УДК 378.147.88

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА РИСОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ

Виитман Виктор Робертович1, Казакова Оксана Александровна2, Виитман Нина Геннадьевна3
1Томский политехнический университет, кафедра инженерной графики и промышленного дизайна, доцент
2Томский политехнический университет, кафедра инженерной графики и промышленного дизайна, к.т.н, доцент
3Томский институт бизнеса, кафедра дизайна, доцент

Аннотация
В данной статье поднимаются вопросы о месте академического рисунка и живописи в процессе подготовки дизайнеров, о современных тенденциях форсирования времени наработки практики рисования в пользу компьютерных технологий. Говорится о рисках выхолащивания композиторских, оригинальных начал.

Ключевые слова: искусство, компьютерные технологии, коэволюция, механическое копирование, профессиональные приёмы, художественный образ


THE ACADEMIC SCHOOL OF DRAWING IN PREPARATION DESIGNERS

Viitman Viktor Robertovich1, Kazakova Oksana Aleksandrovna2, Viitman Nina Gennadievna3
1National Research Tomsk Polytechnic University, Department of Engineering Graphics and Industrial Design, assistant professor
2National Research Tomsk Polytechnic University, Department of Engineering Graphics and Industrial Design, Ph.D., assistant professor
3Tomsk Institute of business, Department of design, assistant professor

Abstract
Тhis article raises questions about the place of academic drawing and painting in the process of preparing designers, on current trends the crossing time between the practice of painting in favor of computer technology. They say about the risks of diluting composition, original started.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Виитман В.Р., Казакова О.А., Виитман Н.Г. Академическая школа рисования в подготовке дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53366 (дата обращения: 06.06.2017).

Для диалога дизайнера с заказчиком непосредственно об идее оформительских замыслов необходимо умение выполнять легкий набросочный рисунок, создавать гармоничную композицию, изображать правильную форму, которое при кажущейся легкости, нарабатывается в процессе длительного рисования с  натуры. Для начинающих обучение данному ремеслу кажется, что проще и быстрее в условиях скоростного развития компьютерных технологий изучить различные графические редакторы и комбинировать готовую форму. Но процесс создания оригинального произведения искусства (а дизайн, несомненно, является искусством) может быть прогнозируемым только при наличии мастерства передачи формы посредством профессиональных приёмов! Профессиональные приёмы – это не механическое копирование, это чувство гармонии, материализованное посредством вариативного сравнения приемлемых образов! Такого рода творческий прогноз – это сочетание опыта и понимания психофизического состояния, при котором ты идёшь на эксперимент нестандартных действий. Это понимание того, когда может наступить это психофизическое состояние, подготовка и «подведение» себя к «пику формы»! Такой опыт приобретается во время практических упражнений, форсирование которых – эксперимент методом проб и ошибок, который в идеале должен проводиться на паритетной основе специалистами в равной степени владеющими компьютерными и художественными началами.

Весь спектр дизайнерских проявлений основан на принципе художественного проектирования окружающих человека предметов.  Насыщение предметов элементами декора и придание образности, неповторимости, узнаваемости объекта или серии объектов без ущерба технологии функционирования – вот назначение любого  дизайна – среды, интерьера, промышленного дизайна, даже дизайна костюма. История искусств, как наука о любой истории – это всегда отстранённый взгляд в прошлое с обобщениями, анализом и  систематизацией накопленного опыта. Вне контекста исторических знаний, говорить о развитии рисунка и живописи, просто нет смысла.

Прогнозировать «симбиоз» практических навыков рисования и компьютерных технологий – дело сложное. Выражаясь языком биологии, с академическим рисунком и живописью должна произойти «коэволюция» – приспособление оных к современным технологиям.

Исторический конвейер повторов традиционных технологий «от искусства» выглядит архаикой и непростительно затратным времяпрепровождением в нашем сумасшедшем ускоряющемся мире. Но необходимость приобретения навыков и опыта классических ремесел и умений завершать произведения искусства  разных направлений необходима, что сопряжено с продолжительно повторяющимися практическими упражнениями. Быстрое моральное устаревание уже современных компьютерных технологий, требующее подпитки новых знаний, не позволяет основательно изучать ремесло подачи абстрактной, условной, нерегулярной формы в рисунке и живописи. Противоречие этих двух процессов заключается в том, что скорость развития компьютерных технологий несоизмеримо высока по отношению к «устарелым» академическим рисунку и живописи.

Даже высокотехнологическая космическая промышленность, основанная на самых передовых науках и производственных принципах внутри отрасли, имеет внутрисистемные временные несоответствия – запуск и доставка корабля на орбиту производятся ракетоносителями, разработанными ещё в шестидесятые, гагаринские, времена, а «начинка» облагорожена самыми новыми технологиями. Возможность органического сосуществования объясняется совместимостью процессов.

Если говорить об академических рисунке и живописи как об искусстве, в контексте преподавания ремесла, то связь технических, нарабатываемых упражнениями навыков, с образной составляющей (от искусства) – требует много времени. А уж если дошли до понятия чистое «искусство», то все системные объективные, стандартные понимания на столько размываются, что даже обучение приёмам проведения прямой линии превращается в личностные, индивидуальные, основанные на понятии «мастерская художника» взаимоотношения: преподаватель – ученик.

Любой социальный процесс существует во времени, движении и развитии, академические рисунок и живопись тоже развиваются в оптимальную, рациональную, выверенную абсолютным алгоритмическим минимумом систему. Академические рисунок и живопись – это не догма, но каноны – вещь упрямая. В исторически осознанный период существования мы мало изменились физически и физиологически и такой компонент как эргономика, обязывает внимательнее относиться к базовой составляющей дизайна – академическому рисунку и живописи.

Дуализм двух дисциплин: «Академические рисунок и живопись» и «Компьютерные технологии», в процессе обучения студентов дизайнеров, обязывает быть рациональными в определении оптимального соотношения распределения времени на изучение этой пары предметов. Объединение в один предмет академических рисунка и живописи не может принести тех необходимых результатов, которые могут быть достигнуты при раздельном изучении данных дисциплин. Ведь при всей общности и перекличке критериев оценок, это разные предметы, которые связаны, но последовательно выводятся один из другого. Сложно одной оценкой в совокупности оценить специфически разнящееся понимание пластики формы через тон и цвет. Неслучайно существуют профессионально отличные живописцы и графики.



Все статьи автора «Казакова Оксана Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: