ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ – СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Михайлова Светлана Владимировна1, Садретдинова Индира2, Федосеева Яна3
1Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, кандидат биологических наук, преподаватель кафедры биологии, географии и химии
2Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, студентка 5 курса психолого-педагогического факультета
3Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, студентка 5 курса психолого-педагогического факультета

Аннотация
Актуальными вопросами, требующими современного научного анализа и решения для сохранения и оптимизации здоровья интеллектуального потенциала России является изучение условий жизни и учебы, здоровья студентов, выявление механизмов приспособления к изменяющейся среде, поиск средств и методов профилактики и коррекции процессов адаптации. Охрана здоровья на государственном уровне включает разработку законов и нормативов, финансирование сфер здравоохранения, образования, культуры, досуга, окружающей среды. Успех этих мероприятий значительно зависит от наличия идеологии здоровья, направленной на его сохранение и формирование разумного к нему отношения.

Ключевые слова: высшая школа, государство, законодательство, здоровый образ жизни, охрана здоровья, студенты


HEALTH OF STUDENTS - THE SOCIAL VALUE OF THE STATE

Mikhailova Svetlana Vladimirovna1, Sadretdinova Indira2, Fedoseyeva Janа3
1Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Cand.Biol.Sci., Teacher department of biology, geography and chemistry
2Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 5th year student of the Faculty of Psychology and Education
3Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 5th year student of the Faculty of Psychology and Education

Abstract
Topical issues that require modern scientific analysis and solutions to preserve and optimize the health of Russia's intellectual potential is to study the conditions for life and learning, students' health, identification of mechanisms of adaptation to a changing environment, the search for means and methods of prevention and correction processes of adaptation. Health at the state level include the development of laws and regulations, financing of health, education, culture, leisure and the environment. The success of these measures largely depends on the availability of health ideology aimed at its preservation, and the formation of a reasonable relation to it.

Keywords: health, healthy lifestyle, high school, law, state, students


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Михайлова С.В., Садретдинова И., Федосеева Я. Здоровье студентов – социальная ценность государства // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/52244 (дата обращения: 06.11.2024).

«Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов»

В.В. Путин, Президент Российской Федерации

Состояние здоровья студентов как значимой социальной группы нашего общества является не только показателем существующего социально-экономического и общественного развития государства, но и важным индикатором будущего трудового, экономического, культурного, оборонного потенциала общества. Поэтому сегодня чрезвычайно важной государственной задачей является изучение формирования здоровья молодых людей, а также от каких факторов зависит и как на эти факторы воздействовать с целью получения позитивных результатов [1,2].

В последнее время все большее значение отводится  роли высшей школы как социальному институту, формирующему не только компетентного специалиста, но и полноценную личность с такими качествами и свойствами, как физическое и нравственное здоровье, социальная активность, ответственность и высокие эстетические идеалы [3].

Укрепление и охрана здоровья, повышение работоспособности студенческой молодежи — одна из главных задач совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров, поскольку состояние здоровья студентов, наряду с профессиональным уровнем, следует рассматривать как один из показателей качества их подготовки [4,5].

В настоящее время состояние здоровья студентов свидетельствует о том, что эта проблема является актуальнейшей для общества и государства, в связи с чем необходима государственная поддержка здоровья и формирования здорового образа жизни, включая разработку и реализацию системы охраны здоровья студентов [6]. В России постоянно ведутся социологические исследования студенческой молодежи, которые охватывают широкий круг проблем, таких как социальная эффективность высшего образования, совершенствование воспитательной деятельности высшей школы, жизненные планы ее выпускников, социальная активность молодых специалистов, образ жизни студентов, модернизация и реформирование высшей школы, вторичная занятость студентов, здоровье студенческой молодежи [7,8].

Для студентов особое значение имеет процесс адаптации к студенческой жизни, доказана значимость для успешности этого процесса таких условий, как: регулярные занятия физической культурой; соответствие организации труда и режима дня гигиеническим требованиям; психологический комфорт во взаимоотношениях в коллективе и семье; следование принципам рационального питания [1,3,4]. Изучение образа жизни студентов и его влияния на функциональное состояние организма привело к разработке мероприятий по оптимизации условий обучения  и  увеличению  работоспособности  студентов.  Так,  была  обоснована гигиеническая модель среднесуточного бюджета времени студента, направленная на формирование здорового образа жизни и улучшение организации учебной деятельности. Были  разработаны  оптимальные  функциональные  размеры  аудиторной  мебели, обеспечивающие комфортные условия обучения студентов и, тем самым, повышающие их работоспособность [1,2,7].

Анализ научных источников за последние 10–15 лет показал, что здоровье студентов – это недостаточно изученный аспект их жизни. И если исследования

социальных факторов здоровья детей и подростков становятся более основательными и продуктивными, то в отношении здоровья молодежи и студенчества сохраняется дефицит информации, связанный с недостаточностью принятых в системе медицинской и ведомственной  статистики  показателей  и  ограниченностью  исследовательских возможностей [9].

Результаты этих и других исследований свидетельствуют о необходимости

усиления внимания к проблеме охраны здоровья студентов, что предполагает более широкое  использование  здоровьесберегающих  технологий  в  организации

образовательного  процесса.

Решение  задач  здоровьесбережения  в  условиях современного  вуза  могут обеспечить:

1)     физкультурно-спортивная деятельность.  Физическое воспитание воздействует на всестороннее развитие личности студентов по трем основным направлениям: приобщает студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями; обеспечивает необходимый уровень учебно-трудовой активности, который сохраняет и укрепляет здоровье; содействует развитию общественно значимых черт характера, социальной активности, оказывает положительное влияние на формирование духовного мира, нравственное и эстетическое развитие личности студента. Задача руководства и педагогов высшей школы помочь студентам научиться организовывать досуговую деятельность оздоровительной направленности, предусматривающей предоставление условий для формирования у студентов осознанной потребности и навыков здорового образа жизни, обеспечивающей широкий выбор программ физкультурно-оздоровительной ориентации, формирующих навыки самостоятельного обеспечения нормальной жизнедеятельности как основы процветания нации и страны [10].

2)     специальные дисциплины, которые теоретически и практически смогут помочь студентам заботиться о своем здоровье (валеология, ОМЗ и ЗОЖ, психология здоровья, социология, экология и др.). Специальные дисциплины, предметом которых является здоровье и здоровый образ жизни, помогают студентам освоить необходимые правила, касающиеся личной гигиены, соблюдения режима сна и отдыха. Эти дисциплины призваны своевременно информировать о пагубности вредных привычек, о роли полноценного и правильного питания в формировании молодого организма и др.

3)     психологические методики.  Кроме физического здоровья современный социум требует от выпускника вуза готовности вступить в самостоятельную профессиональную жизнь полноценной стрессоустойчивой личностью. Поэтому необходим поиск инновационных технологий сохранения психического здоровья студентов. В качестве конкретных методов специалистами  предлагаются:  индивидуальное  консультирование  психолога  и психотерапевта, различные обучающие тренинги, организация службы дистанционного психологического консультирования студентов и кабинетов релаксации (аромотерапия, фитотерапия, музыкальная терапия и т. д.).

4) рекреационные мероприятия. Ученые прогнозируют, что в ближайшие годы следует ждать еще большего усложнения обучающих систем в связи с переходом вузов на международные стандарты высшего образования в системе Единого европейского образовательного пространства. Следовательно, становится актуальным вопрос о восстановлении и создании вузовской рекреации в домах отдыха, санаториях, на курортах, в студенческих спортивных лагерях, где здоровье студентов будет восстанавливаться с помощью как традиционных способов, так и новых, требующих применения специальных методик (лечебный сон, аутотренинги, медитация и др.) [11].

Социальная политика государства относительно сферы жизнедеятельности студентов включает в первую очередь подготовку и издание различных правовых документов − законов, постановлений и пр., направленных на  охрану здоровья студенческой молодежи.

Национальная социальная политика в области здоровья руководствуется

положением Конституции РФ, предусматривающим специальную норму, в соответствии с которой «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы» (ст. 15) [12]. Одним из этих основных принципов, обязательно учитываемых при формировании национальной политики в сфере здоровья, является положение Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году) о том, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи…» (ст. 25). В основе национальной социальной политики РФ лежит также Глобальная стратегия ВОЗ «Здоровье для всех» [13].

В последние десятилетия в России был принят ряд законов и подзаконных актов в области здоровья.

К ним относятся: «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991), «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1991), «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992), «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)» (1995), «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (1998), «О здравоохранении в РФ» (1999), «Об охране окружающей среды» (2002), «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007) и др.

Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации [14].

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях: наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса); уровень функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям; уровень достигнутого развития и степень его гармоничности. Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании, которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр. Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев [15].

Одним из наиболее объективных критериев оценки состояния здоровья человека является уровень его физического развития [16,17].  Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об обще­российской системе мониторинга состояния физического здоро­вья населения, физического развития детей, подростков и моло­дежи» указывает на актуальность проведения антропометрических скринингов для своевременного выявления отклонений и нарушений развития. Мониторинг состояния физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического развития детей, подростков и молодежи и является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения Российской Федерации. Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья детей, подростков и молодежи [18].

В 2003 году была принята «Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации». Этот документ лег в основу отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003−2010 гг.» [19]. Правовой документ, включающий словосочетание  «здоровье  здоровых»,  впервые  появился  в  отечественной законотворческой практике. Суть концепции − в недопущении болезненного состояния человека за счет мобилизации  его  психофизиологических  резервов,  обеспечивающих  равновесие организма с окружающей средой, оптимальную адаптацию и противодействие экстремальным факторам. В центре внимания концепции − здоровые мать и отец, здоровый ребенок, здоровый образ жизни, полноценная трудовая деятельность и  обеспеченная старость. В обосновании концепции доминирует экономическая эффективность от ее реализации, тогда как основным результатом должны стать не экономические достижения, а изменение поведения людей.

В «Концепции развития здравоохранения до 2020 года» (2009) впервые на законодательном уровне названа структура процесса формирования здорового образа жизни и указано на необходимость создания системы мотивирования и граждан, и руководителей учреждений образования, и работодателей на ведение здорового образа жизни и обеспечение возможностей для этого.

Для решения указанных задач на популяционном уровне в регионах РФ согласно приказу Минздравсоцразвития России «Об организации деятельности Центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака» от 19.08.2009 № 597н функционируют Центры здоровья, созданные на базе региональных и муниципальных учреждений здравоохранения [20]. Основная цель деятельности Центров здоровья – сохранение здоровья, повышение уровня знаний, информированности и практических навыков по ведению ЗОЖ у населения.

Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»  устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте [21].

Охрана здоровья детей, подростков и молодежи признана государством важнейшим и необходимым условием физического и психического развития подрастающего поколения (ст. 7 «Закона об охране здоровья граждан» ФЗ № 323 от 21.11.2011 г.) [22].

Согласно 41 статьи ФЗ № 273 от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся определяет обязательность регулярного прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации [23].

Развитию нормативно-правовой базы в сфере здорового питания должна служить утвержденная в 2010 года президентом РФ «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации». В этом документе сформулированы основные задачи обеспечения продовольственной безопасности, включая экономическую доступность для каждого  гражданина  безопасного  продовольствия  в  объемах  и  ассортименте,  соответствующих  установленным  рациональным  нормам  потребления  пищевых продуктов, необходимых для здорового образа жизни [24].

Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь  (т.е. предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров) оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения [25].

Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» устанавливает: правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации; полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан; права и обязанности получателей социальных услуг; права и обязанности поставщиков социальных услуг [26].

Основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав человека и гражданина, приоритет профилактических мероприятий, доступность медико-социальной помощи, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, ответственность органов государственной власти и управления, юридических лиц независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Следует отметить, что именно формирование потребности в заботе о здоровье является наиболее сложной проблемой, поскольку связано с ломкой психологических стереотипов в сознании людей, которым десятилетиями внушалась мысль о том, что об их здоровье заботится государство. Модель поведения индивида в отношении здоровья в СССР, во-первых, была ориентирована не на сохранение и укрепление здоровья, а на лечение возникающих болезней. Во-вторых, определялась патерналистским характером советского здравоохранения, когда бесплатное медицинское обслуживание, доступное для всего населения, было ответственно за здоровье индивида, что в определенной степени нейтрализовало его собственную активность в этой сфере; в-третьих, определялась предшествующим историческим опытом России с ее небрежением к жизни отдельного индивида, существование которого должно было быть целиком посвящено интересам общества [1,7].

Отношение к здоровью − одно из центральных понятий социологии здоровья и одно из фундаментальных оснований системы ценностей личности, комплекс мотивов, связывающих личность с обществом, культурой.  Как социальное явление отношение к здоровью включает в себя, с одной стороны, отношение к здоровью индивида, что близко каждому из нас, и потому важно знать, от чего зависит это отношение и какое состояние здоровья нам обеспечивает. С другой стороны, отношение к здоровью на государственном уровне подразумевает соответствующую  законотворческую  деятельность,  финансирование  сфер здравоохранения, образования, культуры, досуга, окружающей среды. Успешность этих действий в значительной степени зависит от наличия идеологии здоровья, направленной на его сохранение и формирование разумного к нему отношения [6,9].

Таким образом, государство признает социальную ценность здоровья своих граждан. Законодательством Российской Федерации для охраны здоровья граждан разработана совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.  Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.


Библиографический список
  1. Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И.В.Журавлева; Институт социологии РАН. – М., 2012. – 252 с.
  2. Новак Е.С.Здоровье студенческой молодежи как социальная проблема //  Вестник ВолГУ. – 2001. – Серия 7. Вып. 1. – С.125-132.
  3. Жарова, А.В. Формирование здоровья студентов вузов: монография / А.В. Жарова; под ред. Г.Н. Гончаровой, Н.А. Горбач. – Красноярск,: СибГТУ, 2006. – 108 с.
  4. Калюжный Е.А., Кузмичёв Ю.Г., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки  // Научное мнение. 2012.  № 4.  С.133-137.
  5. Здоровый образ жизни – фактор профессионально-личностного развития студентов  / С.В. Михайлова, Е.Норкина, Ю.Тремаскина, Д.Борзенко // Молодой ученый. 2014. №18-1. С. 64-65.
  6. Ушакова Я.В. Здоровье студентов и факторы его формирования // Вестник Нижегородского университета  им.Н.И.Лобачевского. – 2007. – № 4. – С.197-202.
  7. Раевский Р.Т., Канишевский С.М. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов. – О.: Наука и техника, 2008. – 556 с.
  8. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Применение метода индексов при оценке физического развития студентов // Лечебная физкультура и спортивная медицина.  2014. № 1 (121). С. 21-27.
  9. Медик В.А.,Осипов А.М. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье. М.: Логос, 2003. – 200 с.
  10. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 гг. – Н.Новгород: ННГУ, 2013. – 105 с.
  11. Борщева И.В. Психологические проблемы здоровьесбережения студентов СГА // Здоровьесберегающие  образовательные  технологии:  материалы научно-практической конференции. – М.: Изд – во СГУ, 2007, с. 57.
  12. Конституция РФ. М., 1993.
  13. Задачи по достижению здоровья для всех. Политика здравоохранения для Европы. Копенгаген: ЕРБ ВОЗ, 1993.
  14. http://www.rg.ru/2002/01/12/oxranasredy-dok.html
  15. Приказ МЗ РФ № 621 от 30.12.2003 г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей». URL: http://www.worklib.ru / Дата обращения: 04.11.2012.
  16. Оценка физического развития детей и подростков г. Нижнего Новгорода: методические указания / Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство Нижегородской гос.медицинской академии, 2011 – 80 с.
  17. Михайлова С.В. Методы изучения и оценки физического развития // NovaInfo.Ru. 2014.  № 25. С.28-34.
  18. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об обще­российской системе мониторинга состояния физического здоро­вья населения, физического развития детей, подростков и моло­дежи». – М., 2001.
  19. http://www.healthmanager.ru/prikaz114.html
  20. Приказ МЗ и соц.развития РФ от 19 августа 2009 г. N 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
  21. http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html
  22. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  23. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования. – № 3-4/2013. – С.10-159.
  24. Президент  России  –  Flash  Player  Installation  /  Утверждена  Доктрина продовольственной  безопасности  Российской  Федерации.  URL:  http:  // http://www.kremlin.ru/acts/6752
  25. http://www.rg.ru/2013/12/30/socialka-dok.html
  26. http://base.garant.ru/180687/1/#block_100


Все статьи автора «Михайлова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: