УДК 34

К ВОПРОСУ О ТАМОЖЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

Агзамходжаев Тимур Акрамович1, Маякова Анастасия Станиславовна2
1Российская Таможенная Академия, магистрант
2Российская Таможенная Академия, доцент, к.ю.н., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин

Аннотация
В статье описываются тенденции развития таможенной преступности. Дано авторское определение понятия таможенной преступности и перечислены ее особенности.

Ключевые слова: контрабанда, криминология, таможенные преступления, уклонение от уплаты таможенных платежей


TO THE QUESTION OF CUSTOMS CRIME: CRIMINOLOGICAL ASPECT OF THE PROBLEM

Agzamhodjaev Timur Abramovich1, Mayakova Anastasia Stanislavovna2
1Russian Customs Academy, graduate student
2Russian Customs Academy, candidate of law, associate Professor of criminal law and process chair

Abstract
The article focuses on the trends of development of customs crime; authors ' definition of customs crime and lists its features.

Keywords: criminology, customs crimes, evasion of customs payments, smuggling


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Агзамходжаев Т.А., Маякова А.С. К вопросу о таможенной преступности: криминологический аспект проблемы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/46549 (дата обращения: 02.06.2017).

Создание надежной системы безопасности Российской Федерации в сфере таможенной интеграции невозможно вне противодействия таможенной преступности. Таможенные преступления экономической направленности, оказывают негативное воздействие на экономику, тормозят развитие рыночных отношений в стране, подрывают силу и авторитет закона. При этом особую тревогу вызывают таможенные преступления совершаемые организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями), которые являются основой для формирования теневого сектора экономики. Так, серьезную опасность общественных и государственных интересов представляют отлаженные и эффективно действующие схемы контрабанды наркотических средств, вооружения, а также культурных ценностей и стратегически важных товаров и ресурсов.

Либерализация и активизация внешнеэкономической деятельности не могла не отразиться на состоянии и динамике таможенных преступлений. Так, в течение десяти лет, вплоть до 2011 года, наблюдался рост количества преступлений в таможенной сфере. В период 2012 и 2013 годов произошел резкий спад числа зарегистрированных таможенных преступлений. Данная тенденция, по нашему мнению, связана, прежде всего, с непродуманной декриминализацией состава преступления, ответственность за которое была предусмотрена ст. 188 УК РФ (“Контрабанда”). Речь идет о несвоевременной декриминализации контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов (на год, ввиду отсутствие их перечня), денег, а также ряда других предметов. В настоящее время наблюдается обратная тенденция (криминализации), которая по нашему мнению сохраниться в течение нескольких ближайших лет. Процесс криминализации скажется на статистике таможенных преступлений.

Увеличению числа таможенных преступлений будет способствовать криминализация  контрабанды алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ), снижение крупного размера контрабанды культурных ценностей до 150 тысяч рублей, криминализация контрабанды ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных  (ст. 226.1 УК РФ).

В целом число лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за таможенные преступления, незначительно. Учитывая, что число осужденных является одним из показателей состояния преступности, таможенная преступность находится на очень низком уровне, что явно не соответствует истинному положению дел[2]. Это скорее говорит о высокой степени латентности данного вида преступной деятельности.

Таможенные преступления по характеру и степени общественной опасности отличаются друг от друга. Их выделение в общую группу обусловлено спецификой таможенного дела. Однако составы преступлений, входящих в группу таможенных, расположены в различных разделах и главах Уголовного кодекса Российской Федерации, то есть имеют различные объекты посягательства. Кроме того, до сих пор не сформулировано и законодательно не закреплено понятие “таможенные преступления”.

Автор считает, что таможенные преступления – это умышленные противоправные деяния, совершаемые в ходе нарушения порядка осуществления таможенной деятельности и сопряженные с ними преступления, наносящие вред или создающие угрозу причинения вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям в сфере экономической деятельности, общественной безопасности и здоровья населения.

Вопрос о системе таможенных преступлений также не нашел пока своего окончательного разрешения. Представляется, что данная система еще не сформирована окончательно. Существует разброс в выборе критериев классификации (особенности сферы деятельности, особенности субъекта, способ совершения преступления, принципы осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д.).

Представляется заслуживающей внимания классификация таможенных преступлений, предложенная Крюковой Н.И. и Никольской А.Г., которые выделяют в их составе две группы.

Первая группа выявляемых таможенными органами преступлений непосредственно связана с нарушением требований различных аспектов осуществляемого ими в рамках своих функций таможенного, экспортного и валютного контроля. Указанные преступления по своей сути являются нарушениями таможенных правил и зачастую имеют менее опасные аналоги в гл. 16 КоАП РФ “Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)”[2].

К данной группе относятся:

1) ст. 200.1. (“Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов”);

2) ст. 200.2. (“Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий”);

3) ст. 226.1. (“Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов”);

4) ст. 229.1. (“Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ”);

5) ст. 189. (“Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники”);

6) ст. 190. (“Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей”);

7) ст. 193. (“Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации”);

8) ст. 193.1. (“Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов”);

9) ст. 194. (“Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица”) [1].

Ко второй группе преступлений, совершаемых в сфере таможенного дела и выявляемых таможенными органами при проверке перемещаемых через границу товаров и соответствующих документов, а также в рамках таможенного контроля, осуществляемого после выпуска товаров, можно отнести так называемые “сопутствующие” преступления, не связанные непосредственно с нарушением таможенных правил.

Прежде всего, к данной группе относят сопряженные с таможенными экономические преступления:

1) ст. 174 (“Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем”);

2) ст. 174.1 (“Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления”);

3) ст. 171 (“Незаконное предпринимательство”);

4) ст. 180 (“Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)”) [1].

Кроме того, к данной группе можно отнести ряд должностных преступлений, а также некоторые преступления против общественной безопасности и здоровья населения. Например, преступления, связанные с незаконным оборотом вооружения и наркотических средств.

Говоря об особенностях таможенных преступлений, следует выделить: высокую латентность; комплексный характер – способность причинять вред или создавать угрозу причинения вреда различным охраняемым уголовным правом объектам; совершение ряда таможенных преступлений организованными преступными сообществами, повышенную общественную опасность.

Борьба с таможенными преступлениями, находится в русле обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, поэтому необходимо совершенствование системы правоохранительных мер, включающее решение криминологических аспектов проблемы.


Библиографический список
  1. Уголовный кодекс Российской Федерации.
  2. Н.И. Крюкова, А.Г. Никольская Причины таможенной преступности. Учебное пособие.


Все статьи автора «Агзамходжаев Тимур Акрамович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: