УДК 336.663

ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ Г. КАЗАНИ

Красильникова Ольга Викторовна
Институт Управления, Экономики и Финансов, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Аннотация
На примере лизинговых компаний г. Казани выявлены существенные факторы, влияющие на стоимость компании, и разработана модель, отражающая степень влияния данных факторов. Примененный алгоритм может быть использован для дальнейшего анализа влияния политики управления дебиторской задолженностью на стоимость бизнеса в отдельной компании, что позволит количественно оценить эффективность или неэффективность реализуемых управленческих решений в сфере кредитной политики компании.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, кредитная политика, просроченная дебиторская задолженность, стоимость компании, управление оборотным капиталом, финансовый лизинг


EFFECT OF ACCOUNTS RECEIVABLES MANAGEMENT TO COMPANY VALUE THROUGH THE EXAMPLE OF KAZAN LEASING COMPANIES

Krasilnikova Olga Viktorovna
Institute of Management, Economics and Finance, Kazan (Privolzhskiy region) Federal University

Abstract
Based of Kazan leasing companies’ financial statements, significant factors influencing the company value were identified as well as econometric model was suggested to express the level of influence. Suggested scheme could be used for the following analysis of accounts receivables management effect to company value for separate company, which highlight efficiency or inefficiency of realised managerial decisions in terms of credit policy.

Keywords: accounts receivable, bad debt, company value, credit policy, financial leasing, working capital management


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Красильникова О.В. Влияние политики управления дебиторской задолженностью на стоимость компании на примере лизинговых компаний г. Казани // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/54207 (дата обращения: 20.11.2016).

Рост акционерной стоимости компании – основная цель финансового менеджмента. В компании, ориентированной на рост акционерной стоимости, как правило, выделаются факторы, оказывающие наибольшее влияние на ее формирование. Существенным фактором является политика управления дебиторской задолженностью. Эффективная политика управления дебиторской задолженностью позволяет оптимизировать денежные потоки компании и привести к максимизации стоимости компании, а также оказывает значительное влияние на операционную деятельность. Управление дебиторской задолженностью – часть политики по управлению активами, актуальная практически для каждого предприятия.

В самом общем определении эффективное управление дебиторской задолженностью сводится к установлению приемлемого соотношения между уровнем дебиторской задолженности, позволяющим компании развиваться,  и присущим ему риском. Данный подход близок к идеям Бригхэма и Гапенски [2, с.366-394].

Разные авторы отдают приоритет в формировании эффективной политики различным аспектам в отношении управления дебиторской задолженностью. В.В. Ковалёв считает, что управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах, причем ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция [5, c.263-267]. Ван Хорн и Вахович отмечают, что кредитная политика и политика взыскания долгов тесно взаимосвязаны с маркетинговой политикой фирмы, т.е. с теми правилами, руководствуясь которыми фирма продает свои товары и оказывает услуги потребителям. Так эффективная работа в области предоставления отсрочки платежа и составления договора в значительной мере влияет на объемы продаж и степень удовлетворенности покупателей [3, c.437-459].

Кредитная политика, является взаимосвязью подходов компании в следующих областях [5, c.263-267], [2, c.437-459]:

1. Установление сроков кредитования клиентов.

2. Установление требуемых стандартов кредитоспособности.

3. Система создания резервов по сомнительным долгам

4. Система сбора платежей.

5. Система предоставляемых скидок.

6. Процедуры по взаимодействию с клиентами по вопросам истребования задолженности.

В литературе для оценки эффективности решений по управлению дебиторской задолженностью как правило предлагается рассчитать влияние на чистую прибыль [3, c.437-459] В то же время, основная цель системы финансового менеджмента компании – максимизация благосостояния собственника, под чем понимается максимизация стоимости компании. В качестве альтернативного подхода предложена методика оценки влияния количественных показателей, характеризующих политику управления дебиторской задолженности, на стоимость компании, выраженную показателем EconomicValueAdded (EVA) [4, c.92].

Модель построена на основе данных финансовых отчетностей, составленных по российским стандартам бухгалтерского учета, и опубликованных в системе СПАРК по лизинговым компаниям г. Казани за 2010 – 2014 гг. Ставка дисконтирования при расчете EVAиспользуется равная отраслевой средневзвешенной стоимости капитала согласно Damodaran Online, скорректированной на страновой риск. Для финансового лизинга данная ставка составляет – 13,65%.

Для анализа были использованы следующие переменные:

Y – EVA;

X1 – Дебиторская задолженность на конец года;

X2 – Период оборота дебиторской задолженности;

X3 – Доля дебиторской задолженности в активах;

X4 – Рост дебиторской задолженности (в %).

По результатам эконометрического анализа выявлено, что значимыми факторами являются X1 и X2. Анализ модели вида Y=a*X1+b*X2+const проводится методом наименьших квадратов в среде эконометрического пакета Gretl. Первоначальный анализ показывает скорректированный R2 = 0,4746. Данный результат можно интерпретировать как то, что стоимость компании почти на 50% определяется политикой компании по управлению дебиторской задолженностью.

Полученная модель на основе имеющихся наблюдений выглядит следующим образом:

Y= 0,6873 *X1+0,002*X2+ 1,4177.

Модель проверена на выполнение условий Гаусса-Маркова.

Следует учесть, что в качестве показателя величины дебиторской задолженности берется балансовый показатель, в котором уже учтена величина резерва по сомнительным долгам. Для целей применения данной модели в отдельной организации можно отдельно рассмотреть величину резерва по сомнительным долгам и валовую величину дебиторской задолженности, оценить долю отчислений в резерв под обесценение дебиторской задолженности в структуре расходов. Формирование отдельной модели для организации обоснованно для целей дальнейшего анализа чувствительности к изменению факторов в модели и формирования выводов о целесообразности изменения кредитной политики.

По результатам анализа полученной модели, можно сделать обобщенный вывод, о том, что в лизинговой компании, ориентированной на создание стоимости следует уделить особое внимание показателю оборачиваемости, а также стремиться к повышению уровня качественной дебиторской задолженности, то есть задолженности, которая согласно оценкам руководства, будет погашена в срок.


Библиографический список
  1. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. Н.Барышниковой. —  М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2008, 1008 c.
  2. Бригхем Ю. , Гапенски Л. Финансовый менеджмент (Том 2) / Пер с англ. под ред. В В Ковалева- СПб. : Экономическая школа, 1997, 669 с.
  3. Ванхорн, Джеймс, С, Вахович, мл., Джон, М Основы финансового менеджмента, 12-е издание: Пер. с англ./Ванхорн, Джеймс, С, Вахович, мл., Джон, М. — М.: ООО “И.Д. Вильяме”, 2008. — 1232 с.
  4. Доугерти К. Введение в эконометрику: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 402 с.
  5. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: учеб./Ковалев В.В. —  М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 448 с.
  6. Корелин Д. Техника расчета показателя EVA на основе бухгалтерских данных/ Финансовый Директор, 2011, №4, с.92-93
  7. Милых И. Кредитная политика предприятия как инстурмент управления дебиторской задолженностью// Консультант, 2011, №11, с.22-25
  8. Стоянова Е.С. Управление оборотным капиталом/ Е.С. Стоянова, Е.В. Быкова, И.А. Бланк. – М.: Изд-во “Перспектива”, 1998. – 128 с.
  9. Martinez-Sola C., Garcia-Teruel P.J., Martinez-Solano P. Trade credit and SME profitability  [Текст]/ C. Martinez-Sola, P.J. Garcia-Teruel, P. Martinez-Solano.// Small Bus Econ 42. – 2014. P. 561-577
  10. Martinez-Sola C., Garcia-Teruel P.J., Martinez-Solano P. Trade credit policy and firm value [Текст]/ C. Martinez-Sola, P.J. Garcia-Teruel, P. Martinez-Solano.// Accounting and Finance 53. – 2013. P. 791-808


Все статьи автора «okrasilnikova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация