УДК 82.111

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РОБЕРТА ГРЕЙВСА В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ XX ВЕКА

Джапарова Эдие Каримовна
РВУЗ «Крымский инженерно-педагогический университет»
к. филол. н., доцент кафедры английской филологии, декан историко-филологического факультета

Аннотация
В статье представлена оригинальная мифологическая концепция известного английского мифолога, поэта, переводчика, критика и историка, автора более 130 произведений, обладателя Нобелевской премии писателя Роберта Грейвса. Описан научно-исторический контекст, в котором появилась и формировалась мифопоэтическая концепция литературоведа ХХ столетия.

Ключевые слова: история, миф, мифопоэтическая концепция, поэзия, теория


ROBERT GRAVES’ MYTHOLOGICAL CONCEPT IN THE CONTEMPORARY LITERARY PROCESS OF THE XX-TH CENTURY

Dzhaparova Edie Karimovna
Crimean Engineering and Pedagogical University
PhD in Philology

Abstract
The article presents the original mythology concept of the outstanding English mythographer, poet, interpreter, critic and historian, with over 130 books to his credit, nominated for the Nobel Prize English writer Robert Graves. The scientific and historical context where appeared and formed the mythological concept of literary researcher of the XX century is described.

Keywords: history, myth, mythological concept, poetry, theory


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Джапарова Э.К. Мифологическая концепция Роберта Грейвса в современном литературном пространстве XX века // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/45939 (дата обращения: 02.06.2017).

На протяжении всего ХХ века в литературоведении разных стран разрабатываются многочисленные мифокритические концепции и наиболее известной и влиятельной оказалась теория мифа и мифокритическая концепция английского литературоведа Роберта Грейвса.

Цель статьи – анализ становления мифологической концепции Роберта Грейвса, а также определение места Р. Грейвса в литературно-критическом процессе ХХ века.

Мифокритическим взглядам Роберта Грейвса в ряде своих работ уделяет внимание литературовед А. С. Козлов, но их он рассматривает в общем контексте развития литературоведения Англии и США ХХ века [2, c.23]. Исследовательница Т.В. Шадрина, упоминает Роберта Грейвса в своей диссертации «Кембриджская школа в литературоведении Англии» [4, c.96]. А. А. Тахо Годи дает краткий анализ мифопоэтической концепции Роберта Грейвса [3]. В антологии английской литературы 1945-1980 гг. небольшое предисловие к разделу, посвященное поэзии Роберта Грейвса, принадлежит В. А. Скороденко.

Среди зарубежных ученых следует назвать Дж. Смедса, П. Кина, Р. Кенери, Р. Шумакера, Дж. Стейнера, Дж. Бирлайна, Г. Видала, П. Фассела, П. Квина и др., которые оценивают Роберта Грейвса как плодотворного поэта и писателя, который создал теорию мифа и поэзии, отмечают в его творчестве сильную связь с мифологией, выделяют мистицизм и психологизм в его поэзии и прозе.

Роберт Грейвс (1895-1985), выдающийся английский поэт, прозаик,  литературовед, оставил богатое творческое наследие. Ему принадлежат многочисленные поэтические сборники, прозаические произведения, работы по теории поэзии, теории мифа и литературной критики, а также переводы и письма. Всемирно известны его книги «Белая Богиня. Историческая грамматика поэтической мифологии» (1948), «Мифы Древней Греции» (1955), «Иудейские мифы» (1955), «Я, Клавдий» (1934), «Божественный Клавдий» (1935), «Золотое Руно» (1944), «Дочь Гомера» (1955) и много других, а также его стихи и переводы из Апулея (1950), Светония (1957), Лукиана (1956) и Гомера («Илиада», 1959) и т.д.

Становление Роберта Грейвса как теоретика литературы началось в 20-е годы ХХ века. Особое влияние на формирование его взглядов оказали работы представителей ритуально-мифологической критики (Дж. Харрисон, А.Б. Кука, Ф.М. Корнфорда, Дж. Кэмпбелла, Дж. Уэстон и др.). Р. Грейвс не принял особенно популярные в 1 половине ХХ века среди английских критиков и теоретиков литературы теории, основанные на концепциях З. Фрейда и К. Юнга, и отстаивал целесообразность антропологического подхода к мифу. Однако разработки в области психологии все же попали в концепцию Роберта Грейвса через так называемую «эмотивную теорию творчества» А. Ричардса. Несмотря на дружеские отношения с Т.С. Элиотом, Р. Грейвс не разделял его взглядов на поэзию и поэтическое творчество, предпочитая рассматривать разум, который творит, в неразрывном единстве с человеком, который страдает.

Значительное влияние на становление мифологической концепции Роберта Грейвса оказали представители Кембриджской школы. Подтверждением этому служат неоднократные обращения Р. Грейвса к их трудам. Так, он ссылается на исследования Дж. Харрисон, в частности, на ее постулат о главенствующем положении ритуала по отношению к мифу и о ритуальном слове, воспринимавшемся древними только как коррелят обрядового действа. Неоднократно цитирует Р. Грейвс и Ф. Корнфорда, искавшего ритуальные корни, которые могли бы объяснить происхождение аттической комедии, а также провозглашавшего генетическую зависимость даже философии от её ритуальных истоков. Находим мы у Р. Грейвса и ссылки на идеи Дж. Кемпбелла.

Самого Роберта Грейвса критики также традиционно причисляют к последователям Кембриджской школы. Однако, несмотря на некоторые методологические сближения, его мифологическая концепция как система существенно отличается от теорий Кембриджской школы.

Роберт Грейвс начинал как исследователь не с проблемы мифа, а с вопросов о природе и характере поэтического творчества. Ими он стал интересоваться уже на раннем этапе своего духовного и творческого пути.

Сама идея о том, что именно эмоции являются источником художественного творчества, возникла задолго до Р. Грейвса – еще в эпоху романтизма. Однако в 1920-е годы она вновь сделалась популярной в литературной критике и литературоведении. Питательной почвой для новейших эмоционалистских теорий послужило бурное развитие психологии. В эмоционалистском ключе создавались литературоведческие исследования А. Ричардса, У. Эмпсона и др., особенно влиятельные для Роберта Грейвса, как и для многих писателей-его современников.

В своей работе «Белая Богиня. Историческая грамматика поэтической мифологии» Роберт Грейвс выдвигает гипотезу о том, что именно миф является началом начал не только поэзии, но и всего художественного творчества. Для ее подтверждения Грейвс дополнительно разрабатывает ещё и собственную концепцию зарождения самого мифа.

По мнению Грейвса, все мифы были первоначально основаны на ритуалах поклонения Тройственной Богине Луны. Её он именует «Белой Богиней». Миф о Белой Богине становится для Грейвса ключом к решению ряда фундаментальных, собственно литературоведческих проблем. Это вопросы об источниках и первоосновах художественного творчества, о специфике поэтического мировосприятия, о критериях поэтической оригинальности и мастерства, о феномене «вдохновения», об основных функциях поэзии и, наконец, о соотношении поэтического и научного начал. Сюда же примыкают и более прикладные вопросы: интерпретация «вечных» художественных тем и сюжетов, анализ состояния поэзии в современном мире.

Роберт Грейвс – многолетний внимательный исследователь мифов, причём мифов разновековых и разнонациональных (германо-скандинавских, кельтских, античных, древних ближневосточных, средневековых и др.). Он достаточно точно воспроизводит как «словарь», так и «грамматику» мифа в общем и в целом – мифа как типа восприятия мира. Однако Грейвс сам же и трансформирует используемые им мифы: в научно-критических работах, привлекаемые в качестве иллюстративного материала, в стихотворениях и в «маленьких поэмах», становящиеся лирическим импульсом и содержательной канвой его произведений.

Утверждая, что в процессе исторического развития мифы моделируются и фальсифицируются с целью оправдания социальных перемен и миф всегда служил для поддержания законов, обычаев или общественных ритуалов, зачастую «сбивающих с толку» людей, Грейвс указывает, что миф представляет собой не безудержный полет фантазии, а оригинальную теологическую догму [1, с. 18]. Ученый намеревается отстоять достоверность анализируемых мифов и установить их оригинальное значение.

Особенность грейвсовского метода, по его собственному заверению, заключается в том «чтобы объединить в гармоничное целое разрозненные элементы каждого мифа с привлечением малоизвестных вариантов, проясняющих смысл мифа, и попутно ответить, в силу моих возможностей на возникающие в связи с этим вопросы» [1, с. 20]. Поэтому Роберт Грейвс стремится вычленить древнейшее ритуальное зерно мифа. Он опирается на археологические открытия, на изучение религии, мифологии, а также на факты античной литературы.

В своих исследованиях Р. Грейвс отстаивает антропологический подход к мифам, признавая его наряду с историческим, «единственно разумными» [1, с. 18]. Резкой критике литературовед подвергает теорию архетипов, разработанную К. Юнгом, и заявляет: «Наука о мифах должна начинаться с изучения археологии, истории и сравнительного религиоведения, а не в приемной психиатра» [1,с. 19]. Более того, он считает ее ошибочной и бесполезной для изучения мифов, поскольку «абсолютно беспочвенными являются утверждения, будто Химера, Сфинкс, горгона, кентавры, сатиры и т.п. – слепые проявления коллективного бессознательного» [1, с. 18]. В целом, мифопоэтическая концепция Роберта Грейвса предполагает довольно неординарный способ решения ряда собственно литературоведческих проблем: поиск источников и первооснов художественного творчества, раскрытие «тайн» и «загадок», скрытых в произведениях литературы, изучение особенностей поэтического мировосприятия, установление того, что лежит в основе поэтического творчества и мастерства и побуждает поэта к созданию стихотворений, определение основной функции поэзии, интерпретация наиболее известных тем и сюжетов художественных произведений, выяснение соотношения поэтического и научного, анализ состояния поэзии в современном мире, определение таких понятий как «вдохновение» и «оригинальность» и др.

В своей мифопоэтической концепции Роберт Грейвс затронул ряд из тех вопросов, которые позже будут интересовать многих теоретиков литературы. В концепции Роберта Грейвса определенное внимание уделяется реакции читателя на поэтические произведения, что позже получит развитие в работах представителей «критики читательских реакций».

Грейвс утверждает: «Собственно миф можно определить как стенографическую запись ритуального мифа, исполнявшегося на ритуальных празднествах. В большинстве случаев мы находим такую запись на храмовых стенах, вазах, печатях, чашах, зеркалах, ларцах, щитах, гобеленах и других предметах подобного рода. В их основе лежали архаические магические действия, призванные обеспечить богатство и непоколебимость священных царств, во главе которых стояли царицы или цари….» [1, с. 7].

Образ Великой Богини занимает центральное место в мифопоэтической системе Р. Грейвса. Можно сказать, что её появление связано, на наш взгляд именно с аллегорическим толкованием мифов, как одним из способов их интерпретации, используемым Р. Грейвсом.

Теория мифа, разработанная Робертом Грейвсом, основывается на символах, характеризующихся глубоким имплицитным смыслом. Символическое значение приобретают растения, звери, птицы, насекомые, числа, цвета, месяцы и пр. Таким образом, символическое толкование мифов является одним из методов интерпретации мифов, использующихся Р. Грейвсом.

Следует отметить, что символ используется Р. Грейвсом в семиотическом понимании как один из видов знаков, где связь между самим символом (означающим) и тем, что он означает (означаемым) устанавливается условно и институализируется членами сообщества или культуры, в рамках которого используется данная символическая система. В таком понимании, например, английский язык представляет собой символическую систему. Полагая, что символ является знаком, а следовательно заменяет нечто – свой объект, подлежащий выявлению, Р. Грейвс предпринял попытку расшифровать друидический алфавит деревьев “Beth-Luis-Nion” (напечатанный Фредериком О’Флаерти в книге “Ogygia”), как систему символов, каждый из которых имеет скрытое значение. Предположив, что значения символов не откроются непосвященному, Р. Грейвс занялся поисками их значений, заложенных в анализируемых им валлийских поэмах и давно институализированных бардами. В результате возникла оригинальная и поэтичная мифологическая концепция Р. Грейвса, относительно которой Дж. Смедс отметил: «В своих аллегорических и символических интерпретациях Грейвс проявляет находчивую изобретательность. А чего же еще ожидать от поэта и романиста?» [5, с. 61].

Таким образом, мифологическая концепция Р. Грейвса имеет право на существование. Она оригинальна и занимательна. Именно на её основе Р. Грейвс создал свой неповторимый мифопоэтический мир.  Вместе с тем, синкретизм, сформировавшийся в мифологической концепции Роберта Грейвса обеспечил ему прочное место в литературной и научной панораме XX столетия.

Мифопоэтическая концепция Роберта Грейвса является целостной и тщательно разработанной, которой ее автор оставался верным в течение всей своей творческой деятельности.


Библиографический список
  1. Грейвс Р. Белая Богиня: историческая грамматика поэтической мифологии / Р. Грейвс ; пер. с англ. Л. И. Володарской. – Екатеринбург : У-Фактория, 2005. – 656 с.
  2. Козлов А.С. Литературоведение Англии и США XX века / А.С. Козлов. – М. : Московский лицей, 2004. – 256 с.
  3. Тахо-Годи А.А. Р. Грейвс – мифолог-поэт [Электронный ресурс] / А.А. Тахо-Годи // Грейвс Р. Мифы Древней Греции / пер. с англ. К.П. Лукьяненко ; ред. А. А. Тахо-Годи. – М. : Прогресс, 1992. – С. 577–584. – Режим доступа : www/ URL:  http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/graves.htm. – 6.04.2009 г. – Загл. с экрана.
  4. Шадріна Т.В. Кембриджська школа в літературознавстві Англії : дис. канд. філол. наук : 10.01.04 / Т.В. Шадріна; НАН України. Ін-т літ. ім. Т.Г. Шевченка. – К., 2002. – 210 с.
  5. Smeds J. Statement and story. Robert Graves’s myth-making / J. Smeds. – Åbo : Akad., 1997. – XV, 341 p. – Bibliogr.: 21 p.


Все статьи автора «Эдие Каримовна Джапарова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: