ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Гурина Дина Олеговна1, Сазыкина Ольга Анатольевна2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Студентка 5 курса Института экономики и менеджмента
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Доцент кафедры «Менеджмент», кандидат экономических наук

Аннотация
В статье представлены результаты сравнительного мониторинга конкурентоспособности организаций фармацевтической отрасли, проведенного на примере аптечных сетей Пензенской области. В настоящее время рынок фармацевтических товаров настолько разнообразен и насыщен лекарственными препаратами различных зарубежных и отечественных производителей, что достичь высокой конкурентоспособности очень сложно. Преуспевают в этом аптечные сети, которые располагают свои розничные магазины в так называемой «шаговой доступности»: в жилых домах, в супермаркетах, поликлиниках и т.д. В тоже время лекарственные препараты для большинства людей являются жизненно необходимыми товарами, повышение цен на которые заставляет чувствительных к ценам потребителей искать более выгодные, с потребительской точки зрения, варианты, т.е. более дешевые. В итоге ценовая политика фармацевтической организации играет не маловажную роль в повышении ее конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, Потребительский спрос, фактор, фармацевтические организации


FACTORS OF INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE MODERN PHARMACEUTICAL ORGANIZATIONS

Gurina Dina Olegovna1, Sazykina Olga Anatolyevna2
1Penza state university of architecture and construction, Student of the 5th course of Institute of economy and management
2Penza state university of architecture and construction, Associate professor of the department "Management", Candidate of Economic Sciences

Abstract
Results of the comparative monitoring of competitiveness of the organizations of pharmaceutical branch which is carried out on the example of pharmacy chains of the Penza region are presented in article. Now the market of pharmaceutical goods is so various and saturated medicines of various foreign and domestic producers what to reach high competitiveness very difficult. Pharmacy chains which the retail shops in so-called "step availability" have succeed in it: in houses, in supermarkets, policlinics, etc. In too time medicines for most of people are vital goods price increase on which forces consumers, sensitive to the prices, to look for more favorable, from the consumer point of view, options, i.e. cheaper. As a result the price policy of the pharmaceutical organization plays not an unimportant role in increase of its competitiveness.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гурина Д.О., Сазыкина О.А. Факторы повышения конкурентоспособности современных фармацевтических организаций // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/02/47024 (дата обращения: 13.03.2024).

Глубокие преобразования современной российской экономики повлекли за собой кардинальные изменения в сфере обращения лекарственных препаратов. Фармацевтическая отрасль в результате приватизации и децентрализации управления была полностью преобразована в рыночную систему хозяйствования, в которой в качестве основных экономических регуляторов стали выступать рыночные отношения. В современных условиях российские фармацевтические организации участвуют в острой конкурентной борьбе как друг с другом, так и с зарубежными фармацевтическими компаниями [3].

Говоря о высокой конкурентоспособности фармацевтической организации, подразумевается, что она обладает рядом характеристик, которые в большей степени удовлетворяют реальные или могут удовлетворить потенциальные потребности покупателей лекарственных средств, по сравнению с аналогичными организациями, представленными на данном рынке. Т.е. конкурентоспособность фармацевтической организации определяет ее возможность выдерживать конкуренцию в сравнении с другими организациями.

Оценка конкурентоспособности фармацевтической организации представляет собой сравнение ее свойств с аналогичными показателями приоритетных конкурентов (такими, которые занимают наилучшие позиции на данном рынке) с целью определения характеристик, создающих конкурентные преимущества предприятия и являющихся ее ключевыми факторами успеха.

Конкурентные преимущества организации – это уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми она владеет, а также стратегически важные для нее сферы бизнеса, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Другими словами, конкурентные преимущества можно определить как высокую компетентность организации в какой-либо области, которая дает наилучшие возможности преодолевать конкуренцию, привлекать потребителей и сохранять их приверженность фирме [7].

Ресурсы, имеющиеся у организации, будут создать и поддерживать устойчивое конкурентное преимущество, если они соответствуют следюущим критериям:

1. Трудновоспроизводимость, т.е. чем больше затрат и времени требуется для воспроизведения ресурса конкурентами, тем выше его конкурентная ценность.

2. Длительность пользования, т.е. чем дольше период возможной эксплуатации ресурса, тем выше его ценность (фотопленки заменяются на цифровые камеры, отделения банков становятся не нужными за счет развития сети банкоматов).

3. Превосходство ресурса, т.е. уникальность ресурса должна постоянно поддерживаться, а если она теряется нужно искать новое конкурентное преимущество.

4. Устойчивость к нейтрализации, т.е. конкуренты могут нейтрализовать конкурентное преимущество, предоставив потребителям тоже самое, например, по более низким ценам, или намного совершеннее.

Проблемы успешной деятельности фармацевтических организаций, создания и удержания их конкурентных преимуществ являются одними их самых актуальных проблем на сегодняшний день, поскольку абсолютно каждая организация заинтересована долгое время сохранять свою рыночную нишу, развивать ее и быть прибыльной.

На сегодняшний день известно, что организации вкладывают огромные средства в программы, целью которых является удержание потребителей, поскольку именно от потребительского спроса зависит сохранение и увеличение прибыли организаций. Для успешной деятельности и развития организации необходимо точно представлять потребности своего клиента и степень его удовлетворенности [4].

Практика успешно работающих на рынке компаний показала, что обеспечение удовлетворенности потребителей приносит внушительные доходы.

Удовлетворенные потребители выгодны организации, поскольку:

- во-первых, очень высока вероятность того, что они станут постоянными клиентами и будут способствовать экономии средств на привлечение новых покупателей;

- во-вторых, они готовы оплачивать некоторую наценку, так как они уже убедились в качестве продукции, предоставляемой данной организацией;

- в-третьих, они будут рекомендовать своим знакомым купить именно эту продукцию в конкретной аптечной сети.

Новые потребители, появившиеся в результате таких рекомендаций, очень выгодны, поскольку компания не тратит средств на их приобретение, и они обычно становятся «хорошими» потребителями, поскольку уже существующие «хорошие» потребители, как правило, рекомендуют подобных себе людей.

Как уже отмечалось, в настоящее время рынок фармацевтических товаров настолько разнообразен и насыщен лекарственными препаратами различных зарубежных и отечественных производителей, что достичь высокой конкурентоспособности очень сложно. Такая ситуация присуща и фармацевтическим организациям Пензенской области. Основными конкурентами на фармацевтическом рынке региона являются следующие аптечные сети: «Фармация», «Имплозия», «Вита», «Фарм-трейд», «Городские аптеки». Явным лидером является аптечная сеть ОАО «Фармация».

С целью определения возможных путей повышения конкурентоспособности фармацевтических организаций и продаваемых ими товаров, а также для сохранения существующих клиентов и повышения их лояльности проведено исследование потребительского спроса, направленное на выяснение степени удовлетворения клиентов фармацевтических компаний приобретаемыми ими товарами.

В качестве основного методы исследования выбран метод анкетирования потребителей в местах продаж лекарственных средств. Участники исследования -  80 жителей города Пензы, приобретающие лекарственные средства.

Одной из задач исследования было составить социологический портрет покупателя лекарственных средств и определить наиболее привлекательный рыночный сегмент. Однако, результаты исследования не позволили это сделать в связи с высоким разнообразием характеристик потребителей. А именно:

- среди респондентов удельный вес мужчин составил 40% (32 человека), женщин – 48 человек (60%);

- средний возраст респондентов составил 44 года,  четко определить основную возрастную группу потребителей не представляется возможным, так как лекарства в аптеках города покупают люди абсолютно разного возраста (рис. 1).

Рис. 1. Распределение респондентов по возрасту

- семейное положение респондентов: женаты/замужем – 45 человек (56,25%), не женаты/не замужем – 35 человек (43,75%);

- наличие детей у участников: у 60 человек (75%) – дети есть, у 20 человек (25%) – детей нет;

- социальный статус жителей города Пензы, принявших участие в исследовании, также достаточно разнообразен. Это и работники бюджетной сферы – 12,5%, государственный служащий – 1,25%, муниципальные служащие – 2,5%, рабочие – 5%, военнослужащие / работники правоохранительных органов – 2,5%, предприниматели – 6,25%, наемные работники в частной компании – 22,5%, учащиеся, студенты –13,75%, пенсионеры – 12,5%, работающие пенсионеры – 11,25%, домохозяйки – 8,75%, временно безработный – 1,25% (рис. 2).

Рис. 2. Социальный статус респондентов

- уровень дохода респондентов колеблется от ниже среднего – у 22 человек (27,%), до высокого дохода – у 9 человек (11,25%) (рис. 3).

Рис. 3. Уровень дохода респондентов

Современные россияне стали чаще болеть, в связи с чем анализ частоты посещения аптек выявил следующее: ходят в аптеки 2-3 раза в неделю – 8 человек (10%), каждую неделю – 13 человек (16,25%), посещают аптеки 2-3 раза в месяц – 27 человек (33,75%), только один раз в месяц – 19 человек (23,75%), реже одного раза в месяц – 13 человек (16,25%) (рис. 4).

Рис. 4. Частота посещения аптек

При исследовании потребительского спроса на продукцию различных фармацевтических организаций проведена оценка критериев выбора аптечных сетей. Участникам исследования предлагалось определить наиболее значимые критерии и проранжировать их по важности для потребителей. Выявлено, что наиболее значимым критерием при выборе аптеки является её ценовая политика. На второе место респонденты ставят фактор «близость расположения аптеки», отмечая, что заходят в находящуюся на пути к дому или работе аптеку, либо в аптеку, которая находится рядом с местом их проживания, в так называемой «шаговой» доступности. На третье место по значимости респонденты ставят критерий «ассортимент продукции», на четвертое место – «качество продукции», на пятое – бренд, на шестое – рекламные акции, проходящие в аптеке, на седьмое – наличие дополнительных услуг проверка зрения, замер артериального давления и др.) (табл. 1).

Таблица 1

Критерии выбора аптечной сети

Критерии выбора аптечной сети Ранг
Ценовая политика 1
Близость расположения аптеки 2
Ассортимент продукции 3
Качество обслуживания 4
Бренд 5
Рекламные акции, проходящие в аптеке 6
Наличие дополнительных услуг (проверка зрения, измерение давления и т.д.) 7

 

В результате исследования было выявлено, что наибольшим спросом пользуется продукция аптечной сети «Фармация» (43,75%). 22,5% высказали предпочтение продукции сети аптек «Городские аптеки», 20% – продукции аптек «Имплозия» (рис. 5).

Риc. 5. Фармацевтические организации, в которых потребители  предпочитают приобретать лекарственные средства

Для оценки качества аптечных сетей выбраны следующие критерии:

-       культура обслуживания;

-       уровень квалификации персонала;

-       оперативность продаж;

-       отзывчивость персонала;

-       возможность консультации фармацевта;

-       качество консультаций персонала;

-       доступность персонала.

Респонденты оценили аптечные сети, выбранные в качестве объекта исследования, следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Оценка критериев качества аптечных сетей

Фармация Имплозия Вита Фарм-трейд Городские аптеки
Культура обслуживания 4,85 4,55 4,65 4,3 4,5
Уровень квалификации 4,8 4,35 4,15 4,3 4,25
Оперативность 4,6 4,45 4,4 4,3 3,85
Отзывчивость 4,6 4,45 4,35 4,35 4,15
Возможность консультации фармацевта 4,65 4,4 4,25 4,25 4,5
Качество консультаций 4,6 4,35 4,25 4,3 4,1
Доступность персонала 4,6 4,45 4,35 4,25 4,1

Для выявления факторов, влияющих на конкурентоспособность фармацевтических организаций, респондентам были заданы вопросы относительно удовлетворенности ценовой политикой, полнотой ассортимента, а также месторасположением аптечных магазинов.

Выявлено, что большинство респондентов (48,75%) удовлетворены ценовой политикой компании ОАО «Фармация». 20% респондентов устраивает ценовая политика сети «Имплозия», а 25% потребителей высказали доверие ценовой политике компании «Городские аптеки».

Полнота ассортимента продукции аптечных сетей «Фармация» устраивает 50% опрошенных. Ассортиментом аптечной сети «Имплозии» удовлетворены 16,25% респондентов, ассортиментом сети «Городские аптеки» – 23,75% респондентов.

51,25% потребителей отметили, что в районе их проживания находится аптека сети «Фармация», продукцию которой приобретают 43,75% респондентов. Это подтверждает тот факт, что одним из основных критериев выбора аптечной сети является близость расположения аптеки.

В настоящее время в связи с высокой конкуренцией в фармацевтической отрасли потребители имеют возможность выбора именно той аптеки, которая в большей степени удовлетворяет их потребности. Исследование потребительского спроса, результаты которого приведены в данной статье, позволило выявить основные факторы повышения конкурентоспособности фармацевтических организаций.

Выявлено, что основными конкурентными преимуществам аптечной сети являются ее ценовая политика (потребители стремятся выбрать товар определенного качества, но по более низкой цене) и месторасположение (для потребителей важна близость расположения аптеки, преимущество отдается тем, которые расположены в «шаговой» доступности).

Результаты исследования показали, что наиболее конкурентоспособной аптечной сетью в пензенском регионе является аптечная сеть «Фармация». По сравнению с остальными аптечными сетями города Пензы потребителей в большей мере устраивает ее ценовая политика и близость расположения именно этой аптечной сети.

Для повышения или поддержания конкурентоспособности руководству аптечных сетей следует ориентироваться на следующие практические рекомендации:

  • вхождение в группу компаний непосредственных производителей лекарственных препаратов с целью пользования приоритетными преимуществами, такими как наличие первоочередного права приобретения товара непосредственно у производителя, что позволит закупать товар по более низким ценам;
  • необходимо закупать товар более крупными партиями, договариваясь с поставщиками о системе скидок;
  • необходимо сотрудничать с российскими производителями близлежащих регионов (для Пензенской области основным производителем лекарственных средств является ОАО «Биосинтез»), что позволит снижать затраты на логистические операции;
  • формирование и развитие собственного транспортного парка и складских помещений для снижения затрат на логистику;
  • продажа лекарственных препаратов, на которые проходит акция от производителя;
  • обеспечение рекламной поддержки предлагаемых медикаментов от производителей;
  • открытие аптек вблизи больниц и поликлиник, жилых домов, крупных магазинов;
  • участие в социальных программах федерального и регионального уровня.

Библиографический список
  1. Волкова К.С., Сазыкина О.А. Особенности потребительских предпочтений молочной продукции в регионе (на примере Пензенской области) // EUROPEAN STUDENT SCIENTIFIC JOURNAL. – 2014. – № 2; URL: http://sjes.esrae.ru/21-238 (дата обращения: 28.05.2014).
  2. Лукичева Т.И., Сазыкина О.А. Маркетинг: курс лекций: учебное пособие по направлению “Менеджмент”. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Пенза: ПГУАС, 2010.
  3. Национальная экономика / Основы национальной экономики / Рыночная экономика в России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/nac-ekonomika/rynochnaya-ekonomika.html.
  4. Облой К. Стратегия предприятия: в поисках устойчивого конкурентного преимущества. – Минск: Гривцов Букс, 2013. – 384с.
  5. Оценка удовлетворенности и лояльности потребителей. Электронный ресурс.  Режим доступа: http://uvelir.info/articles/vysokie_chuvstva_kak_ocenit_udovletvorennost_i_lojalnost_potrebitelei/ -.
  6. Резник Г.А., Яшина Г.А. Концепции стратегического управления: эволюция и сущность // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 5. С. 35-42.
  7. Сазыкина О.А. Современный стратегический анализ: методы и технологии. – Пенза: ПГУАС, 2013.
  8. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление.— М.: ИНФРА-М, 2000.— 312 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «disser»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация