УДК 342.57

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Чернова Эльвира Рамилевна
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат юридических наук

Аннотация
В статье рассматривается многогранная и разнообразная деятельность органов территориального общественного самоуправления. Выделены основные направления деятельности территориального общественного самоуправления. Отмечено, что органы местного самоуправления взаимодействуют с территориальным общественным управлением на уровне сотрудничества и сравнительного равенства.

Ключевые слова: Местное самоуправление, муниципальное образование, территориальное общественное самоуправлениие, формы непосредственной демократии


MAIN ACTIVITIES OF BODIES OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT

Chernova Elvira Ramilevna
Sterlitamak Branch of Bashkir State University
Associate Professor of Theory and History of State and Law

Abstract
In article many-sided and various activity of bodies of territorial public self-government is considered. The main activities of territorial public self-government are allocated. It is noted that local governments interact with territorial public administration at the level of cooperation and comparative equality.

Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чернова Э.Р. Основные направления деятельности органов территориального общественного самоуправления // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/41320 (дата обращения: 29.09.2017).

Территориально общественное самоуправление (далее ТОС) называют формой самоорганизации граждан на добровольной основе по месту их жительства, для реализации возможности самостоятельного решения вопросов местного значения. В настоящее время можно сказать, что ТОС является синонимом процесса самоорганизации.

В ст. 27 ФЗ от 6 октября2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет  ТОС  как самоорганизацию граждан по месту их жительства на определенной части территории поселения, для того чтобы самостоятельно и под свою ответственность осуществлять собственные инициативы, касающиеся вопросов местного значения [1].

Исходя из этого нормативно закрепленного определения, ТОС называют неотъемлемой частью гражданского общества. Данная организация приставляет собой совокупность частных и групповых интересов, неформальных и формальных связей членов местного сообщества.

Так, в п. 5 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ указано, что территориальное общественное самоуправление признается учрежденным с момента государственной регистрации устава ТОС уполномоченным на то органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования [1].

П. 4 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях и конференциях граждан соответствующей территории, которое согласно  п.6  ФЗ №131 может быть правомочным только при наличие участие не менее одной трети населения на соответствующей территории, которые достигли возраста 16 лет.

К органам территориального общественного самоуправления относятся:

1. Конференция или собрание граждан, которые являются высшим органом управления;

2. Совет территориального общественного самоуправления, являющийся руководящим постоянно действующим органом;

3. Председатель Совета ТОС, он обозначается как единоличный исполнительный орган;

4. Контрольно-ревизионная комиссия ТОС, являющийся контрольным органом ТОС;

5. Старший многоквартирного дома, подъезда, председатель уличного комитета, которые являются первичными базовыми органами ТОС [2].

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» в п. 7 ст. 27 закрепил  полномочия собраний и конференций граждан, которые осуществляет территориальное общественное самоуправление, придав им исключительный характер. Так, к полномочиям территориального общественного самоуправления относятся:

1. принятие устава ТОС, возможность внесение в него в дальнейшем дополнений и изменений;

2. определение структуры ТОС;

3. установление основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

4. избрание органов ТОС;

5. утверждение смет, касающихся вопросов доходов и расходов территориального общественного самоуправления, а также отчета об их выполнении;

6. рассмотрение и принятие отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Также Федеральным законом № 131  в п. 8 ст. 27 установлены и функции органов территориального общественного самоуправления. Ими являются:

1. органы территориального самоуправления обязаны обеспечить выполнение всех решений, которые были приняты на собраниях и конференциях граждан;

2. обязаны представлять интересы проживающего на соответствующей территории населения;

3. могут разрабатывать и вносить на рассмотрение в органы местного самоуправления проекты муниципальных актов. При осуществлении данной функции органы местного самоуправления и должностные лица обязаны их рассмотреть;

4. имеют право осуществлять определенного вида деятельность: хозяйственную, направленную на благоустройство соответствующей территории, иную деятельность, которая будет непосредственно связана с удовлетворением социально-бытовых потребностей населения данной территории. Данная деятельность может иметь разные источники финансирования. Работа может вестись за свет самого территориального общественного самоуправления, а может и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления, используя при этом деньги из местного бюджета.

В уставах муниципальных образований полномочия могут изменяться или дополняться. А более конкретное уточнение всех функций, прав и обязанностей можно найти только в уставе территориального общественного самоуправления. Так, например, именно в нем раскрывается понятие иной хозяйственной деятельности, которую выполняет ТОС.

Можно выделить основные направления деятельности территориального общественного самоуправления:

1. проведение любого вида общественных работ на соответствующей территории;

2. привлечения населения, проживающего на самоуправляемой территории, к работе по обеспечению сохранности жилого фонда, к деятельности по озеленению и благоустройству, охране общественного порядка;

3.создание определенных условий для организации процесса воспитания, досуга и занятости у молодежи, проживающей на данной территории;

4. организация досуга всего населения территории, помощь в развитие народного творчества, проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий;

5. обеспечение всеми доступными и законными способами защиты конституционных прав и свобод граждан, оказание помощи всем социально незащищенным группам населения [2, с.185].

Органы местного самоуправления взаимодействуют с территориальным общественным управлением на уровне сотрудничества и сравнительного равенства. Муниципалитет обязан по мере своих сил оказывать определенную помощь в деятельности ТОС.

Федеральный закон № 131-ФЗ не предоставляет возможности делегирования полномочий органов местного самоуправления территориальному общественному самоуправлению. Но в тоже время прямого запрета также не имеется. Поэтому по собственной инициативе органов муниципалитета и при согласии органов территориального

Следовательно, данный вопрос может решаться на локальном уровне. То есть во многих уставах муниципальных образований содержится информация о возможности делегирования органами ТОС определенного объема полномочий. Либо в уставе могут быть определены совместные области деятельности органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления. Также часто в оговариваются ряд вопросов, решать которые без участия территориального общественного самоуправления невозможно.

Само решение муниципального совета, иного органа муниципалитет, касающееся делегированию (передачи)  отдельных полномочий органам ТОС должно содержать такие сведения:

1. должно содержаться четкое определение данных полномочий, каким органам эти полномочия принадлежат;

2. сведения, касающиеся определения органов местного самоуправления, которые будут заниматься непосредственным контролем за реализацией делегированных полномочий;

3. информация об источниках финансирования или материальных ресурсах, переданных вместе с полномочиями;

4. сведения об ответственности и иных последствиях при невыполнении или ненадлежащем выполнении данных полномочий органами территориального общественного самоуправления.

В2008 г. был проведен Всероссийский опрос, респондентами которого были  должностные лица органов местного самоуправления и муниципальные служащие. Всего было опрошено 1003 муниципальных образований. У данных лиц спрашивали заслуживает ли, по их мнению, территориальное общественное самоуправление поддержки со стороны муниципальной власти. Согласно полученным данным ответ был положительным в 67 % городских округов, 53 % городских поселений, 39 % муниципальных районов, 37 % сельский поселений [3, с.25].

Данные показатели говорят, что влияние и необходимости территориального общественного самоуправления велика на урбанизированных территориях, где между властью и населением существует дистанция.

Таким образом, можно сделать вывод, что полномочия ТОС определяются п. 7 ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». В вопросе взаимодействия ТОС с органами местного самоуправления должен соблюдаться баланс. Так, органы ТОС не должны вмешиваться в компетенцию местных властей, в то время как органы местного самоуправления должны поддерживать и развивать территориальное общественное самоуправление. ТОС жизнеспособен там, где есть поддержка со стороны местных властей.


Библиографический список
  1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в редакции от  14.10.2014 г. № 317-ФЗ //  Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября2003 г. № 40 ст. 3822.
  2. Житников М. Территориальное общественное самоуправление как одна из основ устойчивого развития гражданского общества в Российской Федерации: правовой аспект и проблематика. // Социальная сеть для юристов Zakonru. URL: http://zakon.ru/Blogs/territorialnoe_obshhestvennoe_samoupravlenie_kak_odna_iz_osnov_ustojchivogo_razvitiya_grazhdanskogo_/5038
  3. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 248 с.
  4. Слюняев И. ТОС – движущая сила местного развития  // Муниципальная Россия. М.: АНО «Центр прикладных образований». – 2010. – № 4. – С.23-28.


Все статьи автора «Чернова Эльвира Рамилевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: