УДК 726.71

АНСАМБЛЬ НИЖНЕЛОМОВСКОГО КАЗАНСКО-БОГОРОДИЦКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

Лызина Анна Григорьевна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
старший преподаватель кафедры Дизайн и художественное проектирование интерьера

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию архитектуры и планировки Казанско-Богородицкого мужского монастыря Пензенской области, крупного архитектурного ансамбля утраченного в 30-х годах XX века. Воссозданная планировка монастыря и собранные архивные данные позволяют говорить об уникальном архитектурном комплексе, ожидающем всестороннего анализа.

Ключевые слова: монастырский комплекс, объемно-пространственная композиция, планировка, храмовая архитектура


ENSEMBLE NIZHNELOMOVSKIY KAZAN MOTHER OF GOD MONASTERY

Lyzina Anna Grigorievna
Penza State University of Architecture and Construction
Senior Lecturer, Department of Design and art interior design

Abstract
This article is devoted to the study of architecture and layout of the Kazan Mother of God Monastery in the Penza region, large architectural ensemble of the Lost in the 30-ies of XX century. Reconstituted layout of the monastery and the collected historical data suggest a unique architectural complex, Waiting comprehensive analysis.

Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА

Библиографическая ссылка на статью:
Лызина А.Г. Ансамбль Нижнеломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/37670 (дата обращения: 01.10.2017).

В настоящее время происходит восстановление монастырских комплексов. С научной точки зрения, в отношении реконструкции архитектурно-градостроительного наследия и изучения утраченных традиций, эта тенденция представляет большой интерес для современного процесса проектирования.

На начало 20 века на территории Пензенской губернии насчитывалось двадцать монастырей и монашеских общин. Из них сохранились и восстанавливаются сегодня шесть на территории нынешней Пензенской области и пять на территории бывшей Пензенской губернии, ныне Мордовской республики. (рис. 1)  В семи из них сохранились дореволюционные постройки, возможные к восстановлению и реставрации. Это позволяет проследить традиционную монастырскую планировку, выявить особенности и определить принципы взаимодействия с окружающим ландшафтом.

Одним из уникальных монастырских комплексов является Казанский мужской монастырь, основанный в 1643 году и разрушенный в 1932 году. Он располагался на высокой возвышенности вблизи села Норка на берегу реки Нор-Ломов. Возник монастырь в результате необходимости  контролировать Ногайский тракт, через который орды степных кочевников прорывались к Наровчату и далее вглубь страны. Монастырь  был богат и далеко известен, этим он был обязан «явленной» (появившейся необъяснимым образом) в 1643 году иконе Казанской  Божией Матери, своему живописному расположению и богато украшенной архитектуре, а так же ярмарке, проходившей здесь ежегодно.

Сегодня монастырь начинает возрождаться, но безвозвратно утеряна архитектура храмов и всех остальных монастырских построек за исключением игуменского корпуса, сильно перестроенного. В связи с неурегулированными земельными отношениями последних десятилетий вызывает большие сложности восстановление в исторических границах монастырских стен. Это приводит к потере функциональной и композиционной логики, заложенной в планировке территории и получившей свое развитие на протяжении всего существования монастырского ансамбля.

Исследование монастырского комплекса касается особенностей планировочного построения комплекса, объемно-пространственной композиции: соотношений открытых и застроенных пространств, соподчинения и иерархии построек. При реконструкции плана в функциональном отношении интересны вопросы восстановления точных мест расположения различных монастырских построек и служб, особенности этого расположения и соотнесение их с функциональными и каноническими требованиями монастырского хозяйства. Для этого начато изучение архивных документов, фотографий, сохранившегося исторического описания монастырских построек и было выполнено трехмерное моделирование комплекса. Из исторических чертежей обнаружен план монастырской территории начала 20 века по которому была выполнена реконструкция территории. Так же насельниками монастыря были найдены фотографии комплекса различных периодов.

 Монастырские комплексы  в сопоставлении границ

Рис. 1. Монастырские комплексы начала 20 века в сопоставлении границ Пензенской губернии 1914 года и современной Пензенской области

Рис. 2. Реконструкция  территории монастыря

Рис. 2. Реконструкция территории монастыря

Рис. 3. Фотография монастырского комплекса с запада (начало 20 века)

Рис. 3. Фотография монастырского комплекса с запада (начало 20 века)

Комплекс монастыря состоял из культовых, жилых и хозяйственных построек. Архитектура соборов была выполнена в стиле московского барокко и отличалась особой декоративностью: цветовым колоритом (двуцветностью сочетания красного кирпича и белого камня), использованием ордерной системы и наружных росписей фасадов.  Главным (соборным) храмом монастыря являлся Казанский собор, построенный у основания горы над источником в 1710 году. Одноэтажный двухсветный объем, высотой вместе с крестом 31,6 метра доминировал над всеми окружающими постройками. Это был простой объем с богатой росписью фасадов, с завершением в виде двухъярусной главки на небольшом световом барабане с декоративными башенками по углам кровли и четырьмя фронтонами.

Церковь святого Иоанна Предтечи находилась к югу от Казанского храма. Первоначально она была деревянная, в 1759 году построена одноэтажная каменная, высотой 25 метров. Самая невысокая из монастырских храмов была выполнена по типу Казанского собора и позднее получила аналогичное архитектурное завершение.

Рис. 4. Вид на Казанский Собор и церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (фото начала 20 в.)

Рис. 4. Вид на Казанский Собор и церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (фото начала 20 в.)

Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского находилась на северной стороне монастыря, на крутой высокой горе. Она была построена каменной в 1742 году. Общая высота ее составляла 23 метра. Двухъярусная колокольня соединялась трапезной с четвериком основного объема храма, завершенного двумя убывающими восьмериками – особым типом шатровой церкви, характерным для украинского и позднее московского барокко (рис.4).

Рис. 5. Святые врата с надвратным храмом и колокольней (фото начала 20 в.)

Рис. 5. Святые врата с надвратным храмом и колокольней (фото начала 20 в.)

Церковь во имя Всех святых находилась на западной стороне обители, напротив Казанского собора, над Святыми вратами. Над ней располагалась главная монастырская колокольня с парными пилястрами по углам, высокими циркулярными проемами звонницы, завершенной восьмигранным куполом со шпилем, общей высотой 33,5 метра. Звонница состояла из 12-ти колоколов (рис.5).

Так же на территории располагались часовня над святым источником, игуменский и братские корпуса, трапезная, ризница, различные хозяйственные постройки: две конюшни, каретный сарай, два больших кирпичных дома для кучеров и работников, бани, скотный двор. В северной части комплекса на склоне горы находились большой пчельник и плодовый сад. Окружен монастырь кирпичными стенами протяженностью около километра, высотой 4 метра, а с западной  стороны  до 8 метров.. По четырем углам монастырской стены  располагались четырехметровые башни диаметром 13 метров.

Построение комплекса монастыря неукоснительно следовало принципам построения большинства русских монастырей: правильный квадрат монастырских стен; святые врата с надвратной церковью в западной стене и вход главного собора (Казанского) составляют главную ось ансамбля; главенство собора (Казанского), подчеркнутое его центральным положением и размерами; концентричность и иерархичность расположения застройки внутри монастырских стен; расположение трапезной с западной стороны от главного собора; расположение гостиничных и торговых построек за стенами монастыря.

Невыполнение одного из основных правил монастырской жизни – расположение скотного двора не за стенами монастыря, а на его территории могло быть обусловлено сложными природными условиями вокруг монастыря и плотным окружением.  С южной стороны монастыря протекает река приближенная вплотную, в восточной стороны раскинулись болота, с северной стороны возвышалась высокая гора и находилось кладбище, а с западной разворачивалась нижнеломовская ярмарка.

Высокий рельеф на северной части монастырской территории, поднимающийся предположительно более чем на 20 метров и внушительная западная часть стены монастыря, отличавшаяся красивой древней постройкой, наподобие стен царских теремов, каменные лестницы, поднимающиеся через всю гору к Сергиевской церкви создавали выразительный силуэт ансамбля монастыря. Вертикаль колокольни церкви преп. Сергия Радонежского, расположенной на высокой точке рельефа доминировала над окружающей застройкой, перекликаясь с вертикалями колокольни над Св. вратами и завершением Казанского собора. На поздних  фотографиях видно развитое завершение и у невысокой Предтеченской церкви.

Казанский монастырь на протяжении своего существования оказывал влияние на духовную и общественную жизнь губернии. Являясь центром притяжения паломников со всей пензенской губернии и прилегающих к ней губерний, будучи крупным, архитектурно-градостроительным ансамблем Нижнеломовский Казанско-Богородицкий монастырь наравне с Наровчатским Троице-Скановым монастырем, Керенским Тихвинским мужским монастырем и двумя монастырями города Пензы являлся старейшим и уникальным памятником русского зодчества. Формирование ансамбля Казанского монастыря шло на протяжении двух столетий,  не отступая от существовавших принципов построения монастырских территорий. Архитектура монастыря складывалась под влиянием столичных архитектурных школ и характеризует развитие провинциального культового зодчества. Планировочные, функциональные, ландшафтные,  композиционные особенности комплекса подлежат дальнейшему изучению.


Библиографический список
  1. История русского искусства под общей редакцией И.Э.Грабаря, В.С.Кеменова, В.Н.Лазарева, изд-во академии наук СССР, М., 1965.
  2. Архим. Евпсихий. Историко-статистическое описание Нижнеломовского Казанского мужского второклассного монастыря. Нижний Ломов, 1911


Все статьи автора «Лызина Анна Григорьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: