УДК 7.017.9

ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фахрутдинов Олег Наильевич1, Евменова Анастасия Анатольевна2
1Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, доцент кафедры «Графика» Северо-Западного института печати. Член Санкт-Петербургского союза художников. Член Санкт-Петербургского союза дизайнеров
2Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, доцент кафедры «Графика» Северо-Западного института печати. Член Санкт-петербургского союза художников.

Аннотация
Обзорно-аналитическая статья об оптических иллюзиях, как мощном средстве визуального воздействия в сферах изобразительного искусства, архитектуры и дизайна. Где в основе художественного замысла для достижения нужного эффекта лежит знание физиологии и психология восприятия человеком окружающей действительности.

Ключевые слова: архитектура, визуальные эффекты, дизайн, изобразительное искусство, оптические иллюзии, психология восприятия


OPTICAL ILLUSIONS AND TANGIBLE CREATION

Fakhrutdinov Oleg Nailevich1, Evmenova Anastasia Anatolevna2
1Saint Petersburg State University of Technology and Design, Associate Professor of the Department of Graphics, member of the Union of Artists of Russia, member of the Union of Designers of Russia.
2Saint Petersburg State University of Technology and Design, Associate Professor of the Department of Graphics, member of the Union of Artists of Russia.

Abstract
Analytical and a review artical about optical illusions, as a powerful instrument of visual influence in spheres of the fine arts, architecture and design. Where in a basis of artistic concept for achievement of the necessary effect lies the knowledge of physiology and psychology of human perception of surrounding reality.

Keywords: architecture, design, fine arts, instrument of visual influence, optical illusions, visual effect


Рубрика: 17.00.00 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Библиографическая ссылка на статью:
Фахрутдинов О.Н., Евменова А.А. Оптические иллюзии и материальное творчество // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/54295 (дата обращения: 20.11.2016).

Трудно придумать что-либо, больше привлекающее внимание и вызывающее любопытство и интерес, способное пошатнуть наше представление об окружающей действительности, чем оптические иллюзии. Эта тема содержит бесконечное количество интеллектуальных ярких нестандартных идей, позволяющих художнику и дизайнеру глубже раскрыть свой замысел, добиться нужного эффекта минимальными средствами.

Оптические иллюзии помогают лучше понимать природу восприятия изображения. А это необходимо не только для иллюстраторов, но и для дизайнеров, верстальщиков – для всех, кто участвует в создании книги, журнала и другой полиграфической продукции. Создавая обложку книги или стиль оформления для буклета, важно не только анонсировать содержание, но также привлекать к ней внимание и понимать механизм воздействия того или иного изображение на читателя.

Вот пример текста, специально подготовленного для тестового чтения:

«Мы начинаем читать по складам. Позже, когда появляется привычка к чтению, мы перестаем думать о буквах и начинаем восинпимрать свола цеиколм. Тжаке, как не задуамысвемя, вынполяя дгурие прввычныие дестйвия. Чтнеие, тажке как и рсиоаниве – это приборетненые спносособти чеволека. Солгассиь, что чтиать эотт тескт не нанмого слнжоее, чем очбыный. Тем блоее, что певрая и посдленяя бвкуы солв стяот на соивх мтесах. Замдуатсья о том, как же ратабоет мзог чевелока, погоаюмт оптические иллюзии.»

Этот пример наглядно подтверждает неоднозначность восприятия человеческим мозгом окружающих объектов. И во многом объясняет количество ошибок, допускаемых дизайнером при работе с текстом. Наше внимание рассеивается, когда мозг занят задачей, связанной с общим видением композиции, ритма, цвета, пятна.

Механизмы воздействия зрительных образов на наше сознание до конца не изучены. Наш мозг воспринимает различные объекты одновременно всеми органами чувств. Цвет, форма, масштаб изображений, их запах, вкус, характер поверхности и т.д.- это совокупность ощущений, которые формирует так называемый “перцептивный” образ. Эти образы использует наша память и мышление. Мозг человека в случае необходимости “дорисовывает” образы, исходя из впечатлений, благодаря которым сложились те или иные представления об окружающем нас мире. Тем более воздействие усиливается, если изображение искажено или выходит за рамки нашего понимания образа, дезориентирует или рассеивает наше восприятие. У человека, наблюдающего определенные изображения, возникают непроизвольные эффекты зрительного восприятия, которые принято называть ошибками зрительного восприятия. Причиной такого обмана зрения является неточность или же неадекватность процессов, происходящих при неосознаваемой коррекции зрительных образов. Кроме того, в процессе возникновения оптических иллюзий также принимают участие физиологические особенности органов зрения и психологические аспекты визуального восприятия.

Большая часть самых известных иллюзий описана в XIX веке учеными-экспериментаторами, главным образом, физиологами и психологами – такими как Эвальд Геринг, Вальтер Эренштейн, Оппель, Цёлльнер, Поггендорф, Вундт, Херинг, Кундт, Гельмгольц, Джастроу, Титченер и другие. Их именами названы те или иные иллюзорные эффекты.

Увлечение иллюзиями оказало влияние на художников. Развилось художественное направление, получившее название Op-art (Op = optical – оптический, Art – искусство - оптическое искусство), в котором творчески интерпретированы самые разные виды иллюзий. Cвязано это, прежде всего, с вовлечением зрителя в активное участие творчества художника. На вооружении у художника появились великолепные средства воздействия, благодаря которым, можно заставить зрителя воспринимать произведение искусства, согласно первоначальному художественному замыслу фактическим обманом, созданием иллюзорного ряда. Наиболее яркие представители этого течения; Бриджит Райли, Виктор Вазарели,  Еннио Финци, Хулио Ле Парк, Хайнц Мак, Юрий Мессен-Яшин, Реджинальд Нил, Хесус Рафаэль Сото, Гюнтер Уекер, Мауриц Эшер и др.

Конечно же, эффективность воздействия на зрителя не могла не привлечь представителей рекламного бизнеса.  Использование оптических иллюзий в рекламе — это беспроигрышный ход с точки зрения привлечения внимания целевой аудитории. И это «ход» применяется до сих пор с тем или иным успехом. Известны случаи, когда наряду с фурором, создателей рекламы не добивались нужной цели. Потребитель не очень-то любит, когда им манипулируют – недоверие к рекламе во многом усиливается, благодаря использованию эффекта «25 -го кадра» и «чересчур креативной» работе (могут запомнить только идею, а не марку; могут не понять идею вообще). В результате рекламодатели получат либо обратный эффект, либо эффект совсем не тот, на который рассчитывали создатели рекламы.

Отдельное отношение выработалось к оптическим иллюзиям в фотографии. В совокупности с новейшими техническими достижениям и  возможностями последующей цифровой обработки фотография имеет перед другими видами визуального искусства широкий диапазон преимуществ: от банальной случайности, когда бесстрастный объектив фотоаппарата фиксирует явление, которое впоследствии имеет неоднозначную трактовку до вполне осознанной творческой работы, где для реализации творческого замысла используются цветовые и световые эффекты, эффект путаницы переднего и заднего плана, фотомонтаж и т.д. Здесь уместно вспомнить художников, таких как Александр Родченко, Сальвадор Дали и т.д., которые открыли в фотографии новые возможности для своих творческих проектов и поисков в области визуальных иллюзий.

Еще одна область искусства, которая находится в постоянном поиске эффективного обмана зрения – мир моды. При помощи фасона, цвета и декора одежды, формы украшений можно внести в облик человека кардинальные изменения, придать линиям фигуры, чертам лица недостающую гармоничность и правильность, изменить пропорции, сохранив при этом индивидуальность и целостность образа. Вертикальные линии и детали одежды визуально стройнят и увеличивают рост. Контрастные вертикальные полосы, идущие по внешним бокам одежды зрительно сужают фигуру, делая силуэт приталенным, в отличие от горизонтальных линий, которые полнят и расширяют. Диагональные линии привносят в образ динамику, иллюзию движения, скрадывают неправильность форм фигуры. Чем больше диагональные линии стремятся к вертикальным, тем сильнее иллюзия стройности. Клетка увеличивает объём, а круги придают формам соблазнительную округлость. Можно с уверенностью утверждать, что применение оптических иллюзий в моде имеют не только эстетическое, но и практическое значение.

Настоящее практическое применение зрительные иллюзии получили в архитектуре.

Античный архитектор Калликрат, построивший Парфенон, прекрасно знал об особенностях зрительных иллюзий и с их помощью хотел подчеркнуть величие сооружения. Используя такие приемы, как слегка утолщенные угловые колонны, загнутые внутрь пилоны и пол, который в центре сооружения выше на6 см, Калликрат скорректировал и довел до совершенства зрительное восприятие постройки в целом, которая кажется большей по размеру, чем есть на самом деле.  До нас дошли великолепные творения мастеров Возрождения, где за счет вытянутых вертикальных элементов храмы кажутся легкими и необычайно высокими. Одним из ярких примеров оптической иллюзии в архитектуре является дом таможенной службы в Мельбурне, Австралия. Создается впечатление, что этажи в этом доме то расширяются, то сужаются, хотя каждый этаж одинаковой высоты. Специалисты по зрительному восприятию обратили внимание на эту иллюзию в начале 1970-х годов, после того, как она была замечена на стенке кафе в Бристоле, в Великобритании.

Возможности архитектурных решений безграничны, когда речь идет об изменении восприятия пространства и формы. И здесь нельзя не упомянуть о дизайне интерьера. Оптические иллюзии позволяют изменить визуальное восприятие пространства: расширить и сузить помещение, увеличить или уменьшить высоту потолков, сделать длинную комнату приближенной к квадрату. Оптические эффекты позволяют достаточно просто решить многие проблемы неудачной планировки интерьеров. Существенный эффект может быть достигнут корректным использованием освещения.

В дизайне интерьера приходится решать проблемы оптического искажения изображения, помещенного на искривленную поверхность.  Здесь хочется вспомнить математически выверенное монументальное искусство росписи плафонов Микеланджело, где художник учитывал изменение конфигурации потолка и создавал изображения с таким расчетом, чтобы зритель, рассматривающий фреску снизу, фактически не ощущал искажения.

Современные художники используют интерьер в качестве целостного художественного пространства. Феличе Варини создает объемные геометрические картины, являющиеся лишь оптической иллюзией. Художник в своих проектах отрицает перспективу как визуальное явление, превращая ломаные линии в симметричные фигуры, гармонично вписанные в интерьеры, строения и даже целые улицы, создавая произведения искусства по принципу анаморфоз — преднамеренно искаженных изображений, которое принимают правильный вид лишь при взгляде с определенного места. Анаморфозные изображения, как особое направление стрит-арта основанное на перспективе и обмане зрения, можно наблюдать и в виде иллюзорных композиций граффити на асфальте и стенах домов. Наиболее яркие представители этого течения: Джулиан Бивер, Курт Винер, Эдгар Мюллер, Эдуардо Ролеро и др.

Применение оптических иллюзий дает великолепные возможности для решения задач в графическом дизайне и дизайне упаковки. В поисках новых форм воздействия на целевую аудиторию, дизайнеры все чаще обращаются к различным эффектам, способным заинтриговать пользователя. Так в дизайне торговых марок, фирменных знаков и логотипов прослеживается явная тенденция применения всевозможных парадоксальных форм, лайт эффектов и цветовых триад. С большим успехом используются растровые изображения и муарные сетки. Меняется и отношение к тексту, не только как к ритмическому пятну, способному держать композицию полосы набора, но и как к носителю информации, способного акцентировать внимание читателя на смысловом содержании. Если речь идет не о веб дизайне, а о печатной продукции, то здесь у  дизайнера не так много средств. Как правило, это 2D изображения. В исключительных случаях, когда речь идет и эксклюзивной и имиджевой продукции, используются материалы с голографическим эффектом, позволяющие создать иллюзию трехмерного пространства, глубины, плановости и, даже примитивной анимации. 3D эффекты помогают создать иллюзию объема, визуально усилить реалистичность изображения. Особенно это хорошо работает в связке со специальными технологиями печати: разница фактур бумаги, конгревное тиснение, печать высокого качества, использование дополнительных и специальных красок, ламинирование и местное лакирование.

Более всего интересно рассматривать упаковку, поскольку работа с формой дает дизайнеру возможность использовать весь арсенал средств, позволяющий создать иллюзию. По существу, может быть применен весь предыдущий опыт работы с эффектами оптического обмана зрения, освещаемый в этой статье. Если рассматривать этот опыт применительно к оформлению упаковки, то использование визуальных иллюзий позволяет дизайнеру:

  • Изменить форму и пропорции упаковки.
  • Зрительно увеличить или уменьшить объем упаковки.
  • Визуально изменить привычную форму стандартной упаковки.
  • Расфокусировать внимание зрителя или сконцентрировать взгляд на ключевом элементе оформления.
  • Скрыть, закамуфлировать упаковку в окружающей среде или наоборот выделить ее из подобного окружения.
  • Подобно «25-му кадру» заставить потенциального потребителя подсознательно воспринимать скрытую информацию.
  • Усилить впечатление от образа, воздействовать на психологическое и эмоциональное состояние потребителя.

В статье не были затронуты такие области современного дизайна, как веб дизайн, моушен дизайн, 3D графика и анимация.  Подобные направления, исключительно завязанные на компьютерных технологиях, изначально несут в себе идею визуальной иллюзии, поскольку создают виртуальный мир – мир, который на сегодняшний день еще далек от материального.


Библиографический список
  1. «Оптические иллюзии». http://www.pressmaket.ru/illuzii.html
  2. «Искусство обмана: оптические иллюзии моды». http://www.modatalk.ru/articles/_/odezhda/iskusstvo-obmana-opticheskie-illyuzii-mody
  3. «Геометрические иллюзии». www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/geometricheskie-illyuzii-351005


Все статьи автора «Фахрутдинов Олег Наильевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация