Как определить сформированы ли компетентности у студентов или нет, и какие контрольные мероприятия для этого необходимы? Вопрос, который возник в связи с компетентностным подходом в рамках требований ФГОС ВП. В научно-педагогических исследованиях рассматриваются определения самого понятия «компетентность», классификация компетенций, методики формирования, но педагогические измерительные материалы для оценки сформированности компетенций исследователями не разработаны в должной мере. Предлагаются критерии, показатели и различные инструментарии диагностирования, которые требуют специально организованных педагогических мероприятий. А как вписать в учебный процесс и самое главное как изыскать для этих мероприятий учебное время, которое имеет тенденцию к сокращению?
В рамках проведенного исследования нам удалось решить проблему оптимального педагогического измерения уровня сформированности профессиональных (ПК) и общекультурных компетенций (ОК). Исследуя процесс формирования профессиональной готовности студентов направления подготовки «Землеустройства и кадастры» средствами геометро-графических дисциплин, нами была разработана и апробирована поэтапная модель формирования профессиональной готовности студентов указанного направления средствами геометро-графического (г-г) комплекса, представляемая собой систему. В ней были выделены подсистемы: компетентностная, когнитивная, ценностно-мотивационная, временная, подсистема дидактических и профессиональных принципов, критериальная подсистема. В критериальной подсистеме выделялись уровни и соответствующие им критерии, показатели и способы диагностирования конкретно к ценностно-мотивационной, когнитивной и компетентностной подсистемам. В данной публикации будет предложена методика педагогического оценивания уровней сформированности компетентностной подсистемы.
Выделение компетентностной подсистемы диктуется компетентностным подходом в профессиональном образовании. В ФГОС направления подготовки «Землеустройство и кадастры» выделены общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК). Общекультурные компетенции (ОК) это компетенции, которые являются результатом изучения всех циклов и блоков дисциплин, а также воспитательного воздействия вуза. Они предполагают владение соответствующей культурой мышления, определяемой способами получения, хранения и переработки информации. Профессиональные компетенции (ПК) – это способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности.
В таблице 1 показаны ОК и ПК компетенции адаптированные к формируемым у студентов в процессе обучения геометро-графическим дисциплинам, которые можно назвать геометро-графическими компетенциями
Таблица 1 –Геометро-графические компетенции
Формулировка общекультурных компетенций, адаптированная к комплексу геометро-графических дисциплин | Формулировка профессиональных компетенций, адаптированная к комплексу геометро-графических дисциплин |
При решении задач по начертательной геометрии необходимо ставить цель, формулировать задачу, определить ее место в системе других задач, на основании анализа и обобщения выявить и сформулировать алгоритм решения задачи. | Использование методик разработки документов основано на технических изображениях, которые фиксируют геометрическую информацию о земельных ресурсах, и объектах недвижимости. |
Овладение компетенцией ОК-1 является основой для саморазвития, которое состоит в умении осваивать новые области геометрического моделирования, повышая тем самым свою квалификацию и развиваться в выбранной профессии. | Формирование указанной способности основано на знании соответствующих разделов начертательной геометрии и компьютерных программ, позволяющих работать с геометрической информацией о недвижимости и земельными участками. |
Критическая оценка своих достоинств и недостатков в области геометрического моделирования позволяет намечать пути и выбирать средства для дальнейшего саморазвития. | Способность использовать знание методики фиксации геометрической информации о земельных участках и инженерном оборудовании |
Овладение приемами создания технических изображений и работы с ними позволяет осознать широкий диапазон и важность их использования. | Способность использовать знание современных автоматизированных технологий сбора, систематизации, обработки и учета геометрической информации о земельных участках и объектах недвижимости. |
Способность использовать основные законы построения изображений является базой для освоения методов геометрического моделирования, которые существенно расширяют возможности теоретического и экспериментального исследования |
Способность использовать знания в области геометрического моделирования в современных технологиях по выполнению топографо-геодезических работ при проведении инвентаризации и межевания, землеустроительных и кадастровых работ, методов обработки результатов геодезических измерений, перенесения проектов землеустройства в натуру и определения площадей земельных участков |
Способность понимать сущность и значение геометрической информации в развитии современного информационного общества. | Способность использовать знание современных технологий дешифрирования видеоинформации, аэро- и космических снимков, дистанционного зондирования территории, создания оригиналов карт, планов, других графических материалов для землеустройства и Государственного кадастра недвижимости на основе знания соответствующих разделов начертательной геометрии и компьютерной график. |
Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки геометрической информации, навыками работы с компьютерными программами как средством работы с этой информацией. |
На основе знаний о фиксации геометрической информации участвовать в разработке новых методик проектирования, технологий выполнения топографо-геодезических работ при землеустройстве и кадастре, ведения кадастра, оценки земель и недвижимости |
Формируемые геометро-графические компетенции в процессе обучения г-г дисциплинам студентов направления подготовки «Землеустройство и кадастры» делятся на следующие группы по видам деятельности:
- в организационно-управленческой деятельности, ориентированные на оптимальную организацию и управление производственным процессом: ПК-1.
- в проектной деятельности, обеспечивающие текущее и перспективное планирование работы, проектирование и конструирование процесса, качества продукта труда, подбор техники и инструментария (методов, приемов и дополнительных средств), оптимально необходимых для выполнения конкретных полномочий, технологических и диагностических функций, действий и операций: ПК-6, ПК-7, ПК-8.
- в производственно-технологической деятельности, связанные с операционно-деятельностной составляющей производственного процесса, контролем и оценкой его хода, с проверкой соответствия проектных данных и качества произведенного продукта: ПК-10, ПК-13, ПК-14.
- в научно-исследовательской деятельности, включающие (реализующие) ряд интеллектуальных, технологических и экспериментально-исследовательских действий по совершенствованию производственного (или иного – в соответствии с предметом деятельности) процесса, обоснованному прогнозу динамики развития профессиональной техники и технологии, творческого потенциала в содержании своей профессиональной деятельности и деятельности подчиненных: ПК-18.
Диагностировать уровни сформированности ОК и ПК предлагается способом оценивания в баллах результатов курсового проекта, выполняемого студентами в ходе проведения результативного этапа формирования профессиональной готовности студентов в процессе обучения г-г дисциплинам. Курсовой проект (работа) или расчетно-графическая, контрольная работы, несмотря на тенденцию сокращения учебного времени, выделяемого на обучение учебным курсам, присутствует во всех учебных планах геометро-графических дисциплин. В разработанной нами методике выполнения курсового проекта интегрированного курса г-г дисциплин задействованы все вышеизложенные виды деятельности. Курсовой проект выполняется в группах или единолично. В соответствии с этим баллы распределяются следующим образом: за организационно-управленческую, научно-исследовательскую деятельность и соответствующие ей компетенции, руководителю группы – 10 баллов, участникам группы –7 балов. Если в курсовом проекте используется компьютерная графика как средство графического оформления контрольной, курсовой работы или проекта по другим учебным дисциплинам профессионального цикла выставляется 10 баллов. В этом случае оценивается проектная и производственно-технологическая деятельность и соответствующие ей компетенции. Если выполняется типовой курсовой проект с элементами творчества, выставляется 5 баллов.
Ниже приводятся некоторые аспекты из методических указаний по выполнению курсового проекта интегрированного курса геометро-графических дисциплин.
«Целью курсового проекта является формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Задачи курсового проекта – углубленное изучение содержательной и операционной частей учебного курса начертательной геометрии и компьютерной графики ProSITE.
Примерные темы курсового проекта предложены в двух направлениях – профессиональном и практическом:
Первое, профессиональное направление, предусматривает выполнение курсового проекта по компьютерной графике, как средство графического оформления контрольной, курсовой работы или проекта по другим учебным дисциплинам профессионального цикла.
1. «Определение границ земляных работ»: построение строительной площадки с подъездными путями; создание автомобильной и железнодорожной развязки; создание искусственного водохранилища с элементами строительства, плотины и других гидротехнических сооружений; определение водосборной площади; проведение трубопроводов, водоотведения и другие работы по водоснабжению.
Второе направление, практическое, ориентирует студентов на изучение возможностей программы, ее средств, инструментов, функций.
2. «Построение модели топографической поверхности с элементами строительства: ландшафт среды с малыми архитектурными формами; генеральный план поселка; выполнение топографических чертежей»
Практическая часть курсового проекта представлена чертежами, выполненными в компьютерной программе и вручную в соответствии с выбранной темой. Объем пояснительной записки курсового проекта должен быть не менее 5-10 страниц печатного текста, объем графической части – 2 листа формата А2.
Тема курсового проекта выбирается студентами из предложенных преподавателем направлений курсового проекта. Однако у студентов имеется возможность выполнения типового проекта с обязательными элементами творчества. Типовой проект выполняется на основе индивидуального варианта задания. (Рис.1.2.) Творческая часть выполняется на копии варианта или создается новый вариант по желанию студента. Элементы творчества включают в себя архитектурные объекты по выбору – тропинки, дома, водоемы, бассейны, декоративные подпорные стенки и др.
Рисунок.1. Варианты задания типового проекта
Рисунок2.- Типовой курсовой проект. План (электронный вариант)
Многобалльная оценка курсового проекта позволяет оценить уровень сформированности как общекультурных, так и профессиональных компетенций студентов в процессе обучения геометро-графическим дисциплинам при ограничениях на выделяемые ресурсы и будет полезна для преподавателей учебных дисциплин других направлений подготовки строительных вузов.
Количество просмотров публикации: Please wait