УДК 94(470)

ИЗМЕНЕНИЯ В КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В 1990-Е ГГ.

Моисеев Иван Сергеевич1, Мельниченко Олег Владимирович1, Королева Лариса Александровна1, Королев Алексей Александрович1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье анализируются новые формы и приемы в деятельности Русской Православной церкви в связи с изменившимися условиями существования Церкви в обществе.

Ключевые слова: Россия, русская православная церковь, СССР


CHANGES IN CONFESSIONAL PRACTICE OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE 1990TH.

Moiseyev Ivan Sergeyevich1, Melnichenko Oleg Vladimirovich1, Koroleva Larisa Aleksandrovna1, Korolev Alexey Aleksandrovich1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
In article new forms and receptions in activity of Russian Orthodox Church in connection with the changed living conditions of Church in society are analyzed.

Keywords: Russia, Russian Orthodox Church, USSR


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Моисеев И.С., Мельниченко О.В., Королева Л.А., Королев А.А. Изменения в конфессиональной практике Русской Православной церкви в 1990-е гг. // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/52404 (дата обращения: 28.11.2016).

С 1993 г. отдел религиозного образования и катехизации вместе с государственными структурами начал проводить Международные Рождественские образовательные чтения под председательством Алексия II, на которых присутствовали священнослужители, ученые, педагоги России.

С конца 1990-х гг. обычной практикой стало проведение семинаров с участием светских педагогов и православного духовенства. Так, 22 июня 1999 г. в Светлогорске (Калининградская область) прошел семинар «Методологические возможности воцерковления детей на примере общеобразовательных, воскресных школ и Православной гимназии Калининградской епархии», призванный способствовать развитию религиозного образования и воспитания детей и молодежи области. В работе семинара приняли участие епископ Балтийский Пантелеимон, благочинный Приморского округа, настоятель кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде игумен Меркурий (Иванов), духовенство и педагоги региона. Участники собрания выступили с интересными предложениями: рассматривать «воскресные школы как «стартовые площадки» для детей на пути к воцерковлению; найти пути сотрудничества Церкви и общеобразовательной школы в деле религиозного воспитания детей»; особые функции «в преподавании религиозных дисциплин детям должны играть светские православные педагоги при духовном окормлении православных священников»; «очень важно охватить все общеобразовательные школы области в деле преподавания Закона Божия детям, работа воскресных школ будет более эффективной, если вместе с детьми в них будут обучаться родители» [1].

Тем не менее, сдвиги в лучшую сторону все же были. Русская Православная церковь получила от государства еще несколько монастырей. Крупные епархии были поделены и образованы новые – Тернопольская, Хабаровская и т.д.; возросло число архиереев и в митрополичьем сане. На архиерейском соборе 30-31 января1990 г. было утверждено положение об экзархатах, зарубежные экзархаты ликвидированы. Экзархаты украинский и белорусский получили новое официальное наименование – Украинская православная церковь и Белорусская православная церковь. Зарубежные епархии (9) подчинялись патриарху и Синоду Русской Православной церкви.

С начала 1990-х гг. в связи с тем, что законодательство сняло ограничения на деятельность религиозных организаций, Русская Православная церковь в массовом порядке создает различные церковные фонды, центры, общества и другие формирования, деятельность которых была связана с милосердной, благотворительной, религиозно-просветительской работой среди верующих и неверующих, взрослых и детей и т.п. Подобного рода организации оказывали материальную помощь нуждающимся в виде раздачи продуктов питания, одежды и т.д., раздавали церковную литературу, богослужебные книги, кассеты с духовными песнопениями, участвовали в восстановлении православных культурных памятников и т.п. На встрече с деловыми кругами в1995 г., где присутствовали президент Ассоциации российских банков С.Е. Егоров, президент Торгово-промышленной палаты России С.А. Смирнов, заведующий отделом Правительства РФ по связям с конфессиями и религиозными организациями Г.А. Михайлов, директор Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве РФ, летчик-космонавт В.В. Терешкова, руководитель департамента печати и информации правительства Москвы Л.А. Белов, президенты ведущих банков и коммерческих структур, Алексий II, высказывая благодарность за материальную помощь, подчеркнул: «Благотворительность – дело сугубо добровольное, совершаемое по велению сердца. Но необходимо с достаточной полнотой информировать деловые круги о деятельности Церкви, в которой важное место занимает не только восстановление разрушенных храмов, но и дела милосердия, образовательные программы, издательские проекты, возрождение и развитие православной культуры» [2]. При этом он добавил, что «когда в советское время церковных иерархов спрашивали за рубежом, почему Церковь не занимается благотворительной деятельностью, они были вынуждены отвечать, что эти функции взяло на себя государство, но на поверку вышло, что десятки миллионов людей сейчас еще более нуждаются в помощи и поддержке» [3]. В1996 г. был создан Клуб православных предпринимателей, главной целью которого объявлялась реализация проектов, в т.ч. международных, ориентированных на оздоровление российского общества путем возрождения православных традиций и осуществления социальных проектов.

В1998 г. был создан благотворительный фонд «Святыни России». Ключевой задачей фонда объявлялось содействие духовному возрождению России, сохранение и развитие традиций православной культуры через финансирование благотворительных программ (реставрация храмов и монастырей, поддержка православного книгоиздательства, организация паломничества к православным святыням, оказание помощи социально незащищенным слоям населения – детям и пенсионерам). Одним из главных направлений работы фонда являлось создание условий для участия в реализации благотворительных проектов коммерческих структур [4].

Доказательством изменения государственно-конфессионального климата в стране можно расценивать присутствие Русской Православной церкви в информационном пространстве: с1991 г. на радио начал функционировать канал «Радонеж», православные программы на центральных и региональных радиоканалах («Верую», «Логос» и т.п.) и телеканалах («Канон», «Слово пастыря» и т.д.), с 1995 г. регулярно проводится фестиваль-семинар православного телевидения и т.д.

Созданный в1995 г. решением Священного Синода Русской Православной церкви Миссионерский отдел организовывал региональные миссии, миссионерские поездки на кораблях-церквах – в Амурской, Благовещенской, Волгоградской Новосибирской  и других епархиях. С1995 г. отдел начал выпускать специальный журнал «Миссионерское обозрение» [5].

Американская благотворительная организация Международное православное благотворительное объединение, Синодальный Отдел Русской Православной церкви по социальному служению и церковной благотворительности во всех епархиях Русской Православной церкви организовывали раздачу благотворительной помощи нуждающимся в1999 г.

Хотя РПЦ и заявляла о своей политической индифферентности, но не могла остаться в стороне от событий в Дагестане, Карабахе, Чечне. С1988 г. проходили регулярные встречи духовных лидеров России, Армении и Азербайджана по поводу Карабаха. В совместном заявлении1995 г. звучало: «Мы вновь обращаемся к государственным лидерам конфликтующих сторон с призывом сделать все для мирного разрешения существующих споров. Мы также призываем руководство России, исторически имеющей немалое влияние на развитие событий в регионе конфликта, приложить все возможные усилия для установления там стабильного мира и подписания большого политического соглашения» [6].

В результате дискуссий и предлагавшихся вариантов разрешения конкретных ситуаций в обществе и самой Церкви оформились различные фракции в плане отношения к Русской Православной церкви. Одна группа представлена т.н. «ревнителями», которые выступали против экуменизма, противопоставляли себя либеральной иерар­хии, поддерживали крайне правые политические взгляды. В нее входят клирики и светские деятели, которые действуют в рамках Церкви, но среди них единства, и они часто оказываются на грани раскола.

Среди «ревнителей» выделяется группировка К.Ю. Душенова, их печатный орган – газета «Русь Православная». Группировка К.Ю. Душенова представляет себя идейными преемниками митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Пока был жив Иоанн (Снычев) (до1995 г.), по своим ортодоксальным взглядам он признавался общепринятым лидером правых радикалов внутри РПЦ [7]. «Русь Православная» характеризуется крайне критическим отношением к церковной иерархии Русской Православной церкви.

Другие представители «ревнителей» пропагандируют также близ­кие взгляды. Они признают монархию единственно возмож­ной и приемлемой формой правления, предлагают канонизацию Г. Распутина, царя Ио­анна Грозного, часть из них выступают за церковное прославление И. В. Сталина. В 1990-е гг. наибольшую известность из них приобрело движение за прославле­ние Церковью императора Николая II и его се­мьи. Прославление святых царственных страстотерпцев состоялось на Архиерейском Соборе Русской Православ­ной Церкви 2000 г. Как замечает С.М. Усманов, «укрепившие свои позиции «идейные монархисты» в самой России оказались разочарован­ными итогами общецерковного прославления царя-мученика Николая II. Они собирались возглавлять и направлять ожидаемую волну народного эн­тузиазма, в этом смысле их надежды явно не оправдались» [8].

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл следующим образом характеризовал крайне правое течение в православной общественности: «Чаще всего роль наиболее непримиримых воителей за чистоту православия при­сваивают себе люди, еще вчера пребывающие за оградой Церкви. Это вчерашние атеисты, нередко комсомольские работники» [9].

Другая группа – «нецерковные либералы» – оформилась в полемике с первыми, они изучают церковные проблемы и интерпретируют их в средствах массовой информации в меру собственного их понимания. «Нецерковные либералы» – это, в основном, представители творческой интеллигенции, некоторые из них в 1990-е гг. перешли в клир, их количество невелико, но они играют значительную роль в формировании общественного мнения о Церк­ви.

В церковных кругах оформилась группа «церковных либералов», которые выступают за модернизацию и ревизию устаревших, по их мнению, доктрин, критикуют пассивно-консервативную позицию церковных иерархов и требуют творческого переосмысления некоторых моментов вероучения и религиозной практики с учетом опыта западного христианства.

Особняком стоят внутрицерковные и примыкающие к ним светские общественные деятели, активно выступающие за нравственное возро­ждение России. Следует отметить, что большинство российского общества в целом религиозно-индифферентно, мало информировано о церковной жиз­ни, и его позиция в отношении Церкви неустойчива, как правило, сию­минутна и конъюнктурна. Как заметил профессор Санкт-Петербургской Ду­ховной академии протоиерей В. Сорокин, особенностью нашего времени является то, что в Церковь пришло много новых людей, порою с комсомольским, партийным, профсоюзным прошлым. Они… «не ощуща­ют себя полноценными православными, если рядом не находят врага, еретика. И в жизни церковной наблюдается такое нагнетание, поиск противо­стояний: экуменист – ревнитель канонов, консерватор – либерал, монах – белый священник» [10].

Большинство же епископата Русской Православной церкви и клира придерживается позиции умеренного консерватизма, не будучи реально заинтересованными ни в реформе, ни в строгом соблюдении традиционных норм.

Политизация российского общества отразилась и на Русской Православной церкви. Религиозные диссиденты в изменившихся социально-политических условиях получили легальную возможность для своего оформления, чем не преминули воспользоваться. С конца 1980-х гг. начинается массовое создание политических партий и общественных движений религиозного характера.

В декабре 1988 г. Г.П. Якуниным было создано движение «Церковь и перестройка», в руководство которого помимо Якунина вошли В.В. Аксючиц, Г.А. Анищенко, В.В. Борщев, Н.А. Гайнов и др. Целью движения объявлялось освобождение Русской Православной церкви от пагубного «наследства» социалистического режима, а именно – недемократичного законодательства о культах, вынужденного конформизма и т.д.

В 1990-е гг. Русская Православная церковь начинает использовать в своей деятельности новые формы и приемы, поскольку изменились сами условия существования РПЦ в обществе.


Библиографический список
  1. Журнал Московской Патриархии. 1999. № 8. С. 15.
  2. Журнал Московской Патриархии. 1995. № 11. С. 18.
  3. Журнал Московской Патриархии. 1995. № 11. С. 18.
  4. Журнал Московской Патриархии. 1998. № 5. С. 11.
  5. Русская Православная Церковь: Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 17.
  6. Журнал Московской патриархии. 1995. № 6-8. С. 2.
  7. Верховский А.М. Религиозная ксенофобия // Верховский А.М., Михайловская Е.В., Прибыловский В.В. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М.: ООО «Панорама», 1998; Костюк К.Н. Православный фундаментализм // Полис (политические исследования). 2000. № 5; Филатов С.Б. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ // Полис (политические исследования). 1999. № 3; Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994 и т.д.
  8. Усманов С.М. Монархическое течение в постсоветской России: основные тенденции развития и противоречия // Церковь, государство и общество в истории России XX века. Материалы III Международной конференции. Иваново: Ивановский государственный университет, 2003. С. 26.
  9. Кирилл, митрополит. Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь? М.: Даниловский благовестник, 2002. С. 112-113.
  10. Под одну гребенку… // Православный Санкт-Петербург. 1999. № 10 (88) С. 3.


Все статьи автора «Королева Лариса Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация