УДК 33

РЫНОК ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Перкова Анастасия Евгеньевна1, Гайдай Анастасия Сергеевна1, Джек Людмила Николаевна1
1Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права, студент 4 курса

Аннотация
В данной статье рассмотрены основные тенденции развития лизинговых операций в Российской Федерации. Проанализированы изменения индикаторов развития рынка 2013-2014 гг. Проведен обзор лидеров, структуры рынка по видам собственности, а также территориальное распределение лизинговых сделок. Были спрогнозированы возможные тенденции лизинга на 2015 год.

Ключевые слова: Лизинг (финансовая аренда), рынок лизинговых услуг в Российской Федерации


THE LEASING SERVICES MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION

Perkova Anastasia1, Gaidai Anastasia Sergeevna1, Jack Lyudmila Nikolaevna1
1Tyumen state Academy of world economy, management and law, 4th year student

Abstract
This article examines the main trends in the development of leasing operations in the Russian Federation including the changes of market development indicators 2013-2014, review leaders, market structure by type of ownership and geographic distribution of leasing transactions. Forecasts were made possible trends of the lease in 2015.

Keywords: Leasing (financial rent), the leasing market in the Russian Federation


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Перкова А.Е., Гайдай А.С., Джек Л.Н. Рынок лизинговых услуг в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/50570 (дата обращения: 02.06.2017).

Одной из новых форм кредитных отношений, которую уже начали осваивать в том числе и российские банки, является лизинг. Эта операция получила большое распространение в мировой банковской практике.

Лизинг – это вид инвестиционной деятельности, при которой лизингодатель (лизинговая организация) приобретает у поставщика оборудование и затем сдает его в аренду за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях лизингополучателю (клиенту) с возможным последующим переходом права собственности лизингополучателю.

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время большинство российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг, под залог партий товара, недвижимости. Однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет.

В Российской Федерации вопросы лизинговых операций регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» (1988 г.), действующая на территории России с 1998г.
  2. Венская конвенция – вопросы аренды оборудования; ФЗ – вопросы приобретения в лизинг не потребляемых вещей (здания, сооружения, транспорт и пр.)
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Часть 2.
  4. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2014 г.)

В России лизинг рассматривается не просто как конкретный способ финансирования приобретения активов, а как систему отношений, включающих поиск и привлечение свободных финансовых ресурсов, инвестирование их в долгосрочные активы и передачу последних во временное пользование на возмездной основе.

Масштабы развития российского лизинга существенно меньше, хотя многие эксперты признают, что широкое развитие лизинговых отношений способствовало бы решению ряда серьезных проблем, связанных с обновлением основных фондов, поиском источников финансирования, модернизацией экономики.

Кризис 2008-2009 гг. не оказал отрицательного воздействия на рынок лизинга. Объем полученных лизинговых платежей возрастал [3]. Так, если в 2008 году этот объем составил около 403 млрд. руб., то в 2011-м – уже 540 млрд.руб. Поэтому большинство участников лизингового рынка настроены оптимистично, ожидая роста прибыли.

Однако первое полугодие 2013 года продемонстрировало падение спроса на лизинговые услуги, которое, в свою очередь, было отыграно в III квартале 2013. Так первые два квартала показали сокращение лизинговых операций примерно на 17%, но уже в разрезе трех кварталов 2013 года общее падение равно 3%. Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2013 года составил 940 млрд. рублей (см.табл. 1).

Таблица 1 – Индикаторы развития рынка лизинга 2012-2013 гг.

Показатели 2012 9 мес. 2013
Объем нового бизнеса, млрд рублей 1320 940
Темпы прироста (период к периоду), % 1,5 -2,6
Концентрация новых сделок на топ-10 компаний, % 63 67
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей 560 520
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд рублей 2530 2650
Номинальный ВВП России, млрд рублей (по данным Росстата) 62356,9 66515
Индекс «розничности» 28 35
Доля лизинга в ВВП, % 2,1 1,8

Источник: [3]

Концентрация новых сделок на топ‒10 компаний за 9 месяцев 2013 года составляет 67%, т.е. на лидирующую десятку лизинговых компаний приходится больше половины всех лизинговых операций Российской Федерации.

Совокупный портфель лизинговых компаний увеличился на 120 млрд.руб. к концу III квартала 2013 года, то есть на 4,5%. Однако доля лизинга в российском ВВП снизилась с 2,1% до 1,8% за рассматриваемый период.

Определенный рост спроса в 2013 году наблюдался в части возвратного лизинга – его доля выросла с 1% за 9 месяцев 2012 года до 5% за 9 месяцев текущего года. Повышению интереса к этому инструменту способствовала отмена налога на имущество с начала года – ряду компаний, не так давно приобретавших новое оборудование, оказалось целесообразным реализовать его и приобрести вновь уже в лизинг. В то же время три четверти объема сделок возвратного лизинга за 9 месяцев 2013 года заняла одна сделка в сегменте ж/д техники, поэтому дальнейшей массовой активности в данном сегменте большинство лизингодателей не ожидает, а условием повышения спроса они видят скорее ухудшение экономической ситуации (что заставит клиентов искать дополнительные источники средств), нежели налоговую оптимизацию [3].

Основным трендом рынка лизинговых услуг в Российской Федерации в первое полугодие 2014 года является увеличение «розничных» сделок, темп прироста которых составил примерно 44% за три квартала. Причиной этого стало снижение роста крупных сделок на рынке, а также ростом лизинговых сделок за счет клиентов, которым было отказано в кредите (см. табл. 2).

Таблица 2 – Индикаторы развития рынка лизинга 2014 гг.

Показатели 9 мес. 2014 2014 (прогноз: оптим/пессим)
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей 522 734/630
Темпы прироста (период к периоду), % -10,4 -
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей 754 1050/900
Темпы прироста (период к периоду), % -19,8 -
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, % 61 -
Индекс «розничности» 1, % 44,5 -
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей 550 690
Объем профинансированных средств, млрд рублей 505 800/680
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд рублей 2950 3200/3050
Номинальный ВВП России, млрд рублей (по данным Росстата) - 73993
Доля лизинга (объема нового бизнеса) в ВВП, % - 1

Источник: [3]

Концентрация новых сделок на топ-10 компаний за три квартала 2014 года составляет 61%, т.е. на лидирующую десятку лизинговых компаний также приходится больше половины всех лизинговых операций Российской Федерации, однако с небольшим сокращением по сравнению с 2013 годом.

Совокупный портфель лизинговых операций продолжает расти, в 2014 году рост составил 10,2% по сравнению с тем же периодом 2013 года. Доля лизинга по прогнозам экспертов продолжает снижаться.

Третий квартал 2014 года был непростым как для всей экономики России, в том числе и для рынка лизинга. Макроэкономическая ситуация в стране не способствовала росту объема спроса на лизинговые услуги. Объем нового бизнеса за три квартала 2014 года составил около 522 млрд. рублей (сокращение по отношению к трем кварталам 2013 года – около 10%), а сумма новых договоров лизинга – 754 млрд. рублей (сокращение почти на 20%).

Лидером рынка, по оценкам «Эксперт РА» за три квартала 2014 года стал ВЭБ-лизинг, объем нового бизнеса которого составил 85,7 млрд рублей (+8,7% к 9 месяцам 2013 года). Второе место занял ВТБ Лизинг, который продемонстрировал самые высокие темпы прироста из топ‒10 лизинговых компаний (+67,5% к 9 месяцам 2013 года). Третью позиция досталась компании Европлан, специализирующейся на автолизинге. В общей сложности на тройку лидеров приходится около 38% всего объема нового бизнеса.

В структуре рынка по видам собственности существенных изменений не произошло: доля государственных лизинговых компаний составила 45%, а частных – 55%. Объясняется это сокращением крупных сделок, финансированием которых нередко занимаются компании с участием государства в структуре собственности.

Территориальное распределение лизинговых сделок за 9 месяцев 2014 года не претерпело кардинальных изменений по сравнению с 9 месяцами 2013 года: снизилась доля Уральского ФО (с 11,7% до 7,2%) и Санкт-Петербурга (с 11,2% до 8,4%), доля Москвы увеличилась на 2,2 п. п. Объем новых сделок в Крымском ФО пока составляет не более 0,003%, но это уже показательно, так как, согласно данным за 1 полугодие 2014 года, еще ни одна компания не успела реализовать новые сделки в Крыму.

Доля железнодорожной техники в сумме новых договоров значительно снизилась: с 37% за девять месяцев 2013 года до 23,6% за девять месяцев 2014 года. Продемонстрировал отрицательную динамику и драйвер 2013 года – авиализинг (доля его снизилась с 15,8% до 10,1%).

Рост прочих сегментов рынка (без учета ж/д и авиатехники) суммарно составил около 13%. Доля автолизинга в сумме новых договоров продолжает увеличиваться: если за январь – сентябрь 2013 года она достигала 21,8%, то за аналогичный период 2014 года – уже 32,3%. Лидером в сегментах грузового и легкого автотранспорта стал ВЭБ-лизинг, а вторую позицию за собой удерживает Европлан. Первенство в сегменте строительной и дорожно-строительной техники с 1 полугодия 2014 года удерживает ВТБ Лизинг (18,2 млрд. рублей).

Лизинговый бизнес представляет собой особую сферу предпринимательской деятельности. При активном внедрении лизинг в силу присущих ему возможностей может стать мощным импульсом технического перевооружения производства, структурной перестройки экономики, насыщения рынка высококачественными товарами. Эффективность лизинговых сделок, достигаемая в результате их применения в хозяйственной практике, состоит в активизации инвестиционного процесса, улучшении финансового состояния предприятий лизингополучателей, повышении конкурентоспособности мелкого и среднего бизнеса.

Маловероятно, что 2015 год удивит чем-то новым. Драйверы российского рынка лизинга на протяжении последних лет неизменны. Это железнодорожный подвижной состав, автомобильный транспорт – легковой и грузовой, специальная техника, а также авиатехника, активно передаваемая в лизинг в рамках государственных программ, направленных на стимулирование обновления авиапарков. Положительная динамика будет в сегменте лизинга оборудования и спецтехники для малого и среднего бизнеса, как за счет государственных программ, так и за счет усилий отдельных компаний – частных и с государственным участием.

В случае усиления интереса к лизингу со стороны крупных промышленных корпораций стоит ожидать прироста объемов сделок в сегментах лизинга машиностроительного металлургического и металлообрабатывающего оборудования, оборудования химической промышленности и т.п.

Таким образом, в целом российскому рынку лизинговых услуг могут угрожать как экономические, так и внеэкономические факторы. В рамках первой группы факторов опасения вызывают новые кризисные явления в мировой экономике, с непредсказуемыми на данный момент до конца последствиями. В рамках второй группы тревожат действия Министерства финансов и его планы отменить применение коэффициента ускоренной амортизации в лизинге. Также беспокоит замершее на ведомственном уровне прохождение поправок в закон о лизинге, которые могли бы существенно улучшить ситуацию в части реализации имущественных прав лизинговых компаний.


Библиографический список
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 26.01.1996 № 14‒ФЗ. Часть2.
  2. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2014 г.)
  3. Лизинг в России: итоги 2014 года/ Эксперт РА.— URL: http://raexpert.ru/researches/leasing/leasing_2014


Все статьи автора «Перкова Анастасия Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: