УДК 331.456

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА ПЕРСОНАЛА КАК КАДРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Субочева Алла Олеговна1, Назаретян Геворг Гамлетович2
1ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Управление персоналом»
2ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», студент, 5 курс, специальность «Управление персоналом»

Аннотация
Данная статья посвящена вопросам проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) персонала организации. Приводится пример расчета затрат и алгоритм составления технического задания для проведения СОУТ в условной организации.

Ключевые слова: безопасные условия труда, специальная оценка условий труда (СОУТ), травматизм на производстве


THE SPECIAL LABOUR CONDITIONS ASSESSMENT AS AN HR TECHNOLOGY

Subocheva Alla Olegovna1, Nazaretyan Gevorg Gamletovich2
1Financial University under the Government of the Russian Federation, candidate of economic sciences, associate professor of the Department «Personnel Management»
2Financial University under the Government of the Russian Federation, student «Personnel Management»

Abstract
The article tackles the issues of the special labour conditions assessment. The instance of assessment expense reckoning for an arbitrary organization is given. The article emphasizes on the algorithm of the assessment.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Субочева А.О., Назаретян Г.Г. Специальная оценка условий труда персонала как кадровая технология // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/54070 (дата обращения: 20.11.2016).

Травматизм на производстве и профессиональные заболевания работников являются отрицательными признаками в экономическом и социальном развитии государства. По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации экономические потери в 2014 году, связанные с неблагоприятными условиями труда, включая потери вследствие профессиональной заболеваемости и производственного травматизма, составили 956 млрд. рублей, что составляет 2,1% от общего ВВП; в суммарной оценке экономических потерь, которую в совокупности несет государство и бизнес, составляет 2 трлн. рублей, что составляет 4,3% от общего ВВП [1].

Травматизм на производстве, профессиональные заболевания, как итог – экономические потери организации-работодателя. Проблема производственных травм была и остается важной и острой для большинства организаций. В 2014 году вступили в силу два Федеральных закона – «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Последний закон внес изменения в 13 федеральных законов, в том числе, в Трудовой и Уголовный кодексы, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в законодательство об охране труда и пенсионное законодательство [2].

В настоящее время численность экономически активного населения в России составляет – 71 млн. человек, при этом свыше 21 млн. работников (32% от общей численности) – занятых на вредном или опасном производстве. Такого рода занятость является причиной большого количества профессиональных заболеваний. По данным Росстата за 2014 год, наблюдается положительная динамика среди травмированных на производстве от общего количества работников – 35,6%, из них мужчин – 24,9%, женщин – 10,7% [3].

Необходимость снижения показателей производственного травматизма в организациях важна для работодателей и обусловлена тремя факторами: приведением условий труда на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями по охране труда; модернизацией и автоматизацией рабочих мест с опасными и (или) вредными условиями труда, неустранимыми при современном способе производства, с переобучением и трудоустройством высвобождаемых при этом работников; изменением режимов работы (защита временем), занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном способе производства.

Результативность мер по созданию безопасных условий труда в большей степени зависит от того, насколько они обоснованы, именно поэтому необходимы анализ и оценка фактического состояния условий труда на основе замеров показателей производственной среды, в которой протекает трудовой процесс.

Проводимую в настоящее время специальную оценку условий труда в организации следует рассматривать как фактор, снижающий риски создания угрозы для социального субъекта в организации. В широком смысле специальную оценку условий труда можно рассматривать как социальное явление, ведущее к уменьшению возможности возникновения угрозы в трудовой деятельности человека. В узком смысле – как кадровую технологию, проводимую работодателем и призванную обеспечить безопасность труда персонала на его рабочем месте в организации.

Закон о специальной оценке вступил в свою законную силу относительно недавно, несмотря на это, в целях реализации положений Трудового Кодекса РФ, а также в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и иных нормативных правовых документов, регламентирующих процедуру проведения спецоценки, многие работодатели уже провели данное мероприятие, так как она раскрыла перед работодателями способы экономии своих финансовых средств, благодаря чему, в будущем эти организации  смогут занимать более выгодные позиции на рынке товаров, работ или услуг [4].

Таблица 1 – Расчет затрат при проведении СОУТ

Затраты на проведение

Затраты (штрафы) в результате непроведения СОУТ

Стоимость работ от 20000 руб/20 рабочих мест

60000 – 80000 руб., административный штраф за непроведение спецоценки;

20% от страховых взносов в ФСС за прошлый год;

40% скидка к страховому тарифу;

До 100% экономии на дополнительные тарифы по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации

20000 рублей

≈90000 рублей

В таблице приведены подсчеты для условной организации по минимальному страховому тарифу – 0,2%.

Для проведения СОУТ в организации необходимо составить техническое задание, пример которого приводится ниже для условной организации.

От уровня подготовки к проведению работ по спецоценке зависят качество ее выполнения и полученные результаты. Подготовка и организация работ по спецоценке возложены на аттестационную комиссию, которая разрабатывает график ее организации и проведения, этапы аттестации, определение сроков и ответственных исполнителей.

Далее приведен примерный перечень разделов технического задания для проведения СОУТ в условной организации.

1. Общие сведения

1.1. Специальная оценка условий труда персонала проводится для условий труда специалистов отдела кадров.

1.2. Наименование организаций: Заказчик, Исполнитель, Пенсионный Фонд России (ПФ РФ), Фонд Социального Страхования Российской Федерации (ФСС РФ).

1.3. Перечень документов для СОУТ: Приказ о проведении СОУТ в организации; описания рабочих мест; штатное расписание; гражданско-правовой договор с организацией подрядчиком; проекты строительства здании; сертификаты соответствия производственного оборудования.

1.4. Время проведения (зависит от количества рабочих мест и сложности их оценки).

1.5. Финансирование (ограничено бюджетом Заказчика).

1.6. Результат СОУТ: декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда для подачи в ГИТ по месту нахождения; отчет о результатах проведения СОУТ; акт сдачи-приемки работ.

2. Назначение и условия проведения СОУТ – проводится в соответствии с действующим законодательством России, в т. ч. с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

3. Рабочие места, подлежащие СОУТ: рабочее место инспектора отдела кадров; рабочее место секретаря отдела кадров.

4. Порядок контроля и приемки СОУТ.

Исполнитель проводит СОУТ рабочих мест и готовит следующий перечень документов: акт сдачи-приемки; сведения об организации, проводившей специальную оценку (к отчету прилагаются копии документов, которые подтверждают соответствие организации установленным законом требованиям); перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка, с указанием тех рабочих мест, где вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы; заключения эксперта организации, которая проводила специальную оценку; перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда в отделе кадров.

В настоящий момент специальная оценка условий труда персонала – кадровая технология, проводимая работодателем и возложенная на него, позволяющая решить вопрос о предоставлении персоналу организации компенсации и гарантии за вредные условия труда и определять размер страховых взносов по ним [5].

В целом можно отметить, что принятие закона о специальной оценке условий труда в организации, а также усиление ответственности работодателей за нарушения трудового законодательства в области охраны труда вызвано необходимостью принятия срочных мер по улучшению условий труда и снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости [6]. В то же время, улучшение условий труда на рабочих местах персонала организации может привести к сокращению финансовых затрат работодателя на предоставление ему установленных законом компенсаций, гарантий, уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.


Библиографический список
  1.  Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации//www.rosmintrud.ru/
  2.  Рязанцева М.В., Субочева А.О. Совершенствование кадрового делопроизводство как антикризисная мера уменьшения затрат и потенциальных убытков организации // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2015. – № 2.
  3.  Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики// http://www.gks.ru/
  4.  Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // http://http://www.consultant.ru
  5.  Смирнова М.Е., Кохова И.В. Функциональные основы и современные тенденции развития организации труда. // Человеческий капитал. 2014. № 7(67). С. 76-79.
  6.  Соболь О.В. Развитие представлений о качестве трудовой жизни// Реформы в России и проблемы управления – 2012: материалы 27-й Всероссийской научной конференции молодых ученых; Государственный университет управления. – М.: ГУУ, 2012. – С. 276–278.


Все статьи автора «Субочева Алла Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация