УДК 94(479.22)

ПЕНЗЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ В КОНЦЕ 1980-1990-ЫЕ ГГ.

Мику Наталья Валентиновна1, Давыдов Александр Станиславович1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье анализируются изменения в практике и структуре пензенской епархии в конце 1980-х - 1990-х гг., вызванные переменами в политических и социально-экономических условиях существования всех конфессий в СССР, в том числе Русской Православной церкви / постсоветской России. В 1990 г. за конфессиональными организациями РФ был закреплен статус юридического лица. С конца 1980-х гг. начинается активная передача храмов и церквей, предметов православного культа РПЦ в регионах. В июне 1990 г. Саранская епархия была выделена в самостоятельную из состава Пензенской епархии. В 1991 г. Пензенская епархия была разделена на 7 благочинных округов. В 1991 г. в г. Пензе произошло возрождение церковного братства – православного Иннокентьевского общества «Возрождение».

Ключевые слова: епархия, Пензенская область, православие, Россия, СССР


THE PENZA DIOCESE AT THE END OF THE 1980-1990TH

Micku Natalya Valentinovna1, Davydov Alexander Stanislavovich1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
In article changes in practice and structure of the Penza diocese in the late eighties - the 1990th, caused by changes in political and social and economic living conditions of all faiths in the USSR, including Russian Orthodox Church / Post-Soviet Russia are analyzed. In 1990 the status of the legal entity was assigned to the confessional organizations of the Russian Federation. Since the end of the 1980th active transfer of temples and churches, subjects of an orthodox cult of ROC in regions begins. In June, 1990. The Saransk diocese was allocated in independent of structure of the Penza diocese. In 1991. The Penza diocese was divided into 7 decent districts. In 1991 in Penza there was a revival of a church brotherhood – orthodox Innokentyevsky society "Renaissance".

Keywords: diocese, Orthodoxy, Penza region, Russia, USSR


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мику Н.В., Давыдов А.С. Пензенская епархия в конце 1980-1990-ые гг. // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/46271 (дата обращения: 01.10.2017).

С конца 1980-х гг. политическая реальность в СССР претерпевает кардинальные изменения. Так, перед конфессиями встал вопрос об участии или неучастии в выборах народных депутатов. Закономерно, что государство не могло дозволить в этом процессе проявления «вольности» со стороны религиозных объединений. Так, в конце 1989 г. накануне выборов республиканский Совет по делам религий направил в регионы документ «Выписка из Определений Архиерейского Собора Русской Православной церкви», где рекомендовалось в каждом случае вопрос о целесообразности участия в выборах органов власти решать главе конфессии [1]. Православное руководство также определило свою позицию [2].

В 1990 г. за конфессиональными организациями РФ был закреплен статус юридического лица; принимается комплекс нормативно-правовых актов в русле толерантности и веротерпимости, в той или иной степени регламентировавших существование религиозных объединений. 3 июля 1991 г. архиепископ Пензенский и Кузнецкий получил свидетельство о регистрации епархии как юридического лица [3].

Уполномоченный подчеркивал, что местные православные объединения действовали гораздо активнее, чем другие религиозные общины, и что благожелательная политическая позиция и миротворческая деятельность способствовали подъему авторитета православной церкви среди верующей части населения [4].

С 1988 г. пензенская областная администрация передала епархии 270 храмов, реально – развалин [5, с. 458].

В июне 1990 г. Саранская епархия была выделена в самостоятельную из состава Пензенской епархии.

25 января 1991 г. был опубликован «Порядок регистрации и открытия православного прихода Пензенской епархии». Предписывалось после обязательного получения благословления архиепископа Пензенского и Кузнецкого собрать подписи верующих, желавших открыть храм (20-50 подписей); потом обратиться с заявлением о регистрации религиозного общества в райисполком или горисполком. В течение месяца орган государственной власти рассматривал заявление и выносил решение. В случае отказа его можно было обжаловать в судебном порядке, при положительном решении проводилось приходское собрание. На собрании должно было присутствовать не менее 20 учредителей, которые знакомились с уставом об управлении Русской Православной церкви, уставом православного прихода и простым голосованием принимали их. После получения справки от уполномоченного приходский совет обращался к архиепископу Серафиму за назначением священника для духовного руководства и совершения богослужений [6].

В 1991 г. Пензенская епархия была разделена на 7 благочинных округов.

В 1991 г. архиепископ Серафим дал оценку августовским событиям: «Все эти тревожные дни Пензенская епархия жила в величайшем напряжении вместе со всем нашим народом… Каждый священнослужитель и православный христианин в своих усердных молитвах к Господу просил об одном: чтобы в стране нашей не пролилась кровь». Серафим отметил радостное чувство по поводу того, что Б.Н. Ельцин продемонстрировал свое мужество по отношению к антиконституционному комитету и благородство к судьбе президента СССР М.С. Горбачева. Архиепископ Пензенский и Кузнецкий назвал путч величайшим преступлением, поскольку «насилие неугодно Богу и всегда вызывает осуждение Церкви…». Серафим подчеркивал, что Церковь не является государственным институтом и не должна заниматься политикой, но и государству, и РПЦ, в первую очередь, должен быть дорог человек, а «не интересы партийного клана» [7].

В 1991 г. в г. Пензе произошло возрождение церковного братства – православного Иннокентьевского общества «Возрождение». Общими направлениями работы общества объявлялись: повышение общей духовной культуры православных христиан прихода и вне его; повышение богословской, духовной и нравственной подготовки членов общества, православных христиан прихода и вне его; защита и возрождение православия среди русского населения и других народов г. Пензы и области; миссионерская деятельность среди населения по воспитанию высоких христианских идеалов, милосердия и благотворительности, трудолюбия и братолюбия, любви к Богу и Отечеству; проведение духовно–просветительских вечеров и систематических занятий по изучению Священного Писания, Священного Предания, догматических и литургических вопросов, истории Православной церкви и государства российского, уделяя особое внимание христианскому воспитанию семьи; содействие и открытие епархиальной и соборной библиотеки и читального зала; возрождение традиционного уклада жизни православных общин (приходов), церковно-народных праздников и обрядов; установление и поддержание общения с Братством Преподобного Сергия Радонежского, другими аналогичными Братствами и обществами в г. Москве и других городах, обществами культуры, экуменические контакты (с инославными церквами) по обмену опытом христианского делания» [8].

После раздела Пензенской епархии на территории Пензенской области оставалось 27 функционировавших храмов и молитвенных домов. К 1999 г. их количество увеличилось до 150. В 1999 г. численность священнослужителей в Пензенской епархии серьезно увеличилась и составила 155 священников и диаконов, но для активной деятельности всех приходов области было нужно еще 30 [5, с. 457, 461].

7 января 1992 г. в Пензенской области впервые после объявления православного праздника Рождества нерабочим днем состоялись праздничные торжества. На праздничном богослужении в Успенском кафедральном соборе присутствовали руководители областной администрации – А.А. Кондратьев, А.И. Кислов и представители общественности г. Пензы. Днем 7 января в картинной галерее им. К.А. Савицкого состоялся концерт городского хора под руководством В.В. Каширского, исполнявшего песнопения Божественной литургии. Накануне – 4 января прошло освящение здания областной администрации [9].

В 1992 г. пензенское епархиальное управление выступило с предложением о создании собственной профсоюзной организации. В информационном сообщении было сказано, что в 1991 г. в г. Санкт-Петербурге был образован профсоюз работников Санкт-Петербургской митрополии, который является добровольной общественной организацией, созданной на основе законов «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» и «Об общественных объединениях». Для осуществления права на управление государственным социальным страхованием и создания собственного Фонда социального страхования, получения права законодательной инициативы в высших органах государственной власти профсоюзу необходимо иметь статус республиканского [10].

В 1990-х гг. восстанавливаются и отстраиваются новые православные культовые здания в Пензенской области.  В регионе начали функционировать – приняли своих насельников – Наровчатский Троице-Сканов и Пензенский Троицкий женские монастыри, Свято-Тихвинский Керенский мужской монастырь.

В результате, появились проблемы иного плана. Например, после передачи комплекса Троице-Сканова монастыря в 1990 г. архиепископ Серафим выступил с инициативой выделения близлежащих к монастырю земель по берегу р. Мокши и поля совхоза «Наровчатский» для ведения хозяйства [11].

В 1992 г. начала действовать церковь Михаила Архистратига в с. Лермонтове [12]. В 1994-1995 гг. были освещены деревянная церковь в Ахунах, Благовещенский храм-крестильня при кафедральном соборе в г. Пензе, церковь во имя великомученика Димитрия Солунского в с. Лесной Вьяс Лунинского района, Никольская церковь Белинского района Пензенской области [13]. Это были первые в регионе вновь отстроенные храмы, сооруженные по проекту архитектора Д.А. Борунова. В 1996 г. началось строительство церкви в с. Березенки Белинского района [14]. После капитального ремонта и реставрации внутреннего убранства в 1998 г. в Покровской церкви, переданной епархии в 1989 г., было возобновлено богослужение.

Со второй половины 1990-х гг. происходит активное возвращение в епархию предметов православного культа, перезахоронение местных святых и т.д. [15].

В 1999 г. в г. Пензе и области прошли торжественные мероприятия, посвященные 200-летию образования Пензенской епархии, на которых присутствовал Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Данное событие отчасти послужило импульсом к воссозданию «Церковно-исторического комитета Пензенской епархии» [16], цель которого состояла в написании «как можно более полной» истории Пензенской епархии. Комитет позиционировал себя не просто как общество, объединявшее любителей церковной старины, а как рабочий орган пензенского епархиального управления, «который на общественных началах призван был оказывать конкретную помощь духовенству в познании прошлого своих приходов и епархии в целом, а также способствовать оживлению приходской жизни за счет ознакомления прихожан с предметами, достойными их памяти» [17].


Библиографический список
  1. ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 141. Л. 38.
  2. Пимен, Патриарх Московский и всея Руси. Интервью // Журнал Московской патриархии. 1989. № 7. С. 2-3.
  3. Регистрация Пензенской епархии // Пензенские епархиальные ведомости. 1991. 12 (25) июля. С. 3.
  4. ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 125. Л. 4.
  5. Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая: Исторический очерк. Пенза, 1999. С. 458-461.
  6. Порядок регистрации и открытия православного прихода Пензенской епархии // Пензенские епархиальные ведомости. 1991. 25 января (7 февраля). С. 2.
  7. Обращение Высокопреосвященнейшего Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого // Пензенские епархиальные ведомости. 1991. 24 августа (6 сентября). С. 2.
  8. Программа Православного Иннокентьевского общества «Возрождение» // Пензенские епархиальные ведомости. 1991. 10 (23) августа. С. 3.
  9. Рождество в Пензе // Пензенские епархиальные ведомости. 1992. 11 (24) января. С. 2.
  10. Информация к вопросу о профсоюзе // Пензенские епархиальные ведомости. 1992. 13 (26) июня. С. 3.
  11. ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 152. Л. 97.
  12. Кольян Т. Церковь стала действующая // Сельская новь. 1992. 28 марта. С. 3.
  13. Жигалева А. Вложи в чашу покаяния // Пензенские вести. 1995. 20 декабря. С. 2.
  14. Долженков В. Построившая храм // Сельская новь. 1998. 25 сентября. С. 1.
  15. Лапотов С. Сокровища края // Вадинские вести. 2006. 4 мая. С. 3.
  16. Пензенские епархиальные ведомости. 1999. № 4 (7). С. 46.
  17. Устав Церковно-исторического комитета Пензенской епархии // Пензенские епархиальные ведомости. 1999. № 4 (7). С. 42.


Все статьи автора «Королева Лариса Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: