РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ В ДЕЛОВЫХ ИГРАХ

Сямрикова Анжела Игоревна1, Гильманова Алина Ильдаровна2, Рабцевич Андрей Александрович3
1Башкирский государственный университет, Институт экономики, финансов и бизнеса, студентка 5 курса
2Башкирский государственный университет, Институт экономики, финансов и бизнеса, студентка 5 курса
3Башкирский государственный университет, Институт экономики, финансов и бизнеса, Ассистент

Аннотация
В данной статье рассматриваются аспекты развития психологических и профессиональных компетенций сотрудников в деловых играх. Любая организация, стремится увеличить свое значение и долгосрочную работу на рынке, и хочет, чтобы у нее работали работники, заинтересованные в развитии их компетенции, в росте индивидуальной и коллективной работы. При помощи различных методов в деловых играх, происходит развитие сотрудников, достигаются цели и задачи организации.

Ключевые слова: деловая игра, компетентность, развитие, цели


DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE OF EMPLOYEES BY BUSINESS GAMES

Syamrikova Anzhela Igorevna1, Gilmanova Alina Ildarovna2, Rabtsevich Andrey Aleksandrovich3
1Bashkir State University, Institute of Economics, Finance and Business, 5th year student
2Bashkir State University, Institute of Economics, Finance and Business, 5th year student
3Bashkir State University, Institute of Economics, Finance and Business Assistant

Abstract
This article is about development of psychological and professional competence of employees by business games.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сямрикова А.И., Гильманова А.И., Рабцевич А.А. Развитие психологических и профессиональных компетенций сотрудников в деловых играх // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/03/48984 (дата обращения: 19.04.2024).

Развитие сотрудников в большинстве компаний основано, конечно, на компетенциях. Эта система координат, которая задает и устанавливает поведение и соответственно, параметры работников компании.

Как правило, система включает в себя лидерские качества и управленческие компетентности. Для обеспечения обратной связи в некоторых компаниях организовывается мероприятие под названием бизнес-игра, потому что деловая игра, как формат, идеально подходит для решения поставленных задач.

Деловая игра – это нестандартное и эффективное средство для оценки и развития сотрудников, которая позволяет легче принимать и разделять цели и задачи компании. Формат деловой игры также используется для построения команды, создавая корпоративную модели принятия решений, развитие управленческих и коммуникативных навыков, развитие компетенций сотрудников [1].

Корпоративная бизнес игра всегда имеет определенный сюжет, в котором развивается бизнес реальность. Деловая игра позволяет участникам более четко понять текущее место в компании, и цели, которые они хотели бы достичь. Это создает мощную мотивацию – люди понимают, что нужно сделать, чтобы достичь этих целей.

Несмотря на то, что корпоративная деловая игра – инструмент для развития сотрудников, было бы неправильно сравнивать его с тренингами или другими традиционными способами развития и обучения.

Целью игры устанавливаются не только навыки для развития бизнеса, а также равные возможности осознать свою роль в команде, чтобы показать свои яркие качества, развивать компетенции. Использование деловых игр позволяет выявить личностные характеристики участников, что особенно важно в выборе и оценке управления, а также развитие компетенций сотрудников.

Любая организация, которая стремится увеличить свое значение и долгосрочную работу на рынке, хочет, чтобы у нее работали работники, заинтересованные в развитии их компетенции, рост индивидуальной и коллективной работы. Один из самых распространенных способов развития персонала является его обучение.

Психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивные мероприятия (внешние и внутренние) на основе психологической грамотности, т.е. это означает эффективное применение знаний, умений и навыков для решения задач, стоящих перед человеком, проблемы.[3]

Обучение персонала организации на рабочем месте дешевле и эффективнее, имеет тесные связи с повседневной работой и облегчает вхождение рабочих в образовательный процесс, которые не привыкли к обучению в школе. Но в то же время, это обучение ограничивается за рамок данного рабочего места.

Обучение персонала организации проводится за пределами рабочего места в организации, во избежание дополнительных финансовых затрат и отвлечения работников от выполнения своих обязанностей. Это позволяет не только улучшить свои навыки, но и проводить переподготовку и повысить уровень общего образования. [2]

Один из наиболее распространенных методов повышения эффективности обучения – деловые игры, отличительными особенностями которых являются:

- увеличение умственной деятельности учащихся, независимо от их желаний, через формирование специальных условий в аудитории;

- ознакомление студентов с возможностью расширить свои знания и навыки не только компетенции учителей, но и компетенций друг друга;

- повышение интереса студентов в процессе обучения;

- вовлечение в процесс обучения всех трех компонентов личности: интеллектуальной, эмоциональной и волевой.

Любая классификация игр является весьма условна, так как они ориентированы, в дополнение к приобретению специальных знаний и навыков, чтобы обучать людей, чтобы взаимодействовать, общаться и развиваться. В то же время можно выделить: ролевые игры, имитационные игры, производственные игры, которые вроде упрощены решениями применительно к конкретным ситуациям.

Ролевые игры – это разновидность игр, где четко поделены между сторонами роли, которые они должны выполнять в игре. Эти роли могут быть:

- антагонистические, когда участники соревнуются друг с другом, пытаясь максимизировать свой выигрыш (например, участники выполняли роль лидеров бизнеса, которые разделяют конкретный рынок, и победителем становится тот, кто останется с самой большой долей рынка );

- неантагонистические, когда цели участников игры не противоречат друг другу (например, один игрок берет на себя роль работодателя, а другой – кандидата на конкретную вакантную должность. Другой пример – игроки выступят в роли менеджеров разных отделов (маркетинг, производство, финансы и т.д.) одного предприятия, каждый из них в игровой ситуации отстаивает интересы своего подразделения, но все они имеют общую цель -прибыльный рост в масштабах предприятия [4]

Моделирование игры – своего рода деловые игры, в которых поведение данной модели определяется операционной средой организации, представленных в виде деловой игры. Моделирование игры отличаются от той роли, в которой :

- они не являются и в ней четко определены роли конкретных руководителей (специалистов), в моделируемой среде управления;

- установлены некоторые конструкции, технологии, принципы, регулирующие поведение людей и их взаимодействие. Пример такой игры может быть довольно хорошо известен в игре «Кораблекрушение».

Отличительными особенностями производства деловой игры являются:

- его базой может быть только модель социально-экономической системы (предприятия) в целом, а не отдельных его элементов;

- моделируемая система всегда считается в динамике прямо в игре, проявляется в принятии решений участников, последовательность (цепь) управления.

При проведении различных бизнес-игр уделяется особое внимание со стороны компетентной организации, в ходе которых должны быть решены следующие основные вопросы:

- Продукты питания, отдыха, транспорте для доставки участников к месту проведения игры;

- В деловой игре наличие видеокамер, телевизоров, компьютеров, калькуляторов и другого оборудования;

- Полный набор канцелярских товаров (кнопки, скрепки, карандаши, маркеры), листы ватмана, бумага и т.д..;

- Возможности в самой аудитории, которая предназначена для проведения деловых игр, чтобы можно было свободно перемещать столы и стулья, чтобы сформировать игровое пространство. В процессе моделирования и производства деловых игр, участники должны научиться разрабатывать и принимать коллективные решения. Это трудно, потому что в процессе групповой дискуссии участники должны не только защищать свои собственные мнения, но и принять точку зрения своих коллег. К сожалению, в большинстве случаев, группа использует один из двух типов поведения:

- решение принимается голосованием;

- принимается альтернативное решение, что защищает наиболее волевого члена группы, который имеет, как правило, достаточно громкий голос.[5]

В обоих случаях, самые умные альтернативы не принимаются в качестве окончательного решения. Таким образом, наиболее соответствующие методы производственного и группового принятия решений в процессе деловых игр – метод мозгового штурма, и метод Делфи.

Таким образом, цели, для которых в традиционном обучении затрачивалось много усилий, в деловой игре достигаются всего за несколько шагов.


Библиографический список
  1. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. – Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 121с.
  2. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра. – М.: Владос-пресс, 2000. – 78с.
  3. Бодалева А.А. Психологическое общение / А.А. Бодалева. – М.: Академия, 2006. – 256с.
  4. Лихачев Б. Педагогика. – М., 2000. – 99с.
  5. Махмутова В.Н. Обучение как одна из проблем управления персоналом / В.Н. Махмутова, А.А. Рабцевич // В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы V международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С.16-18.
  6. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учебник. – М.: Профиздат, 1991. – 156с.
  7. Рабцевич А.А. Адекватность работников современным требованиям к рабочей силе как фактор инновационного развития // В сборнике: Статьи и тезисы докладов XIX Международной молодёжной научной конференции «Социально-экономическое развитие России: возможности, проблемы, перспективы. Взгляд молодых». Ответственные редакторы: О.В. Артемова, А.В. Власова. 2014. С. 154-155.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сямрикова Анжела Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация