УДК 930.85

ВОСПОМИНАНИЯ ДЕТСТВА – ОКНО В ДРУГУЮ РЕАЛЬНОСТЬ

Харламова Юлия Леонидовна
Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация
Данная статья посвящена сравнительному анализу постижения мира ребенком и взрослым человеком. В данной работе поднимается вопрос о том, что дети иначе воспринимают окружающий их мир, находятся в иной действительности нежели взрослые.

Ключевые слова: образное мышление, память, ребенок, человек


THE MEMORIES OF CHILDHOOD IS A WINDOW TO THE OTHER REALITY

Kharlamova Julia Leonidovna
Saint-Petersburg State University

Abstract
This article covers the problem how children and adults comprehend the world. The author justifies the point that children understand the world differently than adults because they are in the other reality.

Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Харламова Ю.Л. Воспоминания детства - окно в другую реальность // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/51233 (дата обращения: 02.06.2017).

Прекрасное время детство! Как часто мы ловим себя на мысли о том, что хотим вернуться назад; жалеем о том, что хотели быстро повзрослеть и стать самостоятельными, независимыми. Но почему? С чем это связано? Почему мы с удовольствием погружаемся в детские воспоминания, которые полны счастливых и радостных моментов? Отчасти дело в том, что в детстве ребенок окружен заботой, родители опекают его, холят и лелеют. Но еще объяснение, которое заслуживает нашего внимания, – это тот факт, что детское восприятие мира отличается от взрослого. И вот это восприятие остается в памяти людей даже тогда, когда они взрослеют. В чем же состоит это отличие?

Сейчас мы осуждаем себя за то, что не ценили моменты счастливого и беззаботного детства. Мы воспринимали мир по-другому: все было интересно, по-новому, многого мы не знали. Не знали мы и взрослой жизни, отсюда и желание поскорее повзрослеть и окунуться в самостоятельность и независимость.

С течением времени ребенок взрослеет, умнеет, становится взрослым. Обладая определенным багажом знаний, он совершенно по-другому смотрит на то, что окружает его: пелена спала с глаз, в жизни все непросто, надо всего добиваться самому. События каждого дня наполнены проблемами и заботами. Люди спешат по делам, куда-то опаздывают, торопятся… В их головах выстраиваются логические цепочки по решению той или иной задачи, варианты того, как избежать неприятностей и тому подобные алгоритмы упрощения жизни, если это можно так назвать.  Мир взрослых людей – бескрасочный. В нем живут роботы, выполняющие заложенную в них программу. Они не могут пойти против того, что руководит ими. Одно отклонение – и все, система сломана, установка потеряна, результат, к которому необходимо прийти, неизвестен. Память таких «людей-роботов»  – это информация, необходимая для решения задач. Это сухие факты, цифры, системы и так далее. Очень редко среди этого множества мелькнет светлый лучик приятных и дорогих сердцу воспоминаний, но и он скроется за массивными облаками знаний.

Как часто вы задумывались, из чего же состоят эти светлые воспоминания, озаряющие нашу жизнь? Воспоминания, превращающие «роботов» в людей чувствующих, наслаждающихся жизнью и миром? Память человека хранит в себе воспоминания, приятные и дорогие сердцу.  Большая часть из них – детские.

Наверное, главной и наиболее важной отличительной чертой детского восприятия является непосредственность, с которой они познают мир. Видеть мир в ярких и светлых красках, «через розовые очки», если можно так выразиться, -  характерная черта познания ребенка. Он воспринимает мир таким, какой он есть, принимая все «за чистую монету». Например, для него не существует одушевленных и неодушевленных предметов, он не различает их. Это свойство, характерное для детского сознания, называется анамизмом. Дети приписывают неодушевленным предметам признаки и свойства одушевленных. Например, «Солнышко садится»; «Дождик идет» и т.д. Ребенок верит в то, что у дождика есть ноги, поэтому он и ходит по дороге. И каждый раз, становясь свидетелем дождя на улице, он будет воспринимать дождь как  взрослого  дядю, чья одежда состоит из капелек воды и который вышел погулять на улицу, так же как и он, маленький мальчик, выходит гулять с мамой и папой. Для взрослых людей дождь – это обычное погодное явление. Единственное, что их волнует, это необходимость взять зонт, чтобы не промокнуть. В данной ситуации взрослый человек  в отличие от ребенка посмотрит на него с практической точки зрения.

Для детского восприятия мира характерная и другая особенность. Для маленьких детей, только-только познающих все вокруг, родители являются ориентиром, своеобразным руководством к действию. Для ребенка взрослые являются всемогущими, людьми, которые все знают. И если мама с папой ругаются на него, значит, он сделал что-то неправильно, он виноват. Дети очень сильно переживают такие моменты. Родители для них  – это авторитет, люди, которые всегда правы. Для взрослых фраза, типа, «Ваня, ты дурак» или «Лена, ты дура», ничего не значит. Они пропустят ее мимо ушей и продолжат делать то, чем занимались ранее. Ребенок же очень долго будет переживать по этому поводу. Он миллион раз прокрутит в голове эту обидную фразу, услышанную из уст своего родителя, вспомнит причину, по которой его обозвали таким обидным словом, и придет к выводу о том, что он действительно дурак, ведь мама так назвала его, а маму надо слушаться. Ведь мама – это образ, в котором сосредоточены все истины о мире.

Постижение мира через образы характерно для ребенка. Они помогают маленькому человечку, только-только постигающему большой и полный новых открытий мир, сформировать в своей памяти определенную систему понятий и  представлений о тех или иных предметах и явлениях; систему действий, которыми следует руководствоваться, совершая тот или иной поступок. Например, герой сказки Андерсена [1,C.15-16], маленький мальчик, впервые попавший на заброшенную террасу старого дома, представляет ее не как место с «щелями в полу, из которых выглядывала трава», а как «настоящий сад». Сад, который жил вместе с этим старым домом. Возможно, маленький мальчик никогда не был в деревне, всю свою жизнь он прожил в этом переулке среди «новеньких и чистеньких домов», поэтому старая заброшенная терраса с травой, лезущей из всех дыр и щелей, сформировала в голове мальчика образ настоящего сада. И еще долгое время он хранил образ этого сада в своей памяти.

Можно привести и другой пример. Главный герой рассказа А.П.Чехова [2, C.20-22] – «маленький мальчик, родившийся два года и восемь месяцев назад», как бы рассказывает нам о своей жизни, и мы становимся невольными свидетелями того, как он воспринимает окружающий мир. Мир этот складывается из образов: комната, в которой он живет, это «четырехугольный мир», в каждом углу которого стоит определенный предмет – его кровать, нянькин сундук, лампадка или стул. Любое перемещение предметов приводит Гришу в замешательство также, как и внезапное появление его тети: «Она то появляется, то исчезает». Ребенок привык, что мама и няня все время рядом, они существуют, чтобы кормить и одевать его. Но вот тетя… «Загадочная личность». Он не знает, как вести себя с ней.

Образы, сформировавшиеся в памяти ребенка, руководят им и тогда, когда он совершает тот или иной поступок. В основе своей, дети никогда не совершат чего-либо, не подумав о том, что на это скажут родители. Для них родитель – это образ, по отношению к которому непослушание – это нехороший поступок [3,C.50-51].  Это какой-то недостижимый образ человека, который все знает и который всегда прав. И любое непослушание с которым может плохо закончится. Существуют ли такие образы в сознании взрослых людей? Нет, не существуют. Я не уверена, что взрослый человек воспринимает мир, основываясь на образах, заложенных в его памяти. Любой трезво мыслящий отдает себе отчет в том, что образ – это всего лишь картинка, которая «поселилась» у нас в голове, и у каждого эта картинка своя.  Люди воспринимают мир таким, каков он на самом деле, исходя из рационального опыта, а не из чувственного, который присущ детям.

Последней особенностью детского восприятия действительности, о которой бы хотелось упомянуть, является эмоциональность. Ребенок, познающий окружающий его мир, полагается на собственные чувства, он не делает научных или же каких-то логических выводов, что свойственно людям взрослым. Как следствие такого способа познания мир у детей могут возникать страхи, которые иногда сопровождают его на протяжении долгого времени, порой даже и во взрослой жизни.

Страх – состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения перед какой-либо опасностью, бедой и т.п. [4, C. 99].  Страх– это эмоция, обосновавшаяся в памяти человека. Эмоция эта возникла в результате эмоционального восприятия мира. Бывают случаи, когда страхи свойственны взрослым людям. Но, в основе своей, дети больше подвластны им.

Детские страхи – результат эмоционального восприятия мира детьми.  Возникает он как реакция на внешний раздражитель, с которым взрослому человеку справиться легче. Ребенок постигает мир через чувства, он еще не способен формировать логические и научные выводы, из событий, происходящих вокруг него. Бывают случаи, когда ребенок находится в тупике: его пугает что-то, никто не в силах объяснить ему это. И эта неизвестность и загадочность ужасает его. «Никто не знает этого, поэтому это страшно», – думает ребенок. Он запоминает это состояние, в нем появляется боязнь неизвестности. До боли знакомый пример: кто из нас в детстве не боялся темноты? Почему мы боялись ее? Мы не знали, что происходит в комнате, когда в ней никого нет, а свет выключен. В нашей памяти всплывали образы чудовищ, которые перемещаются по комнате и готовы в любую минуту схватить и утащить к себе в пещеру.  А не пугались ли мы печатной машинки, которая издавала громкие и непонятные нам звуки ровно  также, как и те звуки, которые издавал «уродец и изгнанник» [5, C. 120-121] телефон, висевший «в углу черного коридора» и «который усиливал немалые страхи».

Примеры, описанные выше,  подтверждают тот факт, что детское восприятие мира целиком и полностью основано на эмоциях. Дети не делают научных или логических выводов, сопоставляя те или иные факты. В их памяти есть образы. Образы эти есть основа, посредством которой они мир и осознают. В отличие от детей, взрослые обладают способностью логически мыслить, на основе этого делать научные выводы. И, как следствие, им проще перебороть боязнь чего-либо. При ее возникновении любой трезво мыслящий человек задумается, чем обоснован этот страх, настолько ли он ужасен и стоит ли его вообще иметь? И в девяти случаях из десяти он найдет аргументы в пользу того, что бояться не стоит, что это вовсе те так страшно и ужасно, как казалось вначале.

Взрослый мир полон фальши, детский – полон радости и счастья. Порой, стремясь к вершинам, мы не обращаем внимания на то, что происходит вокруг. Наши мысли, наши стремления глобальны. Мелочи жизни нас не интересуют. Но всегда ли мы добиваемся поставленных задач, основываясь на таком восприятии мира?

Детское видение мира – естественнее, человечнее и правильнее»[6,  C. 100]. Дети – это существа, воспринимающие окружающий их мир всем сердцем, впитывающие в себя все события, которые происходят вокруг. Любой взрослый человек не обратит никогда внимание на то, что увидит малыш. Его взору откроется то, на что взрослый никогда не потратит свое драгоценное время.

Может, чтобы достичь успеха взрослому необходимо сохранить и пронести в себе детскую непосредственность в восприятии окружающего его мира?  Познавать его не только рационально, но и эмоционально?


Библиографический список
  1. Андерсен Г.Х. Сказки и истории: в 2 т. // Старый дом. Л.: Художественная литература, 1969.
  2. Чехов А.П. Сочинения в 18 т. //  Гриша.  М.: Наука, 1976. – Т. 5
  3. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т. //  Отрочество. М.:  Художественная литература, 1978. Т. 5.
  4. Словарь русского языка: в 4-х  т. / РАН, Ин – лингвист. исследований // Под ред.  Евгеньевой  А.П.  – 4-е изд. -  М.: Полиграфресурсы, 1999. Т. 3
  5. Беньямин В. Берлинское детство на рубеже веков // Телефон. М.: ЛОГОС, 2011.
  6. Де Сент-Экзюпери А. Маленький принц. М.:Фрунзе, 1982.


Все статьи автора «Харламова Юлия Леонидовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: