РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ИГРЕ

Кадырмаева Динора Радиковна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого»

Аннотация
В данной статье рассмотрена проблема общения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Разработка этой проблемы идет «вширь»: становятся все более разнообразными выборки испытуемых, условия их взаимодействия, расширяется число факторов, влияющих на общение детей. Однако само общение анализируется, как правило, с чисто количественной и поведенческой стороны: выявляется частота контактов, успешность отдельных коммуникативных актов, соотношение активных и реактивных форм взаимодействия.

Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, развитие общения


THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION AMONG OLDER SCHOOLCHILDRENS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN THE GAME

Kadyrmaeva Dinora Radikovna
The Russian Federation, Tula, Tula State Pedagogical University by Lev Tolstoy

Abstract
This article deals with the problem of communication of preschool children with intellectual disabilities. Development of this problem is rising : tested people are becoming more diverse, the conditions of their interaction, expanding the number of factors influencing the communication of children. However, communication itself is analyzed, usually with quantitative and behavioral aspects: the frequency of contact is detected, the success of the individual communication instruments, and the ratio of active and reactive interactions.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кадырмаева Д.Р. Развитие общения у старших дошкольников с нарушением интеллекта в игре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/51195 (дата обращения: 18.04.2024).

Проблема формирования коммуникативных способностей детей с нарушением интеллекта на всех этапах развития образования является актуальной. Изучением детей с нарушением интеллекта занимались такие ученые, как Л. С. Выготский, Л. В. Занков, С. Я. Рубинштейн, Г. Е. Сухарева, Ж. И. Шиф, М. С. Певзнер.

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и на основе результатов диагностического исследования разработка и апробация коррекционнно-развивающей программы.

Исследование проводилось на базе ДРЦ «Мамонтенок» г. Тула. В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

В ходе исследования была разработана диагностическая программа, направленная на изучение общения детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Использовались методики:

1.Методика «Завершение предложения (вариант В. Михала)»

2. Методика «Картинки»

3. Методика «Выбор в действии»

4. Методика «Изучение коммуникативных умений детей»

5. Методика выявления уровня развития коммуникативных способностей Н.Е.Вераксы.

Результаты, полученные в ходе реализации диагностической программы:

С помощью методики «Завершение предложения (вариант В. Михала)» были получены значения в группе: у 70% учеников, отмечается максимально положительное отношение к близким родственникам, к семье. Отрицательное отношение к ровесникам, к воспитателям и детскому саду, отмечается у 50% учеников, дети не заинтересованы в общении.

По методике «Картинки» было выявлено, что большинство детей имеют низкий уровень развития социального интеллекта.

По методике «Выбор в действии» были получены результаты: средний социометрический статус имеет 20% учеников; низкий- 20%; очень низкий социометрический статус имеет 60% учеников.

Результаты по методике «Изучение коммуникативных умений детей»: 70% детей легко соглашаются с чужим мнением; 10% детей испытывают потребность в коммуникативной деятельности; 90% детей предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. 20% детей легко соглашаются с чужим мнением, подчиняются и выполняют все требования; 10% детей имеют собственное мнение; 70 % детей с трудом соглашаются с чужим мнением.

С помощью методики выявления уровня развития коммуникативных способностей Н.Е.Вераксы были получены следующие результаты: 20% детей имеют средний уровень развития коммуникативных способностей, дети, не всегда различают эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении. 80% детей имеют низкий уровень развития коммуникативных способностей, они затрудняются в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.

Данные результаты показали, что необходимо с этими детьми провести коррекционную работу, направленную на коррекцию общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Для этих целей, в нашем исследовании была разработана такая коррекционно-развивающая программа, ее основными задачами были:

1.Приобретение навыка игрового взаимодействия.

2.Раскрытие положительных черт характера.

3.Приобретение умения выходить из проблемной ситуации.

4.Расширение ролевого диапазона.

5.Обучение умению договариваться.

6.Коррекция стереотипов поведения.

7.Формирование способности эмоциональной саморегуляции.

После проведения данной коррекционно-развивающей программы, можно сказать, что у детей повысился уровень развития коммуникативных способностей, уровень развития социального интеллекта. Эти дети стали испытывать потребность в коммуникативной деятельности и активно стремиться к ней.


Библиографический список
  1. Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М.: Владос, 2004. – 246 с.
  2. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей/ Л. Дубина // Дошкольное воспитание. 2005. -138с.
  3. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция/ Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «dishaa»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация