УДК 378.1; 371.3

НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УРОВНЕВОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ» В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Зубанов Владимир Петрович1, Сырбу Станислав Павлович2, Стройкина Любовь Владимировна3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат биологических наук, доцент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, старший преподаватель

Аннотация
В статье приводится возможность уровневого изучения темы «Методы обучения» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре. Иерархия уровней моделируемой технологии изучения темы представляет собой смену четырех звеньев-уровней качества формирования самостоятельной работы – 1) репродуктивной, 2) репродуктивно-вариативной, 3) поисковой, 4) творческой. Качество моделируемых уровневых заданий зависит от специфики изучения темы. В минимальной форме на первом уровне студенты моделируют опорный конспект, состоящий из опорных сигналов. Затем после того, как опорный конспект готов – будущие педагоги создают систему контрольных вопросов, верифицирующих качество изучения составленного опорного конспекта. Второй уровень – дидактический тест, варьируемой структуры. Третий уровень – тематика рефератов и докладов с перечнем литературы и формой оценки результативности труда. Четвертый уровень – творческие задания, фасилитирующие постановку и верификацию качества готовности будущего педагога к самостоятельному решению профессионально-педагогических задач.

Ключевые слова: дидактические тесты, контрольные вопросы, культура самостоятельной работы, методы обучения, образование, обучение, опорный конспект, педагогическая деятельность, профессионально-педагогическая культура, творческие задания, тематика рефератов и докладов, уровневое обучение


SOME FEATURES TIERED STUDY OF THE TOPIC "TRAINING METHODS" IN THE STRUCTURE OF THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

Zubanov Vladimir Petrovich1, Sirbu Stanislav Pavlovich2, Stroykina Lubov Vladimirovna3
1Novokuznetsk branch-Institute VPO "Kemerovo State University", Novokuznetsk, Ph.D., Associate Professor
2Novokuznetsk branch-Institute VPO "Kemerovo State University", Novokuznetsk, student
3Novokuznetsk branch-Institute VPO "Kemerovo State University", Novokuznetsk, senior lecturer

Abstract
This article provides an opportunity to explore topics of level "Training Methods" in the structure of the training of future teachers of physical culture. The hierarchy of levels of simulated learning technology theme is a shift of four units, levels of quality of formation of independent work - 1) reproductive, 2) reproductive and variability, 3) search engine, 4) creative. Quality of level of simulated tasks depends on the specific study of the topic. In the form of a minimum on the first level, students simulate the reference outline consisting of a reference signal. Then, after a reference outline ready - future teachers create a system of test questions, study composed of verifying the quality of the reference notes. The second level - the didactic test, a variable structure. The third level - theme of abstracts and reports with a list of literature and form of performance assessment work. The fourth level - creative tasks, facilitative setting and verifying the quality of readiness of the future teacher to professional and independent decision of pedagogical problems.

Keywords: checklists, creative tasks, didactic tests, education, educational activities, level training, professional and pedagogical culture, support abstract, teaching methods., the culture of independent work, the subjects of essays and reports, training


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Зубанов В.П., Сырбу С.П., Стройкина Л.В. Некоторые возможности уровневого изучения темы «Методы обучения» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/43361 (дата обращения: 05.06.2017).

Тема «Методы обучения» – одна из важных тем, позволяющих будущих педагогов по физической культуре подготовить к самостоятельной педагогической практике и деятельности. Система вузовской подготовки иерархично выстраивает возможность изучения темы в соответствии со спецификой деятельности и предметно-педагогическим обеспечением учебного процесса, специфика которых изучается с использованием разнообразных педагогических технологий, средств обучения и методов обучения [1-30]. Первым предметно-педагогическим курсом, изучающим методы обучения, является курс «Теоретическая педагогика», возможность его изучения определяется спецификой подготовки студентов-бакалавров [12-16].

Попытаемся высветить специфику изучения темы «Методы обучения» в структуре курса «Теоретическая педагогика».

В рамках изучения темы «Методы обучения» студенты знакомятся с педагогическими технологиями, фасилитирующими изучение любой изучаемой темы. Остановимся подробнее на двух вариантах формирования культуры самостоятельной работы студентов и педагогов [24-27] – на технологиях формирования культуры самостоятельной работы – технологии системно-педагогического моделирования [18, 21] и RP-технологии педагогического взаимодействия [1, 7].

Определяя научный образ построения материала базовым [19, 22, 28], мы определим уровневое изучение дидактического материала темы «Методы обучения» в структуре 4-х уровней, фасилитирующих планомерный переход от репродуктивных форм и методов обучения к продуктивным.

Первый уровень – репродуктивный уровень. Репродуктивное обучение – это вид обучения, в основе которого лежит такая модель обучения, что всё содержимое изучаемого преподносится в готовом виде. Происходит пятиступенчатая обработка дидактического материала – 1) изучение нового материала, 2) закрепление в структуре выполнения определенных упражнений изученного материала, 3) обобщение дидактического материала, 4) систематизация изученного дидактического материала, 5) применение дидактического материала на практике. Иногда третью и четвертую ступени соединяют и получают четырехступенчатую систему репродуктивного обучения.

В таком понимании студентов подводят к первой ступени обучения – изучение нового материала. Одним из оптимальных способов изучения дидактического материала считают опорный конспект (предложил впервые В. Ф. Шаталов), который состоит из сжатого и легко усеваемого материала, именуемого – оперными сигналами. Студентам педагогами по ФК предлагается посмотреть различные опорные конспекты различных тем, которые представлены на электронных носителях в работах [19, 22], затем они переходят к составлению своего опорного конспекта по теме «Методы обучения». Можно пользоваться всем арсеналом современной системы электронных и традиционных источников информации. Если же студенты не имеют возможности пользоваться различными электронными ресурсами – мы минимизируем данный уровень изучения темы. Предлагается взять в библиотеке 3-5 учебников, в которых представлена тема «Методы обучения» и создать опорный конспект исходя из предложенного программно-педагогического обеспечения. Данный опорный конспект составляют студенты в рабочей тетради, т.к. любая другая форма менее эффективна, нежели ведение рабочей тетради, за которую будущие педагоги в балльно-рейтинговой системе оценивания знаний получают определенных баллы. Ограничение, которое принимается – опорный конспект составляют на 2-х раскрытых страницах рабочей тетради, ничего на него кроме опорного конспекта не помещая.

Следующим этапом в подготовке модели разноуровневой технологии изучения темы «Методы обучения» является подготовка совокупности контрольных вопросов. Обычно выбирается 10 контрольных вопросов. Грамотность составления совокупности контрольных вопросов свидетельствует о готовности студентов к организации педагогического взаимодействия. Каждый правильно отвеченный вопрос будет оценен в 1 балл. Здесь вводится понятие «шкала оценки и отметки», «однородная оценка». Предлагается изучить специфические особенности построения шкал оценок и отметок.

В работах [12-16] представлен следующий дидактический материал:

Оценка результатов тестирования

Традиционная система оценивания результатов:

  • неудовлетворительно – менее 70 %;
  • удовлетворительно – от 71 % до 80 %;
  • хорошо – от 81% до 90 %;
  • отлично – от 91% до 100%

Система оценивания результатов по Н. В. Басовой:

  • неудовлетворительно – менее 70 %;
  • удовлетворительно – от 71 % до 80 %;
  • хорошо – от 81% до 94 %;
  • отлично – от 95% до 100%

Система оценивания результатов по Т. А. Чекалиной:

  • низкий (неудовлетворительно) – менее 40 %;
  • пороговый (удовлетворительно) – от 41 % до 60 %;
  • средний (хорошо) – от 61 % до 80 % и освоение всех дидактических единиц;
  • высокий (отлично) – от 81 % до 100 % и освоение всех дидактических единиц.

В таком понимании не сложно вычислить, если 10 баллов – это 100 % полученных оценочных баллов, то в трех измеряемых система оценки и отметки определить традиционные «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Предлагается воспользоваться или устным счетом, или калькулятором (на телефоне), или программным обеспечением, фасилитирующем расчет минимальных характеристик (табличные формулы в Microsoft Word, построение таблиц и расчеты в Microsoft Excel).

Второй уровень – уровень репродуктивно-вариативной деятельности. На данном уровне предлагается составить определенный дидактический тест, состоящий из заданий различных форм и оценки. Например, самая простая форма – однородный тест, состоящий из 15 однородных тестовых заданий, в котором предлагается 1 вопрос и 5 вариантов ответа, 1 из которых – верный. Максимальное количество баллов, – 15. Данный тип тестов не эффективен в моделировании, т.к. студенты не попробуют себя в истинном понимании дидактами, моделирующими уровневую технологию изучения темы. Второй вариант – предлагается создать такой дидактический тест, в котором есть все типы заданий, которые содержит современная дидактика, в структуре оценки дидактических заданий существует два ограничения: 1) оценка набранных баллов должна быть в 2 раза больше предыдущего уровня, т.е. первый уровень – 10 баллов, значит, второй уровень – 20, третий – 40 баллов, четвертый – 80 баллов; 2) дидактическое задание, в котором один вопросы и несколько вариантов ответа, один из которых только правильный оценивается в 1 балл, дидактические задания, в котором несколько верных ответов – 2 балла, дидактическое задание на сопоставление и установку последовательности элементов – 3 балла, дидактическое задание, представляющее собой кейс-задание – 5 баллов; все типы заданий должны быть представлены в дидактическом тесте. Третий тип составления дидактического теста репродуктивно-вариативного уровня – можно взять шкалу, предложенную Елькиной О. Ю., Лозован Л. Я., Кошкиной Н. И., определяющей оценку заданий типа «А» в 1 балл, типа «В» – в 6 баллов, типа «С» – в 60 баллов [8-16].

Дидактические тесты в структуре типа заданий «А» – это тестовые задания, в структуре которых подразумевается 1 правильный ответ, выбираемый из списка приведенных, то есть задания типа «А» определяются в последовательности «знать, уметь, владеть» как составная контроля, определяемая через дидактическую единицу «знать» [12-16].

Задания типа «В» – это совокупность тестовых заданий различной формы, в которой определена одна из следующих форм записей[12-16]:

1.         Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок).

2.         Установите соответствие числам натурального ряда (1, 2, 3, … n), т.е. установите в порядке величины (значимости) ниже приведенные термины.

3.         Установите правильную последовательность действий, отношений, событий и пр.

4.         Выберите два и более правильных ответов.

5.         Впишите пропущенное слово.

То есть задания типа «В» определяются в последовательности «знать, уметь, владеть» как составная контроля, определяемая через дидактическую единицу «уметь».

Задания типа «С» – это тестовые задания, именуемые современной дидактикой, как кейс-задания, т.е. задания, определяющие возможность измерить формируемые компетенции у студента через такую составную современной дидактики (дидактическую единицу), как «владеть» [12-16].

Любой из вариантов жизнеспособен и проверен педагогами, работающими на факультете физической культуры НФИ КемГУ за последние 10 лет не однократно, т.е. и на очной и заочной форме обучения студенты работали в данном направления педагогического моделирования.

Третий уровень – уровень поисковый. На поисковом уровне студенты составляют тематику докладов и рефератов со списком литературы. Библиографические данные должны быть оформлены в соответствии с действующим стандартом библиографии. На текущий момент – это ГОСТ 7.1-2003 и ГОСТ 7.0.5-2008.

Шкалирование оценок должно быть соответственно в рамках выбранной формулы – каждый последующий уровень больше предыдущего в 2 раза. Т.е. 40 баллов должны быть распределены по разным блокам оценки за написанный реферат или доклад.

Четвертый уровень –  уровень творческий. Именно на творческом уровне будущие педагоги по физической культуре показывают возможность представить различные формы выявления нестандартных способов постановки проблемы и их решений в структуре изучения темы «Методы обучения», которая является один из трех китов современной дидактики средней и высшей школы.

Оценка и отметка четвертого уровня представляет собой также удвоенный вариант предыдущего уровня, т.е. – это 80 баллов. Качество и возможности предложенных заданий также могут быть вариативно определены в структуре верификации целостности разработанной технологии изучения темы «Методы обучения».

В структуре курса «Теоретическая педагогика» тема «Методы обучения» В лекционном изучении состоит из трех звеньев – традиционные методы обучения, методы обучения, относящиеся к методам развития и формирования творческих способностей и методы коррекционного обучения.

В структуре курса «Теория и методика физической культуры» происходит уточнение и верификация различных методов физического воспитания в системе современного образования. Специфику изучения возможностей данного курса мы опишем в следующей работе.


Библиографический список
  1. Зубанов В. П., Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в структуре изучения педагогических дисциплин будущими педагогами (бакалаврами) // Инновации в науке, производстве и образовании: сб. трудов Междуню науч.-практ. конф. Рязань : изд-во Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2013.  С. 341-345.
  2. Зубанов В. П., Козырева О. А., Гайко М. Е. Особенности планирования и организации продуктивной деятельности студентов-педагогов по физической культуре в вузе и спузе //Непрерывное профессиональное образование: проблемы, перспективы, опыт международного сотрудничества: матер. межвуз. науч.-метод. конф. с междун. уч. Благовещенск: изд-во БГПУ, 2012.  С.39-42.
  3. Зубанов В. П., Меркушева Э. А., Козырева О. А. Некоторые аспекты продуктивной самореализации будущих педагогов по ФК // Society, culture, personality. Current problems of socio-humanitarian knowledge : of the IV international scientific conference on February 16–17, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ».  P. 118-119.
  4. Кареев А. А., Козырева О. А., Стройкина Л. В. Качество управления педагогическими процессами в структуре идей здоровьесбережения // Наука XXI века: проблемы и перспективы: матер. II Междун. науч.-практ. конф. Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 41-43.
  5. Кириенко С.А., Слепышев А.В., Козырева О.А. Специфика и ресурсы гуманизации общества в структуре изучения педагогического знания будущими педагогами по ФК // Международный академический вестник.  2014.  №3.  С. 22-24.
  6. Козырева О.А., Стройкина Л.В., Вяхирева А.В. Некоторые возможности моделирования в структуре изучения педагогических дисциплин будущими педагогами по ФК //Многоуровневое образование и компетентностный подход: векторы развития: мате­риа­лы российской науч.-метод. конф. с междунар. участием (Вологда, 20 марта 2014г.); под ред. д.э.н., проф. О. В. Лускатовой. Вологда: Вологод. инст. бизнеса, 2014. С. 444-450.
  7. Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  385 с.  ISBN 5–85117–239–8.
  8. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагоги­чес­кую деятельность»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров напр. подготовки «050100 – Пед. образование», профиля – «Физ. культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 55 с.
  9. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». – Новокузнецк : КузГПА, 2013.  45 с.  ISBN 978–5–85117–740–8.
  10. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». – Новокузнецк : КузГПА, 2013.  54 с.  ISBN 978–5–85117–741–5.
  11. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педа­го­ги­ка»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров напр. подготовки «050100 – Пед. образо­ва­ние», профиля – «Физ. культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 49 с.
  12. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педаго­ги­ка»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров напр. подготовки «050100 – Пед. образо­ва­ние», профиля – «Физ. культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 53 с.
  13. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. – 52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
  14. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. – 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
  15. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М.: МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978-5-7262-2023-9.
  16. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. – 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
  17. Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. №9.  С.79-83.
  18. Козырева О. А. Технология системно-педа­го­гического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  19. Козырева О.А. Уровневое обучение: теория и практика в современной системе образо­вания: учеб.-метод. пособ. Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007.  427 с. [+прил. на CD].
  20. Козырева О. А., Доркин Д. С., Стройкина Л. В. Особенности детерминации категории «педагогический менеджмент» в ресурсах определения условий педагогического взаимодействия будущего педагога по ФК // СОЦИОСФЕРА.  2014.  №2.  С. 191-193.
  21. Козырева О.А., Похоруков О.Ю., Платоненко А.И. Специфика и результативность моде­ли­рования педагогических средств в ресурсах технологии системно-педагоги­чес­ко­го моделирования //Пед. мастерство: матер. Междун. науч. конф. М.: Буки-Веди,2014.С.6-8.
  22. Козырева О.А. Моделирование как социально-педагогический феномен: курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007.  627 с. [+прил. на CD].
  23. Мелконян Г.М., Зубанов В.П., Козырева О.А. Специфика управления и эффективность профессионально-педагогического взаимодействия в структуре получения и апробации современного педагогического знания //Professionalizing of a personality at educational institutes and practical activities: theoretical and practical problems of sociology, labor psychology and professional education:mat. of int. sc. conf. Prague:Sociosféra-CZ. P.118-119.
  24. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2011. №1 (3). С. 49-62.
  25. Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука.  2011.  № 11.  С. 58-65.
  26. Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.  2011.  № 6.  С.40-44.
  27. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука.  2014. №1. С.103-107.
  28. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО.  М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  29. Стройкина Л.В., Нуритдинов М.Н., Козырева О.А. Детерминация понятий современной педагогики как форма самосовершенствования личности педагога //Наука и образование: тенденции и перспективы: матер. Междун. науч.-практ. конф. Уфа:ИЦИПТ,2014.С.85-87.
  30. Стройкина Л. В., Козырева О. А., Доркин Д. С.  Некоторые особенности детерминации основ педагогического взаимодействия в структуре изучения педагогического менеджмента // Молодой ученый.  2014.  № 6 (65).  С. 754-757.


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: