КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ КАДАСТРОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, ФОРМИРУЕМЫЕ СРЕДСТВАМИ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Гаврилюк Людмила Евгеньевна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
ст. преподаватель кафедры «Начертательная геометрия и инженерная графика»

Аннотация
Контрольно-измерительные мероприятия являются неотъемлемой частью учебного процесса. Традиционно оценивались знания, умения, навыки или владения обучающихся. В ФГОС 3+ прописаны виды деятельности и формируемые компетенции выпускников, которые требуется оценить. В статье рассматривается методика оценивания уровней сформированности геометро-графических компетенций на основе видов деятельности студентов.

Ключевые слова: виды деятельности, геометро-графические компетенции, курсовой проект, общекультурные и профессиональные компетенции


CRITERIA AND INDICATORS OF COMPETENCIES STUDENTS LAND CADASTRAL SPECIALTIES, GENERATED BY MEANS OF GEOMETRO-GRAPHIC DISCIPLINES

Gavrilyuk Lyudmila Ewgenevna
Penza state University of architecture and construction
senior lecturer of the Department of descriptive geometry and engineering graphics

Abstract
Measuring and control activities are an integral part of the learning process. Traditionally measured knowledge, abilities, skills, or student achievement. In GEF-3+ presents the activities and competence of graduates, which will be evaluated. The article describes the method of estimating the level of formation of geometrical graphic competences on the basis of student activities.

Keywords: common cultural and professional competences, course project, geometric-graphic competencies, types activities


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гаврилюк Л.Е. Критерии и показатели компетенций студентов землеустроительных кадастровых специальностей, формируемые средствами геометро-графических дисциплин // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/51396 (дата обращения: 20.04.2024).

Как определить сформированы ли компетентности у студентов или нет, и какие контрольные мероприятия для этого необходимы? Вопрос, который возник в связи с компетентностным подходом в рамках требований ФГОС ВП. В научно-педагогических исследованиях рассматриваются определения самого понятия «компетентность», классификация компетенций, методики формирования, но педагогические измерительные материалы для оценки сформированности компетенций исследователями не разработаны в должной мере. Предлагаются критерии, показатели и различные инструментарии диагностирования, которые требуют специально организованных педагогических мероприятий. А как вписать в учебный процесс и самое главное как изыскать для этих мероприятий учебное время, которое имеет тенденцию к сокращению?

В рамках проведенного исследования нам удалось решить проблему оптимального педагогического измерения уровня сформированности профессиональных (ПК) и общекультурных компетенций (ОК). Исследуя процесс формирования профессиональной готовности студентов направления подготовки «Землеустройства и кадастры» средствами геометро-графических дисциплин, нами была разработана и апробирована поэтапная модель формирования профессиональной готовности студентов указанного направления средствами геометро-графического (г-г) комплекса, представляемая собой систему. В ней были выделены подсистемы: компетентностная, когнитивная, ценностно-мотивационная, временная, подсистема дидактических и профессиональных принципов, критериальная подсистема. В критериальной подсистеме выделялись уровни и соответствующие им критерии, показатели и способы диагностирования конкретно к ценностно-мотивационной, когнитивной и компетентностной подсистемам. В данной публикации будет предложена методика педагогического оценивания уровней сформированности компетентностной подсистемы.

Выделение компетентностной подсистемы диктуется компетентностным подходом в профессиональном образовании. В ФГОС направления подготовки «Землеустройство и кадастры» выделены общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК). Общекультурные компетенции (ОК) это компетенции, которые являются результатом изучения всех циклов и блоков дисциплин, а также воспитательного воздействия вуза. Они предполагают владение соответствующей культурой мышления, определяемой способами получения, хранения и переработки информации. Профессиональные компетенции (ПК) – это способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности.

В таблице 1 показаны ОК и ПК компетенции адаптированные к формируемым у студентов в процессе обучения геометро-графическим дисциплинам, которые можно назвать геометро-графическими компетенциями

Таблица 1 –Геометро-графические компетенции

Формулировка общекультурных компетенций, адаптированная к комплексу геометро-графических дисциплин Формулировка профессиональных компетенций, адаптированная к комплексу геометро-графических дисциплин
При решении задач по начертательной геометрии необходимо ставить цель, формулировать задачу, определить ее место в системе других задач, на основании анализа и обобщения выявить и сформулировать алгоритм решения задачи. Использование методик разработки документов основано на технических изображениях, которые фиксируют геометрическую информацию о земельных ресурсах, и объектах недвижимости.
Овладение компетенцией ОК-1 является основой для саморазвития, которое состоит в умении осваивать новые области геометрического моделирования, повышая тем самым свою квалификацию и развиваться в выбранной профессии. Формирование указанной способности основано на знании соответствующих разделов начертательной геометрии и компьютерных программ, позволяющих работать с геометрической информацией о недвижимости и земельными участками.
Критическая оценка своих достоинств и недостатков в области геометрического моделирования позволяет намечать пути и выбирать средства для дальнейшего саморазвития. Способность использовать знание методики фиксации геометрической информации о земельных участках и инженерном оборудовании
Овладение приемами создания технических изображений и работы с ними позволяет осознать широкий диапазон и важность их использования. Способность использовать знание современных автоматизированных технологий сбора, систематизации, обработки и учета геометрической информации о земельных участках и объектах недвижимости.
Способность использовать основные законы построения изображений является базой для освоения методов геометрического моделирования, которые существенно расширяют возможности теоретического и экспериментального исследования

Способность использовать знания в области геометрического моделирования в современных технологиях по выполнению топографо-геодезических работ при проведении инвентаризации и межевания, землеустроительных и кадастровых работ, методов обработки результатов геодезических измерений, перенесения проектов землеустройства в натуру и определения площадей земельных участков

Способность понимать сущность и значение геометрической информации в развитии современного информационного общества. Способность использовать знание современных технологий дешифрирования видеоинформации, аэро- и космических снимков, дистанционного зондирования территории, создания оригиналов карт, планов, других графических материалов для землеустройства и Государственного кадастра недвижимости на основе знания соответствующих разделов начертательной геометрии и компьютерной график.
Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки геометрической информации, навыками работы с компьютерными программами как средством работы с этой информацией.
На основе знаний о фиксации геометрической информации участвовать в разработке новых методик проектирования, технологий выполнения топографо-геодезических работ при землеустройстве и кадастре, ведения кадастра, оценки земель и недвижимости

Формируемые геометро-графические компетенции в процессе обучения г-г дисциплинам студентов направления подготовки «Землеустройство и кадастры» делятся на следующие группы по видам деятельности:

  • в организационно-управленческой деятельности, ориентированные на оптимальную организацию и управление производственным процессом: ПК-1.
  • в проектной деятельности, обеспечивающие текущее и перспективное планирование работы, проектирование и конструирование процесса, качества продукта труда, подбор техники и инструментария (методов, приемов и дополнительных средств), оптимально необходимых для выполнения конкретных полномочий, технологических и диагностических функций, действий и операций: ПК-6, ПК-7, ПК-8.
  • в производственно-технологической деятельности, связанные с операционно-деятельностной составляющей производственного процесса, контролем и оценкой его хода, с проверкой соответствия проектных данных и качества произведенного продукта: ПК-10, ПК-13, ПК-14.
  • в научно-исследовательской деятельности, включающие (реализующие) ряд интеллектуальных, технологических и экспериментально-исследовательских действий по совершенствованию производственного (или иного – в соответствии с предметом деятельности) процесса, обоснованному прогнозу динамики развития профессиональной техники и технологии, творческого потенциала в содержании своей профессиональной деятельности и деятельности подчиненных: ПК-18.

Диагностировать уровни сформированности ОК и ПК предлагается способом оценивания в баллах результатов курсового проекта, выполняемого студентами в ходе проведения результативного этапа формирования профессиональной готовности студентов в процессе обучения г-г дисциплинам. Курсовой проект (работа) или расчетно-графическая, контрольная работы, несмотря на тенденцию сокращения учебного времени, выделяемого на обучение учебным курсам, присутствует во всех учебных планах геометро-графических дисциплин. В разработанной нами методике выполнения курсового проекта интегрированного курса г-г дисциплин задействованы все вышеизложенные виды деятельности. Курсовой проект выполняется в группах или единолично. В соответствии с этим баллы распределяются следующим образом: за организационно-управленческую, научно-исследовательскую деятельность и соответствующие ей компетенции, руководителю группы – 10 баллов, участникам группы –7 балов. Если в курсовом проекте используется компьютерная графика как средство графического оформления контрольной, курсовой работы или проекта по другим учебным дисциплинам профессионального цикла выставляется 10 баллов. В этом случае оценивается проектная и производственно-технологическая деятельность и соответствующие ей компетенции. Если выполняется типовой курсовой проект с элементами творчества, выставляется 5 баллов.

Ниже приводятся некоторые аспекты из методических указаний по выполнению курсового проекта интегрированного курса геометро-графических дисциплин.

«Целью курсового проекта является формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Задачи курсового проекта – углубленное изучение содержательной и операционной частей учебного курса начертательной геометрии и компьютерной графики ProSITE.

Примерные темы курсового проекта предложены в двух направлениях – профессиональном и практическом:

Первое, профессиональное направление, предусматривает выполнение курсового проекта по компьютерной графике, как средство графического оформления контрольной, курсовой работы или проекта по другим учебным дисциплинам профессионального цикла.

1. «Определение границ земляных работ»: построение строительной площадки с подъездными путями; создание автомобильной и железнодорожной развязки; создание искусственного водохранилища с элементами строительства, плотины и других гидротехнических сооружений; определение водосборной площади; проведение трубопроводов, водоотведения и другие работы по водоснабжению.

Второе направление, практическое, ориентирует студентов на изучение возможностей программы, ее средств, инструментов, функций.

2. «Построение модели топографической поверхности с элементами строительства: ландшафт среды с малыми архитектурными формами; генеральный план поселка; выполнение топографических чертежей»

Практическая часть курсового проекта представлена чертежами, выполненными в компьютерной программе и вручную в соответствии с выбранной темой. Объем пояснительной записки курсового проекта должен быть не менее 5-10 страниц печатного текста, объем графической части – 2 листа формата А2.

Тема курсового проекта выбирается студентами из предложенных преподавателем направлений курсового проекта. Однако у студентов имеется возможность выполнения типового проекта с обязательными элементами творчества. Типовой проект выполняется на основе индивидуального варианта задания. (Рис.1.2.) Творческая часть выполняется на копии варианта или создается новый вариант по желанию студента. Элементы творчества включают в себя архитектурные объекты по выбору – тропинки, дома, водоемы, бассейны, декоративные подпорные стенки и др.


Рисунок.1. Варианты задания типового проекта


Рисунок2.- Типовой курсовой проект. План (электронный вариант)

Многобалльная оценка курсового проекта позволяет оценить уровень сформированности как общекультурных, так и профессиональных компетенций студентов в процессе обучения геометро-графическим дисциплинам при ограничениях на выделяемые ресурсы и будет полезна для преподавателей учебных дисциплин других направлений подготовки строительных вузов.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гаврилюк Людмила Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация