АРХИТЕКТУРНО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИТЕКТУРЫ XVIII-ХIХ-Н.-ХХ В.В. УЛИЦЫ МОСКОВСКОЙ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ГОРОДА ПЕНЗЫ

Хрюкина Мария Тихоновна1, Турчак Галина Александровна2
1ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный университет, доцент кафедры "Дизайн и художественное проектирование интерьера"
2ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный университет, Дизайнер среды

Аннотация
Архитектурно-стилевой анализ архитектуры XVIII-го, XIX-го, н. XX-го веков на улице Московской города Пензы. Выявление типов планов, характера структуры композиции фасадов, по стилям и направлениям, по художественным приемам в декоративной пластике фасадов.

Ключевые слова: архитектурно-стилевой анализ, возможность восстановить художественное решение фасадов


ARCHITECTURAL AND STYLISTIC CHARACTERISTICS OF ARCHITECTURE XVIII-XIX-XX N. VV MOSKOVSKAYA STREET IN THE HISTORIC CITY OF PENZA

Khryukin Maria Tikhonovna1, Turchak Galina Aleksandrovna2
1Penza State University Architecture and Construction, Associate Professor of "Design and art interior design"
2Penza State University Architecture and Construction, Urban designer

Abstract
Architectural style architecture analysis XVIII-th, XIX-th, n. XX-th centuries on the streets of Moscow the city of Penza. Identify types of plans, the nature of the structure of the composition of facades, by styles on artistic techniques in decorative plastic facades.

Keywords: architectural and stylistic analysis, the ability to restore the artistic design of facades


Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА

Библиографическая ссылка на статью:
Хрюкина М.Т., Турчак Г.А. Архитектурно-стилистическая характеристика архитектуры XVIII-ХIХ-н.-ХХ в.в. улицы Московской в исторической части города Пензы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/52229 (дата обращения: 14.03.2024).

При рассмотрении стилевого характера архитектуры улицы Московской, был изучен материал, который позволил в статье затронуть актуальную проблему –сохранившейся архитектуре ХVIII- го – XIX-го – н. XX веков, расположенной в исторической части города Пензы, вернуть исторический облик.

В настоящее время, архитектурный облик улицы Московской в городе Пензе, сформированный, во второй половине ХVIII- го, в XIX- ом и н. ХХ- го веков, из-за утрат многих архитектурных сооружений во второй половине ХХ века в большей мере изменен. У сохранившихся зданий все больше отмечаются утраты декоративной  пластики, меняется характер оконных переплетов. Культурный слой изменил цокольную часть зданий и характер входных групп, утрачен цветовой характер фасадов, который должен подчеркивать декоративную пластику. Рекламные вывески искажают общую пластику фасадов. Некоторые из сохранившихся зданий являются объектами культурного наследия и внесены в реестр как памятники истории и культуры регионального значения. Большее число архитектурных  объектов ХIХ- го  века, сохранившихся до нашего времени, требуют архитектурно-стилевого анализа.

Изучить сохранившуюся архитектуру помогли архивные материалы ГАПО (Государственный архив Пензенской области), ПАПО (Партийный архив Пензенской области), ПГВ (Пензенские Губернские ведомости), РГИА (Российский государственный исторический архив), изученные пензенскими краеведами, опубликованными в краеведческой литературе.

Из опубликованных источников известно, что в первой трети XVIII века, в 1719 году Пенза из оборонительной крепости, поставленной в 1663 году на юго-востоке  Московского государства. В 1708 становится центром провинции Казанской губернии. В 1725 году был утвержден регулярный план города Пензы. На месте крепости организовалась Соборная площадь, как административно-деловой центр. В 1801 году по Указу Александра 1 получает статус Пензенской губернии и неоднократно была посещаема царствующими особами и членами ее семьи.

В XVIII веке улица Московская называлась Посадской, брала свое начало от северной стены крепости и спускалась вниз под гору к Московской заставе, от которой дорога вела на Москву. В XIX веке по названию заставы улица Посадская стала называться Московской. На генеральном плане  1845 года видно, что центральной улицей города обозначена улица Московская.

С первой трети ХVIII века «для широкого строительства в городах, вместо сложных по композиции, прежних хором и палат, проектируются жилые дома из одного объема, в один-два этажа, с простыми планами и геометрическими фасадами, обращенными на улицу».[1с.183] До второй половины XIX века почти вся улица была застроена деревянными домами, которые были уничтожены большим пожаром 1858 года. На уцелевших усадьбах, построенных в камне, были изменены фасады. Со второй половины XIX века улица Московская стала застраиваться 2-х и 3-х этажными каменными домами. Традиционно первые этажи служили торговыми лавками, магазинами, а 2-е и 3-и этажи отдавались под жилые комнаты, цокольный этаж имел сводчатое перекрытие, верхние помещения перекрывались балками, кровли двухскатные, главные фасады держались на продольной оси, организуя красную линию улицы. В силу исторически сложившегося статуса торговой улицы,  характер домов на улице Московской сохранил определенную сдержанность в структуре объемов, своей ограниченной высотностью и в официально-демократичном проявлении художественного решения фасадов.

Собранный архивный материал по сохранившейся архитектуре за периоды вт.пол. ХVIII- го, ХIХ- го – н. ХХ веков и не внесенный в реестр по охране памятников представлен в таблице №1по следующим разделам: 1.Существующий порядковый номер объекта по улице Московской 3. Дата постройки объекта или дата описания 4. Краткая историческая справка.  Такая структура таблицы позволяет рассматривать материал в нескольких аспектах: 1. Выявление количества объектов, которые не внесены в реестр. 2. Краткая историческая справка дает сведение о дате постройки или дате перестройки объекта.

Таблица №1. Архитектура вт.пол. ХVIII- го, ХIХ- го – н. ХХ вв на ул.Московской, не внесенная в реестр по охране памятников.

№№

Порядковый

№ объекта

Дата постройки, дата описания

Историческая справка

2

1

Московская, 4 В 1785г по образцовому проекту, после пожара описание с 1877 года Усадьба Таганцева. Один из домов, построенных по образцовым проектам на ул. Московской в ходе реализации регулярного плана Пензы 1785г.

Н.С. Таганцев (1843-1923) – известный юрист, криминалист, академик и сенатор, председатель уголовно-кассационного департамента Правительствующего Сената, член Государственного совета. Он является автором 4х томного курса лекций «Русское уголовное право» и участником составления проекта Уголовного уложения 1903г, т.е. уголовного кодекса царской России

3

2

Московская, 6 Кон.18в., в к. 1817г.было два каменных дома №6,8; дом отделан после пожара 1858г.Описание с 1877г. Усадьба И.А. Очкина. Дом, в котором родился писатель демократического направления И.А. Салов, талант которого отмечали Тургенев, Чехов и др.

Усадьба Седовых.

Располагался музыкальный магазин Иордани

4

3

Московская, 8 К.18в. Описание с 1817г и 1838г. В 1872г еще не отремонтирован после пожара Усадьба Седовых. В 1908г. В здании располагался художественный электротеатр «Аванс».После Великой Отечественной войны в доме разместился детский кукольный театр.

6

4

Московская, 10 В нач.19в. уже стоял каменный дом

в 1872 был еще обгорелый

Усадьба Алексеевых.

В 1868 г. Был открыт книжный магазин Алексеева.В 1918г в здании располагались губернское присутствие, мещанская управа и отделение губернского земства, отделение Соединенного банка.

7

5

Московская, 11 н.19в

описание с 1.09.1817г после пожара 1858 года пристройка опись 1863 года

Здание мужской гимназии н.19в 1.09.1817г гимназию посетил Вл.кн. Михаил Павлович с 1821 по 1823г. директором был И.В. Лажечников(1792-1869),автор исторических романов «Последний Новик», «Ледяной дом», «Басурман», «Заметки для биографии Белинского»

8

Московская, 12 Описание с 1870г Усадьба Похолковых.

9

7

Московская, 13  Н.19 в. Перестроен в 1874-75 году Усадьба Балашова, общая с усадьбой №15, принадлежала купцу А.Ф. Очкину.

18

Московская, 14 Описание с 1807г

В 1838г дом исправлен

.В 1913 году дом перестроен

и пластика фасада получила характер неорусского

Усадьба Каблова. в 1870 усадьбу приобрел губернский предводитель дворянства генерал-лейтенант А.Н. Арапов. После 1872г. тут разместилась 2я мужская гимназия. В 1919г. в жоме был организован читальный зал РОСТА (Российского телеграфного агентства), в который поступали центральные и провинциальные газеты.

19

Московская, 15 Н.19в.перестроен с1874-75г. Усадьба Бабыниных. была общая с усадьбой №13

110

Московская, 16 Н.19в.;в1872г обгорелый

с 1874г новый

Усадьба Парамоновой в н.20в.открылся зал для катания на роликах

111

Московская, 18 Н.19в описание с 1874г Усадьба Парамоновой..в начале 20в. открылся зал для катания на роликах.

112

Московская, 23 До 1775г

Восстановлен в 1870-е годы

Аптекарский магазин Бартмера н.1880-х Летран открыл магазин музыкальных инструментов плюс музыкальное образование. Его воспитанником был А.С. Рамадзе, сын сосланного в Пензу грузинского поэта С.Г. Рамадзе

113

Московская, 24 Н.19в. описание с1838 г Усадьба Маршевых в ней работал репетитором В.О. Ключевский

214

Московская, 25 Описание с 1770г в 1838г в дер. В 1874г в камне Усадьба Михайлова. В 1884г. размещался правительственный телеграф. В 1904г.

15,

16

Московская 28-30 К.18 века

описание с 1860-х

Усадьба Серебряковых, в 1928г. антирелигиозный музей с древне языческим и христианским отделами

17

Московская,

32

Н.19века уже была. В 1865г

стоялкаменный дом

Усадьба Пирамидовой с 1885г. Открылась начальная школа

18, 19

Московская, 61-63 Описание с 1791 В камне с 1834-38

.

Усадьба Маслова. В 1791г. усадьбу купил князь А.Б. Куракин, в 1830-х купец 3-й гильдии В.И.Маслов отстроил каменный 2-х эт-й дом. В сер.19в. усадьба достроена, здания соединились переходом на 2-ом этаже.

Архитектурный ансамбль с усадьбой Финогеевых (М.65)

20

Московская, 64 Построен в 1846г Усадьба Зарубина. С 1922 часть дома было занято соседним банком

21,

22

Московская, 68-70 Описание с 1817г, в 1830г был уже каменный Усадьба Погодиных состояла в ансамбле с Московской, 72

23

Московская, 94 Построена в 1900г Усадьба Мясниковой. В 1913г был склад граммофонов и пластинок Торгового дома «Граммофон-компания» Б.М. Мариенгофа

(отец поэта и драматурга А.Б.Мариенгофа

24

Московская, 97 Построена в 1902г Усадьба Хрусталевой  Гарнизонное общежитие

25

Московская, 99 Построена в 1908г Усадьба Лапшина

26

Московская, 101 Построена в 1907г Усадьба Иощика

27

Московская, 103 Примерно 1914г Усадьба Абрамзон

28

Московская, 105 Построена в 1902г Усадьба Спиченко

29

Московская, 106 Построена в 1900г, в 1901 пострадал от пожара.

В1903г.

выстоен.

Усадьба Войнова. В 1874г. Владельцем усадьбы был ген.-лейтенант Н.Д. Селивёрстов, занимавший пост пензенского губернатора

(Ул. Суворова была ул. Селивертовской).

В Первую мировую войну здесь временно находилась женская гимназия.

В 1918г реорганизована в единую трудовую школу №9. После окончания Великой Отечественной войны в доме разместилось Пензенское педагогическое училище.

30

Московская, 107 Построена в 1913г Усадьба Козиной

Архивный материал по улице Московской, собранный краеведами позволил узнать, что утрачено было 64-и объекта рассматриваемого периода, из них три объекта дошли как вновь построенные (№66,19,27); сохранилось 50 архитектурных объектов, которые построены за периоды вт.пол. ХVIII- го, ХIХ- го – н. ХХ веков. Из них 20-ть объектов (№ 2,9,17,20,21,22,26,34,39,56,60,62,69,72,73,74,85,91,93,95) внесены в реестр по охране памятников Пензенской области и являются культурным наследием местного значения; 30-ть сохранившихся архитектурных объектов не внесены в реестр по охране памятников (№4,6,8,10,11,12,13,14,15,16,18,23,24,25,28.30,32,61,63,64,68.70,94,97,99,101,103,105,106,107). Выявлено, что эти объекты являются усадьбами построенными в периоды со второй половины ХVIII- го, ХIХ- го и начала ХХ- го веков. Содержание таблицы с выявлением даты постройки объекта, которые превышают узаконенный срок сорок лет, уже позволяет их рассматривать, как культурное наследие. По количеству зданий, связанных с культурной жизнью и деятельностью людей в Пензенской Губернии и культурой России XVIII-го, XIX-го и н. XX-го веков, можно выявить мемориальную значимость улицы Московской.

Для архитектурно – стилистической характеристики сохранившихся объектов необходимо рассматривать их все, это поможет группировать их ансамблями в аспектах использования типов планов, характера структуры в композиции фасадов, и выявлении художественных приемов в декоративной пластике фасадов.

Более всего, от времени, свой стилистический облик утратила архитектура второй половины ХVIII- го и всего ХIХ- го века, это усадьбы, которые относятся к типу домов-дворцов. У большинства рассматриваемых объектов, мы имеем возможность проанализировать изначальную организацию внутреннего пространства, по сохранившимся чертежам. Сохранились единичные проектные чертежи исходных планов и фасадов. Большинство объектов будет рассматриваться по планам от 1923-24-го годам, на них нанесены изменения, но на чертежах прочитывается исходная структура плана с традиционной организацией лестниц и установкой печей. Чертежи планов  были опубликованы А.И. Дворжанским, в книге «История Пензенских улиц».

Л.В. Тыдман в статье «Развитие внутреннего пространства домов-дворцов 1700-1760-х годов» рассматривал эволюцию развития планировочной организации внутреннего пространства домов-дворцов, и выявил четыре типовых направления, в которых складываются свои типологические ряды с проявлением синтеза характерных внутри пространственных структур, и преобразованием новых типов планов. В конце XVII века, использовалось два типа домов-дворцов. 1. Каменный дом представлял собой единый объем двух уровневый, планы этажей идентичные, фасад симметричный. 2. Деревянный дом состоял из двух объемов двух уровневых, объемы соединялись переходами, план первого этажа и второго идентичные. «Главная лестница, у обоих типов домов, вела с улицы на основной этаж, размещалась в отдельной пристройке и не была связана с нижними помещениями, композиция фасада асимметричная, но в начале XVIII века прослеживается симметричность. В начале XVIII века продолжают строиться оба типа домов-дворцов, но в деревянном доме, как и в каменном, прослеживается симметрия, главный вход размещается на центральной оси на первый этаж, связь с помещениями через лестницу внутри объема. Связь между комнатами круговая» [2с.185]. Такие типы планировок становятся типовыми, а во второй половине XVIII века используются как исходные для сложения последующих типов домов-дворцов, более репрезентативных. В таблице №2 сорок шесть объектов рассматриваемого периода классифицируется по четырем направлениям, четыре объекта выполненные в стиле модерн в таблицу не внесены. Краткая характеристика типов планов в таблице дает представление о типах планировок развивающихся в этих направлениях и примененных в рассматриваемых объектах.  Во всех таблицах, которые сложились в процессе архитектурно-стилистического анализа, номера объектов внесенных в реестр будут выделяться жирным шрифтом.

Таблица №2 .  Классификация сохранившейся архитектуры ХVIII- го – ХIХ- го по типам планов

Четыре направления

Краткая характеристика типов планов

Объекты, разделенные  по типам своих исходных планов

I-й тип «Наиболее архаичный и является простейшим. Квадратный или прямоугольный в плане объем, разделенный двумя пересекающимися стенами на четыре относительно равных помещений с ассиметричными входами. Круговая связь. Приемная комната освещена с двух стен, остальные с одной». [3с.187] №№2, 11,12,16,18,20,

21,22,23,24, ,26,28,30, 56

61-63, 62,64,69,68-70,72,74

II-й и III-й типы «Самый распространенный и характерный для домов-дворцов. Этот исходный тип характеризуется прямоугольным в плане объемом, состоящим из сеней посредине на всю глубину дома и двух смежных комнат, расположенных по сторонам. Два входа – главный и служебный находятся в центре обоих протяженных фасадов». «Второй ряд образуют дворцы, структура которых, основываясь на первоначальном типе, сохраняет ядро основного этажа, содержащее парадные сени в центре, при этом главный вход располагается посредине продольного фасада и совпадает с его поперечной осью». « Дома-дворцы третьего ряда характеризуются возникновением новых пространственных схем, представляющих собой сочетание двух первичных типов или их элементов. Следствием такого соединения явилось устройство двух парадных входов и сеней, симметричных поперечной оси здания, – в ранних типах третьего ряда; а в более поздних – наличие одного парадного входа, в стороне от оси».[4с.191]  II-й тип – №4,32 ,91,99,101,103

III-й тип – №8,10,13,14,2534,

95,97,107

IV-й тип «Четвертый тип близок к исходному типу второму и третьему. Это сходство характеризуется размещением посредине дома продолговатых сеней, обращенных на два фасада. Основное отличие состоит в расположении у каждой внутренней (боковой) стены парадных сеней не двух, различных по величине квадратных в плане комнат, а трех одинаковых по размерам и прямоугольных. Все четыре фасада сходны по протяженности, а планы этих зданий близки к квадрату».[5 с.201] №№ 9,34,39,72,74,93,105,106

По таблице, благодаря чертежам планов за 1923-й-24-й годы выявлено, что в сохранившихся объектах, частично обновленных во второй половине ХIХ- го века после пожара 1858-го года, сохранилась изначальная структура плана. Изначальная структура плана у объектов прочитывается по традиционным приемам расположения лестниц и приемам расстановки печей, из них – 23 объекта с планами первого типа, 6-ть объектов с планами второго типа, 9-ть объектов с планами третьего типа  и 8-ь объектов с планами четвертого типа. У объектов № 15,60,73,85,94 в архивах планы не сохранились.

На примере архитектуры провинции, дошедшей до нашего времени, можно, проследить, как во второй половине XVIII века и на протяжении всего ХIХ века, исходные типы планировок всех четырех направлений используются в типовых проектах.  С конца сороковых годов середины века и во второй  половине ХIХ века, начинает прослеживаться синтез внутри пространственных структур, и отступление от традиций идентичности структуры плана на этажах.

Объекты второй половины XVIII – го века и всего ХIХ- го века продолжают сохранять структуру объемов, выработанную в конце XVII- го в начале XVIII века в деревянных домах, состоящих из двух объемов и соединенных между собой переходом и симметрией в структуре фасада. Этот тип, выработанный в деревянном доме с переходом на втором уровне, вписывался в структуру городской улицы ХIХ- го века, так как под переходом устраивался проезд во внутренний двор. Эти объекты во времени претерпели изменения в объеме с изменением структуры в композиции фасада.

Как было сказано ранее, для всех типов планов четырех направлений, с начала XVIII века становится традиционным симметричность в структуре композиции фасадов. Следующий этап анализа – это выявление  асимметричной структуры в композиции фасадов объектов рассматриваемого периода, который представлен  в таблице №3.

 Таблица №3. Классификация архитектуры  вт.п. XVIII – го – ХIХ-го вв. по характеру структуры в  композиции фасадов.

№№ Период постройки объекта Объекты с сохраненной структурой в композиции фасада Объекты, у которых со временем будет изменена структура в композиции фасадов
11 Вт.пол., ХVIII век Каменный 2,4,

Деревянный 21,23,28-30,56,63,34

Деревянный 6,8,20,25,61
22 Первая треть ХIХ века Каменный 74

Деревянный 13, 15,16,18,32,69

Каменный 6,8,10,11

Деревянный 24,39,68-70

3 Период романтизма в эклектике
41 Вторая треть ХIХ века Каменный 14,34,63,69,72

 

Каменный 22,24, 61,

68-70

52 Период историзма в эклектике
63 Середина ХIХ века Каменный 9,60,21,34 Каменный 39, 64,
74 Вторая половина ХIХ века Каменный 12,15,72,73,85

 

Каменный 20,25,11
55 после пожара 1858г. Объекты с изменением художественного решения фасадов Объекты с изменением структуры и художественного решения фасадов
66 Вторая половина ХIХв. №13,15,16,18,23,28-30,32,

56,60,69,72,73,74,85

№6-8,10,11,20,22,24,25,

39,68-70,64

77 Начало ХХ в. №14,93

В таблице все объекты рассматриваются по хронологии, с выявлением, в каком строительном материале были построены в тот или иной период времени и повлияла ли перестройка на изменение структуры в композиции фасада и в художественном решении фасада. При анализе архитектуры построенной в периода второй половины ХУШ – го – Х1Х-го и начала ХХ- го веков на улице Московской в исторической части города было выявлено:

Классификация архитектурных  объектов второй половины ХVIII и всего ХIХ века, в таблицах №2-и №3-й без иллюстративного материала и сравнительного анализа, не дает полного и глубокого анализа организации внутреннего пространства и характера структуры фасадов. Подобное исследование может быть проделано в отдельной статье на сравнительном анализе с памятниками этого периода столиц России и центральных регионов провинции.

Выявление характера структуры в композиции фасадов рассматриваемых объектов,  а также определении их принадлежности к типологическому направлению в структуре плана, поможет подойти к анализу стилевого характера и приемов в художественном решении фасадов.

При анализе стилевого характера архитектуры улицы Московской XIX-го – н.XX вв. рассматривалось влияние столичной культуры на развитие архитектуры в провинциальном городе, и развитие стилевых направлений в архитектуре России XIX-го – н.XX-го вв.

Одна из причин, повлиявшая на стилевой характер архитектуры улицы Московской, это территориальная – Пенза изначально служила для Московской Руси оборонительной крепостью на юго-востоке, затем стала губернией, земли которой приобретались вельможами и высокопоставленными чиновниками, это один из фактов связи Пензы с Московской культурой. Архитектура города Пензы по своему характеру больше тяготеет к Московской архитектурной школе, но в период рубежа веков, встречается ряд архитектурных памятников, в которых в художественном решении фасадов использовался метод характерный для  Петербургской архитектурной школы.

При изучении стилевого характера архитектуры ХIХ- го – н. ХХ вв, сохранившейся на центральной улицы Московской города Пензы, были рассмотрены научные работы Е.И.Кириченко, в которых по многим аспектам исследовано развитие архитектуры России этого периода. В силу утрат характерных элементов в декоративной пластике на рассматриваемых объектах, в работе помогли старые фотографии и архивные материалы, собранные А.И. Дворжанским, и И. Шишкиным, опубликованные в книге «История Пензенских улиц».

Таблица 4. Классификация архитектуры вт.п.ХVIII-го – ХIХ-го вв по архитектурным линиям развития, стилям и направлениям.

Академическая линия развития архитектуры вт.п.ХVIII-го Х1Х-го – н.ХХ в.

Анти академическая линия развития архитектуры  Х1Х-го  – н. ХХ в.

Направления, стили в архитектуре ХIХ-н. ХХ вв.

 

 

Порядковый номер объекта

 

 

Направления, стили в архитектуре

ХIХ- н. ХХ вв

Порядковый

номер объекта

 

Симметричный фасад Асимметричный Симметричный фасад Асимметричный
1 Классицизм

вт.п. ХУШ века в камне

2,4

 

1 Научно-археологическое 85
Вт.п. и к.ХVIIIв.

в дереве

21, 56,23,

28-30

№20,25
2 Поздний Классицизм первой трети ХIХ века №13,15,

16-18,

32,74

 

 

 

№6,8, 10,11,

68-70

2 «Кирпичный стиль»

Неорусский стиль

91,

94,

95,99,

105,

106

3  Эклектика. Период  романтизма второй трети ХIХ века №14, 63,

 69

№61-  22,24

 

 

 

4 Эклектика. Период Историзма середины  ХIХ-го века 9, 34,

60  

№64,39
5  Эклектика Период Историзма второй половины

ХIХ-го века

 

 

№12,

73,

72

 

 

6 Художественные приемы в традициях Историзма

н. ХХ в.

 

№93

 

 

 

7 «Кирпичный стиль»

Неоклассицизм

№97

101, 103,

107

8 Стиль Модерн

 

17,26,62

В таблице № 4 в академической линии классификация объектов выражена по стилевой хронологии развития архитектуры, периода классицизма второй половины ХVIII -го века, периода позднего классицизма первой трети Х1Х века, первого периода эклектики во второй трети ХIХ века, во втором периоде эклектики середины и второй половины ХIХ века.

В начале ХХ – го века, в период развития стиля модерн, в нижней части улицы Московской были построены здания в «кирпичном стиле». Все они построены в начале 1900-х годов. При изучении этих объектов необходимо было выявить характер метода используемого в художественном решении фасадов, к какой из двух столичных архитектурных школ принадлежит этот метод. В научной работе Е.И.Кириченко «Русская архитектура 1830-1910-х годов» описываются приемы методов художественного решения фасадов, которые сложились «в двух школах русской архитектуры в кирпичном стиле. В Московской школе используется полихромия из разных тонов кирпича на одной плоскости фасада, образуя узор вышивки, в Петербургской школе кирпичный стиль имел рельефную кладку, узор из более светлого кирпича выделялся цветом и пластикой. На первый план плоскости фасада рельефно выступает ковровый, стилизованный рисунок декоративных элементов русской и классической архитектуры, фасад похож на орнаментальное панно» [6. с.167].

Было выявлено, что в художественном решении фасадов архитектуры начала ХХ века на улице Московской был применен метод, выработанный в Петербургской школе, для которого характерна рельефная кладка декоративной пластики, рельеф выполнялся из белого камня или светлого кирпича. По стилевому характеру объекты, относящиеся к «кирпичному стилю» можно классифицировать по двум линиям развития архитектуры России. К академической линии относятся объекты №97,101,103,107, в фасадах этих зданий использованы элементы декоративной пластики, характерные для неоклассицизма, развивающегося как направление в модерне. К анти академической линии относятся объекты под №№91,94,95,99,105,106 в фасадах этих зданий художественное решение декоративной пластики характерно для неорусского стиля начала ХХ века. Русский стиль в период развития стиля модерн вырабатывает новые формы, как в структуре объемов культовой архитектурны, так и в формах декоративной пластики на фасадах гражданской архитектуры, и получает название неорусский стиль.

В анти академической линии, так же представлен объект №85, он относится к научно – археологическому направлению, с использованием форм средневековой русской архитектуры.

В архитектуре улицы Московской Стиль Модерн представлен объектами под № 17,26,62. Эти объекты внесены в таблицу, так как относятся к рассматриваемому периоду и являются объектами культурного наследия, но выявление школы и направления этих объектов в статье не рассматривается, так как это отдельная тема, которая должна строиться на сравнительном анализе с объектами этого стиля, которые расположены на других улицах города Пензы.

Следующий этап рассмотрения сохранившихся объектов, выявление художественного решения фасадов архитектуры за время двух периодов развития эклектики.

Таблица №5. Классификация архитектуры вт.п. XVIII-го – XIX-го вв по художественному решению фасадов с приемами архитектурных школ, сложившихся в период Возрождения в Италии в ХV- ом веке, и в центральной Европе в XVI- ом веке.

Художественные приемы Европейских архитектурных школ периода Возрождения Вторая половина 18 века Первая треть 19 века Вторая треть 19 века Середина 19 века Вторая половина 19 века Начало ХХ века
Симметрия Асимметрия Симметрия Асимметрия Симметрия Асимметрия Симметрия Асимметрия Симметрия Асимметрия Симметрия Асимметрия
1 Флорентийская школа
2 Римская школа 2 9 28-30, 69

32

3 Венецианская шкла 34
4 Школа Вероны и Генуи 11 12
5 Французская школа 39
6 Германская школа 56
7 Английская школа 21, 63 61

64

60 22 93
8 Флорентийская, Римская школа 4
9 Римская, Венецианская школы 23
10 Римская, Веронская школы 16-18 25
11 Римская, Английская школы 13
12 Германская, Английская школы 24
13 Английская, Французская школы 74

 

14 Стилизация форм декоративной пластики 72,

15

20, 68-70,6,

8, 10

14
15 Синтез художественных приемов 73

Классификация объектов вт.пол. ХVIII – го, ХIХ – го – н. ХХ вв. по художественному решению фасадов позволила выявить, что на протяжении всего ХIХ- го века, вплоть до начала ХХ- го века в гражданской архитектуре центральной улицы Московской города Пензы продолжали придерживаться традиций классицизма, как в период развития классицизма во второй половине ХVIII века и первой трети ХIХ века в период позднего классицизма, используя в декоративной пластике художественные приемы выработанные в Итальянском Возрождении ХV- го века, так и в течении развития двух периодов эклектики в середине и второй половине ХIХ века, обращаясь к художественным приемам выработанным в Европейских школах периода Возрождения начиная с ХVI- го века, иногда соединяя художественные приемы разных школ, или используя приемы стилизации форм декоративной пластики.

Из сохранившихся объектов в 14-ти фасадах прослеживаются приемы характерные для Итальянских школ, которые придерживались системы классицизма выработанной А. Палладио. В фасадах 10-ти объектов наблюдаются приемы, выработанные в Английской школе. В архитектуре Англии  приемы Возрождения продолжали развиваться с середины ХVI- го до ХIХ- го века. В ХVII веке складывается англо-классический стиль благодаря творчеству Иниго Джонс, который провел долгое время в Италии и был последователем А. Палладио, В меньшем количестве объектов в фасадах прослеживаются художественные приемы Французской и Германской школ. Для этих школ характерно использование приемов выработанных Д. Виньола, которые своей пышностью использовались стилем барокко в сочетании с декоративными элементами классицизма. В России палладианство имеет два периода развития, первый период начинается с 1780-х годов до второй половины ХIХ- го века, второй период, как новая волна в неоклассицизме на рубеже ХIХ- го – ХХ- го веков.

Архитектурно-стилистический анализ объектов периода второй половины ХVIII- го – ХIХ- го – н. ХХ вв. на улице Московской позволил рассматривать их в нескольких аспектах, которые помогли выявить:

  • Общее количество архитектурных объектов периода вт.пол. XVIII- го – ХIХ- го – н. ХX- го вв., с выявлением количества объектов не внесенных в реестр.
  • Периоды постройки и перестроек рассматриваемых объектов, тесно связанных с контекстом истории Пензенского края и России периода вт. пол. ХVIII- го – ХIХ- го – н. ХX- го вв.
  • В структуре рассматриваемых объемов использование двух типов домов, сложившихся в XVII веке и развивающихся в течение XVIII- го века.
  • Принадлежность структуры планов рассматриваемых объектов к типам планов четырех направлений сложившихся с конца XVII- го до середины ХVIII- го века.
  • Причины асимметрии в структуре композиции фасадов некоторых рассматриваемых объектов, как результат перестроек усадеб, являющийся фактором исторических событий Пензенского края.
  • Принадлежность рассматриваемых объектов к двум линиям развития архитектуры России ХIХ- го – н. ХХ вв. с определением стилей и направлений, развивающихся внутри этих линий.
  • Метод, примененный в художественном решении фасадов рассматриваемых объектов начала ХХ века.
  • У рассматриваемых объектов периода вт.пол. ХVIII- го – ХIХ- го – н. ХX- го вв,, с большими утратами декоративной пластики их художественное решение фасадов и  используемых приемов архитектурных школ периода Возрождения.

Выявленная архитектурно-стилевая характеристика архитектурных объектов периода вт.пол. XVIII-го – ХIХ- го – н. ХХ веков дает возможность восстановить художественное решение фасадов, а так же является ценным фактом отражающим развитие архитектуры провинциального губернского города в разных исторических периодах,  и могут рассматриваться  в контексте развития архитектуры и культуры России этого же  периода, что позволяет рассматривать их как объекты культурного наследия и на сколько они могут быть сохранены в наше время. Эта характеристика так же позволяет сделать вывод, что в историческом городе Пенза улица Московская только благодаря сохранившимся  архитектурным сооружениям вт.пол. XVIII- го – ХIХ- го – н. ХX- го веков  может быть ценной как культурное наследие для современного и будущего поколений.


Библиографический список
  1. Тыдман Л.В. Развитие внутреннего пространства домов-дворцов 1700-1760-х годов. Сб. ст. От Средневековья к Новому времени. Материалы и исследования по русскому искусству XVIII– первой половины ХIХ века. Под ред. Т.В. Алексеевой. Изд. «Наука» М. 1984 [1.с.183] [2.с.185] [3.с.187] [4.с.191] [5.с.201]
  2. Кириченко Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве ХVIII – н. ХХ века. –М.:ГАЛАРТ: АСТ-ЛТД, 1997
  3. Дворжанский А., Шишкин И. Топонимика Пензы. История Пензенских улиц. Книга вторая. Улица Московская. Изд.ООО «Айсберг». Пенза. 2012
  4. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. 2-е изд.испр. и допол.-М.:Искусство,1982 [6 с.167]
  5. Кириченко Е.И., Щеболева Е.Г. Русская провинция /Ред. Т.В. Чегунова. –М.: Наш дом – L*Age d*Homme.1997
  6. Кириченко Е.И. Романтизм и историзм в русской архитектуре Х1Х века (К вопросу о двух фазах развития эклектики). Архитектурное наследие. Вып.36. Русская архитектура / ВНИИ теории архитектуры и градостроительства; Под ред. Н.Ф. Гуляницкого, -М.: Стройиздат, 1988
  7. Флетчер Б. и Флетчер Б.Ф.  История архитектуры, составленная по сравнительному методу. Издание переводчика Бекер Р. С.-Петербург 1914
  8. Пензенсая энциклопедия. Гл.ред. К.Д.Вишневский М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Хрюкина Мария Тихоновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация