УДК 343.7

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ХИЩЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА

Исламова Екатерина Евгеньевна
Иркутский юридический институт Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации
магистрант

Аннотация
В статье анализируются некоторые аспекты уголовно-правовой и криминологической характеристики хищений на объектах транспорта. В тексте статьи приведен общий анализ состояния преступности на транспорте по данным Забайкальского Линейного УВД на транспорте, показаны особенности квалификации данной категории дел. Указывается, что знание и учет этих особенностей, позволяет улучшить качество расследования преступлений данной категории.

Ключевые слова: имущество, криминологические аспекты, транспорт, уголовно-правовая характеристика, хищение


SOME ASPECTS OF THE CRIMINAL CHARACTERISTICS OF EMBEZZLEMENTS ON TRANSPORT

Islamova Yekaterina Evgenievna
Irkutsk Law Institute of the Russian Academy of Law of the Ministry of Justice of the Russian Federation
candidate for a Master's degree

Abstract
The article analyzes some aspects of the criminal characteristics of embezzlements on transport. The text of the article provides a general analysis of the criminality on transport according to the data of Zabaykalsky linear DIA (the Department of Internal Affair), demonstrates the features of characterization of this category of cases, and mentions the difficulties emerging in characterization of embezzlements on transport. It is pointed that the causes and conditions of committing this type of crime depend on the specifics of functioning of the transport system and consist of the following: high capacity coefficient of passengers and baggage, the presence of a significant amount of transported material values, the dynamics of the movement of passengers and baggage in space and in time and high latency of the crimes.

Keywords: criminal aspects, embezzlements, property, transport system


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Исламова Е.Е. Некоторые аспекты уголовно-правовой и криминологической характеристики хищений на объектах транспорта // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/51423 (дата обращения: 30.09.2017).

Одними из основных источников, создающих угрозу экономике Российской Федерации, в последнее десятилетие, являются преступления, посягающие на общественные отношения в сфере экономики, возникающие при пассажирских и грузовых перевозках. В частности к такой категории дел относятся хищения, совершенные на объектах транспорта.

Транспортная система традиционно является сферой наибольшей криминальной уязвимости и подвержена преступным посягательствам на объекты, перемещаемые автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом.

Современные проблемы борьбы с хищениями на транспорте приобретают с каждым годом все более многообразный и разноплановый характер, видоизменяются, в связи с чем, несомненно, вызывают особый интерес, как в научной, так и в практической сфере.

Однако не всегда имеется ясное представление о характере хищений на транспорте. Такое положение, по мнению автора, объясняется  недостаточной разработанностью  подходов к организации и осуществлению борьбы с хищениями  на транспорте.

Ежегодно возрастают суммы убытков, которые исчисляются миллиардами рублей в год, понесенных участниками перевозочного процесса вследствие хищений с объектов транспорта. Ко всему прочему, утрата материальных ценностей влечет за собой нарушение определенных хозяйственных и производственных связей.

В 2014 году на объектах обслуживания транспортной полиции России сохранилась тенденция сокращения числа зарегистрированных преступлений с 42029 до 40353, что на 4 % ниже аналогичного периода 2013 г.  По мнению автора, основной причиной снижения регистрации преступлений, является низкое выявление латентной преступности, которое связано, прежде всего с порядком решения вопросов о возмещении вреда между хозяйствующими субъектами, с сокращением штатной численности  оперативных сотрудников, в рамках проводимого реформирования органов МВД и недостаточной профессиональной подготовкой.

Проведенный анализ сведений о состоянии преступности на транспорте России за 2014 год показывает, что наиболее часто совершаемыми преступлениями остаются хищения, удельный вес которых достигает 42 %. Среди  хищений на транспорте наиболее распространенными являются кражи – количество совершенных краж в 2014 году  составило – 13662, удельный вес 34% от общего числа зарегистрированных преступлений, совершенных на транспорте.

Хищение – родовое обобщенное понятие, которое включает определенную группу преступлений против собственности. Все эти преступления имеют ряд общих объективных и субъективных признаков. Понятие «хищение» дано в примечании 1 к ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ)[1]: «Под хищением в статьях настоящего Кодекса понимается совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества». Все перечисленные в законодательном определении признаки хищения являются обязательными.

Хищения классифицируются по форме и виду. Форма хищения определяется способом его совершения. Так, кража, грабеж, разбой, мошенничество, присвоение, либо растрата вверенного имущества – это формы хищения. В свою очередь хищение в любой форме делится еще на виды в зависимости от наличия или отсутствия квалифицирующих признаков. Среди форм хищения с учетом примыкающего к ним вымогательства можно выделить две подгруппы:

1)   насильственные формы (разбой, вымогательство и грабеж, соединенные с насилием);

2)   ненасильственные формы (кража, присвоение, растрата, мошенничество, грабеж без насилия) [3, с.15].

Хищения, совершаемые на объектах транспорта, имеют схожие черты с хищениями в других сферах производственной деятельности, однако у них есть своя специфика, они обладают рядом особенностей, которые характерны только для этого вида хищений. Такие особенности определяются условиями функционирования транспортного комплекса, а также социально-экономическими условиями жизни лиц, совершающих такие преступления.

Хищения на объектах транспорта в первую очередь отличаются от других хищений по способам проникновения преступников к похищаемому имуществу, временем года и суток, в которые совершаются данные преступления. Данное обстоятельство обуславливается характерными особенностями транспортной инфраструктуры. Основная масса хищений совершается на станциях, платформах, в портах и других пунктах назначения, и, как правило, в темное время суток.

Обязательным признаком хищения является имущество как предмет посягательства. Предметом хищения может быть только имущество, то есть совокупность вещей и иных материальных ценностей, находящихся в собственности у определенного лица. Имущество является во всех случаях чужим для виновного.

Следует отметить, что предметом хищения не являются  документы, используемые для передачи материальных ценностей (например, накладные, квитанции и другие документы, дающие право на получение имущества, так как сами по себе они не представляют материальной ценности). Незаконное завладение такими документами с целью получения по ним чужого имущества должно квалифицироваться как приготовление к хищению. Незаконное завладение документами, не имеющими права на получение имущества, образует состав самостоятельного преступления, предусмотренного статьей 325 УК РФ.

Отличительной чертой совершения хищений на объектах транспортной системы является то, что, исходя из функциональных особенностей объектов транспорта, хищения могут быть совершены из помещения или иного хранилища.

В юридической науке остается дискуссионным вопрос о правильности квалификации хищений из купе железнодорожного вагона. Согласно сложившейся судебной практике, например, кража из купе железнодорожного вагона будет квалифицировать по части 1 статьи 158 УК РФ.

В.В. Фомин, отмечает, что «вопреки устоявшимся в судебной практике положениям, жилищем следует признавать купе железнодорожного вагона в силу его функционального предназначения не только для перевозки, но и для проживания пассажиров»[3, с. 127]. Исходя из указанной позиции, по мнению автора, жилищем следует признавать различные автомобильные фургоны, предназначенные для проживания, например,  работников вахты, несмотря на то, что по определению они не отвечают требованиям жилища, как результата строительной деятельности.

При квалификации хищения с объектов транспорта, совершенного путем одновременного тайного изъятия имущества и предметов, за завладение которыми установлена самостоятельная уголовная ответственность (документы, наркотические средства, психотропные вещества, оружие, предметы, имеющие особую ценность), для решения вопроса о квалификации по совокупности преступлений необходимо учитывать направленность умысла виновного и характер его действий после изъятия имущества.

Хищения на транспорте, как правило, включают в себя стадию приготовления к преступлению. Неподготовленные хищения на транспорте являются нехарактерными для данной категории преступной деятельности.

Важным фактом при квалификации является момент окончания преступления данного вида. Следует четко уяснить, что моментом окончания хищения является завладение виновным чужим имуществом или правом на него, что позволит учитывать такой элемент деяния при хищении, как обращение изъятого имущества во владение виновного.

В уголовном законодательстве ответственность за хищение чужого имущества дифференцируется в зависимости от того, каким способом совершается посягательство на отношения собственности.

Таким образом, под хищением чужого имущества на объектах транспорта следует понимать совершенное с корыстной целью на объектах транспорта противоправное, безвозмездное изъятие находящегося на ответственном хранении или в собственности транспортной инфраструктуры и (или) обращение его в пользу виновного или других лиц, причинившее материальный ущерб транспортной системе, собственникам или иным законным владельцам этого имущества.

Причины и условия совершения данного вида преступлений, обусловлены спецификой функционирования транспортной системы и заключаются в следующем: высокий провозной коэффициент пассажиров и багажа, большой объем провозимых материальных ценностей (деньги, техника, документы и иное ценное имущество), динамика передвижения пассажиров и багажа в пространстве и во времени и высокая латентность совершенных преступлений.


Библиографический список
  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон [от 13.06.1996 № 63-ФЗ  (ред. от 03.02.2014)] // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 01.04.2015).
  2. Аналитические материалы Забайкальского Линейного управления МВД на транспорте за 2012-2014 гг.
  3. Данилова С. И. Расследование преступлений на объектах железнодорожного, речного и морского транспорта: Методические рекомендации / С. И. Данилова, Л. С. Корнева, В. Н. Мясников. – М.: ВНИИ МВД России, 2006. – 98 с.
  4. Новиков Е.Ф. Противодействие хищениям на объектах транспорта: учеб. пособие / Е.Ф. Новиков. – Чита: ЗабГУ, 2014. – 266 с.
  5. Фомин В.В. Предупреждение хищений чужого имущества, совершаемых на железнодорожном транспорте: дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.08. Рязань, 2008.- 212 с.


Все статьи автора «Исламова Екатерина Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: