УДК 621.311

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Жуковский Юрий Леонидович1, Сизяков Екатерина Викторовна2
1Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», к.т.н., доцент
2Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», к.т.н., доцент

Аннотация
Произведен анализ необходимости подготовки современных профессиональных кадров в области энергетики. Рассмотрены проблемы образования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Предложены современные подходы в обучении при формировании энергоэффективного общества.

Ключевые слова: методы обучения, энергосбережение, энергоэффективность


MODERN TEACHING TECHNOLOGIES IN ENERGY CONSERVATION AND ENERGY EFFICIENCY

Zhukovsky Yurii Leonidovich1, Siziakova Ekaterina Viktorovna2
1National mineral resources university (university of mines), Ph.D., Assistant Professor
2National mineral resources university (university of mines), Ph.D., Assistant Professor

Abstract
The analysis of the need to prepare today’s professionals in the field of energy was made. The problems of education in the field of energy conservation and energy efficiency were considered. Modern approaches of teaching in the formation of energy-efficient society were offered.

Keywords: energy conservation, energy efficiency, teaching methods.


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жуковский Ю.Л., Сизяков Е.В. Современные технологии обучения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53355 (дата обращения: 29.09.2017).

Намеченное увеличение валового внутреннего продукта требует все большего потребления топливно-энергетических ресурсов [1]. Наличие «свободной и доступной энергии» становится для экономики современных стран такой же необходимостью, как наличие воздуха для человека. Россия –  энергонезависимая страна и в мировом рейтинге энергетической безопасности, по данным 2014 года, представленным в отчете The World Energy Council (WEC), занимает второе место после Канады [2]. В настоящее время улучшение эффективности потребления энергии становится наиболее дешевым, быстровозводимым и экологичным «источником энергии» [1]. Профессиональные кадры, которые будут реализовывать «энергетическую революцию» ближайшие 20-30 лет, являются непосредственным фундаментом обеспечения энергетической безопасности в РФ, воспитывать и готовить которые нужно уже сейчас. Очевидно, что подготовка таких кадров должна использовать наряду с современным оборудованием также современные технологии и подходы в обучении, которые позволят будущим энергетикам быстрее ориентироваться в колоссальном потоке информации и быть более мобильными и открытыми к внедрению перспективных технологий.

Задача максимально использовать наше основное конкурентное преимущество – интеллектуальный потенциал – при переходе на инновационный путь развития является актуальной.  Понимание грядущей энергетической ситуации, будущих энергетических потребностей общества и готовность к реализации «умной энергетики»  для будущих профессионалов в области энергетики являются одними из самых важных.

С первых курсов, независимо от направления подготовки, в ВУЗе учат культурологии, философии, экологии, «закладывают» математический аппарат, но нынешний период характеризуется  «эрой потребления» и  для формирования современного понимания необходимо помимо воспитания культуры общения также воспитывать «культуру потребления» или «культурe энергосбережения». При этом познавать энергосбережение необходимо всем слоям населения, даже не связанным с энергетикой, поскольку именно энергоэффективное мышление в конечном итоге может привести к высвобождению огромного количества энергии. В связи с этим в учебные планы многих направлений обучения вводятся дисциплины связанные с энергосбережением.

Несмотря на то, что многие университеты являются лидерами в научных разработках, связанных с повышением энергоэффективности, в образовательной деятельности этот потенциал используется в основном только в процессе повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий. Однако обучающиеся в ВУЗе студенты  - это одна из самых сложных категорий жителей нашей страны, для которых энергосбережение является оторванной от реальности наукой. Раскрывать вопрос об необходимости беречь энергию необходимо вместе с обучающимися, постепенно подводя их к осознанию того, что рационально потреблять и беречь  – это не признак скупости или жадности, это, в первую очередь, признак образованности и заботы о своём будущем о будущем страны. Потребность в энергосбережении должна прийти в результате постепенного понимания необходимости этого процесса и важности  роли индивида в этом процессе и ни в коем случае не должна быть навязана студенту законами, постановлениями и.т.п. Создать в России «энергоэффективное общество» это задача не на год или два, это задача на десятки лет [3]. Поэтому воспитывать культуру потребления энергии необходимо с самых ранних лет.

Основная проблема создания качественного обучения энергосбережению  – это трансформация знаний в стремительно меняющихся технологиях в сфере энергоэффективного оборудования и методах энергосбережения. Именно поэтому при реализации образования студентов и аспирантов необходимо повысить качество образования путем создания инновационной системы подготовки на основе акцентированного обучения по темам, являющимся наиболее актуальными в области энергосбережения для различных направлений, избегая при этом лишней информации, которую студент должен получать самостоятельно. Для решения этой системной задачи необходимо в учебном процессе реализовывать:

  • активные и интерактивные формы проведения занятий: дискуссии в диалоговом режиме; компьютерные симуляций; деловые игры; разбор реальных ситуаций и проектов; групповых обсуждений результатов студенческой исследовательской деятельности; межвузовские телеконференций;
  • психологические тренинги, направленные на преодоление внутренних барьеров связанных с внедрением инноваций в сфере энергосбережения;
  • проведение внутренних мероприятий с привлечением родителей учащихся и общественности, посвященных пропаганде энергосбережения;
  • подготовку современных образовательных программ для различных специальностей и направлений по энергосбережению;
  • предусматривать системные курсы, в чтении которых задействован не один преподаватель, а творческий коллектив специалистов разных кафедр;
  • использовать лаборатории различных направлений или создавать межкафедральные или межфакультетские научные лаборатории;
  • размещение на территории университета визуальную информацию, посвященную пропаганде энергосбережения, реализации стратегии ВУЗа в этом направлении, количественные характеристики потребления, экономии и реализованным технологиям в окружающем студента пространстве;
  • размещение на сайте ВУЗа материалов или раздела, посвященного энергосбережению.

Реализация этих мероприятий позволит знаниям самим «втянуться», обучающийся будет впитывать информацию об энергоэффективности и приобретать энергосберегающее мышление и привычки. При этом он научится самому главному – понимать к чему ведет неэффективное потребление ресурсов. Создание инновационной системы подготовки позволит студентам постепенно освоить основы энергосбережения и научится применять современные технологии повышения энергоэффективности в своей сфере деятельности и в быту.


Библиографический список
  1. Жуковский Ю.Л., Сизякова Е.В. Внедрение системы энергосбережения и энергоэффективности на предприятиях цветной металлургии. Записки горного института. – Записки Горного института  СПб, 2013, т. 202, с. 155-160.
  2. The World Energy Council – аккредитованная ООН организация, объединяющая независимых экспертов по энергетике из разных стран [Электронный ресурс] / информационный интернет-портал. — Режим доступа: http://www.worldenergy.org/data/trilemma-index/, свободный — Яз. англ.
  3. Жуковский Ю.Л., Сычев Ю.А. Применение современных методов обучения в области энергосбережения. Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: сборник научных трудов II Международной научно-методической конференции 09-10 апреля2015 г. / «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». – Санкт-Петербург, 2015 с. 535-539.


Все статьи автора «Котелева Наталья Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: