УДК 33

ИНТЕРНЕТ-ПРОДАЖИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Чаплина Анна Михайловна
Российский государственный гуманитарный университет
выпускница социологического факультета

Аннотация
Данная статья посвящена роли неформальной торговли в современной экономике. Одним из видов неформальной экономики стали продажи в Интернете. Неформальная экономика позволяет решить проблемы, которые не могут быть решены в рамках государственной экономики. Данный вид экономики позволят расширить экономические границы и включиться в экономическую деятельность различным группам индивидов.

Ключевые слова: интернет сайты, интернет-продажи, неформальная экономика, подработка, социальные сети, студенты


INTERNET NETWORK SALES AS ONE OF THE FORMS OF THE INFORMAL ECONOM

Chaplina Anna
Russian state University for the Humanities
graduate of the Sociology faculty

Abstract
The paper contemplates specifications of the role of informal trade in the modern economy. One type of informal economy steel Internet network sales. The informal economy allows us to solve problems that cannot be solved in the framework of the state economy. This type of economy will expand economic borders and engage in economic activities to different groups of individuals.

Keywords: informal economy, internet sales, internet sites, part time job, social networks, students


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чаплина А.М. Интернет-продажи как одна из форм неформальной экономики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/52506 (дата обращения: 29.09.2017).

Экономическая деятельность в современных обществах регулируется формальными институтами, подчиняться которым заставляет система санкций, поддерживаемая государством. Иной регулятивный принцип заложен в системе социальных норм, культурных традиций, профессиональных кодексов. На их основе достигаются договоренности, выполнение которых не нуждается в формальной системе санкций. Такие договоренности выполняются ввиду социального принуждения (потеря доверия, снижение авторитета, социальная изоляция, снижение престижа в рамках профессионального сообщества).

Регулирование экономической сферы может существовать как неформальный механизм, порождаемый социальными нормами и социальным принуждением, или как механизм, реализуемый государством или от его имени. Это два различных принципа регулирования экономических процессов. Первое,  «государство — общество», где государство создает формальные экономические нормы и механизмы регулирования и контроля; второе, общество — неформальные отношения.

Отличие формальной экономики от неформальной состоит в том, что в первом случае регулирующие механизмы и нормы формальной экономики поддерживаются системой публичного права (действие которого корректируется социально-культурными нормами общества), а в неформальной экономике — обычным правом, основанным на традициях и социальных нормах (не исключает использование формальных норм как средства достижения неформального баланса интересов). Неформальная экономика — не отклонение от норм, это другой комплекс норм.

Взаимодействие покупателей и продавцов в Интернет-пространстве, не оформленное официально, относится к сфере неформальной экономики. Неформальная экономика определяется как всякая экономическая деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами. Под неформальной экономикой понимается совокупность форм хозяйствования, не регулируемых формальными институтами, будь то законы или контракты [1, С.118]. Ученые начали анализировать неформальную экономику, начиная с 70-х годов 20 века. С каждым десятилетием она набирает оборот. С появлением Интернета распространение неформальной экономики увеличилось. Сначала это были отдельные сайты. В настоящее время неформальная экономика получила распространение в социальных сетях, которые имеют большое значение в жизни современных людей.

Неформальная экономика функционирует по принципиально иным законам, нежели легальная, формализованная социально-экономическая структура. Отношение к  неформальной экономике как “негативному отклонению” от нормы приводит к тому, что в качестве самостоятельного целостного социального  явления она исследуется крайне редко.

В связи с высокой интенсивности формирования сетевой экономики, в ближайшие 10 лет почти 90% бизнес-организаций в экономически развитых странах будут использовать в своей деятельности Интернет-технологии и сетевые формы управления. Следовательно, в той или иной степени все они станут участниками сетевой экономики, а ее особенности и возможности будут представлять для основной части бизнеса достаточно большой интерес.

Причины обращения к занятию Интернет-продажами разнообразны. Начиная с того, что данные виды продаж могут быть для респондента хобби или способом избавиться от ненужных вещей, заканчивая тем, что такие продажи являются основным доходом респондента.

В 2013 году автором было проведено исследование групп-продаж на сайте ВКонтакте. Продажи в группах ВКонтакте являются нелегальным бизнесом. Это нельзя назвать оформленными фирмами, так как такие группы не имеют юридической регистрации, не платят налогов и т. п. Из-за небольшого оборота  администраторы групп не привлекаются к ответственности.

Такие группы создаются как группы по интересам, где люди не только общаются, но и обмениваются товаром. То, что не нужно иметь официальной регистрации, безусловно, большой плюс с точки зрения респондентов. Группу подобного рода может открыть любой желающий буквально за 1 день и без больших затрат.

90% опрошенных респондентов отметили главную причину занятия данным видом продаж — подработка. Это связано с тем, что основными индивидами, занимающимися группами-продаж в социальной сети ВКонтакте, являются студенты в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, в большинстве своём, нет возможности устроиться на достойную работу не во вред учёбе.

Занятие данными группами помогает студентам получать некий заработок. Размер заработка в таких группах зависит от:

1. роли, выполняемой в данной группе;

2. размера клиентской базы;

3. времени и сил, вкладываемых индивидом.

Создание группы продаж занимает много времени (находить клиентов, заказывать товар и т.д.), тем более, если администратор один занимается организацией всей группы. Но эта работа занимает меньше времени, чем обычная работа, так как такими продажами можно заниматься в любое свободное время и в любом месте, где есть Интернет. На начальных этапах разработки группы нужно потратить минимум неделю и более, чтобы полностью организовать группу. Со временем руководство группой начинает отнимать меньше времени (примерно 30 мин. в день), так как процесс налаживается, остаётся только принимать заказы и осуществлять их.

Иной причиной для начала занятия продажами  через социальные сети являются «хобби» (28%) и «помощь другу/подруге» (4%). Выделение «хобби» как одной из причин объясняется тем, что продажи в группах ВКонтакте не представляются как рутинная офисная работа. Это подработка, как говорится, «приятное с полезным». При указании места работы, респонденты не могут указать, что работают «продавцами в группе-продаж ВКонтакте». Так что это можно назвать «хобби, которое приносит выгоду».

Так же, респондентами была отмечена причина, по которой они были вовлечены в Интернет-продажи, «помощь другу/подруге», которую можно подразделить на несколько случаев: 1. индивид начал заниматься данным видом продаж «по совету друзей» (20%) или «пригласили в долю» (8%); 2. кто-то из «друзей/знакомых/родных занимается продажами в Интернете» (80%).

Но не только социальные сети дают возможность заниматься Интернет-продажами. Такие сайты как  Avito, Slando, OLX, «Из рук в руки» являются специализированными сайтами продаж, на которых индивиды могут размещать объявления о своих товара.

По данным авторского исследования 2014 года было выявлено, что в отличие от продаж в группах ВКонтакте, на сайтах  Avito, Slando, OLX, «Из рук в руки» продажами заняты респонденты, средний возраст которых составляет 35 лет. Респонденты не являются создателями данных сайтов, а лишь их пользователями. Сайты создаются третьими лицами, которые не имеют прямого отношения к продавцам и покупателям. Респонденты, выставляющие вещи на сайтах, отвечают лишь за свои объявления и не несут никакой юридической ответственности. Каждый пользователь обязан соблюдать правила, если не хочет, чтобы объявление было заблокировано.

Основной причиной обращения к продажам в Интернете, респонденты выделили « продажи/обмена личных вещей» (56%). Респонденты, в первую очередь, регистрируются на сайтах  Avito, Slando, OLX, «Из рук в руки» для продажи своих вещей, которые им более не нужны. Несмотря на это, респондентами было  отмечено, что продажи на данных сайтах являются «основной работой» (20%) или «подработкой» (10%).

Основным видом деятельности на таких сайтах представляется для тех, кто имеет свой «реальный» магазин и для увеличения объёма продаж дополнительно выставляет вещи на сайтах, или создаёт на сайте «свой магазин» и распродаёт вещи, которые закупает/перекупает у поставщиков.

Таблица 1 – Преимущества и недостатки продаж через сайты

Преимущества

Недостатки

экономия времени трудно осуществлять возврат товара
популярность интернет ресурсов делает данный вид продаж популярнее продаж в точках розничной торговли, что увеличивает возможность продать товар ограничения сайта ВКонтакте, постоянные нововведения
проще привлечь новых клиентов нет полного доверия
прибыльно тяжело угадать с размером
отсутствие юридической волокиты ожидание товара
возможность заниматься любым сегментом продаж много конкурентов
дистанционность, отсутствие дополнительных затрат ненадежность клиента
свободный график и возможность работать на себя риск обмана
постоянная клиентура возможность несоответствия ожиданием
удобнее для покупателей нет официального трудоустройства,

нестабильная зарплата

небольшие затраты ресурсов трудно угадать, какие вещи будут модными
быстрое онлайн-оформление заказа через лс незастрахованность, возможные убытки

Некоторые респонденты отмечали в качестве преимущества получение опыта, кто-то как недостаток, так как опыт есть, но нельзя официально его оформить и затем представить официальному работодателю. Главной причиной, по которой респонденты выбрали занятие данным видом продаж, является подработка, что помогает студентами быть независимыми в финансовом отношении. Так же такие продажи могут выступать, как вид хобби, которое приносит выгоду. Небольшая затрата времени и удобство (работа в домашних условиях) – вот что так привлекает студентов к созданию групп продаж ВКонтакте и объясняет огромное количество таковых в социальной сети.

Девизом сайтов Интернет-продаж является «Быстро, удобно, легко», что очень привлекает респондентов.

Таким образом, основными причинами обращения индивидов к Интернет-продажам являются — необходимость подработки, в случае торговли через социальную сеть ВКонтакте, и необходимость продажи/обмена ненужных вещей, в случае торговли через сайты Avito, Slando, OLX, Из рук в руки. Это объясняется тем, что сайты имеют разновозрастную аудиторию пользователей, которые имеют определённые потребности и цели. Но мало кто считает продажи через Интернет на представленных сайтах своим основным занятием. Для того, чтобы такие продажи начали приносить прибыль, необходимо затратить больше времени, сил и, вероятно, оформиться официально, как магазин или организация.


Библиографический список
  1. Барсукова С.Ю. Структура и институты неформальной экономики // Социологические исследования. 2005. № 3.


Все статьи автора «Чаплина Анна Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: