УДК 336.14

АНАЛИЗ И ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Баловнева Анастасия Айдаровна
Новосибирский государственный технический университет

Аннотация
В статье проанализированы состояние платежной и финансовой дисциплины в коммерческих организациях. Основное внимание уделено расчетам с бюджетом. Оценено состояние финансовой и платежной дисциплины предприятий различных видов экономической деятельности.

Ключевые слова: налог, недоимка, платежи в бюджет, платежная дисциплина, финансовая дисциплина


ANALYSIS AND IMPROVEMENT OF CORPORATE FINANCIAL DISCIPLINE

Balovneva Anastasija Ajdarovna
Novosibirsk state technical university

Abstract
The article reviews payment and financial discipline status of corporate entities. Obligatory payments to the budget were of main concern. Payment and financial discipline estimated throughout different economic activities.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Баловнева А.А. Анализ и повышение финансовой дисциплины на предприятиях // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/53644 (дата обращения: 19.11.2016).

Финансовая дисциплина – это обязательный для юридических лиц и должностных субъектов управления порядок осуществления финансовой деятельности, основанный на соблюдении уставной деятельности, трудовой, договорной, расчетной и платежной дисциплины. Финансовая дисциплина – необходимое условие финансовой стабильности государства и предприятий [1].

В рамках государства слабая финансовая дисциплина отдельных предприятий и секторов может сказаться на налоговых поступлениях в бюджет, тем самым обеспечив недостаточную его устойчивость. Кроме того, без стабильности в части государственных доходов и расходов невозможно сформировать долгосрочную экономическую политику государства, рассчитать проекты, требующие непосредственного и продолжительного финансового участия официальных органов.

По итогам 2014 года в Российской Федерации сумма просроченных платежей в бюджет составляла 328587 млн. руб., это составляет всего 2,63% от всех уплаченных налогов. Размер является некритичным, тем более, что в последующем некоторый объем задолженности будет урегулирован. Однако, с другой стороны, 2,63% бюджета могли бы в будущих периодах обеспечить больший экономический рост [5-8].

Сделав подробный анализ, мы выделили по три отрасли с худшим положением дел (таблица 1). Все процентные данные приведены из расчета отношения недоимки к общему объему выплат по видам экономической деятельности. Столбец 1 соответствует наибольшей доле, 2 – второй по размеру недоимки, 3 – третий по размеру:

Таблица 1 – Отношение недоимки к общему объему выплат по видам экономической деятельности

Налоги

1

%

2

%

3

%

Налог на прибыль Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 16,07 Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 11,35 Строительство 11,29
НДС Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 22,78 Строительство 9,80 Обрабатывающие производства 6,09
Акцизы Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 10,12 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 9,45 Гостиницы и рестораны 3,93
Платежи за пользование природными ресурсами Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 37,60 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 11,22 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 10,25
Налог на добычу полезных ископаемых Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 12,84
Региональные налоги и сборы Рыболовство, рыбоводство 20,89 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 16,74 Строительство 8,17
Местные налоги и сборы Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 22,72 Оптовая и розничная торговля 11,88 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 6,95
Налоги по специальным налоговым режимам Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 9,96 Строительство 10,37 Оптовая и розничная торговля 5,99

Источник: рассчитано по данным [7],[8]

Из таблицы видно, что наибольшее соотношение зачастую наблюдается в следующих видах деятельности:

  • Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
  • Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
  • Строительство

При этом в сельском строительстве ситуация удручающая: по каждому виду налогов, кроме НДС доля недоимки превышает 9,45%, а по местным налогам и сборам доходит до 22,72%. Обрабатывающие производства составляли 10,25% недоимки по платежам за пользование природных ресурсов и 9,96% по специальным налогам. Оптовая и розничная торговля – 22,78% по НДС и 11,88% по местным налогам и сборам [2]

Однако для более полной картины необходим еще и структурный анализ недоимки по налогам. Ниже представлены результаты данного анализа в таблице 2. По аналогии с таблицей 1 было выделено три наиболее проблемных вида деятельности (столбец 1 соответствует наибольшей доле, 2 – второй по размеру недоимки, 3 – третий по размеру). Расчет производился путем деления недоимки по виду деятельности на суммарную недоимку налога в экономике в целом:

Таблица 2 – Отношение недоимки по виду деятельности к суммарной недоимке по налогам в экономике

Налоги

1

%

2

%

3

%

Налог на прибыль организаций Оптовая и розничная торговля

39,32

Строительство

19,77

Обрабатывающие производства

12,47

НДС Оптовая и розничная торговля

36,46

Строительство

16,83

Обрабатывающие производства

16,49

Региональные налоги и сборы Обрабатывающие производства

22,30

Оптовая и розничная торговля

17,44

Транспорт и связь

12,65

Местные налоги и сборы Обрабатывающие производства

21,28

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

19,18

Оптовая и розничная торговля

18,88

Налоги по специальным налоговым режимам Оптовая и розничная торговля

45,03

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

16,58

Строительство

8,85

Источник: рассчитано по данным [7],[8]

Как можно заметить, в таблице представлены не все виды налогов, так как по недостающим налогам не было замечено критичных значений ни в одном виде деятельности.

Наибольший объем недоимки пришелся на три вида деятельности:

  • Оптовая и розничная торговля
  • Обрабатывающие производства
  • Строительство

Оптовая и розничная торговля и обрабатывающие производства характеризуются как отрасли со слабой финансовой дисциплиной касаемо расчетов между предприятиями [2-4]. В результате стали видны проблемы данных отраслей в части расчетов с государством. Таким образом, можно утверждать, что наибольшие проблемы с финансовой дисциплиной испытывают оптовая и розничная торговля и обрабатывающие производства.

Кроме того, видно, что в строительство тоже является проблемной отраслью – как по отношению к сумме выплат по виду деятельности, так и по доле недоимки вида деятельности к общей сумме недоимки по отдельным налогам, строительство зачастую попадает в группу «плохих» отраслей.

Результатом данного исследования стало четкое понимание, в каких областях экономики нашей страны наблюдаются проблемы с финансовой дисциплиной.

На наш взгляд, рационально применять к данным отраслям более строгие меры, активно отслеживать финансовые потоки в них, при этом, возможно, оценив их налоговую нагрузку и пересмотрев регламенты в части отчислений в бюджет.

Приведем ряд мер, которые могут решить вопрос финансовой дисциплины в выделенных нами отраслях:

-       Ужесточение режима отслеживания задержек и нарушений при оплате между контрагентами

-       Формирование на уровне государства системы штрафов/бонусов за несвоевременную/своевременную оплату сделок и налогов

-       Поощрение формирования специализированных служб на предприятиях, занимающихся отслеживанием состояния финансовой дисциплины

-       Понижение общей экономической нестабильности и повышение прозрачности экономической и политической систем.


Библиографический список
  1. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ.ред. А.Г. Грязновой. 2002.
  2. Баловнева А. А. Финансовая дисциплина на предприятиях Российской Федерации / А. А. Баловнева // Контроль и надзор в финансовой системе для предупреждения очередного кризиса: сб. науч. трудов. – Под. ред. А. Ю. Рыманова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ. – 2014. – C. 40-44.
  3. Платежные и расчетные системы : ПРС / Центр. банк Рос. Федерации. – Москва : ЦБ РФ. Вып. 40 : Общие принципы развития программ государственных платежей : международный опыт. – 2013. – 66 с.
  4. Платежные и расчетные системы : ПРС / Центр. банк Рос. Федерации. – Москва : ЦБ РФ. Вып. 41 : Национальная платежная система в 2012 году : анализ и статистика. – 2013. – 112 с.
  5. Рыманов А.Ю. Налогообложение и поддержка товаропроизводителей //Экономист. 2011. № 9. С. 90-92.
  6. Рыманов А.Ю. Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей: региональные сопоставления //Экономист. 2009. № 1. С. 72-74.
  7. Отчет по форме №1-НМ по состоянию на 01.01.2015. Сайт Федеральной налоговой службы. Электронный ресурс. Режим доступа – URL: http://www.nalog.ru/rn54/related_activities/statistics_and_analytics/forms/4621635/
  8. Отчет по форме №4-НОМ по состоянию на 01.01.2015. Сайт Федеральной налоговой службы. Электронный ресурс. Режим доступа – URL: http://www.nalog.ru/rn54/related_activities/statistics_and_analytics/forms/5318035/


Все статьи автора «kafedra-finp»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация