характеризующего работу налоговых органов. В 2014 году местных налогов было собрано на сумму 204899 тыс. руб., при начислении за этот же период в сумме 181818тыс.руб., что сформировало показатель собираемости местных налогов на уровне 112,7%.

При этом, из-за неуплаты начисленных по сроку 01.11.2014г. сумм по налогу на имущество физических лиц, показатель его собираемости составил 77,2%. Влияние собираемости налога на имущество физических лиц на общие показатели собираемости местных налогов не существенно в силу его небольшого удельного веса в общей суме поступлений. По земельному налогу собираемость в 2014 году составила 117,7%, что обусловлено уплатой авансовых платежей рядом налогоплательщиков, которые переплатили налог на землю.

Для того чтобы собираемость местных налогов оставалась на высоком уровне, необходимо последовательное внедрение и исполнение следующих мероприятий:

-       сделать налоговые процедуры максимально удобными и комфортными для людей, для участников бизнеса;

-       усиление стимулирующей роли местных налогов – прежде всего для структурного обновления экономики муниципальных образований;

-       обеспечение устойчивыми налоговыми поступлениями местных бюджетов за счет развития стабильной налоговой базы;

-       гарантия предсказуемости и стабильности налоговой системы на местном уровне, как важнейшего условия успешной реализации долгосрочных планов социально-экономического развития муниципальных образований.

Для увеличения собираемости местных налогов в бюджет необходимо постоянное, системное и последовательное выполнение ряда действий:

-       информирование населения о законодательстве по имущественным налогам;

-       доставка конвертов с налоговыми уведомлениями в рамках соглашения с ФНС;

-       способствование устранению ошибок и неточностей в начислениях местных налогов;

-       анализ налоговых ошибок, выявление причин их возникновения, поиск возможностей их устранения;

-       включение специалистов администрации АГО в состав комиссии по недоимке по местным налогам;

-       работа по выявлению недоимки, невозможной к взысканию (по причине смерти налогоплательщика, необоснованного начисления, за двоения налогоплательщиков, неверной кадастровой оценки, неприменения льгот) местных налогов;

-        оповещение граждан – недоимщиков;

-       проведение дней открытых дверей, для повышения эффективности взаимодействия с налогоплательщиками по исчислению и уплате местных налогов.

Таким образом, через реализацию комплекса действий по повышению собираемости местных налогов, возможно решить проблему наполняемости бюджета Артемовского городского округа за счет земельного налога и налога на имущество физических лиц. При этом общая проблема недостатка доходных источников местного бюджета не будет решена в полной мере из-за ряда законодательных, административных и экономических факторов.


Библиографический список
  1. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и ее влияние н развитие предпринимательства / О.Ю. Ворожбит // Территория новых возможностей: Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – №5. – С.9-16.
  2. Муниципальное управление: учебник для студентов вузов, обуч. по специальности “Государственное и муниципальное управление” / А. Н. Широков, С. Н. Юркова. – М. : КНОРУС, 2010. – 248 с.
  3. Кузьмичёва И.А., Закирова М.А.  Собираемость местных налогов в Приморском крае / И.А. Кузьмичёва, М.А. Закирова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-4. – с. 928-932
  4. Современный экономический словарь: [около 12 000 терминов] / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева ; под общ. ред. Б. А. Райзберга. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 512 с.
  5. Бюджетный кодекс РФ. Часть первая : Федеральный закон от 17 июля 1998 г. № 145- ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс»
  6. Устав Артемовского городского округа [Электронный ресурс] // Администрация Артемовского городского округа: официал. сайт. – Режим доступа: http://artemokrug.ru/ustav.php.


Все статьи автора «Yulia55»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация