УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Дружилов Сергей Александрович
Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, Новокузнецк
кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела Экологии человека

Аннотация
Не всякая деятельность способствует развитию личности и формированию профессионализма. В статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности, обеспечивающие возникновению синдрома профессионализма. Показана цикличность процесса профессионального развития человека в деятельности. Переход на новый уровень профессионализма связан с осознанием субъектом проблемных ситуаций в деятельности.

Ключевые слова: концептуальная модель деятельности, личность, профессионализм, профессиональная деятельность, профессиональное развитие, психологический синдром, уровни профессионализма


THE INFLUENCE OF PROFESSIONAL ACTIVITY ON THE FORMATION OF PROFESSIONALISM OF THE HUMAN

Druzhilov Sergei Aleksandrovich
Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases under Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Sciences, Novokuznetsk
PhD of Psychological Sciences, Associate Professor, leading scientific worker of the Department of Human Ecology

Abstract
Not any activity promotes the development of personality and the formation of professionalism of the man. In the article discusses the features of professional activities, providing the syndrome of professionalism. Is shown cyclicity of the process of professional development of man in activity. The transition to the next level of professionalism possible made in the knowledge human of problem situations in activity.

Keywords: conceptual model of activities, levels of professionalism, personality, professional activity, professional development, professionalism, psychological syndrome


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дружилов С.А. Влияние особенностей профессиональной деятельности на формирование профессионализма человека // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/44980 (дата обращения: 02.06.2017).

Основы профессионализма человека закладываются в профессиональном обучении, в допрофессиональной деятельности. Закончив профессиональное обучение, человек приобретает определенную квалификацию, формально именуется специалистом (и если является таковым, то, пока специалистом начального уровня) в определенном деле. Но профессионализм (как интегральная характеристика человека) может быть сформирован лишь в процессе профессиональной деятельности, приобретения профессионального опыта.

Под профессионализмом мы понимаем свойство человека (как индивида, личности субъекта деятельности и индивидуальности) выполнять профессиональную деятельность систематически, эффективно, качественно и надежно. При этом в понятие «профессиональная деятельность» мы вкладываем следующее содержание: это сложная деятельность, которая предстает как способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный (конституированный) характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения.

Профессионализм – это интегральная характеристика человека, проявляющаяся в профессиональной деятельности и в общении, а также, в той или иной мере, в поведении человека, в том числе вне профессии [1]. Профессионализм – это не только достижение человеком высоких объективных показателей в труде (объективированных результатов), но и особенности его профессиональных мотиваций, система его устремлений, ценностных ориентацией, смысла самой деятельности для человека. При таком подходе профессиональная карьера может рассматриваться как многолетняя профессиональная деятельность, нацеленная на достижение высоких результатов, успеха и связанная с самосовершенствованием человека в избранной профессии.

Главным источником развития личности, согласно деятельностной теории личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский и др.), является деятельность. При этом под деятельностью  понимается сложная динамическая система активного взаимодействия человека с миром, в процессе которых формируются свойства личности (Леонтьев А.Н., 1975); деятельность (англ. аctivity; лат. аctivitas) это специфическая человеческая форма активности. Считается, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, оказывается включенным в социальные взаимодействия.

Необходимым условием формирования профессионализма человека является выполнение им профессиональной деятельности в конкретных общественно-исторических условиях; лишь при выполнении этого условия будет формироваться специфическая социально-профессиональный тип личности профессионала, включенного в социальную действительность.

Однако реальность свидетельствует, что далеко не все люди, получившие по окончании профессионального или подготовки квалификацию специалиста и осуществляющие достаточно долго профессиональную деятельность обретают свойство профессионализма.

Рассмотрим особенности профессиональной деятельности, способствующие формированию этого свойства. Будем придерживаться предложенной ранее (Дружилов С.А., 2002-2003 гг.) концепции профессионализма как психологического синдрома, в котором отдельные его свойства (симптомы) объединены общим механизмом возникновения и развития. Макроструктура указанного синдрома включает следующие а) исходных предпосылок; б) личностных особенностей; в) профессиональной подготовки и деятельности; г) профессионального взаимодействия с коллегами. Имеются в виду психологические особенности (человека, его подготовки, деятельности и взаимодействия), способствующие формированию синдрома и обеспечивающие его устойчивость [2].

К симптомам (признакам) профессионализма можно отнести такие показатели деятельности, как ее надежность, безошибочность, высокое качество результатов, умение использовать обширный арсенал средств и способов, наличие индивидуального стиля деятельности, высокая эффективность. У человека, достигшего профессионализма, складывается профессиональное самосознание, профессионально-оринтированная система отношений – к профессии, к деятельности, к миру, к людям. Он способен к профессиональному саморазвитию.

Важнейшими психологическими средствами обеспечения возникновения указанных симптомов профессионализма, как и синдрома профессионализма в целом мы считаем такие психические образования, как концептуальная модель деятельности и профессиональное самосознание [3].

Характеристики человека (свойства индивида, личности, субъекта деятельности, особенности индивидуальности) оказывают влияние на формирование и развитие синдрома профессионализма. Существенный вклад в становление основ профессионализма вносит профессиональное обучение. Профессионализация, понимаемая как процесс «встраивания» новых знаний умений и навыков (ЗУН) и «перестраивания» (переформатирование) старых, не ограничивается периодом профессиональной подготовки, а продолжается в процессе всего профессионального пути человека. По мере овладения деятельностью человек овладевает новыми профессиональными знаниями и умениями, формирует новые навыки деятельности. Этот процесс сопровождается изменениями человека в целом: развиваются, прежде всего, его свойства как субъекта деятельности, происходят изменения в структуре личности, развивается его индивидуальность.

При этом деятельность оказывает опосредованное, – через онтогенез личности (изменение ее самооценки, мотивации, системы отношений и т.д.), – воздействие на развитие профессионализма. Исследования В.И. Моросановой подтверждают, что особенности профессиональной деятельности могут как способствовать, так и препятствовать формированию активного стиля саморегуляции деятельности [4], а значит, могут приводить как к развитию синдрома профессионализма, так и к его разрушению. В качестве детерминирующих факторов называются: 1) возможности саморегуляции личности; 2) специфика требований, предъявляемых деятельностью к человеку.

Е.А. Климов неоднократно (в публикациях 1988-2004 г.) указывал на то «развитие личности и, в частности, способностей человека происходит не в любой деятельности, но в нормально напряженной за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности» (цитируется по [5, с. 23).], курсив наш – С.Д.). Здесь под напряженностью исследователь понимал «оптимальное сочетание мотивов разного уровня» [там же].

С позиций рассмотрения деятельности как процесса это означает, что низконапряженная, неинтенсивная деятельность, включающая выполнение чрезмерно простых профессиональных задач не может сформировать профессионала. С другой стороны, чрезвычайно напряженная, очень интенсивная деятельность, а также деятельность, направленная на выполнение чрезвычайно сложных или невыполнимых (в принципе, или в данных условиях и при данной квалификации) не способствует прогрессивному развитию профессионализма. Такая деятельность может стать фактором профессиональной деформации и даже возникновения профессиональных деструкций. В этом случае очень многое зависит от ценностно-смысловой и мотивационной сферы, велико и влияние профессионального коллектива.

Л.И. Анцыферова, признавая, что не всякая деятельность является условием прогрессивного развития личности, выделяет в профессиональном развитии два аспекта. С одной стороны, профессиональное развитие – это процесс, возникающий при несовпадении наличных возможностей у человека и требований профессии, как реакция на разрешение возникшего противоречия. С другой стороны, сама профессионализация, включающая профессиональную деятельность, требует наличия определенных личностных качеств человека, а также внутренних возможностей их развития [6].

В научной психологической литературе профессиональное становление человека представлено в виде двух основных линий: а) как развитие его деятельности (В.Д. Шадриков, Г.В. Суходольский, В.М. Клищевская и др.) – ее структуры, совокупности способов и средств, порядок следования которых имеет целевую детерминацию); б) как развитие его личности (Е.П. Климов, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков, А.Р. Фонарев и др.) –последовательность периодов, ступеней, стадий на профессиональном пути. Мы считаем, что указанные подходы являются взаимодополняющими.

Отметим, что еще С.Л. Рубинштейн (1889—1960 гг.) писал: «Развитие человека, в отличие от накопления ″опыта″, овладения ЗУНами – это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека – это и есть то, что представляет собой развитие как таковое» [7, с. 228]. Известно, что способности, являясь индивидуально-психологическими особенностями личности, с одной стороны, являются условием успешного овладения деятельностью, с другой – проявляются и развиваются в деятельности. Приведенная цитата не противоречит содержанию профессионального становления, одним из результатов которого является формирование (развитие) профессиональных способностей.

Приводимый в литературных источниках анализ позволяет представить профессиональное развитие в виде непрерывного, но не монотонного, а циклического процесса, имеющего отдельные стадии, которым соответствуют качественно своеобразные формы профессиональной деятельности [8; 9; 10].

Ю.К. Корнилов и А.В. Панкратов отмечали, что практически всегда на определенном этапе профессионализации у человека наблюдается независимое от текущей деятельности и от ее ситуативных проблем, но направленное на ее оптимизацию этой деятельности стремление понять, осмыслить взаимосвязи, характеризующие объект труда и встречающиеся проблемные ситуации [11].

Наши собственные исследования динамики профессионального становления позволили выделить три основных уровня профессионализма. Объективными критериями отнесения специалиста к определенному уровню является качество и надежность его труда, наличие/отсутствие ошибок и рекламаций. Важнейшим критерием является интегральная эффективность деятельности. Целесообразно учитывать не только ее экономическую, но и психологическую и социальную составляющие (с весовым коэффициентами, определяемым приоритетами организации) [12].

1. Нижний уровень – потенциальный (или «учебный» – условно, поскольку формально профессиональное обучение закончено), на этом уровне человек осваивает иную технологию, соответствующую его профессии.

2. Средний уровень, характеризующий некоторую нормативную степень достижения профессиональной компетентности – основной (или «номинальный»).

3. Высший уровень –оптимальный (или «перспективный»).

Дополнительный, качественно более высокий уровень обозначен как уровень мастерства. Внутри каждого из трех основных уровней (ступеней) для количественной оценки были выделены по три градации (или подуровня) сформированности профессионализма.

При достижении вершины первого («потенциального) уровня человек становится специалистом, освоившим основную технологию профессиональной деятельности, ее процедуры, средства. Специалист – это носитель нормативно заданных операционально-функциональных свойств, обеспечивающих более или менее успешное решение профессиональных задач. Он еще не обладает профессионализмом. Но потенциально он может обрести это свойство. Или не обрести. И остаться на уровне «ремесленника».

При достижении вершины второго («основного») уровня человек уже не только знает технологию профессиональной деятельности, ее процедуры, владеет некоторым комплексом внутренних и внешних средств, может применять их избирательно. Он осознает смысл своей деятельность, принимает профессиональные ценности, у него сформировано профессиональное самосознание. Это уже добротный профессионал. И таких достаточно много, на них держится мир.

На вершине третьего («оптимального») уровня профессионал знает не только основную технологию, но и множество ее тонкостей, нюансов. Их нельзя получить через обучение, можно приобрести лишь с опытом. Арсенал возможных средств и способов его деятельности (внутренних и внешних) – обширен. У него уже есть профессиональная интуиция, и он ее активно использует. Профессиональная деятельность на этом уровне является оптимальной – по показателям надежности, качества, эффективности. Это уже профессионал высокого уровня. И у него открываются новая перспектива.

Это – перспектива выхода на следующий (четвертый – дополнительный в нашей шкале) уровень – уровень мастерства (Мастера, Учителя, Наставника). Переход  на уровень мастерства возможен для профессионала высокого уровня, который знает как сделать не только на интуитивном уровне, но и, осознав, может это вербализовать, перевести в словесную форму донести до других. У него нет технологических ограничений. Спектр приемов велик – идет импровизация. Он не боится экспериментировать.

Указанные градации связывались со степенью осознания субъектом наличия (либо отсутствия) у него необходимых для данного уровня деятельности ЗУН, профессиональной компетентности. Переход на более высокую ступень профессионализма невозможен без осознания того, в чем субъект деятельности еще некомпетентен. При этом имеют место циклические изменения в когнитивной сфере личности: движение от неосознаваемой некомпетентности – через осознаваемую некомпетентность – к осознаваемой компетентности, делающей возможным переход на более высокий уровень, где процесс «осознания» повторяется. Цикличность процесса профессионализации связана с разрешением человеком внутренних противоречий, вызванных диалектическим отрицанием сформированного у него ранее отношения к деятельности (включая способы и средства, а также смысловую и мотивационную компоненты) при переходе субъекта на новый, более высокий уровень [13].

Указанная авторская модель была многократно использована в исследованиях различных видов профессиональной деятельности(см., например [14; 15; 16] и др.).

Необходимым условием успешного выполнения профессиональной деятельности и становления профессионализма является сформированность у субъекта труда концептуальной модели профессиональной деятельности (КМПД), обеспечивающую решение большинства профессиональных задач. КМПД – это психическое образование, своеобразный внутренний мир человека-деятеля, который базируется на большом количестве информации о профессиональной среде, о предмете труда, о целях, средствах и способах деятельности. Понимаемая в таком смысле концептуальная модель включает в себя представление специалиста о профессиональных задачах, последствиях правильных и ошибочных действий, готовность к нестандартным ситуациям. Она содержит жизненный опыт человека и знания, полученные при специальном обучении, а также сведения, поступающие в процессе самой профессиональной деятельности. Мы рассматриваем КМПД с двух сторон: как субъективную моделью непрерывно изменяющегося объективного «мира профессионала» и как презентацию психологической структуры деятельности. Недостаточная сформированность КМПД на этапе профессионального обучения в дальнейшем может сделать это внутреннее средство деятельности источником неадекватных действий, грубых ошибок, имеющих катастрофические последствия [17].

Важнейшими свойствами КМПД являются активность, целостность и динамичность. Эти свойства в совокупности характеризуют готовность к изменениям КМПД. При наличии такой готовности человек способен в корректировать, уточнять свою внутреннюю модель деятельности, включать в нее новые системы отношений. Коррекция КМПД на основе получаемой извне информации является необходимым условием успешной профессионализации человека. В этом плане возникшее рассогласование психической модели и реального объекта можно рассматривать как источник развития профессионализма человека.

При отсутствии такой готовности человек иначе реагирует на возникшее рассогласование модели и объекта. Либо человек игнорирует поступающую информацию об изменяющихся состояниях объекта и профессиональной среды и продолжает деятельность в соответствии со сложившимися неадекватными представлениями. В этом случае возникшее рассогласование является источником деформации трудового поведения и личности. Либо же человек проявляет активность, направленную на изменение профессионального мира (профессиональной среды, объекта, предмета и средств деятельности) в соответствии с внутренней системой представлений человека. Тогда возникшее рассогласование выступает в качестве причины сверхнормативной активности человека – как конструктивной, так и деструктивной (что бывает чаще).

Мы исходим из понимания того, что развитые формы профессиональной деятельности предполагают становление индивидуального профессионализма как процесс и результат самодвижения и саморазвития. Психологический механизм такого развития в постоянно назревающем в процессе труда и требующем своего разрешения противоречии между ранее сформированными специалистом представлениями о способе деятельности и реальным содержанием выполняемых человеком профессиональных задач. При этом сформированная ранее и устаревшая ныне система представлений о путях решения профессиональной задачи вызывают стереотипизацию способов деятельности и применяемого арсенала средств, приводит к угасанию ориентировочной активности.

Источником энергии для такого самодвижения является индивидуальный ресурс профессионального развития (ИРПР) человека [18], он определяет вектор развития личности – максимальную реализацию ее потенциалов. Результат такого развития – становление человека-деятеля как субъекта жизни, а его поведение в профессии и сама профессиональная деятельность не только предстают частью его жизни, но и определяются системой его жизненных ценностей, внутренней «картиной Мира».


Библиографический список
  1. Дружилов С.А. Профессионализм человека как объект психологического изучения // Вестник Балтийской педагогической академии. 2003. № 52. С. 40-46.
  2. Дружилов С.А. Профессионализм человека как психологический синдром //  Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8 (36). С. 65-71.
  3. Дворцова Е.В., Дружилов С.А. Профессиональная «Я-концепция» и концептуальная модель деятельности // Ананьевские чтения–2001: Образование и психология. Тезисы научно-практич. конф. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. С. 264-266.
  4. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998. 191 с.
  5. Климов Е.А. Введение в психологию труда.  М.: МГУ; Академия, 2004. 336 с.
  6. Анцыферова Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии // Психологический журнал. 1982. № 12. С. 8-18.
  7. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 424 с.
  8. Галактионов А.И., Янушкин В.Н. Анализ и оценка деятельности по кривым обучения // Психологический журнал. 1985. № 4. С. 97-107.
  9. Venda V.F. On transformation learning theory // Behavioral Science. 1986. V. 31. № 1. P. 1-11.
  10. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996. 400 с.
  11. Корнилов Ю.К., Панкратов А.В. Теоретические предпосылки изучения профессиональной деятельности с выраженным мыслительным компонентом // Проблемы психологического анализа трудовой деятельности: Сб. научн. трудов. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1986. С. 61-77.
  12. Дружилов С.А. Оценка эффективности совместной деятельности специалистов: методика построения аддитивного интегрального критерия // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 1. С. 71-73.
  13. Дружилов С.А. Обучение и стадии профессиональной компетентности // Непрерывное образование как условие развитие творческой личности. Сб. по материалам Фестиваля педагогического творчества.  Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2001. С. 31-33.
  14. Чижова В.М., Волчанский М.Е., Чумакова М.И. Модель специалиста по социальной работе в здравоохранении. Волгоград: Изд-во ДарКо, 2007 186 с.
  15. Козырева О.А. Феноменология профессиональной компетентности учителя // Образовательные технологии и общество. 2008. Т. 11. № 2. С. 361-363.
  16. Мезенцева О.И., Кузнецова Е.В. Психолого-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога / монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. 158 с.
  17. Дружилов С.А. Освоение студентами модели профессии и профессиональной деятельности как необходимое условие профессионализации // Образовательные технологии и общество. 2010. Т. 13. № 4. С. 299-318.
  18. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс профессионального развития как необходимое условие становления профессионализма // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 2. С. 145-148.


Все статьи автора «Дружилов Сергей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: