ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА СРЕДЫ ГОРОДСКИХ ПЕШЕХОДНЫХ УЛИЦ

Волкова Татьяна Федоровна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
доцент кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьера»

Аннотация
В статье сделан анализ функциональных и пространственных свойств городских пешеходных улиц, выявлены особенности их построения в зависимости от визуальных и психологических качеств среды, приведены примеры известных пешеходных улиц.

Ключевые слова: видовые точки, городская пешеходная улица, ориентирующие и поведенческие свойства улицы, панорама, промежуточные и предваряющие пространства.


FUNCTIONAL-SPATIAL PROPERTIES OF THE ENVIRONMENT OF URBAN PEDESTRIAN STREETS

Volkova Tatyana Fedorovna
Penza state university of architecture and construction
Associate professor of the Department "Design and Art Interior Design"

Abstract
The article made an analysis of the functional and spatial properties of the city's pedestrian streets, the peculiarities their formation according to the visual and psychological qualities of the environment are examples of the famous pedestrian street.

Keywords: and pre-intermediate space., orienting and behavioral characteristics of the street, Pedestrian street, specific points, view


Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА

Библиографическая ссылка на статью:
Волкова Т.Ф. Функционально-пространственные свойства среды городских пешеходных улиц // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/53404 (дата обращения: 19.04.2024).

Многообразие функциональных процессов в городе рождает многообразие пространственных форм. Каждое новое проявление функционально-пространственной деятельности человека любой сложности находит свою нишу в городской среде. Организация пешеходных улиц в городах стала фактической необходимостью и получила в последнее время большое распространение.

Улица – протяженное, ориентированное на городское движение пространство, контрастирующее с замкнутым интимным пространством двора.

Если древние греки создали прототип площади – агору, то древние римляне «открыли» улицу как один из важнейших элементов структуры города.

В Древнем Риме прямоугольная сетка кварталов была образована взаимно перпендикулярными улицами: кардо – с севера на юг и декуманус – с запада на восток. Главные улицы больших городов достигали 20–30 м в ширину. Так, главная улица знаменитой Пальмиры, построенной римлянами в Малой Азии, достигала 35 м, т.е. была сопоставима с современной городской магистралью.  Эта улица называлась улицей колонн, поскольку по всей её длине по обеим сторонам были выстроены мощные колоннады. Так улица перестала быть всего проходом или проездом между жилыми кварталами, а стала дорогой торжественных триумфальных процессий, престижным местом, архитектурно оформленным общественным пространством [1].

В организации улицы весьма существенна роль закономерностей пространственного построения площадей, поскольку пространство любой улицы можно составить из нескольких, похожих на площади, локальных образований. Однако улица, в отличии от площади, обладает очень важной градостроительной и психологической характеристикой – динамикой.

Пространство улицы несёт определённую смысловую нагрузку и, кроме основного коммуникационного назначения, выполняет дополнительные функции: ориентации в пространстве, стимулирования движения или отказа от него, ожидания и подготовки к попаданию в новое средовое пространство. Таким образом, в зависимости от характера смысловой нагрузки пространство улицы может обладать ориентирующими, поведенческими свойствами, быть промежуточным или предваряющим [2].

Ориентирующие свойства пространства улиц

Ориентирующие пространства (или, иначе, пространства с ориентирующими свойствами) – это пространства улиц, обладающие видовым разнообразием и направленной динамикой. Ориентирующее свойство состоит в постоянном восприятии и ощущении человеком знакомого пространства улиц, осознании своего нахождения в зоне определённого узнаваемого места в городе.

При перемещении по городу и изменении визуальных точек зрения у человека остается ощущение узнавания окружающего пространства. Лучшими по ориентирующему качеству считаются не прямые улицы, а кривые, кольцевые и «веретенообразной» сети улиц (например – криволинейная улица Муфтар и искажающие пространство перекрестки с пересечением 4-х и более улиц в Париже). При этом наиболее впечатляющим фактором ориентации является изгиб пространства кривой улицы, обещающей за поворотом новый вид, новые знакомые впечатления. Высотные доминанты, появляющиеся в перспективе улиц, служат дальними ориентирами [3, 4].

В современном крупном городе почти невозможна потеря ориентации. Человека поддерживает присутствие других людей, навигационную роль выполняют специальные уличные устройства: схемы – контенты, определяющие локализацию человека (нахождение) в пространстве города или его центра; названия улиц и номера домов, что может играть декоративную роль и являться частью сюжетной линии познавания нового пространства;  надписи на остановках общественного транспорта. Так, гостей Парижа удивляет и восхищает возможность определить место своего нахождения в структуре  центра города по навигационным схемам на остановках общественного транспорта. «Главное найти остановку!» – становится лозунгом туристов, совершающих самостоятельные прогулки по знаменитому городу. Потеря ориентации и связанное с этим ощущение беспокойства и страха  показывает, как тесно связано это чувство с  чувством душевного равновесия и комфорта. Знакомый  образ городского окружения помогает установить гармоничные отношения со средой.

Узнаваемость известных объектов архитектурного наследия, используемая в турбизнесе, способна сделать человека счастливым. Большинство туристических маршрутов по знаменитым городам мира проходят по старинным улочкам так, чтобы визуально «подогреть» у туристов ожидание увидеть грандиозные архитектурные объекты – шедевры мировой культуры: «вот мы видим только верх башни, затем часть здания и, наконец, – всё здание, и весь ансамбль». По такому принципу организованы маршруты во Флоренции, когда с узкой улочки постепенно открывается вид на колокольню собора Санта Мария дель Фьоре, и в Праге – вид на башню ратуши.

В общей системе ориентации человека в городской среде активно используются три группы пространств: видовые точки, панорама и закреплённые в памяти маршруты.

Видовые точки (фиксированные точки зрения) представляют собой наиболее благоприятную зону восприятия среды [5]. Разумеется, при проектировании среды необходимо по возможности учесть все возможные фиксированные точки зрения с тем, чтобы сделать каждый видовой кадр композиционно полноценным, а также организовать новые видовые точки по основным направлениям трасс  движения и видовые кадры с основных фиксированных точек зрения. Это точки перехода из одной пространственной среды в другую (например, из внутреннего интерьера торгового здания во внешнее пространство улицы, из пространства подземного пешеходного перехода, вестибюля метро на тротуар улицы и т.п.). При этом особенно важна узнаваемость картины, возникающей перед человеком после выхода из предыдущего пространства.

Примерами мастерского использования видовых точек могут быть композиции русских монастырей, ансамбля Афинского Акрополя.

Ориентация в городской среде через видовые точки в конечном итоге создаёт в памяти человека калейдоскоп видовых кадров, включающих отдельные архитектурные объекты, ландшафтные и исторические зоны, элементы уличного оборудования и  мебели. В результате возникает устойчивый образ участков пространства – эталон законченности облика городской среды.

Панорама частей города, как ориентирующее пространство, вызывает более общее эмоциональное воздействие. Оптические особенности человеческого глаза делают возможным представить наиболее активную часть панорамы в виде нескольких визуальных планов или пространственных зон различной удаленности от наблюдателя – до 500 м, до 2000 м, до 4000 м и более  [2, 6, 7].

Особенности тех или других панорам часто проявляются одновременно или в различных сочетаниях. Примером служат города с характерными перепадами рельефа, когда панорама воспринимается либо с  высокой отметки, либо с низкой, ровной территории. В первом случае панорама предоставляет обзор на среду, подобно огромному макету, в втором – создаётся эффект «дороги к небу».

С интенсификацией высотного строительства панорамы на улицы и центр города с птичьего полёта становятся все более распространенными. Как показывают расчеты, с высоты 100 м, соответствующей средним размерам высотных зданий в крупнейших городах, можно охватить взором территорию в радиусе около 35-37 км. Однако реальные оптические свойства воздушной среды и метеоусловия значительно суживают эти границы.

Обзор и выразительность активной части панорамы зависят от прозрачности и освещенности воздушной среды. Взаимосвязи света, тени, полутени, рефлекса и цвета создают тональные отношения между визуальными планами панорамы, благодаря которым она становится красочной.

Поскольку панорамы часто воспринимаются как чередующиеся низко развернутые горизонтальные формы визуальных планов, их вертикальные элементы приобретают особый смысл. Высотные доминанты направляют внимание наблюдателя на главный элемент городской среды, иллюзорно увеличивают или уменьшают глубинность городского пространства, служат зрительными ориентирами. Поэтому каждый высотный акцент в панораме должен быть индивидуален и вызывать ассоциацию с определённым местом. На фоне неба высотный объект четко вырисовывается, вводя в заблуждение по поводу своих размеров, господствует над общим горизонтальным планом.

В некоторых случаях роль высотных доминант могут играть высокие деревья (кипарисы, пирамидальные тополя, сосны и т.п.), резко контрастирующие с горизонтальной застройкой и формой, и цветом. Наиболее эффективны контраст по размерам (большого и малого) и по характеру (простое и сложное). Ориентиры легче опознаются, осознаются как значимые, если: у них ясная форма; они остро контрастируют фону;  пространственная локализация чем-то выделяет их положение. Выявлено два случая такого положения в пространстве: 1- объект виден с множества направлений; 2 – объект резко контрастирует с соседними объектами за счет размещения или высоты.

Привычные маршруты движения, учитывая мобильность человека в городской среде, играют наиболее важную роль в системе ориентации. Такие маршруты всегда индивидуальны, поэтому способы ориентации в среде имеют личностный характер. Различные обитатели среды воспринимают и упорядочивают визуальные характеристики сообразно своему мировосприятию: либо опознают улицу по мощению, либо по характеру искривления в плане, либо по количеству и особенностям доминант.

Четкая система улично-дорожной сети, повторяемость объектов по длине улицы делают пространство однотемным. На  пути следования человека должны возникать многочисленные ключевые ориентиры, группировка которых, делает маршрут опознаваемым. Пластическое разнообразие среды позволяет каждому человеку конструировать свой собственный образ: понятный, удобный и ориентирующий его в пространстве города.

Поведенческие свойства пространства улицы

Социально-психологическая установка поведения человека в городском пространстве может быть продиктована определёнными характеристиками среды. Как правило, эти свойства отождествляются с названием пространства или его части: поведенческое пространство. Существуют две совокупности поведенческих характеристик пространства:

  • вызывающие у человека эмоциональное поведение, адекватное социально-эстетическому содержанию пространства;
  • воздействующие на форму поведения человека при помощи физических параметров и форм, пространственных знаков.

Первая совокупность включает три разновидности: тождественные, парадные пространства, вызывающие впечатления величия и гордости; интимные, уютные пространства, символизирующие защищенность, удобство, спокойное и доброжелательное общение или уединение; деловые, целеустремлённые пространства, обеспечивающие скорость, четкость процессов.

Стоит отметить, что такое четкое деление не всегда отражают реальную картину жизни города и его центра. Например, пешеходная, деловая и торговая функции часто совмещены и являются гарантом востребованности пешеходных улиц центров городов.

Тем не менее, каждое из видов пространств участвует в развитии адекватного поведения в городской среде, проявляются в становлении городского сознания  человека – социализации в городском сообществе. Таким образом, поведение человека формируется одновременно под воздействием двух сил: социальной установки и эмоционально-функционального характера пространства.

Вторую совокупность поведенческих свойств пространства составляют физическая структура пространства и пространственные знаки, которые разрабатываются с целью предопределения всей широты поведенческих ситуаций.

Поведение в городской среде многовариантно и переменчиво, однако можно определить наиболее общие действия людей (стереотипы поведения) в стандартных ситуациях (подъём по улице, вход в магазины, пересечение улицы), для которых отработаны приёмы пространственного построения.

Кроме того, существуют вторичные формы, делающие пространство благоустроенным, комфортным для пребывания человека в среде. К ним относятся скамьи, навесы, перголы, замощение поверхности земли, отвод дождевой воды, ровность и чистота тротуаров, доступность питьевой воды и питания, наличие общественных туалетов и др., что повышает стандарт городской среды.

Таким образом, пешеходные пространства улиц несут двойную поведенческую нагрузку: обеспечение комфортной среды обитания для человека и создание соответствующего эмоционального настроя.

В пространственном опыте человека существуют также промежуточные и предваряющие пространства, располагающиеся между пройденным и предстоящим. Они вызывают у человека чувство подготовленности, дают установку к восприятию предстоящего пространства: не только визуально, но и все комплексом ощущений.

Промежуточные пространства расположены на стыке внешних и внутренних городских пространств. К ним относятся площадки перед административными и торговыми зданиями, любое небольшое пространство для отдыха, вкрапленное в ориентирующее или поведенческое пространство.

Излом улицы, зигзагообразные фасады зданий на ней, башня-ориентир и сужение улицы, арка над ней, торговый центр, церковь, формирующие своими фасадами улицу – рядом с этими акцентами, как правило, располагаются промежуточные пространства в виде площадок с развлекательными или рекреационными функциями. Воспринимая по ходу движения архитектурный акцент, человек подходит к зоне, где его внимание переключается на пространство отдыха, а далее – на восприятие следующего видимого акцента.

В последние годы в городах стали появляться типы промежуточных пространств, получившие свои названия по аналогии либо с подобными пространствами в интерьере – «каминное пространство», «выставка»,  либо по аналогии с ощущениями комфорта и расслабленности – «оазис», «мираж»,  «фонтан». Пространственное построение таких зон соответствует названию, например:  «каминное пространство» – карман-отступ от линии застройки улицы; «оазис» – островок с функциями отдыха на самой улице, рядом с ней и т.п.

Практически в городской среде создаётся интерьерное пространство разгрузки. Гуманность среды поддерживается всеми средствами: особым мощением, озеленением и наличием фонтанов, удобным решением уличной мебели – скамей с деревянными сиденьями, фонарей и урн. В таком городском интерьере человек расслабляется и в то же время четко воспринимает островной характер этого комфорта среди шумного города. Именно поэтому промежуточные пространства называют пространствами установки.

Такими же являются и предваряющие пространства, которые, в случае использования на улицах, создаются для усиления восприятия главных и второстепенных городских пространств, архитектурных объектов, для их пространственно-временного акцентирования. По аналогии с театральным представлением их можно  назвать аван- и арьерплощадками (в театре: спереди – авансцена и сзади – арьерсцена). Примерами могут быть площадки-расширения перед входами в торговые и общественные здания.

Использование предваряющих пространств с целью увеличения эффекта от восприятия главного акцента имеет многовековые традиции. Лабиринты узких кривых улочек средневековых городов Европы, затененных улочек Ближнего и Среднего Востока заканчивались вдруг раскрывающимся пространством площади с главным зданием церкви, ратуши, мечети и т.п. Лабиринт улиц как пространство активизации у человека к восприятию главного объекта распространен и в Японии. Многие храмы как специально «обернуты» в паутину подходящих улиц, что делалось для защиты уникальных зданий, а также для психологического воздействия пространства и объекта на наблюдателей.

Ощущения от воздействия предваряющих пространств сохраняются некоторое время после перехода в главное пространство, обостряя восприятие. Психологи называют такой эффект «следом раздражения», «последовательным образом» [8]. Пространственные средства создания последовательного образа – сильные установки к восприятию пространства человеком. Особенно впечатляют затененные предваряющие пространства, рассчитанные на эффект чередования света и тени.

Городские интерьеры, сочетаясь друг с другом, образуют единую систему взаимосвязанных пространств. Для человека чередование этих пространств происходит естественным путем, почти незаметно. Тем ценнее те участки городского пространства, которые исподволь побуждают к деятельности, создают впечатления и ориентируют человека. Это – жизненное пространство, специально структурированное и выстроенное для человека. При этом это комфортная, удобная, защищенная среда.


Библиографический список
  1. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства [Текст]: учеб. для вузов / Т.Ф.Саваренская. – М.: Стройиздат, 1996. – 376 с.
  2. Хасиева С.А. Архитектура городской среды [Текст]: учеб. для вузов /С.А.Хасиева. – М.: Стройиздат, 2001. -200 с.
  3. Велев П. Пешеходные пространства городских центров [Текст] / П.Велев. – М.: Стройиздат, 1983. – 189 с.
  4. Преобразование среды крупных городов и совершенствование их планировочной структуры [Текст]/ М.: Стройиздат, 1979.
  5. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия [Текст] / Е.Л.Беляева. – М.: Стройиздат, 1977. – 127 с.
  6. Основы формирования архитектурно-художественного облика города [Текст]  /Под ред. В.Н.Белоусова и Л.Н.Кулаги. – М.: Стройиздат, 1981. – 192 с.
  7. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории [Текст]/В.Т.Шимко. -  М.: СПЦ-принт, 2003. – 297 с.
  8. Аскаров Ш.Д. Регион – пространство – город [Текст] / Ш.Д.Аскаров. – М.: Стройиздат, 1988.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Волкова Татьяна Федоровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация