КОНЦЕПТ И КОНЦЕПТОСФЕРА

Зайцева Юлия Владимировна
Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
студент 5 курса историко-филологического факультета

Аннотация
В статье рассматривается термин «концетп». Отмечается широкое использование данного термина в современной лингвистике, указываются подходы к современному лингвистическому понятию концепта.

Ключевые слова: концепт, концептосфера, язык


CONCEPT AND CONCEPTOSHERE

Zaitseva Yulia Vladimirovna
Arzamas branch of Nizhny Novgorod state University
5th year student of history and Philology faculty

Abstract
The article considers the term "concept." It notes the widespread use of the term in modern linguistics, specify the approaches to the modern concept of linguistic.

Keywords: concept, conceptoshere, language


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Зайцева Ю.В. Концепт и концептосфера // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/51515 (дата обращения: 13.03.2024).

Когнитивное рассмотрение языковых явлений позволяет по-новому подойти и к проблеме семантических исследований. Основной постулат когнитивного подхода к языковым явлениям заключается в том, что для процесса коммуникации релевантны не только знания о языке, но и знания о мире, о социальном контексте. Когнитивный подход предполагает изучение смыслового содержания языковой единицы как части всей концептуальной системы знаний человека.

В современной лингвистике широко используется термин «концепт». Концепт – явление того же порядка, что и понятие. По своей внутренней форме слова концепт и понятие одинаковы: концепт является калькой с латинского conceptus – «понятие», от глагола concipere – «зачинать». Однако в настоящее время они довольно разграничены. Понимание этого термина не является однозначным. В лингвистической литературе «концепт» использовался не только для обозначения элементарных представлений о реалиях объективного мира, но и для обозначения целостного понятия о классе предметов, лежащего  в основе семантики лексических единиц и в отношении мыслительных аналогов элементарных смыслов – сем.

Пересмотр традиционного логического содержания концепт (concept) и его психологизация связаны с «изменением парадигмы гуманитарного знания. Концепт – термин, при помощи которого объясняются единицы ментальных или психических ресурсов сознания человека» [см.: 1]. Концепт также называют «сгустком культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [2, с. 40].  Концепт – «это культурно отмеченный вербализованный смысл, представленный в плане выражения целым рядом своих языковых реализаций, образующих соответствующую лексико-семантическую парадигму» [3, с. 47]. Другими словами, концепт включает категории нашего сознания, это объект идеальный, существующий лишь в психике человека и репрезентирующий ментальное отражение действительности того или иного социума: является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека. В психике разных людей одному и тому же наименованию могут соответствовать разные ментальные образования, за одним и тем же словом данного языка в сознании разных людей могут стоять разные концепты [4]. Разные языки концептуализируют объективную действительность по-разному. При любом определении концепта просматривается антропоцентрическая направленность к языку [5,с. 350].

Концепт воплощается в языке.  Внимание лингвистов подчеркнуто направлено  на изучение языка в связи с отражением внутреннего мира человека. Анализируя то или иное языковое понятие, лингвисты пытаются  объяснить, как соотносятся между собой внутренняя форма слова, являющаяся частью плана содержания слова, обозначающего концепт, и содержание обозначаемого понятия, а также как смысл тех или иных понятий отражается в сознании человека. Таким образом, концепт – это родовое понятие, которое включает в себя ряд видовых понятий, отражающих в нашем сознании определенный отрезок денотативного пространства картины мира. Концепт  непосредственно связан с выражением знаний о мире, участвует в формировании языковой картины мира.

В современном лингвистическом понимании концепта наметились три основных подхода: 1) в число концептов включаются лексемы, значения которых составляют содержание национального языкового сознания и формируют «наивную картину мира» носителей языка; 2) к числу концептов относят семантические образования, отмеченные лингвокультурной спецификой и характеризующие носителей определенной этнокультуры; 3) концептами считаются   семантические образования, которые являются ключевыми для понимания менталитета как специфического отношения к миру его носителей [3, с. 47-48].

Концептосфера  обширна. Концепты  представляют собой целую систему,  например,  истина, правда, свобода, воля, душа, долг, честь и другие. Различают  базовый концепт и понятия-ассоциаты, связанные с ним.

Обращение к данной теме не случайно, поскольку мир играет огромную роль в жизни отдельного человека и человечества в целом. Мир – это счастье, это труд, май, жизнь. Именно поэтому интересно рассмотреть отражение этого  концепта в разных языковых картинах мира, в частности английской и русской. Понятие «мир – вселенная, система мироздания» появлялось в древнейших культурах у самых истоков их возникновения. Уже древнегреческие мыслители эпохи Аристотеля представляли себе космос в целом, а также и Землю в виде шара.


Библиографический список
  1. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика – психология – когнитивная наука//Вопросы языкознания. – 1994. – № 4.
  2. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М.: Школа “Языки русской культуры”, 1997.
  3. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании//Филологические науки. – 2001а. – № 1.
  4. Wiezbicka A. Lexicography and Conceptual Analysis. – Ann Arbor:        Karoma Publishers, Inc., 1986.
  5. Лакофф Дж. Лингвистические гештальты//Новое в зарубежной     лингвистике. Вып. X. – М.: Прогресс, 1981.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Зайцева Юлия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация