АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ, ЧАСОВНИ, КОМПЛЕКСЫ СВЯТЫХ ИСТОЧНИКОВ

Лызина Анна Григорьевна
Пензенский государственный архитектурно-строительный университет
старший преподаватель кафдеры Дизайн

Аннотация
В статье рассматривается сохранившееся культовое архитектурное наследие Пензенской области. Изучена его структура, история возникновения, современное состояние.

Ключевые слова: архитектурное наследие, историко-культурная ценность, монастырский комплекс, православные храмы, святые источники, часовни


THE ARCHITECTURAL HERITAGE OF THE PENZA REGION: ORTHODOX CHURCHES, CHAPELS, COMPLEXES OF HOLY SPRINGS

Lyzina Anna Grigorievna
Penza State Architectural and Construction University
Senior teacher of the chair of design

Abstract
The article discusses the religious architectural heritage of the Penza region. Investigated its structure, history of origin, current state.

Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА

Библиографическая ссылка на статью:
Лызина А.Г. Архитектурное наследие Пензенской области: православные храмы, часовни, комплексы святых источников // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/02/46642 (дата обращения: 19.04.2024).

Культовое наследие Пензенской области представляет собой большой пласт ее истории и культуры, отражает тенденции и историю развития провинциальной культовой архитектуры. Вплоть до 1917 года велось постоянное строительство храмов. Проделанное исследование касалось восстановленных, сохранившихся руинированных и утраченных за советский период, но сохранившихся в архивных документах, православных храмов. Так же исследование охватило комплексы святых источников, как один из важных элементов паломнической структуры области, притягивающий большое количество паломников в наши дни и требующий изучения и восстановления в полной мере ансамбля святого источника со всей его структурой включающей купальню, часовню и имеющего удобные подходы для многолюдного крестного хода.

На 1905 год в Пензенской епархии, располагавшейся в пределах 10 уездов – Городищенского, Инсарского, Керенского, Краснослободского, Мокшанского, Наровчатского, Нижнеломовского, Пензенского, Саранского и Чембарского, насчитывалось около 900 храмов, 66 часовен и 20 монастырей с 59 храмами в них [1]. Каждый уезд делился на 3 или 4 благочиния, которые в свою очередь делились на приходы. Приход имел свой приходской храм, объединявший вокруг села, в котором он находился, более мелкие деревни, не имеющие своих церквей. По уездам количество храмов распределялось следующим образом (рисунок 1) (без учета церквей в самом уездном городе).

Количество храмов по уездам

Рисунок 1. Количество храмов по уездам (1905 г.)

Сельские приходские храмы были одно, двух и трехпрестольными. Реже четырех и пятипрестольные. Единственный храм во имя Спаса Преображения, в селе Зубрилово, построенный в 1796 году был шестипрестольным. Храмы посвящались чаще всего Николаю Чудотворцу (135), Богородице (107), Казанской иконе Божией Матери (90), Пресвятой Троице (60).

Количество храмов по районам

Рисунок 2. Количество храмов по районам (2008 г.)

По имеющимся данным в губернии насчитывалось шестьдесят шесть часовен. Существовали часовни-усыпальницы на приходских кладбищах, часовни, поставленные на месте не восстановленного храма, часовни на источниках и мемориальные часовни-памятники. Мемориальные часовни строятся в память спасения царской семьи 17 октября 1888 года, в память императоров Александра II и Александра III. Выявлено тринадцать часовен посвященных царской семье. Пример нереализованного проекта одной из таких часовен был найден в архивных документах (рисунок 3).

Проект часовни в память Александра II

Рисунок 3. Проект часовни в память Александра II

Строительство храмов и часовен осуществлялось как на общественные деньги, собранные прихожанами, так и значительный вклад вносили землевладельцы – купцы, дворяне-помещики, сам причт. Иногда строительство финансировалось Св.Синодом или велось на средства волости. На Казанский храм села Марфино жертвовал крупную сумму известный протоиерей Иоанн Крондштадский.

На 1895 год соотношение деревянных и каменных храмов было почти равное (420 и 459 храмов). Деревянные церкви погибали в огне пожаров, ветшали, но вновь отстраивались, как правило, на тех же опорных точках рельефа. На месте старого сгоревшего деревянного храма, возводился новый, каменный. Например, в селе Кувак-Никольское вместо сгоревшей от удара молнии 24 июня 1830 г. деревянной церкви, которая была сооружена еще в 1773 году была построена новая каменная во имя Троицы Живоначальной. Многие каменные монастырские и приходские храмы сохранились до сегодняшнего дня, несмотря на повсеместный снос их в советское время. Большее количество руинированных храмов сохранилось в Мокшанском и Нижне Ломовском районе. Удивительны случаи сохранившихся деревянных церквей. В Вадинском районе, с. Кармалейка сохранился деревянный храм во имя святых чудотворцев Космы и Дамиана, однопрестольный, построенный в 1738 году (рисунок 4). В том же районе, с. Луговое, сохранился храм во имя Архистратига Михаила, однопрестольный, построенный в 1794 году (рисунок 5).

Храм во имя святых чудотворцев Космы и Дамиана с. Кармалейка

Рисунок 4. Храм во имя святых чудотворцев Космы и Дамиана с. Кармалейка, Вадинского район 1738 года постройки

Храм во имя Архистратига Михаила с Луговое

Рисунок 5. Храм во имя Архистратига Михаила с. Луговое, Вадинского района 1794 года постройки

Святые источники, расположенные на Пензенской земле так же представляют собой важные в религиозно-культурном, а зачастую и архитектурном отношении объекты. Статус святости источников, как правило, устанавливало местное население, более всех испытавшее на себе их влияние на физическое и духовное здоровье. В нашей области выявлено около трех тысяч родников, но только небольшая их часть признана святыми. Возникновение источников шло на протяжении всего существования Пензенской земли  [2].  Десятки источников были восстановлены и обрели свое прежнее значение уже в постсоветское время. Интересны истории их образования.

Самым известным родником в Каменском районе является Холенёвский – в нежилой (формально с1987 г.) деревне Холенёвке. История Холенёвского источника уходит корнями в глубокую древность. По преданию, когда-то на этом источнике явилась икона и была построена часовня. Так традиционно местами всеобщего паломничества являются многочисленные святые источники, связанные с обретением чудотворных и особо чтимых икон. Многие монастыри края начинались на месте существующего источника или обретенной иконы [3]. Например, ныне утраченные Вьясская Владимирская Богородицкая женская пустынь, Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь  [4].

В последнее время возрождается большинство святых источников: поставлена часовня в Соловцовке, благоустроен и вновь освящен источник восстановленного храмового комплекса села Большая Валяевка, обустроен Нижнеломовский родник, благоустраивается Семиключье, источник с Оленевка (рисунок 6). Монастырские источники так же возобновлены и благоустроены, активно посещаются паломниками (Нижнеломовский монастырь, Вьясская пустынь, Богородицкий Тихвинский мужской монастырь в Вадинске, Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь в Сазанье.

Рисунок 6. Источник с. Оленевка Пензенского района (эскиз автора)

Таким образом, на территории Пензенской области выявлен большой потенциал сохранившегося и возможного к восстановлению культового архитектурного наследия, паломническая ценность которого определяется существующими предпочтениями населения и историко-культурной, архитектурной ценностью объектов.


Библиографический список
  1. Дворжанский, А. И. Памятники церковной архитектуры Пензенского края/ А. И. Дворжанский. – П.: Пензенский временник любителей старины, вып. 14, 1996. –  С.22–29.
  2. Белохвостиков Е.П. Святые источники Пензенской земли/ Е.П.  Белохвостиков. – П. [Изд. 1-е.] 2006. – 84 с.
  3. Лызина А.Г. Ансамбль Нижнеломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/37670 (дата обращения: 09.10.2014).
  4. Клировые ведомости монастырей, 1914 г. // ГАПО. Ф. 182, оп. 1, д. 2693.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Лызина Анна Григорьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)